Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Бойся козла спереди, коня — сзади, дурака — со всех сторон. (еврейская)

Приходы Тотемского уезда Вологодской губернии.

Назад

 

Бабозерский приход

Современное местоположение:  Жубрининское с/п, Бабушкинский р., Вологодская обл.

История прихода

Приход основан на месте Бабозерской Николаевской мужской пустыни. Пустынь была приписной к Николаевскому Маркушевскому монастырю, упразднена в 1764 г. Николаевская церковь стала приходской. Местоположение: на 1859 год - погост Бабозерский-Николаевский во 2-м стане Тотемского уезда, при речке Озерихе и озере Бабьем; сейчас - урочище Погост на восточном берегу озера Бабье.

Каменная церковь в честь свт. Николая Чудотворца, 1808 г. Одноэтажная, разделена на теплую и холодную. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, прп. Феодосия Тотемского (тёплый), вмц. Параскевы Пятницы.

В 1788 г. в приходе числилось 263 человека, в 1868 г. - 507.

Векшенгский приход

Современное местоположение:  д. Воробьево, Туровецкое с/п, Междуреченский р., Вологодская обл.

История прихода

Векшенгская Иоанно-Предтеченская церковь, 1845 года, каменная. Престолы в честь: Рождества Крестителя Господня Иоанна Предтечи - главный, свт. Николая Мирликийского, вмч. Георгия Победоносца.

В 1866 году причт и прихожане церкви, испрашивая разрешение епархиального начальства на надстройку каменной колокольни и пристройку к церкви каменного входного крыльца, сообщили, что церковный староста, государственный крестьянин Арсений Егорович Бухарин пожертвовал на эти цели 300 руб. серебром.

Верхкокшенгский приход

Современное местоположение:  Кокшеньгское с/п, Тарногский р., Вологодская обл.

История прихода

Верх-Кокшенгская Воскресенская церковь, 1887 года, каменная (с. Верхнекокшеньгский Погост). Престолы в честь: Воскресения Христова - главный, Благовещения Пресвятой Богородицы, свт. Николая Мирликийского.

Верх-Кокшенгская Афанасиевская церковь, 1798 года, деревянная, кладбищенская (с. Верхнекокшеньгский Погост). Престол в честь свт. Афанасия Великого патриарха Александрийского.

Приписная Печенгская Всехсвятская церковь, 1757 года, деревянная (ур. Баклановская). Престол в честь Всех Святых.

Верховинский приход

Современное местоположение:  Бабушкинское с/п, Бабушкинский р., Вологодская обл.

История прихода

Покровская церковь, 1831 года, каменная. Местоположение: на 1859 год - село владельческое Антоново во 2-м стане Тотемского уезда, при речке Антоновской; сейчас - д. Антоново.

Указом Св. Синода от 30 июня 1864 г. открыта вторая причетническая сверхштатная вакансия на ружном содержании от прихожан.

Приходское попечительство было открыто 6 января 1871 года. Председателем избран приходской помещик, коллежский асессор Алексей Иванович Попов.

Вотчинский приход

Современное местоположение:  Бабушкинский р., Вологодская обл.

История прихода

Приходские церкви упоминались в Окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года: церковь Воскресения Христова в Вотчинской волости и церковь Архангела Михаила в Великодворном Тотемского уезда.

Вотчинская Михаило-Архангельская церковь, 1796 года, каменная, одноэтажная. Местоположение: на 1859 год - погост Михаило-Архангельский Вотчинский при р. Кимеже, 2-го стана Тотемского уезда; сейчас - д. Великий Двор Миньковского с/п.

Престолы в честь: Архангела Михаила - главный, иконы Божией Матери "Казанская", Всех Святых (тёплый). Тёплая церковь и колокольня пристроены в 1902-1906 г.г.

В 1788 г. при Михаило-Архангельской церкви числилось 1034 человека, в 1868 г. - 2578.

Вотчинская Воскресенская каменная церковь, 1805 года. Местоположение: на 1859 год - погост Вотчинский-Воскресенский 2-го стана Тотемского уезда, сейчас - с. Миньково. Престолы в честь: Воскресения Христова - главный (холодный), свт. Николая Мирликийского.

Иоанно-Предтеченская церковь (с. Миньково), 1887 года, каменная. Престолы в честь: Рождества Крестителя Господня Иоанна Предтечи - главный, вмч. Пантелеимона Целителя, иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение».

Демьяновский приход

Современное местоположение:  д. Демьяновский Погост, Демьяновское с/п, Бабушкинский р., Вологодская обл.

История прихода

В окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года упоминалась церковь Николая Чудотворца, находившаяся в Демьяновской волости Тотемского уезда. В 1788 г. при церкви числился 831 человек.

Демьяновская Троицкая каменная церковь построена в XIX в. Местоположение на 1859 год - погост Демьяновский-Троицкий, во 2-м стане Тотемского уезда. Престолы в честь: Святой Троицы - главный (холодный, освящён 23 октября 1867 г.), свт. Николая Мирликийского. Численность прихода в 1868 г. - 2094 человека (?).

В 1893 г. в д. Зеленики была построена часовня. Она сгорела 26 июня 1895 г. Иконы удалось спасти. Стоимость часовни крестьяне оценили в 500 руб. При пожаре сгорели также 54 крестьянских дома.

Приходское попечительство было открыто 1 января 1870 года, председателем избран крестьянин д. Тарабукино Филарет Максимович Ворошилов.

Кептурско-Илезский приход

Современное местоположение:  Тимановское с/п, Бабушкинский р., Вологодская обл.

История прихода

Главная приходская церковь - Кептурская Николаевская. Упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Местоположение: на 1755 год - Кептурская волость Тотемского уезда; на 1859 год - деревня казённая Тиманова Гора во 2-м стане Тотемского уезда, при р. Илезе; сейчас - д. Тиманова Гора.

Кептурская Николаевская каменная церковь, 1835 года. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, Всех Святых.

Приписная церковь Воскресения Господня упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Местоположение: на 1755 год - Илеская волость Тотемского уезда; на 1859 год - село казённое Пожарище во 2-м стане Тотемского уезда, при р. Илезе; сейчас - д. Пожарище.

Воскресенская каменная одноэтажная церковь была построена в XIX в., вместо сгоревшей. Строительство шло в течение 11 лет, при этом на производство работ было израсходовано 10488 руб. Часть суммы (467 руб.) пожертвовано местным священником Федором Ермолиным. В 1870 году церковь была окончательно достроена, покрыта железом, внутри оштукатурена и украшена стенной живописью, установлены новые иконостасы с резьбой и позолотой. Более всех прихожан при сборе пожертвований потрудился крестьянин Иван Григорьевич Поповский.

Престолы в честь: Воскресения Христова - главный (освящён 29 октября 1867 г.), Покрова Пресвятой Богородицы (освящён 30 сентября 1869 г.), иконы Божией Матери «Смоленская» (освящён 30 сентября 1872 г.).

В 1788 г. при церкви числилось 438 человек, в 1868 г. - 1121.

Вторая церковь - Илезская Николаевская, 1812 года, каменная. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, прп. Феодосия Тотемского, свт. Василия Великого.

Козлангский Флоро-Лаврский приход

Современное местоположение:  ур. Фроловское севернее д. Врагово, Враговское с/п, Междуреченский р., Вологодская обл.

История прихода

Существовало местное предание о том, что Флоровская церковь была основана прихожанами Козлангской Цареконтантиновской церкви на отхожей пожне Летяге. Это произошло после 1624 г., т. к. церковь не упоминается в Писцовой дозорной книге за этот год.

При церкви хранилась благословенная грамота преосв. Гавриила, архиепископа Вологодского и Белоезерского, от 1691 года, на построение нового деревянного храма во имя мчч. Флора и Лавра. Поскольку новая церковь строилась вместо прежней ветхой, то основание Флоролаврского прихода можно отнести к середине XVII в.

До 1676 года селения прихода входили в вотчину Ростовских митрополитов (или Митрополье, включавшее село Шуйское с округой из шести приходов и двух монастырей). В окладной книге 1679 г. упоминалась церковь Флора и Лавра на р. Козланге.

В XIX в. в приходе было три церкви. Первая - Флоролаврская, холодная, с тремя престолами - 1) Преображения Господня, 2) мчч. Флора и Лавра Иллирийских (справа) и 3) прп. Афанасия Афонского и прп. Сергия Радонежского (слева). Освящена в 1841 г.

