Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

С кем поведёшься, от того и наберёшься.

Грязовецкий уезд в записях современников и трудах историков конца XVIII - XIX веков

Назад

 

ГРЯЗОВЕЦКИЙ УЕЗД 
В ЗАПИСЯХ СОВРЕМЕННИКОВ 
И ТРУДАХ ИСТОРИКОВ КОНЦА XVIII-XIX ВВ.

Раздел представляет собой подборку материалов, посвященных различным сторонам быта населения Грязовецкого уезда прошлого века. Эти материалы были в свое время опубликованы в местной периодической печати и столичных изданиях. Сейчас они практически неизвестны широкому кругу читателей. Составляя данную подборку, мы преследовали цель разностороннего охвата грязовецкой уездной жизни. Именно поэтому рядом с официальным описанием Грязовца и округи П. Иноходцева помещены фрагменты книги С.П. Шевырева. Автор, известный славянофил, пытается погрузиться в глубину провинциальной жизни; в захолустном Грязовце находит талантливого слепца, математика-самоучку, видит высокие образцы народной нравственности.

Любопытен рассказ Н.Ф. Бунакова "Мелкопоместные баре"" изобилующий этнографическими деталями.

В разделе опубликовано извлечение из дневника А.Ф. Фортунатова о старинных костюмах Грязовецкого уезда - один из наиболее ранних материалов по теме.

Наиболее фундаментальным этнографическим материалом раздела следует признать "Описание одного прихода", опубликованное анонимным автором из помещиков в "Вологодских губернских ведомостях". Название символично, так как речь идет не столько о конкретной местности, сколько о типичном сельском приходе одной из северных губерний России вскоре после отмены крепостного права. "Описание" относится в значительной степени к "официальной" литературе. В пользу этого говорит нарисованная автором благостная картина крестьянского существования. Впрочем, верноподданические чувства автора не затрагивают в полной мере действительную картину жизни грязовецкой деревни. Раздел, посвященный нравственности, дает обильный материал для размышления как историку культуры, так и радетелю "нового православия", уповающему на исторический опыт "святой Руси".

Статья "Сельские торжки" посвящена крестьянскому торгу в с. Сидорове Грязовецкого уезда. Эта местность находится в значительном удалении от Московской дороги. Торжок, являясь внутри-уездным, существовал за счет ресурсов внутреннего производства. Интерес читателя вызывает процесс формирования товарного предложения, ассортимент продукции, торговые связи с соседними уездами.

Последней в разделе стоит архивная публикация "Усадьба Васильев-ское". Это небольшая пейзажная зарисовка, посвященная ландшафту Грязовецкого уезда. Автор составил трогательное описание родных мест, подметил достопримечательности. Вызывает уважение чувство гордости, с каким молодой человек, сдающий экзамены за 7 класс гимназии, говорит о своей "малой" Родине.

Описание Грязовца и уезда не исчерпывается предложенными материалами. За рамками раздела осталось значительное количество публикаций. Назовем важнейшие из них, отослав заинтересованных лиц к выходным данным изданий.

Разделы, посвященные Грязовцу, есть в книгах А.А. Засецкого, Н. Брусилова, И. Пушкарева1. Этнографические материалы можно найти в монографии Н.А. Иваницкого2.

Заслуживает внимания описание двух путешествий - экономиста В. Попова, обследовавшего парусинный завод грязовецких купцов Чечулиных3, и журналиста С.Ф. Шарапова, побывавшего в 1892 г. в Грязовце. Последнему принадлежат идиллические строки об уездном центре, которыми уместно закончить этот краткий обзор. "Недоимок нет, грабежей и убийств тоже, мертвых тел не объявляется, процессов почти не ведут, живут по-божьему, не жалуются, не кляузничают, а сажают себе картофель, сеют лен..."4.

А.В. БЫКОВ
(г. Вологда)

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Засецкий А.А. Исторические и топографические известия по древности о России и частно о городе Вологда и его уезде. Собрал из разных российских и иностранных книг и из собственных примечаний собранные и сочиненные 1777 г. - М., 1780 и второе издание, М., 1782 г.; Брусилов Н. Опыт описания Вологодской губернии. - СПб., 1833.; Пушкарев И. Описание Вологодской губернии. // Посвящено имени его императорского высочества государя наследника цесаревича, Великого Князя Александра Николаевича. - СПб., 1846. - С. 103.

3. Попов В. Парусинный завод гг.Чечулиных в Грязовецком уезде. / ВГВ. - 1862. - № 16.

2. Иваницкий Н.А. Материалы по этнографии Вологодской губернии. - М.,1890.

4. Шарапов С.Ф. По русским хозяйствам. Путевые письма из летней поездки 1892 г. в газету "Новое время" пополненные и пересмотренные. - М., 1893.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Л.ИНОХОДЦЕВ

ОПИСАНИЕ ГОРОДОВ ВОЛОГОДСКОГО НАМЕСТНИЧЕСТВА С ИХ ОКРУГАМИ

Грязовец, новоучрежденный в 1780 году августа 2 дня, город из экономического села того же имени, коего крестьяне обращены в купечество и мещанство. Положение имеет на суходоле, посредине которого течет небольшая речка, или паче ручей, Ржавец; окружается сей город прежде бывшими здешних жителей полями, а позади оных лесами и занимает в длину 570, в ширину 343 сажени; в окружности же с небольшим три версты. Состоит из одной улицы, по обеим коея сторонам обывательские домы, и при конце каменная церковь Рождества Христова.

Купцы и мещане торгуют в своих домах съестными припасами, а как лежит оной по большой Московской дороге, то содержат постоялые дворы и все нужное для проезжающих, как то: деготь, овес, сено, колеса и тому подобное; некоторые же и сами под извоз нанимаются. Жители обоего пола вяжут шерстяные чулки и варьги; другие упражняются в медной чеканной работе и в кузнечных изделиях, наиболее же в крашении полотен, что и в герб сего нового города внесено, а именно, в нижней половине щита, в серебряном поле представлена машинка,, употребляемая для делания крашения.

Ярмарки бывают в сем городе в Петров день, Введениев и в Антониев, на которых торгуют привозными из разных городов товарами: шелковыми, нитяными и прочими на крестьянскую руку, а по большей части скупают холст приезжающие из разных российских городов купцы. Продолжение сих ярмарок бывает от трех до четырех дней, и собирается народа от четырех до шести тысяч. Сверх сего еженедельный торг бывает по понедельникам. Хлеб и прочее нужное для пропитания и житья получают из ближних деревень и из города Вологды; водою довольствуются колодезною, а что принадлежит до овощей, то оных совсем нет в Городе. Отстоит же Грязовец от С.Петербурга - 1112, Москвы - 380, oт губернского города Вологды - 42, от смежных сего наместничества Тотьмы - 240, Ярославскаго нам. от Данилова - 80, Пошехонья - 90, Любима-60, Костромского нам. от Буя-70, Солигалицка-140 верст.

Уезд Грязовецкий граничит к северу с Вологодским и Кадниковским, нам., с Галичским, к югу Ярославскаго нам. -с Любимским и Пошехонским, к западу Новогородскаго нам. - с Череповецким, и простирается в длину на 148, в ширину на 78, а в окружности на 649 верст. Местоположение оного по большей части ровное; почва более серая с глиною, а местами песчаная, и для того к плодородию не столько способна, как в Вологодском уезде, почему и на удобренной земле урожай бывает посредственный. Сеют же на унавоженной пашне рожь, овес и малое число ячменя и пшеницы, из которых рожь - сама шестая, овес и ячмень-сам третий, а пшеница-иногда сама третия, а иногда и менее родится. Итак, у жителей за продовольствием своим остается хлеба немного, который для необходимых своих надобностей отвозят на продажу в город Грязовец, а иногда и в Вологду, но весьма малым количеством; в другие же места отпуску оного не бывает. Орудия для обрабатывания земли суть такие же, какие и в других местах употребляются.

Лес по сей округе растет ельник, сосняк, осинник, березник, ивняк, ольшняк и другой в сих местах обыкновенный, которого хотя и довольно, но на хорошее строение недостаточно, а более годного на дрова и другие мелочные надобности. Оного небольшое число возят для продажи в город Грязовец и вешним временем сплавливают в город Вологду плотами по реке, имеющим сообщение с Сухоной и Вологдой, на дрова и мелкие строения.

В уезде сем, в Комельской трети, в Авнежской волости находится немалой величины болото, а при бывшем Николаево-Озерском монастыре озеро, называемое Комельское, которое длиною 5, шириною 3, а в окружности с лишком 16 верст; в оное впадают 4, а истекает одна река, именуемая Комела, да и кроме сей есть довольно рек и речек, из коих по четырем в большую воду гоняют плотами разный строевой и дровяной лес, прочие же мелки; из судоходных - одна Сухона, по которой в вешнее разлитие воды большими судами, а малыми всегда, ход бывает. В сих водах такая же водится рыба, какая и в прочих местах сей области.

Монастырей и пустынь по сей округе до состояния штатов о церковных имениях было довольно, но ныне только три находятся.

1) Павлово-Обнорский монастырь третьего класса, расстоянием от губернского города Вологды в 60, а от Грязовца в 15 верстах, построен з 1414(6922) году, по благословению Фотия Митрополита, преподобным Павлом Обнорским, который, прожив 112 лет, преставился в 1429 (663) году. Каким иждивением построен сей монастырь, по причине бывшего отлитовцев разорения, который весь оный со всеми записками и прочим монастырским имуществом огню предали, - неизвестно; мощи же преподобнаго Павла находятся в церкви оного монастыря под спудом. Игуменство в нем учреждено вскоре по состроению,и первый был игумен Алексий ученик преподобного Павла, что продолжалось по 1694 год, а в оном по просьбе братии Адрианом, патриархом Московским, с дозволения государей, царей и великих князей, Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, рукоположен первый архимандрит с сереброкованою шапкою Вологодского Сямского монастыря игумен Сергий, и продолжалась архимандрия до 1764 года, в котором паки учреждено игуменство. Стоит сей монастырь при речке Нурме в Обнорской волости, почему и Обнорским именуется; в нем строения каменного две церкви, и при одной настоятельские кельи, прочее же строение деревянное.

2) Корнилиево-Комельский третьеклассный монастырь построен в 1515 (7025) году, при державе великого князя Василия Иоанновича, по благословению Варлаама, митрополита всея России, преподобным Корнилием, который преставился в 1537 году, и мощи его находятся в сем монастыре под спудом, в придельной во имя его церкви при соборе. Чьим же иждивением вначале строен - неизвестно, и никаких о том записок не отыскано. Игуменство началось со времени его преподобного Корнилия и продолжалось по 1693 год, в котором по челобитью вологодских купцов и других разного звания людей Адрианом патриархом рукоположен оного ж монастыря игумен Климент в архимандрита с сереброкованною шапкою, и сие начальство продолжалось по 1764 год, в коем опять учреждено игуменство. Стоит сей монастырь в Комельской волости, от которой и название получил, при речке Нурме близ бывшей проезжей дороги, от Вологды в 46, а от Грязовца в 5 верстах. В оном монастыре каменных церквей три, и при одной из них настоятельские кельи, также некоторая часть стены, ворота и над оными церковь, и еще келья немалая каменная, а прочее строение деревянное. Около монастыря устроены были немалые рыбные пруды, и на оных наливнай мучная мельница, но нерадением прежде бывших начальников ныне в прудах не только рыбы, но и воды нет, а снимают на том месте несколько сена.

3) Арсеньев монастырь, построенный по благословению Алексия, епископа Вологодского, в 1547 (7055) году преподобным Арсением, который был уроженец города Москвы, от рода бояр Сахарусовых, постриженняк Троицко-Сергиевой Лавры, где и игуменом был, но, оставя оную, пришел на сие место, на коем тогда был лес, Комельский называемый, и собственным своим трудом и иждивением означенный монастырь создал и в оном преставился; мощи его находятся в церкви монастыря под спудом. Игуменство началось с самого сего основателя преподобного Арсения, которое и поныне продолжается. Стоит на ровном месте, близ реки Лежи, на берегу реки Кохтыша, расстоянием от Вологды 25, а от Грязовца 20 верст. Строения в сем монастыре каменного одна только церковь, а прочее все деревянное.

Хотя в Грязовецком уезде больших ярмарок и на оные съездов из разных городов не бывает, однако ж ежегодно торгуют по три дня в трех сего уезда местах: 1) у Спаса на Нурме; 2) у Спаса на Угле; 3) у Спаса же в Ямщиках, и во всех сих местах торжище бывает в одно время августа 1 -го числа, почему и стечение народа бывает посредственное, из одних близлежащих к каждому месту волостей. На оные приезжают из Вологды мещане с разными мелочными товарами для крестьянства потребными, а иных дорогих товаров не привозят. Жители почти все без изъятия упражняются в земледелии и от оного себе пропитание и нужное для содержания своего получают; женщины же в ткании холстов, которые за продовольствием своим на необходимые надобности продают разным людям и в разных местах; некоторые отвозят для продажи в города, а другие - разъезжающим по деревням и скупающим холст купцам.

(Собрание сочинений, выбранных из месяцесловов на разные годы. - СПб., 1793. - Ч.Х. - С.312-321.)


Источник: https://www.booksite.ru/fulltext/grya/zov/ets/13.htm
Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов