Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Отрубишь змее голову — будет извиваться хвост. (башкирская)

Старый Кушкет д. Сизнерская волость Малмыжского уезда Вятской губернии.

Назад Современное название и административное отношение данного населенного пункта по справочнику:

Россия, Респ Татарстан, Балтасинский р-н, село Старый Кушкет

Кладбища Старый Кушкет д. Сизнерская волость Малмыжского уезда Вятской губернии.



Год основания: 

Упоминается (ссылка на источник информации):

  • Государственный каталог географических названий России (АГКГН)

  • Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО)

История наименования и принадлежности:

  • Старый Кушкет д. Сизнерская волость Малмыжского уезда Вятской губернии.
  • Россия, Респ Татарстан, Балтасинский р-н, село Старый Кушкет 

Принадлежал (помещик):

  •  

Состоял в приходе:

  •  

Архивы:

  •  

Село в Балтасинском районе, на р. Кушкет, в 12 км к северо-востоку от пгт Балтаси. 
     На 2008 г. - 187 жителей (удмурты). 
     Полеводство, свиноводство. 
     Начальная школа, клуб. 
     Известно с 1678 г. как Починок по речке Кушкет. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, изготовлением валяной обуви. В начале 20 в. в селе Старый Кушкет функционировали водяная мельница, школа Братства святителя Гурия (была открыта в 1894 г.), бакалейная и винная лавки. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2379,6 десятин. 
     До 1920 г. село входило в Сизнерскую волость Малмыжского уезда Вятской губернии. С 1921 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Тюнтерском, с 02.03.1932 г. в Балтасинском, с 04.08.1938 г. в Ципьинском, с 16.07.1958 г. в Балтасинском, с 01.02.1963 г. в Арском, с 12.01.1965 г. в Балтасинском районах. 
     Число жителей: в 1746 г. - 154, в 1763 г. - 81, в 1811 г. - 184 души мужского пола, в 1859 г. - 648, в 1884 г. - 663, в 1897 г. - 536, в 1905 г. - 752, в 1920 г. - 928, в 1926 г. - 829, в 1938 г. - 1000, в 1949 г. - 654, в 1958 г. - 464, в 1970 г. - 458, в 1979 г. - 443, в 1989 г. - 208, в 2002 г. - 214 чел.


 СЕЛО СТАРЫЙ КУШКЕТ
Старый Кушкет (тат. Иске Көшкәт) — село в Балтасинском районе Республики Татарстан. Входит в состав Янгуловского сельского поселения.
Село расположено на севере Татарстана, в центральной части Балтасинского района, на берегу реки Кушкет. 
Расстояние до районного центра (посёлка городского типа Балтаси) — 10 км. Абсолютная высота — 98 метров над уровнем моря. Ближайшие населённые пункты — Бурнак, Янгулово, Биктяшево, Средний Кушкет.
История
Село было основано более 500 лет назад и первоначально находилось вблизи деревни Сосна. В период с 1926 по 1968 годы в окрестностях села производилась добыча торфа. В 1929 году в Старом Кушкете был создан колхоз (имени Ворошилова). 
В период с 1930-х по середину 80-х при колхозе функционировала пасека. В 1958 году колхоз села Старый Кушкет был объединён с колхозом «Яна тормыш».

Население
По данным всероссийской переписи 2010 года численность населения села составляла 190 человек. В национальном составе населения преобладают удмурты и русские.
Известные уроженцы
Исаев Олег Николаевич (1964—1996) — Герой Российской Федерации.
Инфраструктура
В Старом Кушкете имеется начальная школа, сельский клуб, а также фельдшерско-акушерский пункт. Общая площадь жилого фонда села — 5,2 тыс. м².
Улицы села:
Дружбы
Нагорная
Центральная
Юрия Гагарина
  

 

СВЯЩЕННЫЕ УДМУРТСКИЕ МЕСТА У СЕЛА СРЕДНИЙ КУШКЕТ

Существовала целая группа культовых участков для проведения погребальных и поминально-умилостивительных обрядов (кладбище - шай, бельгы, куркуян, йыр-пыд сётон, куяськон). В ряде деревень имелись площадки для проведения больших общественных аграрных молений (Быдзым восяськон, Быдзым куриськон, Восяськон кыз, Восяськон инты, Нюлэскын восяськон), приуроченных ко дню летнего солнцестояния, а позже - ко дню памяти апостолов Петра и Павла. В д. Тагашуре имелось особое место для проведения весеннего праздника Акаш-ка на возвышении Пужымгурезь, роль сакральной персоны на этом празднике исполняла специально выбранная женщина Аргышкышно. В д. Карык-Серме моления в куале и священных рощах проводили перед иконами. В дни больших христианских праздников (Пасха и Петров день) жители д. Пор-Кутеша принимали участие в крестном ходе.

 

По материалам археолого-этнографической экспедиции 2001 г., в окрестностях д. Средний Кушкет (удм. Заны) было выявлено существование более двух десятков типов и разновидностей культовых и культурных мест и объектов, из них на карте удалось определить местоположение лишь 22 памятников (рис. 1) .

Священные строения куала (диал. куа/коа/кола) в деревне подразделяли на семейную куалу и патронимическую Мудор куалу. Посередине куалы располагался очаг, над ним устанавливали котел, там варили еду. К настоящему времени большинство таких строений не сохранились. Тем не менее жители деревни продолжают с большим почтением относиться к местам прежнего их местоположения. «У нас была коа, бабушка сказала, что это не Мудор куа. На то место баню поставил муж. Бабушка сказала, чтобы его грех на нее саму упал. Поэтому что ли у нее плохо с головой (йырыз сураськемын). «У многих такие места сохраняют, просто ровное место, ничего не делают на нем. А у других просто камень стоит на том месте. Ничего нельзя делать. Иван Васильевич , у его сестры есть береза, под нею камень из куалы, там «ловит», говорили. 

Мама моя к ним хлеб с молитвой заносила» (Кунаева Татьяна Васильевна, 1933 г. р.). В деревне ныне сохранились остатки куалы в трех хозяйствах: Мудор куала у Татьяны Алексеевны Апаковой (1939 г. р.) (рис. 1-5; 2; 3), Мудор куала инты с котлом под высоким тополем на усадьбе Пантелеймона Аркадьевича Николаева и священный камень Мудор под березой у Ермаковых (рис. 1-6; 4). Жители деревни полагают, что хранителем куалы (куала утись) Ермаковых был дед директора школы Ивана Васильевича Ермакова по имени Федор. Хранителем куалы П. А. Николаева был его прадед Николай Александрович Николаев. Информант Т. А. Апакова рассказала: «Кола у нас есть. Бабушка умерла у нас уже, она не велела туда ходить, сказала, времени не будет. Туда складываем разные хозяйственные вещи. Один угол священный. Там лежит камень Мудор (Мудор-из). Захламили колу. Не принимай, сказала бабушка, куалу. Времени у тебя не будет. Она там молилась. Она выносила туда кашу рисовую, пшеничную, яйца (кукей)» (Апакова Татьяна Алексеевна, 1939 г. р.). В хозяйстве Ермаковых располагалась общедеревенская Великая куала, она стояла на краю старого кладбища. Там был священный камень Мудор. К этому камню из Великой куалы ходили старики со всей деревни, и нижние и верхние (уллапалъёс но выллапалъёс) (рис. 4).

 

По мнению большинства информантов, в деревне были три священные рощи Луд. В Пошша/Пошма луде (Пошша < Пышъя - наименование родовой группы) молились жители нижней части деревни, обитающие вокруг школы (школа палъёс, уллапалъёс) (рис. 1-10); Чола луд (Чола - наименование родовой группы) принадлежал жителям нижней части деревни, которые проживали около фермы (уллапалъёс, ферма палъёс) (рис. 1-9); в Бабись луде (Бабись - название лога) молились жители верхней части деревни (вылланьёс) (рис. 1-15). Капище Пошма-луд располагался в лесу Пошманюлэс на поляне посередине леса. «Пошшагу-резь -туда молиться ходили, ровная/плоская вершина (тэгыз йылыз) у той горы. На этом плоском месте был деревенский Луд. 

Тут нельзя спать. Место моления Луд было еще в логу Бабисьнюк между Сала-Кушкетом и Средним Кушкетом. Там камень, перед ним молились. На Луд ходили все - и мужчины, и женщины» (Яковлева Мария Ивановна, 1939 г. р.). 

По мнению других, в деревне были только две священные рощи. «Два Луда было в деревне. У нас мама варила гуся, а дедушка по матери ходил на Пошшагурезь. Он ходил один, наши туда ходили» (Кунаева Татьяна Васильевна, 1933 г. р.). «Чола луд в нижнем течении левого берега р. Кушкетки. Это место поедания курицы, место моления у рода Чола. У нижних (уллапалъёслэн) Луд был на возвышении Пошшагурезь. У верхних (выллапалъёслэн) - Луд в логу Бабисьнюк и Курег сиён инты тоже в логу Бабисьнюк. Был лог Бисерманнюк (бисерман < бесермяне, нюк sanitized_by_modx& #39логsanitized_by_modx& #39), там располагался Луд у верхних (выллапалъёс), на поле там стояли ели, теперь место распахано» (Николаев Николай Петрович, 1949 г. р.). 

«Моему младшему брату Аркадию стало плохо, стал махать руками (чабъяськыны кутскиз), головой махать. Оказалось, когда ходили за орехами на место Луд, он там помочился, поэтому плохо с ним стало. Мы не знали, маленькие еще были. Потом туда посадили дерево. Это было в Бабись луде. После лучше ему стало, поправился он» (Николаева Любовь Михайловна, 1930 г. р.). Место моления с курицей (Курег восян инты шур сопал) располагается на протвоположном от деревни берегу р. Кушкетки (рис. 1-77).

 

В настоящее время жители деревни не всегда могут правильно назвать наименование капища. «Все уже перепутали: кто называет Чола луд, кто Пошша луд. Есть еще улица Чола (Чола урам). «Моя бабушка (песяй) ходила в Пошша луд или Чола луд, он «ловил». Когда идешь туда для излечения, не надо ни с кем разговаривать» (Тувалов Михаил Владимирович, 1934 г. р.). У каждого Луда были свои хранители. Ныне род хранителя Луда исчез/выродился (Луд утисьлэн выжыосыз быриз). По М. Г. Атаманову, в д. Средний Кушкет проживали представители трех родовых групп: Чола, Пышъя и Салья, - они были расселены отдельными улицами . В ходе экспедиции 2001 г. сведения о родовой группе Салья нами не обнаружены.

Осмотр капища Курег вдсян в логу Бабисьнюк в 2001 г. показал, что оно располагалось на поляне посередине леса, в небольшой ложбинке, на склоне возвышенности. Со стороны опушки, с север-северо-западной стороны, к поляне вела тропинка. Тут раньше был священный камень, он уже ушел в землю. С восточной стороны поляны имелось большое углубление; может быть, здесь когда-то вытекал родник. Поляна со всех сторон поросла кустарником, находится в окружении орешников и кленов; в лесу также произрастают сосны, ели, липы, березы, дубы и другие деревья. Говорят, как-то один человек сделал что-то неправильное на этом месте и увидел во сне татарку (бигер кышно).

По свидетельству информантов, в деревне еще имелось «сильное» место моления вир сётон букв. sanitized_by_modx& #39давание кровиsanitized_by_modx& #39, т. е. sanitized_by_modx& #39кровавая жертваsanitized_by_modx& #39. Там у корней деревьев резали овцу.

Посередине деревни, между клубом и школой, располагалось кладбище Вужшай (sanitized_by_modx& #39старое кладбищеsanitized_by_modx& #39) ХУП-ХУШ вв. (рис. 1-7). По словам М. В. Тува-лова (1934 г. р.), называли его Поршай (пор sanitized_by_modx& #39мариец, чужойsanitized_by_modx& #39; шай sanitized_by_modx& #39кладбищеsanitized_by_modx& #39). Информант помнит, что копали два сотрудника, один возрастом постарше. Две могилы вскрыли. В одной (мужской) могиле нашли нож, в другой (женской) - монеты на груди. Действительно, в 1969 г. разведочные исследования здесь провел В. А. Семенов. Было вскрыто два захоронения. Умершие были ориентированы головой на запад, завернуты в луб. Инвентарь состоял из серебряной копейки, обломка железной иголки и ножа . Ныне на этой площадке стоит памятник погибшим фронтовикам. Новое деревенское кладбище устроено выше по течению реки от деревни у реки. Рядом с кладбищем располагается овраг Кыркуян, в который выбрасывают (или сжигают) вещи умершего. Когда делают уборку на кладбище, то мусор и сухостой (сухие деревья) сжигают тоже на месте Кыркуян (рис. 1-14).

 

В народе распространено мнение, что кладбище относительно деревни расположено неправильно, т. е. не ниже по течению реки, как полагается, а выше: «В деревне говорят, что современное кладбище неправильно устроили, оттуда все нечистые (пери) на нас спускаются. Наверное, выбрали это место, что красивое» (Кунаева Татьяна Васильевна, 1933 г. р.).

Старое место Кыркуян для выбрасывания вещей умерших располагалось в посадках, между дд. Пор-Кутешем и Средний Кушкет, по пути на кладбище в с. Цыпью (рис. 1-3). Прежде покойных возили в церковь с. Цыпьи на отпевание, а по пути выбрасывали все ненужные вещи. Когда основали свое деревенское кладбище, то новый Кыркуян устроили рядом с кладбищем.

Место Бельгы для поминовения умерших на стороне располагалось прежде между фермами, там, где находится загон для скота (рис. 1-5). На том месте росли три-четыре ели. Кто-то помнил только одну ель. «На моей памяти на Бельгы стояла одна ель» (Тувалов Михаил Владимирович, 1934 г. р.). «Бельгы -место поминовения, там поминать ходили тех, кто не вернулся с войны (отчы буре вайса мыно вал жугиськемысь бертымтэослы)» (Филиппов Николай гурьянович, 1930 г. р.). В старину туда после Семика ходили на поминки. Такой обряд кыре потон проводили около 22 мая, ближе к празднику св. Николы Чудотворца (Никола празник). Новое место Бельгы сейчас располагается у памятника погибшим на фронте, теперь туда и ходят поминать умерших на чужбине (рис. 1-7).

В деревне проводили поминальный обряд йыр-пыд сётон. После совершения обряда череп и кости ног жертвенного животного уносили к роднику возле р. Кушкетки (рис. 1-13). Кости бросали на землю или складывали в ведерко, в которое, помимо костей, бросали монеты, лоскутки, - все это вместе с ведром оставляли там. Основные поминки (кисьтон sanitized_by_modx& #39возлияниеsanitized_by_modx& #39) проводили трижды в году: весенние поминки (тулыс кисьтон sanitized_by_modx& #39весенние возлиянияsanitized_by_modx& #39) были приурочены к субботе перед Пасхой, перед празднованием акашки (акашка азьын); летние поминки (семык) - к Семику; осенник, или осенние поминки (сйзьыл кисьтон sanitized_by_modx& #39осенние возлиянияsanitized_by_modx& #39).

«Нечистое» место (портмаськон инты) - место, на котором чудится, видится, располагалось на противоположной стороне дороги от места Кыркуян (рис. 1-2). Вредоносность его была связана с тем, что там убили женщину.

В д. Сала-Кушкет (удм. Кисаль или Кисальгурт) было две священные рощи Луд. В каждой был свой хранитель (Луд утись), который оберегал священные принадлежности Луда - пожертвованные полотенца. «У нас было два Луда - Шорын луд и Пошша луд . Поначалу Шорын луд называли Чола луд . С курицей всегда ходили туда, чтобы Луд «не ловил». Куала была почти в каждом хозяйстве» (Прокопьева Анастасия Степановна, 1949 г. р.).

По свидетельству Ксении Ивановны Павловой (1926 г. р.), в деревне было две священные рощи Луд: Пошша и Чола. Они располагались на разных концах деревни: на одном конце со стороны шоссе - Чола луд (рис. 1-19), а другом -Пошша луд (рис. 1-20). Последняя роща занимала площадку в лесу, поросшем лиственными деревьями. 

Протекающую вблизи реку называли Пошшашур, а родник - Пошшаошмес. Чола луд располагался на поляне посередине елового леса, на небольшом возвышении, там стояла куала. Петр Сергеевич Павлов (1931 г. р.) в детстве видел на Чола луде остатки строения куалы. Хранителем (Луд утись) Чола луда был бабай Гайсин Семон. 

Ходили туда на моления мужчины, старики. На площадке между фермой и деревней - р. Гадьмашур (правый приток р. Кушкетки), у истока р. Гадьмашур вытекает родник Чолаошмес, там установлена будка. Про духов/хозяев священной рощи люди говорили следующее: про хозяина Чола луда говорили «Матвей утем» (т. е. Матвей сохранил, уберёг), про хозяина Пошша луда - «Илья утем» (Илья сохранил, уберёг). «Старики (пересьёс/бабайёс) ходили на Луд, хлеб там освящали, приходили обратно и раздавали по домам» (Прокопьева Залипа Аськеевна, 1915 г. р.). В Луд с хлебом ходили и пожилые женщины .