Вторая церковь - Христорождественская, каменная, тёплая, однопрестольная. Построена ранее 1698 г. (?)

Колокольня отдельная.

К Флоро-Лаврской церкви была приписана Спасо-Преображенская Пустынская церковь (находилась при впадении Подлесной в Шую), 1754 года. Престол в честь Преображения Господня. Церковь была построена монахами упразднённой Ржаницыной Спасопреображенской мужской пустыни. Деревянная, обшита тёсом и железом. Окрашена белой краской. Внутренние стены были обтянуты холстом, окрашенным масляной краской, отделанным орнаментами и несколькими живописными клеймами.

Козлангский Царе-Константиновский приход

Современное местоположение:  ур. Константиново южнее д. Варнавино, Враговское с/п, Междуреченский р., Вологодская обл.

История прихода

В Писцовой дозорной книге 1624 года приводилось описание прихода: "В волости Козланге, на Митрополичьей земле, погост на речке Большой Козланге, где церковь Благовернаго Царя Константина, древяна вверх; да другая церковь Св. Великомученицы Парасковии, нарицаемыя Пятницы, с трапезой, строение приходных людей; пашни церковные 8 четей в поле, а в дву потомуж; да церковная отхожая пожня Летяга на речке Малой Козланге; сенных покосов полдесятины, сена станет 10 копен; лесу дровяного у той же пожни три десятины."

До 1676 года селения прихода входили в вотчину Ростовских митрополитов (или Митрополье, включавшее село Шуйское с округой из шести приходов и двух монастырей). В окладной книге 1679 г. упоминалась церковь Царя Константина и Елены в Козлангском Стану.

В 1866 г. в Козлангском Цареконстантиновском приходе имелись: тёплая каменная церковь во имя мц. Параскевы, 1835-го года постройки, и холодная деревянная церковь во имя благов. царя Константина и матери его Елены. Деревянная была сломана по ветхости в 1893 году, а каменная сломана в 1894 году, так как не могла вместить всех прихожан.

Козлангская Цареконстантиновская церковь, 1894 г., каменная, двухэтажная, пятиглавая, с колокольней в одной связи. Престолы - три в верхнем и один в нижнем этаже - в честь: равноапостольных Константина и Елены - главный, прпп. Григория и Кассиана Авнежских, иконы Божией Матери «Владимирская», вмц. Параскевы Пятницы (последний - в нижнем этаже). Престол вмц. Параскевы освящён в 1894 г., три престола в верхнем храме освящены после 1901 г.

В храме хранился древний напрестольный крест с надписью: "201 (1693) года, приложи сей крест в св. храм Благоверных Царя Константина и Елены и Великомученицы Параскевы игумен Филарет по своих родителех в вечное поминовение." (вероятно, вклад настоятеля Троицкого Авнежского монастыря).

Кулибаровский приход

Современное местоположение:  д. Кулибарово, Миньковское с/п, Бабушкинский р., Вологодская обл.

История прихода

Вознесенская церковь, 1901 года, деревянная

Леденгско-Вотчинский приход

Современное местоположение:  Бабушкинское с/п, Бабушкинский р., Вологодская обл.

История прихода

Главная приходская церковь - Леденгская Спасская (1793 г.), каменная, построена на месте ветхой деревянной, существовавшей ещё в 1610 году. Местоположение: на 1755 год - Леденское Усолье Тотемского уезда (по окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года, где церковь называлась церковью Спаса Преображения); на 1859 год - Леденгский солеваренный завод, во 2-м стане Тотемского уезда, при р. Леденьге; сейчас - с. им. Бабушкина. Престолы в честь: Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня - главный, иконы Божией Матери «Иверская», сщмч. Климента Многострадального.

Спасская церковь состояла при Леденгском соляном заводе. Указом Св. Синода от 1 июля 1867 г. за №3639 было предписано принять церковь в Вологодское епархиальное ведомство, вместе с принадлежащими ей капиталами и имуществом. На содержание причта с 1868 г. назначалось к отпуску из Государственного казначейства по 588 руб. в год.

В 1788 г. при церкви числилось 242 человека, в 1868 г. - 1305.

Леденгская Троицкая церковь, кладбищенская, 1837 года, деревянная (с. им. Бабушкина). Престол в честь Святой Троицы.

Приписная Вотчинская Введенская церковь, 1868 года, каменная. Местоположение: на 1755 год - Тулупаново Тотемского уезда; на 1859 год - погост Вотчинский-Введенский, во 2-м стане Тотемского уезда, при р. Ронгаже; сейчас - д. Тупаново. Престолы в честь: Введения во храм Пресвятой Богородицы - главный, Сретения Господня, свт. Николая Мирликийского.

Новокуножский приход

Современное местоположение:  Юркинское с/п, Бабушкинский р., Вологодская обл.

История прихода

Троицкая церковь, каменная. Местоположение: на 1859 год - погост Троицко-Новокуножскиий во 2-м стане Тотемского уезда, при реке Куноже; сейчас - д. Юркино.

Приходское попечительство было открыто 1 января 1871 года. Председателем избран крестьянин Андрей Обросков.

Спасский приход

Современное местоположение:  Спасское с/п, Тарногский р., Вологодская обл.

История прихода

Кокшенгская Спасо-Преображенская церковь, 1888 года, каменная (с. Спасский Погост). Престолы в честь: Преображения Господня - главный, свт. Афанасия Александрийского, прор. Илии.

Приписная Кокшенгская Николаевская церковь, деревянная (при впадении речки Ивас в Кокшеньгу). Престол в честь свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского.

Старокуножский приход

Современное местоположение:  Юркинское с/п, Бабушкинский р., Вологодская обл.

История прихода

Старокуножская Троицкая церковь, 1770 года, деревянная, холодная. Местоположение: на 1859 год - погост Троицкий-Старокуножский во 2-м стане Тотемского уезда; сейчас - д. Фетинино (?).

Престол в честь Святой Троицы.

Старокуножская Казанская церковь, построена в 1844 г., каменная, тёплая. Престол в честь иконы Божией Матери «Казанская».

Старототемский приход

Современное местоположение:  Медведевское с/п, Тотемский р., Вологодская обл.

История прихода

Старототемская Воскресенская церковь, 1756 года, каменная (д. Медведево). Престолы в честь: Воскресения Христова - главный, свт. Василия Великого.

Приписная Старототемская Благовещенская церковь, 1812 года, каменная (д. Неклюдиха). Престолы в честь: Благовещения Пресвятой Богородицы - главный, преп. Алексия человека Божия, страстотерпцев Бориса и Глеба.

Тиксненский приход

Современное местоположение:  д. Погорелово, Погореловское с/п, Тотемский р., Вологодская обл.

История прихода

Тиксненская Спасская мужская пустынь была основана в 1603 г. преп. Вассианом, Вологодским чудотворцем, упразднена до 1764 г. На месте монастыря был основан приход.

Приходские церкви располагались на Тиксненском Спасо-Преображенский погосте, при р. Тиксне, 1-го стана Тотемского уезда. Главная церковь - Тиксненская Спасо-Преображенская, 1778 года, каменная. Престолы в честь: Преображения Господня - главный, прпп. Феодосия Тотемского и Вассиана Тиксненского, апостола Андрея Первозванного, свт. Николая Мирликийского, Успения Пресвятой Богородицы, вмц. Параскевы Пятницы. В церкви под спудом - мощи преподобного Васcиана Тиксненского.

В 1788 г. при церкви числилось 1807 человек, в 1868 г. - 3721.

Вторая приходская церковь - Тиксненская Троицкая, 1784 года, каменная. Престол в честь Святой Троицы.

30 сентября 1864 года было получено разрешение епархиального начальства построить каменную церковь близ деревни Подгорной, для 4-х отдалённых селений, называвшихся Тафтинскими. Церковь оставалась приписной к Тиксненской Спасо-Преображенской церкви, пока не были изысканы средства для содержания своего причта.

Тотемский Сретенский приход

Современное местоположение:  г. Тотьма, Вологодская обл.

История прихода

Церковь в честь Сретения Господня основана не позднее 1755 г. Каменная церковь, 1759 г. Престолы в честь: Сретения Господня - главный, Жен-мироносиц, сщмч. Климента папы Римского.

