Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Молва летит, как пуля. (мордовская)

Прихожане Воронежской епархии.

Назад

 

Рассматривая вопрос о положении РПЦ в Воронежской области, нельзя ограничиться изучением лишь церковно-административного устройства епархии и положением духовенства. Очень важной является проблема отношения населения к Вере и Церкви: ведь по словам Патриарха Сергия "хранителем православной веры у нас является не епископат, не духовенство, а сам верующий народ." Православных верующих, то есть мирян мы разделяем на три категории: лица участвующие в богослужении в качестве вспомогательного персонала: псаломщики, чтецы, алтарники, пономари, т.н. церковнослужители; приходской актив √ члены "двадцаток" и исполнительных органов общин; воцерковленные православные √ миряне посещающие храм, исполняющие церковные обряды, к этой категории можно причислить и лиц работающих по найму.

Церковнослужитель - низший чин в церкви, не введенный в духовный сан, помогающий священнику в совершении церковных служб и обрядов. До революции в епархии действовали специальные школы псаломщиков, где желающие служить в церкви миряне получали необходимые знания и навыки. На 1 января 1917г. в епархии было 1230 псаломщиков. В рассматриваемый нами период церковной жизни обязанности церковнослужителей исполняли "любители", то есть верующие, имевшие на это определенные способности, без специального на то обучения, в большинстве своем женщины в качестве чтецов и певцов, и мужчины в качестве псаломщиков; из их числа в основном и шло пополнение кадров священнослужителей. Число штатных псаломщиков известно на каждый год, начиная с 1944г. Так на 31 декабря 1944г. в епархии насчитывалось 35 псаломщиков. В последующие годы шло увеличение их числа, что было вызвано открытием новых храмов.

Согласно постановлению ВЦИК и СНК РСФСР "О религиозных объединениях" от 1929г., которое действовало и в 40-50-е годы, храм начинал функционировать после регистрации в органах государственной власти - приходского общества этого храма, состоящего из 20 человек, достигшего 18-летнего возраста (отсюда "двадцатка"). "Двадцатка" - основа прихода, во главе которого стоит настоятель. Распорядительным органом является общее приходское собрание. На нем избираются два других органа прихода: исполнительный - церковный совет и контрольный - ревизионная комиссия. Церковный совет состоит из четырех членов - настоятеля, по должности являющегося его председателем, церковного старосты, его помощника и казначея. Последние трое избираются общим приходским собранием из числа членов "двадцатки". Ревизионная комиссия избирается в составе трех человек из числа членов "двадцатки", для осуществления контроля за хозяйственной деятельностью прихода. Церковный староста (ктитор) является завхозом, кладовщиком храма. В его обязанностях было приобретать строительный материал, свечи, ладан, муку, вино и другие необходимые для богослужения принадлежности. Помощник старосты - продавец у свечного ящика. Вся торговля в храме производится только через него. Предметы для продажи: свечи, венчики, иконы, крестики т.д. он получал из кладовой от старосты. Казначей, с ведома настоятеля, производил все операции с церковной кассой, вел приходно-расходные документы. Ревизионная комиссия по окончании каждого месяца производила денежную ревизию, а раз в квартал - ревизию всего церковного имущества.

