Площадь территории - 175800 га
Численность населения муниципального образования - 1800 человек (по данным на 01.01.09)
Количество населенных пунктов - 39
Центр муниципального образования – село Вознесенское
Почтовый индекс 165521
Населенные пункты на левом и правом берегу Северной Двины в районе впадения в Двину Нижней Тоймы.
деревня Аввакумовская | |
деревня Автомоновская | |
деревня Алексеевская | |
поселок Бараниха | |
деревня Большая Панфиловская | |
деревня Борисовская 1-я | |
деревня Борисовская 2-я | |
деревня Борисовская 3-я | |
деревня Боровина | |
деревня Бурцевская | |
деревня Васино | |
деревня Верхоиковская | |
деревня Власьевская | |
село Вознесенское | Остатки церкви во имя Вознесения Господня (1920е) Афанасьевский краеведческий музей |
деревня Георгиевская | |
деревня Дроздовская | |
деревня Иваново-Осиевская | |
деревня Каменный Нос | |
поселок Коллективный | |
деревня Кондратьвская | |
деревня Копытовская | |
деревня Красногорская | |
деревня Кузьминская | |
деревня Лукинская | |
деревня Митронинская | |
деревня Модестовская | |
деревня Набережная | |
деревня Наволоцкая | |
деревня Нижний Ручей | |
деревня Николаевское (Юмиж) | Церковь во имя Николая Чудотворца Мирликийского |
деревня Село | |
деревня Осиевская | |
деревня Останская | |
деревня Першинская | |
деревня Прилуковская | |
поселок Сплавной (Нижняя Тойма) | Остатки церкви Знамения Пресвятой Богородицы (1818) |
деревня Степановская | |
деревня Узлиха | |
деревня Фатьяновская | |
деревня Часовенская |
По левому берегу от Архангельска до Березника - федеральная магистральная автомобильная дорога М-8 «Холмогоры» Москва (Ярославское шоссе) — Ярославль — Вологда — Архангельск. Далее по трассе Березник - Котлас. По правому берегу грунтовые дороги до Прилука.
На Северной Двине - пристань Нижняя Тойма. Паромная переправа.
Афанасьевский краеведческий музей
Экспозиция музея представлена в 10 залах и павильоне . Основные экспозиционные комплексы : « Быт местных крестьян в к. 19- нач.20 в.в.» , « Афанасьевск на рубеже 19 -20 в.в.», «Афанасьевцы в годы Великой Отечественной войны », « Колхоз им. Ленина 1929- 1980- е годы », « Афанасьевская школа». Помимо экспозиции музей предлагает своим посетителям временные выставки.
Тоже Тойма, только Нижняя. В.Фокин
Предки в реках заблудились. И, наверное, заблудились не случайно, когда назвали одним именем две реки, разделенные полусотней километров. Перепутать было несложно. Реки эти удивительно схожи. Поначалу порожисты и быстры, к устьям они усмиряют свой бег, петляют среди лугов и одинаково вливаются в Северную Двину, образуя заостренный высокий мыс (в Нижней Тойме его назвали Стрелкой, в Верхней - Городищем). Верхней Тойме повезло, село стало районным центром, а Нижняя превратилась в глухую провинцию, отрезанную от внешнего мира Северной Двиной.
Легенды о заселении Качема. Савва и Борис - новгородские воины
Новгородцы, спускаясь по Северной Двине от Устюга, могли разделиться на отряды. Один такой отряд на ладье, как гласит предание, остановился в устье реки Нижней Тоймы на отдых. Два друга Савва и Борис, не желавшие плыть с ватагой дальше, сговорившись, ранним утром, когда на ладье все спали, бежали, чтобы припрятать часть награбленного добра в Керге - населённом месте, расположенном выше по реке от устья Нижней Тоймы в 9 верстах. Основание деревень Савинской и Борисовской в Качеме, в 50 верстах выше по течению реки, легенда приписывает этим двум воинам, отставшим от того отряда новгородцев и удалившимся в верховья реки Нижней Тоймы.
Легенды о заселении Качема. Старообрядческий след
Давно то было... Христиан постигли гонения. Их на огне жгли, мечом посекали. Иконы святые и те отнимались. Добрались гонители до отдалённых северных мест. В посёлках нельзя стало жить. В поморье тогда были два брата благочестивых Савва и Борис. Чтобы скрыть от мучителей, они взяли икону Николы Чудотворца и в лодке отправились вверх по Двине. Доплыли они до устья Тоймы. Вдруг их лодку понесло какой-то силой вверх по течению этой реки.
Cтарообрядческие скиты и пустыни Качема
С начала гонений на приверженцев старой веры, в течение XVIII и XIX веков и даже в начале XX века Качем считался средоточием раскольнических скитов. Скиты располагались в таёжных дебрях, как правило, они тяготели к водоразделам рек, то есть к наиболее труднодоступным местам. Скит представлял собой небольшую деревеньку, включавшую от аднага до пяти дворов. Здесь ставилась часовня, где велись церковные службы. Со временем на некотором удалении от скита появлялись новые населения старообрядцев.
Боль моя - Качем. В.Фокин
Осиротелая деревня.
Осиротелые поля.
В однобе голые деревья
И будто сам в ознобе я.
Охота в Качеме
Охота испокон века была главным занятием качемских крестьян. Леса, окружавшие Качем, были поделены на охотничьи угодья между качемянами. Угодья переходили от отца к сыну из поколения в поколение. Охотники жили в маленьких избушках, которые ставились для того, по берегам речек. Река Нижняя Тойма и речки, впадающие в неё, были перегорожены езами для ловли рыбы. Главным предметом охотничьих промыслов качемян были пушные звери: куница, лиса, белка, и птица, в особенности рябчик. В больших количествах ловили они и рыбу: хариуса, приходящую на нерест сёмгу. Добытая пушнина, дичь и рыба вывозились ими и сбывались на традиционной Покровской ярмарке, которая бывала 1 октября (по старому стилю) в Верхней Тойме.