«Кыркуян - раньше бросали за околицей напротив фермы, перейдя по мосту через речку Гадьмашур, на левую сторону. Тогда кладбище было в с. Ципье. А теперь, переходят через мост и бросают в сторону современного кладбища на той стороне р. Кушкетки» (Павлов Петр Сергеевич, 1931 г. р.). Современное кладбище располагается от деревни ниже по течению реки, на склоне возвышенности на противоположной стороне р. Кушкетки (рис. 1-18).

«С гусем приходилось ходить на ту сторону реки из-за болезни дочери (Зазег вандыса ветлэме вань сопала нылы висемлэсь)» (Прокопьева Залипа Аськеевна, 1915 г. р.).

На месте для моления с курицей Курег восян инты молились жители нижней части деревни (уллапалъёс). На том месте растет небольшой лесок, находится это место на противоположном берегу р. Кутешки (удм. Кутешву sanitized_by_modx& #39вода Кутешsanitized_by_modx& #39).

Прежнее место Бельгы для поминовения умерших на чужбине располагалось возле фермы, по эту сторону фермы. Это Бельгы было общее с жителями д. Средний Кушкет (удм. Заны), ныне оно заброшено и распахивается. Современное место Бельгы располагается около кладбища возле реки. Новое кладбище и новое место Бельгы было устроено после Второй мировой войны. «На место Бельгы ходили перед Семиком. Старшая сестра ходила, лепешки-хлеб несли для умерших на стороне (апай мынэ вал, табань-няньёс нуо вал кыре кулэм муртъёс-лы). Нынче выходили на Бельгы третьего июня в Троицу . Второго июня - в церковь с. Ципья ходили, там посещали старое кладбище. Третьего июня - Троица, ходили на современное кладбище в д. Пор-Кутеше, четвертого июня - день Святого духа. В Пор-Кутеше старый кыр куян располагался в логу, по дороге в с. Ципью , примерно в 2 км с правой стороны от дороги, туда и бросались в овраг. Современный кыр куян -у современного кладбища с левой стороны. Там в ямах сжигают вещи умершего после похорон» (Захаров Герман Семенович, 1932 г. р).

Имелось отдельное место йыр-пыд сётон для выбрасывания костей жертвенных животных после поминок. Располагалось оно в логу за околицей, там устроили куяськон (букв. sanitized_by_modx& #39выбрасываниеsanitized_by_modx& #39). Нередко кости после совершения обряда бросали кто куда - в овраг, к реке - теперь уже нет определенного места для этого.

Из больших христианских праздников особо отмечали Пасху и Петров день. «В нашей семье были сапожники. Зажиточные работящие крестьяне. Флаг с шерстяными кистями (чукъёс) носили, ходили в Пасху и в Петров день с иконами по улице, около 10 икон (обросъёс) несли. Все старики выходили вместе со всеми деревенскими (Пересьёс пото вал вань калыкен). В каждый дом заходили и молились . Это заставили прекратить. Пугали. На кладбище ходить не разрешали, тайком посещали (Шай вылэ мыныны уг лэзё вал, лушкем ветлиськом вал)» (Захаров Павел Андреевич, 1920 г. р).

______________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Балтасинский район Татарстана.
Страничка села Вконтакте.
Шутова Н. И. Материалы археолого-этнографической экспедиции в Балтасинский район Республики Татарстана в 2001 г. // РФ НОА УИИЯЛ УрО РАН. Оп. 2Н. Д. 1296. 33 л. + фото.
Атаманов М. Г. От Дондыкара до Урсыгурта. Из истории удмуртских регионов. Ижевск: Удмуртия, 2005. 216 с.
Семенов В. А. Отчет Удмуртской археологической экспедиции в 1969 г. (Средне-Кушкетский, Ципьинский, Вукогуртский (Мельничный) могильники, Чутайские I и II городища, Ореховский могильник) // Архив ИА РАН. Р-1. № 3872; РФ НОА УИИЯЛ УрО РАН. Оп. 2-Н. Д. 148. 95 л.

▼ РАСКРЫТЬ ▼
▲ СКРЫТЬ ▲

    Яндекс.Метрика
    © 2015-2024 pomnirod.ru
    Кольцо генеалогических сайтов