Такой порядок приходской жизни был введен "Положением об управлении Русской Православной Церковью", принятым Поместным Собором в 1945г. До этого на протяжении двух десятилетий священник не входил в состав церковного совета и не занимался хозяйственными вопросами. В его обязанности входило только лишь богослужение и проповедничество. А фактически, в приходах хозяевами были старосты, которые, вступив в сговор с другими членами церковного совета, могли произвольно распоряжаться церковными средствами. Священники, усматривая ошибки в действиях старост, делали им замечания, и если ошибки были допущены по незнанию или по невнимательности, они старались их исправить. Когда же ошибки допускались по злому умыслу, то священники встречали противодействие со всеми вытекающими последствиями. Самым лучшим из них было перемещение по просьбе церковного совета на другой приход, худшим - увольнение за штат по клеветническому доносу. Конечно же, некоторые старосты хотели и впредь оставаться бесконтрольными, единоличными распорядителями церковных сумм и поэтому препятствовали претворению в жизнь нового "Положения". В тех приходах, где старосты противились "Положению", были произведены ревизии. В Алексеевке у старосты Харченко обнаружилась растрата денег в сумме 170000р. и расхищение церковных ценностей на сумму 138000р. В Богучаре у старосты Труднова обнаружили недостачу церковных ценностей на 28000р. Дела были переданы в суд. Введение нового "Положения" дало хорошие результаты в хозяйственной деятельности, доходность повысилась во всех храмах, а в некоторых поднялась на 100%. К сожалению, случаи, когда старосты препятствовали правильному устроению церковной жизни, были не единичными. Всякие доносы и кляузы на настоятелей писались ими в разные инстанции, включая Патриархию. Епископ Иосиф эти печальные и прискорбные явления в жизни церкви объяснял тем, что "в церковные советы вошли люди не церковные, преисполненные гордыни и сребролюбия... допускающие борьбу за власть со своим духовным отцом." В подтверждение этих слов приведем отзыв священника г.Усмань о церковном совете его храма за 1944г.: "Двадцатка состоит из людей, набранных наспех, по своим умственным и нравственным качествам оставляющих желать весьма лучшего; даже название их верующими можно поставить в кавычках; по своему социальному происхождению - единоличники, собственники, торговцы, политические шептуны, православные в худшем смысле слова." Справедливости ради отметим, что такие явления были скорее исключением, нежели правилом. Основная часть церковного актива состояла из людей глубоко верующих, выполняющих свои обязанности с ревностью и смирением, "ради Иисуса, а не ради хлеба куса". В качестве примера приведем церковный актив уже упомянутого нами прихода с.Тернового. Обязанности псаломщика с 1930г. по 1969г. исполнял здесь Петр Георгиевич Сухинин 1885 года рождения, холостой крестьянин-единоличник. Церковным старостой был Николай Савельевич Печурин, 1884 года рождения, крестьянин-единоличник, с 1940г. плотник Терновского лесхоза. Он состоял в должности с 1935 по 1960г. Заместителем старосты являлся с 1940 по 1960г. Анемкодист Максимович Алехин, 1885 года рождения, крестьянин-единоличник, с 1943г. рабочий лесхоза. Обязанности казначея с 1944г по 1960г. исполнял Морозов Григорий Пахомович, 1888 года рождения, кавалер двух Георгиевских крестов, с 1919г. по 1921г. служил в Красной Армии, с 1921г. по 1934г. занимался домашним сельским хозяйством. С 1934г. он работал начальником отделения почтовой связи с.Тернового. Председателем ревизионной комиссии с 1944г. по 1960г. являлся Емельян Александрович Сотников, 1886 года рождения, крестьянин-единоличник. Секретарем ревизионной комиссии работала Вера Ивановна Павлова, бывшая до войны рядовой колхозницей, а с 1942г. по 1946г. - бригадиром полеводческой бригады. С 1946г. она стала домашней хозяйкой. Награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг". Никто из них под судом и следствием не состоял, избирательных прав не лишался. В церковном активе с.Тернового состояли лица в возрасте старше 50 лет. Такая же картина наблюдалась и в остальных приходах, только в отличие от с.Тернового основное число членов церковных органов составляли женщины. С 1946г. определением Наркомторга снабжение псаломщиков, кладовщиков, торговцев свеч, казначеев, сторожей стало производиться по разряду служащих. Как со служащих с них удерживался и налог. Штатные уборщицы были отнесены к группе рабочих. О числе служащих в храмах епархии в разные годы есть разрозненные архивные материалы. Мы свели их в таблицу, показывающую состояние на 31 декабря 1946г.

 

 

К О Л И Ч Е С Т В О

 

 

 

Псаломщики

 

Регенты

Штатные певчие

Нештатные певчие

Служащие в храмах

Служащие в испол-х органах

ВСЕГО

В городских храмах

7

13

170

76

70

42

377

В храмах р/поселков

1

3

25

30

10

9

78

В сельских храмах

46

9

84

315

204

318

979

ВСЕГО

54

24

282

421

284

369

1434

В 1946г. на оплату певческих хоров епархией было израсходовано 1875039р. Содержание сторожей и уборщиц обошлось в 284544р. Зарплата ремонтным бригадам составила 1451560р. К ремонтным работам привлекались в основном активные верующие миряне.