В 1788 г. в приходе числился 251 человек, в 1868 г. - 532.

Тотемский Успенский приход

Современное местоположение:  г. Тотьма, Вологодская обл.

История прихода

Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы основана не позднее 1755 г.

Приходские церкви: Успенская, каменная, 1808 г. Престол в честь Успения Пресвятой Богородицы. В церкви под спудом - мощи прав. Андрея Тотемского, Христа ради юродивого.

Вторая - Воскресенская церковь, 1749 года, каменная. Престолы в честь: Воскресения Христова - главный, правв. Прокопия и Иоанна Устюжских Христа ради юродивых.

Приписная тюремная церковь в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", 1857 года, каменная.

В 1788 г. в приходе числилось 570 человек, в 1868 г. - 774.

Шейбухтский Богородицерождественский приход

Современное местоположение:  п. Пионерский, Сухонское с/п, Междуреченский р., Вологодская обл.

История прихода

Шейбухтовская Богородицерождественская церковь с приходом входила до 1676 года в вотчину Ростовских митрополитов (или Митрополье, включавшее село Шуйское с округой из шести приходов и двух монастырей).

В Писцовой дозорной книге 1624 года приводилось описание прихода: "На Митрополичье земле погост на речке Шейпухте, а на погосте церковь Рождества Пречистыя, древяна, клетчата; да другая церковь Николы Чудотворца с трапезой, строение церковное приходских людей; пашни церковные 14 четей в поле, а в дву потомуж; сена по речке три копны.".

В окладной книге 1679 г. упоминалась церковь Рождества Богородицы в Шепухотской волости.

Каменная Богородицерождественская церковь построена в 1816 г., холодная церковь - в 1828 г. Каменная, одноэтажная, трехпрестольная. Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы - главный, свт. Николая Мирликийского, бессребренников Космы и Дамиана.

В 1872 г. было открыто приходское попечительство. Председателем ибран священник Платон Сардониксов.

Шейбухтский Воскресенский приход

Современное местоположение:  д. Поповское, Сухонское с/п, Междуреченский р., Вологодская обл.

История прихода

Шейбухтовская Воскресенская церковь с приходом входила до 1676 года в вотчину Ростовских митрополитов (или Митрополье, включавшее село Шуйское с округой из шести приходов и двух монастырей).

В Писцовой дозорной книге 1624 года приводилось описание прихода: "Погост на той же речке Шейпухте, а на погосте церковь Воскресения Христова древяна вверх, да другая церковь Афанасия Александрийского с трапезой, строение приходных людей; пашни церковные 20 четей в поле, а в дву потомуж; сена три копны; лесу полдесятины.".

В окладной книге 1679 г. упоминалась церковь Воскресения Христова в Шепухотской волости.

В XIX в. построена каменная церковь. Престолы в честь: Воскресения Христова - главный, свт. Афанасия Великого, иконы Божией Матери «Казанская».

Шейбухтский Димитриевский приход

Современное местоположение:  с. Шейбухта, Сухонское с/п, Междуреченский р., Вологодская обл.

История прихода

Шейбухтовская Димитриевская церковь с приходом входила до 1676 года в вотчину Ростовских митрополитов, или Митрополье, включавшее село Шуйское с округой из шести приходов и двух монастырей.

В Писцовой дозорной книге 1624 года приводилось описание прихода: "Погост на Шейпухте, стал в 101 (1593) году, на Митрополичьей тяглой земле, на пустоше, что была деревня Коршуново; а на погосте церковь Вознесения Господня древяна, клетчата; да другая церковь Страстотерпца Христова Димитрия Селунского с трапезой, строение приходцких людей; пашни церковные, что была тяглая Митрополичья земля, 21 четь в поле, а в дву потомуж; сена 15 копен."

В окладной книге 1679 г. упоминалась церковь Димитрия Селунского на р. Шейбохте.

В XIX в. построена каменная церковь. Престолы в честь: вмч. Димитрия Солунского - главный, Вознесения Господня, прп. Иоасафа царевича Индийского. Храмовая икона царевича Иоасафа была "писана по вере и обещанию попа Льва Иванова в 1711 году", как гласила надпись на иконе.


Источник: http://www.isles.ru/depository/parish/list_of_parishes.php%3Fid=216.html
Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов