В историческом описании Воронежской губернии и города Воронежа сказано было, что издревле сии места принадлежали Рязанскому княжеству. По сему отношению издревле также и церковное ведомство половины сих мест принадлежало рязанской иерархии. Ибо по летописям значится, что святой Алексий митрополит Московский, когда в 1354 году при великом князе Иоанне Иоанновиче Красном, а по другим при Симеоне Иоанновиче Гордом, учредил Рязанскую епархию, то разграничил ведомство епископов Рязанского и Крутицкого от Черного Яру по реке Хопру и по Дону, так что левая сторона реки Дона принадлежала Рязанскому, а правая Крутицкому, иначе называвшемуся Сарскому и Подонскому епископу. После однако ж, когда начали вновь строиться города и за Доном на Крымской степи, то и оные, по близости их к епархиальным Рязанским, приписаны были к той же епархии. Но когда государь царь Феодор Алексеевич распространил от Воронежа далее к югу великороссийские селения, то по причине удаления сей украйны от Рязани, вознамерился основать в сем краю особенную и отдельную от Рязанской иерархию. На сей конец в 1682 году по согласию с святейшим патриархом Иоакимом апреля 2 указал быть Воронежской епархии, сперва из семи только городов, отделенных от Рязанской, то есть Воронежа, Ельца, Кост? нска, Орлова, Урыва, Коротояка и Землянска с уездами. На сию епархию того же числа хиротонисан в первопрестольного епископа игумен обители преподобного Макария Унженского именем Митрофан, о коем ниже подробнее говорено будет. Для архиерейского содержания тотчас приписан был ему Боршевский монастырь со всеми вотчинами и многие другие угодья. В 1696 году патриаршею грамотою от 30 января позволено было воронежскому епископу ведать в своей епархии еще поселившихся по рекам Осереду, Битюку и Икорцу с верховья и до устья. А когда бессмертные памяти государь Петр I расселил еще более Воронежскую украйну и начал часто посещать город Воронеж, то не оставил без внимания и воронежскую епархию. Таким образом сей государь во время пребывания своего в Воронеже через всю зиму и весну в 1699 году марта 26, на храмовый день кафедрального собора, во время самой литургии указал приписать к воронежскому архиерейскому дому новопостроенную пустыньку в Елецком уезде у реки Дону в урочищах на Донщине городище, строенную из Москвы из Донского Богородицкого монастыря от архимандрита Антония. А в следующем месяце апреля 9 числа на день святой пасхи во время часов пред литургиею, государь еще пожаловал воронежскому архиерейскому дому в безоброчное владение мельницу на реке Сосне в городе Острогожске со всяким заводом, чем владел сперва полковник острогожский, а по нем белоградский митрополит. А 29 того же апреля государь дал еще грамоту со изъяснением, что "поелику Белоградская и Рязанская епархии нескудны, а Воронежская недостаточна и притом некоторые города от них поудалели, то приписать еще к Воронежской епархии от Рязанской города Усмонь да острожки Белоколодск св. Демин, а от Белгородской город Острогожск с уездами". Сверх того пожаловал еще вотчину воронежскому епископу село Мокрый Боерак с приселками в Лебедянском уезде. В 1709 году 23 апреля государь еще пожаловал воронежскому епископу Арсению по смерть его во владение вотчину Спасоярославского монастыря сельцо Ивойлово со крестьяны и со всеми принадлежащими к нему угодьи в Руском уезде. В 1718 году именным указом от 8 марта к Воронежской епархии приписаны были еще все селения, лежащие ниже Воронежа по рекам Дону, Донцу, Хопру, Бузулуку, Медведице и Айдару и крепости Бахмутская и Хоперская со всеми монастырями и часовнями, что все издревле состояло под ведением епископа Сарского и Подонского, учрежденного с 1269 года; а когда в конце XV столетия сарские епископы переехали в Крутицы в Москву, то сперва все места сии относились по-прежнему к ним по духовенству; после же вошли в патриаршее ведомство, под коим и состояли до 1718 года. В сем же году еще к Воронежской епархии приписаны город и крепость Павловск, Донецкий Предтечев монастырь и новонаселенные слободы по реке Тулучееве, что все дотоле состояло также под особым ведением патриаршего приказа. В 1720 году еще от Рязанской епархии к Воронежской приписаны были города Танбов, Козлов и Борисоглебск со всеми их округами и принадлежащими к ним монастырями и пустыньками; ибо Танбовская епархия, учрежденная вместе с Воронежскою в 1682 году, продолжалась только до начала XVIII столетия и после быв уничтожена, паки приписана к Рязанской. В 1749 году от бывшей Танбовской епархии приписано к Воронежской еще несколько церквей. Но в 1758 году, когда возобновлена паки Танбовская епархия, то все приписные от нее сии города и церкви паки обращены к танбовской иерархии. До издания духовных штатов воронежский архиерейский дом имел за собою крестьян 1600 душ в селах Боршеве, Карачуне и Архангельске. При учреждении духовных штатов в 1765 году еще приписаны были к Воронежской епархии города из других епархий, а именно: из Крутицкой Ливны св. Чернавск; из Коломенской Ефремов; из Рязанской Лебедянь, Сокольск и Романов в степи, св. Усерд и Ольшанск. Сверх сего с 1775 года еще от Московской епархии приписан был к Воронежской город Новосиль: но напротив того по Дону крепости св. Димитрия, Таганрог, Азов св. Бахмут отошли в новоучрежденную Славенскую епархию. С 1788 года города Ефремов, Новосиль и Ливны паки отписаны от Воронежской епархии, а с ними еще город Елец. В 1798 году указом святого синода от 19 июля от Белоградской епархии приписаны к Воронежской два города: Валуйки с округою и одним монастырем да Ливенск, оставшийся без уезда. До 1799 года считалось в настоящей Воронежской епархии всех 826 церквей, из коих 430 в Воронежской губернии, 99 в Слободской Украинской, 143 по рекам Дону, Донцу, Хопру, Бузулуку, Медведице и другим казацким селениям, 6 в Саратовской губернии, 140 в Танбовской и 8 в Рязанской. Духовенства во всей епархии по ведомости за 1798 год значится: архимандритов 3, игуменов 1, игумений 2, строителей 4, монашествующих 71, кроме вдовых попов и белиц; протопопов штатных 15, заштатных 4, священников штатных 1044, заштатных 65, диаконов штатных 558, заштатных 15, причетников 1580, семинаристов 421, праздных церковников 2667, заштатных 58. Всего в епархии духовенства мужеска 6508, женска 8703, обоего пола 15211.
Монастырей всех в Воронежской епархии мужских 8, женских 2.
1 Алексеевский Акатовский мужеский второклассный в самом городе Воронеже. <...>
2 Покровский женский третьеклассный в городе Воронеже.
3 Троицкий Елецкий мужеский третьеклассный, в Танбовской губернии в городе Лебедяни. Монастырь сей состоял прежде в городе Елеце по расписанию штатных монастырей, и назывался Троицким по храму, а Елецким по городу. Но поелику там и церковь и братское жилище были ветхи, то указом святейшего правительствующего синода по воспоследовавшей ее императорского величества резолюции в 1775 году, переведен он с прежним наименованием в Троицкий же, нынешней Танбовской губернии, Лебедянский монастырь, который тогда оставался за штатом. О начале сего монастыря, бывшего в Ельце, известий нет. Можно думать, что по древности города и оной древен, и построен еще от елецких князей, княживших там с XII столетия. Лебедянский же, ныне называемый Елецкий монастырь начало свое возымел при державе государя царя и великого князя Михаила Феодоровича в 7129, или 1621 году, а по благословению и местоизбранию родителя его святейшего патриарха Филарета Никитича; и первый сего монастыря заводитель был монах Савватий. Монастырь сей сперва назывался Яблоновою пустынею, потому что (как явствует из одной грамоты 7150, или 1642 года) построен был на поляне издревле называвшейся Яблоневою; а прозвание Лебедянского получил он уже по городу в недавние времена.
Строение в сем монастыре сперва было все деревянное, а после сделано каменное. Ныне в нем есть церковь Живоначальныя Троицы, построена тщанием игумена Манассии, колокольня с трапезою, кельи настоятельские и ограда, на которой есть и храм во имя пророка Илии, каменные ж; прочее ж строение деревянное и небогатое. Все ж сие кем и на какую сумму создано, известий нет. От города Лебедяни монастырь сей отстоит в двух верстах и почти в таком же расстоянии от реки Дона, где ток она имеет небольшой по причине близости к своей вершине. Подле монастыря в старину был лес, называвшийся Романцовским, но на месте оного ныне уже пашни. Есть при оном монастыре и сад монастырский с прудом, да еще казенные лавки для собирающихся купцов в две годовые ярмарки, Троицкую и Покровскую; а третия Богоявленская ярмарка бывает в городе. Ныне настоятель в нем архимандрит по указу 1797 года декабря 18; а прежде бывали строители, архимандриты и игумен без постоянного положения.
4 Богородицкий Задонский мужеский третьеклассный, в уездном городе Задонске. <...>
5 Преображенский Толшевский мужеский заштатный общежительный монастырь. <...>
6 Вознесенский Коротоякский мужеский заштатный. <...>
7 Успенский Валуйский заштатный мужеский, близ города Валуек.
8 Предтечев Донецкий мужеский заштатный, в Слободской Украинской губернии в Богучарской округе.
Сей монастырь сперва основан был в 1696 году во взятой у турок государем Петром Великим в одном году июля 19 крепости Азове, при находившейся там издавна церкви Иоанна Предтечи, или достовернее сказать, во имя найденного там по взятии сей крепости образа Иоанна Предтечи; ибо по сему образу заключено, что там исстари были христиане и имели церковь. Построенный Петром Великим монастырь был там до 1711 года, в котором по силе Прутского договора крепость сия опять была уступлена туркам; и потому в силу указа государя Петра Великого в том же 1711 году, Азовский собор со всем штатом и церковным имением переведен в город Павловск, а монастырь со всею утварью и колоколами повелено было перевести в пустой юрт на место казацкой станицы, называемой Донской, учинившейся в то время государю и государству неверною, и за то истребленной. До того же времени на сем месте стояла приписная пустынь Успения Пресвятой Богородицы. На одном большом колоколе, находившемся в сем монастыре до 1747 года, была следующая надпись: колокол лит 7204 году ноября в 1 день, во славу всемогущего в Троице Святой славимого Бога повелением благочестивейшего великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича всея великие и малые и белые России самодержца и многих государств и земель восточных и западных и северных отчича и дедича и наследника и государя и обладателя, вылит сей колокол и при нем прочие шесть колоколов в завоеванный его великого государя город Азов, который от войск его великого государя взят из-под владения салтана турецкого Мустафы в прошлом 7204 году июля 19. В монастырь честного славного Предтечи и крестителя Иоанна, в честь имени его святого, во благочестие же и радость православным христианам, а на посрамление нечестивым махометанам.
Сей монастырь отдан в Воронежскую епархию по указу государеву преосвященному Пахомию митрополиту Воронежскому в 1718 году, а до того времени состоял под патриаршим приказом. Монастырь положение имеет над самою рекою Доном и при Донщине, или бывшем некогда течении сей реки, что теперь составляет большой лог, имеющий малое течение воды, которая в летнее время даже пересыхает, и называется Донец Сухой, для различения от Донца, большой реки, впадающей в Дон: и посему монастырь и прозван Донецким. От города Богучара отстоит он в 25, а от Донской Казанской станицы в 15 верстах. Около монастыря есть село. Монастырское здание состоит из одной хорошей каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богоматери с приделом Иоанна Крестителя и несколько келий монашеских деревянных; ограда каменная, сооруженная строителем Аркадием из доброхотных подаяний около 1795 года. С 1764 года по учреждении высочайшем о духовных имениях оставлся сей монастырь на своем пропитании и довольствуется некоторою частию земли и озерами рыбными. В числе имений, приносивших доход сему монастырю, была до 1788 в Москве сего монастыря часовня на каменном мосту, и там же за Воскресенскими воротами на Неглинной, идучи из города на левой стороне, была монастырская земля, на которой до 1715 жалованное для приезду архимандритов стояло монастырское подворье, харчевни и лавки. Места сии с подворьем даны Донецкому монастырю великим государем Петром Первым в 1700 году; а в 1715 году подворье продано от монастыря. В монастыре Донецком с 1781 по 1785 было заведено преосвященным Тихоном III епископом Воронежским семинарское училище до пиитики, из коего ученики для продолжения наук доставляемы были в воронежскую семинарию. Сказывают, что первому сего монастыря настоятелю повелел государь называться и быть архимандритом. После его были архимандриты и игумены по изволению воронежских преосвященных, а ныне строители.
9 Вознесенский Кременской мужеской монастырь на содержании войска Донского, находится на донских землях. Монастырь сей зачался в 1711 году, в коем отведены ему и земли, но по каким причинам и обстоятельствам, неизвестно. Известно только, что в 1712 году по просьбе строителя монаха Никанора с братиею дано благословение от синодального вице-президента преосвященного Стефана митрополита Рязанского, построить в новозаведенном монастыре сем храм во имя Вознесения Господня деревянным зданием. После того трижды церковь сия была перестроивана с благословения преосвященных воронежских и наконец создана каменная хорошей архитектуры. Сей монастырь стоит на берегу реки Дона и близ его нет никакого селения; отстоит же оной от станиц, вверх до Дону, от Кременской в десяти, и вниз по той же реке от Новогригорьевской в десяти же верстах. До города Черкасска от него 500 верст; содержится экономиею. Прозвание его произошло от Кременской станицы; коей попечением, вероятно, и основан оный. По указу 1788 года монастырь сей был упразднен. Но паки по просьбе донских казаков и по указу святого синода 1798 года октября 20 дня восстановлен на содержании донском с штатом игумена и братии по подобию общежительной Саровской пустыни и Николаевской Рыхловской, со штатом на 56 человек. В сем монастыре были архимандриты и игумены по рассуждению преосвященных.
10 Преображенский Усть-Медведицкий женский на содержании войска Донского, находится на донских землях. Сей монастырь сперва был мужеский и начался, как из записки, имевшейся в монастыре, видно, в 7173, то есть в 1665 году, но по чьему дозволению, о том ни грамот, ни записок нет. Можно думать, что, по тогдашней вольности донских казаков, они сами основали и сей монастырь, испросив только у какого-нибудь или может быть и у своего Сарского и Подонского епископа благословение на церковь. Земли к нему отведены в 1693 году. Сначала до 1754 года положение монастыря было между горами, почему и назывался Межигорским, а в 1754 году, по благословению преосвященного Феофилакта епископа воронежского перенесен он на гору неподалеку от прежнего места, и церковь построена каменная. Близ монастыря стояла одна слободка монастырская. В окружности ж имеются станицы Усть-Медведицкая в 5, Островская в 10, Усть-Хоперская в 30 верстах. В монастыре сем настоятели бывали архимандриты и игумены по рассуждению преосвященных. До Черкасска от сего монастыря 300 верст. Содержание имеет он от подаяний и от экономии. Местоположение его близ Дона, где впадает в оный река Медведица, от которой он и название Усть-Медведицкого имеет. По указу 1788 года монастырь сей был уничтожен. Но по просьбе донских казаков и по указу святого синода 1798 года октября 20 дня паки восстановлен, для помещения женского монастыря со штатом игуменьи и сестер по окладу и числу монастырей 2-го класса, на содержании донских жителей.
Кроме сих монастырей в Воронежской епархии до штатов было и еще 15 монастырей, ныне уже упраздненных.