Сколько же всего было православных верующих в Воронежской области? И кого можно считать православными? Ведь среди тех, которые считали себя православными, были лица, вовсе не посещающие церковь или же иногда посещающие, но не несоблюдающие ни обрядов, ни постов. Советские религиоведы относили таковых в разряд безрелигиозных и колеблющихся. Мы считаем, что правильно относить к православному вероиповеданию всякого крещенного в Православии, если он своими поступками не отлучил себя от Матери Церкви (публичная хула имя Господня, членство в ВКП(б), в союзе безбожников и т.д.). При этом православные разделяются на две категории: воцерковленные и невоцерковленные. Воцерковленные - прихожане церквей епархии, верные чада Церкви. Невоцерковленные - лица, крещенные в Православии, но не пришедшие к Вере в зрелом возрасте или же Веру потерявшие. Этой категории более подробно мы коснемся ниже. Точных данных о числе прихожан в 40-50-е годы не существует. Их учет был организован позднее, в 60-е годы. Однако, если судить по уровню церковной доходности, то их число было велико. М.К. Тепляков, используя метод экстраполяции, определяет число верующих в 1939г. в 39% от всего населения (около 3 миллионов человек). По его подсчетам за годы войны их число уменьшилось на 2%, а к 1953г. - еще на 3%, при этом неизвестно точное число жителей области в послевоенное время: по разным оценкам их было около 2,6 миллионов человек. Не владея методом экстраполяции и не имея данных для расчетов, мы не будем спорить с утверждением М.К. Теплякова. Но возникает сомнение в том, что за годы войны число верующих снизилось. В годы войны в области было более 460000 семей, проводивших на фронт мужчин. За сохранение их жизней и о вечной памяти погибших молились, наверное, в каждой семье. Кроме того, война, с ее неисчислимыми страданиями жертвами, вынуждала людей искать утешения в церкви. В 40-50-е годы в области крестили не менее 60% родившихся младенцев, почти каждый умерший отпевался. Известно число верующих, участвовавших в Пасхальных богослужениях 1944г. (16 апреля) в некоторых населенных пунктах области. В г.Воронеже их было более 10000 человек, в г.Липецке - около 10000 человек, в п.Анна - более 1000 человек, в с.Новой Ольшанке верующие насчитывали 1500 человек, в Нижнедевицке - до 2500, в с. Нижнем Турово верующих было 600 человек. В церкви г.Усмань с 1 по 24 июля 1945г. было продано 2780 просфор. За это время было проведено пять богослужений (три воскресных и два праздничных). Исходя из того, что верующий приобретает две просфоры "за здравие" и "за упокой" близких, определяем число присутствовавших на каждом богослужении примерно 280 человек, в праздничный день, такой как Первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля), молящихся могло быть больше, чем в день воскресный.

В фондах архива сохранилось множество документов, свидетельствующих о стремлении верующих восстановить уставность богослужений в полном объеме, заявления о разрешении колокольного звона. Вот одно из них - от церковного совета Дмитриевской церкви сл. Алексеевки уполномоченному В.С. Гостеву: "От имени коллектива верующих просим разрешить нам производить положенный по Уставу Православной Церкви в праздничные дни перед службой звон в колокол. Причиной нашей просьбы перед Советской властью являются нижеследующие доводы: 1. Непреодолимое желание верующих строго придерживаться Устава Церкви, звон которой возвещает о начале службы. 2. Отсутствие в домах граждан часов. 3. Притом в данное время враг со своим фронтом и бомбежкой далеко отстоит от пределов области. Просим в просьбе не отказать. 17 сентября 1944г." В ответ сообщается, что звонить можно только внутри храма. В марте 1946г. приходы были извещены о разрешении колокольного звона с колоколен (запрещен в 1929г.). Не запрещались больше молебны на полях и колодцах. Однако местные власти настоятельно рекомендовали церковные службы сообразовать со временем свободным от полевых работ и не затягивать их, а "массовые церковные мероприятия на полях, кладбищах, колодцах в летнее время, горячее и рабочее, без разрешения не допускать."

По сведениям епархиального управления посещались богослужения лицами всех возрастов, но преимущественно от 30 и старше. "В праздники, - отмечается в документе, - всегда видеть впереди детей школьного возраста. Взрослых мужчин бывает мало." Среди отдельных верующих существовало мнение, что "современные факты бытия русской церкви являются уступкой военной стихии и международному вмешательству", этим объяснялась "крайняя осторожность интеллигенции относительно вступления в церковную жизнь, которая ждет изменения нынешней политики по отношению к церкви." В 1945г. по сведениям епархиального управления храмов с хорошей посещаемостью было 25% √ 26 храмов, со средней 20% - 21 храм и слабой 55% - 56 храмов. В 1946г. храмов с хорошей посещаемостью было 22 (18%), со средней 77 (63,2%) и слабой 23 (18,8%). В общем посещаемость была нормальная. Если же учесть, что Борисоглебский храм с годовой доходностью в один миллион рублей отнесен к средним, а церковь с.Самодуровки с доходом 220000р. к слабым, то явно заниженный процент посещаемости повышается. Анализируя причины слабой посещаемости храмов верующими, епископ Иосиф приходит к таким выводам: "1. Главная причина священники. Трудно рассчитывать чтобы народ пошел к нерадивым... 2. Близость более мощного храма. Например, народ из с.Бутырок в праздник идет в с.Репьевку (2км) и попутно там заходит в храм. То же в Лесках, отстоящих в 1,5 км от Острогожска. 3. Нерасположение верующих к молитвенным домам, поэтому что в тех местах, где нет храмового здания, а богослужения совершаются в хатах, посещаемость, как правило, слабая." При этом можно привести обратный пример: активность верующих уже неоднократно упоминаемого молельного дома с.Терновое. В ночь с 15 на 16 января 1946г. в селе сгорела деревянная церковь. Верующие "единодушно изъявляют желание вновь построить церковь, но учитывая настоящее трудное время... отлагают свое желание о постройке храма до более удобного времени" и просят разрешения на постройку на свои средства молитвенного дома. Власти посчитали строительство нецелесообразным. Тогда прихожанин Емельян Дмитриевич Печурин предоставил половину дома (в котором жила его семья) под церковь бесплатно, взяв на себя расходы по страхованию. Церковь в селе сгорела со всем имуществом. В короткий срок верующими было куплено шесть медных подсечников, изготовлено облачение для священника, пожертвовано 14 икон, 3 лампады, 5 богослужебных книг. На каждую службу собиралось регулярно до 200 человек, при этом площадь молельного дома была 36 кв.м. Такая высокая активность верующих, их ревностное отношение к обрядам и таинствам, объясняется в настоящее время тем, что в селе жил старец Спиридон Сухинин (1865-1929), почитаемый как святой, хотя официально он еще не прославлен. Этот благочестивый Старец наставлял людей к праведной жизни и прославился чудесами и прозорливостью. Связана ли активная религиозная жизнь в селе Терновом именно с деятельностью Старца Спиридона - однозначно сказать нельзя. Однако храм в селе не закрывался во все годы воинствующего атеизма.

Слабая церковная активность населения области объясняется еще и тем, что многие верующие не имели церковного окормления. 26 из 85 районов области не имели ни одного открытого прихода. Люди старые религиозные умирали без напутствия, погребались без церковных обрядов, дети оставались без Крещения, взрослые без освящения таинствами Святой Церкви. Свои религиозные потребности верующие этих районов удовлетворяли через нелегально гастролирующих священников неизвестных ориентаций. Встречались и такие уродливые явления как "служение за попа" простецами без всякого сана и даже женщинами "черничками", не признающими Патриаршей Церкви. Таковых лиц в области было не мало, относили они себя к истинно-православной или катакомбной церкви.


Источник: http://www.vob.ru/eparchia/history/histor/end_vov6.htm
Автор: Муртазин Наиль Варисович

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов