Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Если народ един, он непобедим.

Особенности родословной в марийской деревне. Вера Сорокина.

Назад

 

Доклад на научно-практической конференции «Отечество начинается с малой родины» в рамках празднования 100-летия Архивной службы Росссии 16 мая 2018г. п. Мари-Турек.

Биография наших предков - это крупицы истории государства, имя которой Память народа. Родоведение создает базу для преодоления семейной разобщенности, для выхода из демографического кризиса, для возрождения семейных традиций и духовной культуры в целом. Такие выводы сделал Н.Г. Никишин из г. Нерехта: «Изменилось ли что-то во мне с того времени, как я узнал своих предков? Конечно! Весь мой мир перестроился, я стал увереннее, более спокойно относиться к будущему. Чем дольше я живу, тем сильнее начинаю понимать, что семья, в которой есть «чувство локтя», значит так много, что словами не выскажешь. Перефразируя известное выражение, скажу: семья - моя крепость. Мне кажется, что в настоящее время ее роль не только умаляется, а резко, стократ, возрастает».

Генеалогия - слово греческое, буквально означающее «учение о происхождении». Русский аналог этого понятия - родословие- знание рода, наука о роде. «Патриарх» русского родоведения Л.М. Савелов дал такое определение генеалогии: « Генеалогия есть построение на достоверных документах и других источниках доказательства родства, существующего между лицами, имеющими общего родоначальника или потомка».

В генеалогии различают две основные технологии:

1. Цивилизационная - основанная на сложной методике научного поиска генеалогической информации среди архивных документов, исторических рукописей, дневниковых записей и т.д.

2. Традиционалистская - базирующаяся на устной информации, обычаях предков, семейных легендах и преданиях, ритуалах, народном фольклоре.

Во время поиска рода Кибардина Александра Матвеевича встретилась с дедом Пайгелде Куклин, который рассказал, что из данного рода Али Илаев крестился и записан Куклин Павел Семенович. При сборе информации о Куклиных, Дарья Петровна Куклина заявила, что они из рода Ямбая и с Куклиным Илаем не родня. Изучая архивные документы, действительно, выявила еще одного Куклина Павла Семеновича. Исходя из истории марийского народа в борьбе за сохранение языческого вероисповедования, можно предположить, что Али и Ямбай, понимая выгоду принятия православия, в целях совместного противостояния общественному мнению деревни и гнева Картов, записались одинаковыми именами. А брату Илая Иван Михайлович Кибардину пришлось дважды креститься. Это имя и фамилию он получил при крещении, но когда пришлось дважды заплатить налог - за себя и за Кибардина Ивана Михайловича соседа, он во время поездки с обозом в Торъял, принял новое крещение с фамилией Яшметов.

Генеалогическое исследование - сложный, многоэтапный процесс, включающий в себя поиск, сбор, первичную обработку, анализ собранного материала и результатов исследования. Но в марийской деревне, особенно в Ивской Вершине, где господствовали не только традиции и обычаи марийского народа, но и верховенство языческой веры, не укладывались в схему поиска: имя, место, время. Прежде чем добраться до крещенного имени рода, необходимо изучить население всей деревни. Впоследствии оказалось, что нужно знать население соседних деревень с созвучным названием. Так, в актах записи о рождении, браке и смерти указывается «крестьянин из черемис починка Масара», но не уточнено Нижняя или Средняя или Выселок. Понять, почему крестьянин Алексей Емельянов из Ивской Вершины указан жителем Выселка Мосаринский? До 1917г. в документах «Ревизских сказок» марийцы не имели фамилии, а Тошкемские домохозяева и 1917году указаны без фамилии.

Чтобы разобраться в родословных деревни, необходимо знать родовые дома предков, т.к. сыновья отделялись и поселялись рядом или через дорогу, улицу и выше от родительского дома против течения реки. Есть такое поверье, что род, отделившегося вниз по течению реки от родительского дома, со временем исчезнет. Предприимчивые молодые семьи отделялись как новокрещеные, ушедшие от языческой веры, воспользовались предоставленными льготами новокрещеного: получали новый надел земли, а не пай от родителей, на три года освобождались от налога, получали три(2,5) рубля серебром, что давало хорошую возможность обустроить жизнь семьи. Марийцев заманивали принять православие присвоением фамилии уважаемых и почитаемых людей волости, уезда. Священник в селе Хлебниково Василий Кибардин сын Вятского священника Н.В.Кибардина, он дал свою фамилию Ивану Михайлову из рода Изилена и Иван Михайлов из рода Ешмурза тоже записан с этой же фамилией. Внук Ешмурзы Микишка стал Петр Михайлович Рукавишников. Фамилия, вероятно, дано в честь мастера-серебренника из Казани А.Рукавишникова. Распространенное фамилий в округе получили в честь братьев лесопромышленников Бушковых, а может быть крестьянин Маркел Васильев был крепостным Бушкова? Вынуждали принять крещение обложением налогов на инородческие свадьбы, поэтому мариец за невестой ехал на закате, а привозил - на рассвете, чтобы скрыть свадьбу от надзирателей.

Но раздел семей под эгидой новокрещеных внес много путаницы: из одного родового дома отделялись и появлялись семьи с 2-3мя фамилиями, установление родства которых было усложнено. Только воспоминания, предания, оставшиеся в памяти рода события, помогли в них разобраться.

Крестьянское сословие

В царствование Петра Первого (1682-1725гг.) произошел новый виток в развитии крепостного права, сопровождавшийся ужесточением крепостного режима. Тяжелым бременем на крестьянские хозяйства ложились рекрутские наборы. Крестьяне должны были ежегодно направлять по одному рекруту с каждых 20 дворов.

Ведение войн требовало значительных расходов и увеличивало налогообложение в государстве. В ноябре 1718г. введена подушная подать (сохраняется до 1887г) с помещичьих и монастырских крестьян (ее размер составлял 74 коп. с ревизской души, т.е. с мужского населения. С 1719г. подушная подать распространяется на холопов, дворовых и сельских помещичьих людей. Различие между холопами и крепостными крестьянами окончательно стирается.

Введение подушной подати привело к ликвидации и такого разряда населения, как людей вольных или гулящих. Вольных людей забирали в солдаты, а в случае негодности к службе записывали их за тем помещиком, на земле которого их застала перепись.

Помещики в отношении крестьян обладали широкими полномочиями: распоряжались имуществом своих крепостных, по мелким уголовным делам осуществляли над ними суд, разбирали споры между крестьянами, могли их переселять. Они распоряжались крестьянами как своей собственностью, могли продавать их, закладывать, завещать, менять, дарить, подвергать телесным наказаниям, ссылать в Сибирь на поселение и на каторжные работы. По указу 1767г. крестьянам было запрещено жаловаться на своих помещиков под угрозой тяжких телесных наказаний и каторжных работ.

Помещичьи крестьяне несли в пользу хозяина различные повинности: барщину, оброк и т.д. Развитие промышленности, торговли, денежного обращения вело к постепенному вытеснению натурального оброка деньгами.

Феодально-зависимыми являлись и государственные крестьяне. Их экономическая зависимость от государства была не менее тяжкой, чем частновладельческих крестьян от своих помещиков. Но их правовое положение было несколько лучшим. Их не могли продать, но могли отдать какому-либо частному владельцу. Количество государственных крестьян продолжало сокращаться за счет раздачи их дворянам (особенно в царствование Екатерины Второй.)

В первой трети 18 века появилась группа крестьян, называемая посессионными. В 1721г было разрешено купцам покупать населенные имения и приписывать их к мануфактурам. Посессионных крестьян нельзя было продавать отдельно от мануфактуры.

Дворцовые (с1797г удельные) крестьяне принадлежали императорской фамилии. Хотя их права были ограничены, и управление ими осуществлялось департаментом уделов, все же их положение было несколько лучше, чем положение помещичьих крестьян.

В целях развития промышленности, в первой половине 19 века было разрешено всем крестьянам, в том числе и помещичьим, «учреждать фабрики и заводы», право покупать земли; по указу о вольных хлебопашцах (1803г.) помещики получили право отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкуп.

19 февраля 1861 года Александр 2-й (1855-1881) утвердил Положение об отмене крепостного права и издал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

Наиболее тяжкие сословные ограничения были ликвидированы. По Общему положению, крестьяне стали иметь «права свободных сельских обывателей», они получили право вступать в брак без разрешения помещика, заключать сделки, принимать обязательства, обращаться в суд, быть свидетелями и поручителями, приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество и передавать его по наследству.

Так же закон наделял крестьян правом свободно заниматься ремеслом и торговлей, открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия.

К началу ХХ века треть крупных земледельцев России были буржуазной по происхождению, в основном из крестьянского сословия. Основная масса крестьян -80% населения России - и после отмены крепостного права продолжала оставаться низшим сословием. В деревне сохранились многие пережитки крепостного строя: отработки, круговая порука, община, выкупные платежи и др.

Источники генеалогии крестьянского сословия

Л.М.Савёлов утверждал, что русская генеалогия носит исключительно узкосословный (дворянский) характер. Такое положение генеалогии исходит из высокого культурного уровня дворянства и низкого - «народной массы». Отсюда следовал вывод об отсутствий письменных фамильных источников по генеалогии непривилегированных сословий, делающий невозможным восстановление истории их рода.

Время показало ошибочность такого выводов.

Указ о проведении первой переписи издал Петр1 26 ноября 1718г. Она началась после опубликования Сената от 22 января 1719г и продолжалась до 1722г. Число крестьян мужского пола в России составляло 6 552 377человек. Были переписаны не только русские, но и большинство других народов. В этой переписи указаны 9 ясачников деревни Ивская Вершина.

Вторая ревизия проведена после опубликования указа от 16 декабря 1742. Началась в 1744г. и закончилась в 174г. Число крестьян мужского пола в России составляло 7 793 776человек.

Третья ревизия началась в 1762г и завершилась в середине 1764г. Число крестьян мужского пола в России составляло 9 978 113человек.

Четвертая ревизия проходила 1781-1783гг. В ней указывали этническую принадлежность не только «некрещеных иноверцев», но и «новокрещеных», т.е. принявших православие в 30-50 годах 18 века. Число крестьян мужского пола в России составляло 12 592 478 человек.

Пятая ревизия 23 июня 1784-1796гг. Число крестьян мужского пола в России составляло 16 321 984человек.

Шестая ревизия 1811г. Число крестьян мужского пола в России составляло 18 217 744человек.

Седьмая ревизия 1815г. Число крестьян мужского пола в России составляло 17 849 543человек. д.Ивская Вершина 8дв.55м.80ж.

Восьмая ревизия 1833г. д. Ивская Вершина 8 дв.24м.31ж.

Девятая ревизия 1850

Десятая ревизия 1857г. в д. Ивская Вершина 9 дв.55м.80ж.

Ревизские сказки позволяют установить следующие сведения: 

 сословную принадлежность лица, подающего сказку; возраст, фамилию (если была), имя, отчество и место рождения; место постоянного жительства: наличие детей мужского и женского пола (кроме 1,2,4 ревизий) с указанием времени и места рождения; родственников и ««работных людей» с указанием фамилий, имени, возраста и сословной принадлежности; размер податей, уплачиваемых казне; имущественное положение подающего сказку (не всегда); в ряде случаев по 1-5 ревизиям - национальность, по 1 ревизии - физические недостатки(«увечен», «слеп»).

Ревизские сказки составлялись в имениях помещиками или их приказчиками (по доверенности), в последствиях государственных крестьян - старостами или другими ответственными за перепись лицами, в городах- представителями городского управления, в заводах- заводоуправлением.

В марийских деревнях эти переписи выполняли русские, которые марийские имена записывали так, как услышали: Элтемер стал Елтемер, Эленбай-Еленбай, Янгывай- Янкубай, Яндавий-Яндабий, Саскавий- Сакабий , Кынавий-Кенебий. Яндавий олицетворяет силу стекла: янда-стекло, вий-сила. Саскавий- сила плода, Лыстывий-сила листочка, Кынавий-сила конопли.

В ревизских сказках не указывались имена женатых сыновей (чаще в сказку вписывалась уже отдельная семья, родственность в таком случае можно установить лишь сопоставлением данных из предыдущих сказок). Отданные в рекруты члены семьи исключались из переписи. Дети записывались иногда только по имени, без указания отчества, кроме того, возраст чаще всего указывалось простым прибавлением числа лет по отношению к предыдущей ревизии. До 1855г государева солдатская служба длилась 20-25 лет, до военной реформы 1874г-10 лет, после нее срок службы был ограничен 4 годами. С 1874г рекрутская повинность была заменена всеобщей воинской, служить должны были все молодые люди, достигшие 21 года, годные по состоянию здоровья. Тогда же термин «рекрут» был заменен словом «новобранец».

С 20-х гг.18 века в каждом церковном приходе велась по годам метрическая книга записей родившихся, браком сочетавшихся и умерших. Именно церковные документы, отражающие жизнь всех слоев общества, позволяют считать рядовых священников родоведами в 18-19в. до 1920года.

В 1724 г. Синодом разработана форма ежегодных метрических книг.

  • 1 часть. О родившихся - в хронологическом порядке ведутся записи о дате и месте рождения и крещения имя родившегося, имена, отчества, фамилия родителей их социальное положение и местожительства, имена, отчества, фамилия восприемников, а если это члены семьи, то их родственное отношение: «девица Анна, дочь родителю», имена священников и причта, совершивших таинство крещения.
  • 2 часть. О бракосочетавшихся - сведения о времени и месте бракосочетания, именах, отчествах, фамилиях, социальном положении, вероисповедании и возрасте жениха и невесты, которые браком венчаются, именах, отчествах, фамилиях и социальном положении поручителей по жениху и невесте, имена священника и притча, совершавших таинство венчания.
  • 3 часть. Об умерших- точная дата смерти и погребения, место жительства, имена, отчества, фамилия, для младенцев указывался отец, для женщин -статус мужа, возраст умершего, причина смерти, имена священника и притча, совершивших обряд погребения и указания кладбища.

В датах встречаются расхождения, так как запись велась не по документами, а по устному предъявлению. Есть расхождения в отчествах матерей ребенка, т.к. в марийских деревнях замужняя женщина определялась не по имени отчеству, а по мужу: Подыр вате- жена Федора, хотя она Дарья Ефремовна, но при записи 9го ребенка мать записана Дарья Ефимовна по созвучности с Ефремовной. Вероятно, пришедший на регистрацию ребенка, не смог вспомнить отчество. Встречаются и такое, что и имя жены путают: при регистрации брака жена Анна Сергеевна, при регистрации ребенка записано Наталья Сергеевна, последующий ребенок с мамой Анна Сергеевна. Тут явно вина заявителя. Почтительное обращение тоже исключали имена: акай- старшая сестра, шюжар- младшая сестра, курскай- муж старшей сестры, вене-зять, изай - старший брат, шольо-младший брат; енгай-жена старшего брата, шешке-сноха, муж к жене обращался: аваже - мать. Бабушек дети тоже называли по принадлежности к мужу: Микалай ковай, Петр бовой.

У марийцев есть еще одно родство: «Юмын тан родо» (родня, благословленная богом). Ребенку выбирали «изача и изава» (дословно младший отец и младшая мама), по сути крестные, за освященным хлебом, блинами, через стол вручали младенца новым кумовьям, те брали ребенка с рубашкой (с платьем, пеленкой) в руках. Родители при регистрации ребенка в церкви с собой вели или родственника, или хорошего друга, соседа для посвящения в крестные - кресача (крестный), кресава (крестная).

Во время свадьбы родители жениха назначали авторитетную родню, лучших друзей «вуй путырмо ава-ача» (посаженные родители). Эти родители перед богом несли ответственность за молодую семью. Молодые в период привыкания к совместной жизни могли ссориться, кто прав, кто виноват - должны были разбираться с посаженными родителями, так как они рассуждали как третейские судьи, не старались брать чью-то сторону. Для молодых считалось большим грехом поссориться с ними. В пасхальную пятницу молодые шли к посаженным родителям обмениваться пасхальными пирогами, по праздникам приглашали в гости, в страду помогали убирать урожай, заготавливать корма для домашнего скота, дрова на зиму, т.к. такую трудоемкую работу легче было выполнить совместно. Посаженные родители молодым дарили телку, овечку, гусыню, чтобы в хозяйстве была своя живность и давала приплод. В ответ молодые несли каравай, пироги, стопу блинов, четверть самогонки и всей семье подарки: рубахи, платки, передники...

Так кумовья и посаженные родители являются родней, данными богом.

Смешанное родословие семьи или рода, и нисходящее, и восходящее, включает в себя как мужские, так и женские ветви, дает возможность широко представить не только историю рода и биографии его членов, но и узнать, с каким родом в том или ином поколении породнился интересующий род: кто был взят в жены, какую фамилию носили мужья дочерей. Супружеские пары создавались в основном по сватовству, невест выбирали из тех, кто приезжал в деревню на посиделки (шинчаш толын), где за 1-2 недели девушка должна была вышивать приданое или навязать носки, варежки, перчатки или наткать холсты. По мастерству рукоделия определяли мастерство, усидчивость, целеустремленность, трудолюбие девушки, которое необходимо для создания семьи, а на вечерке - ее коммуникабельность и веселость. Женщина, привезенная из далекой деревни, старалась сосватать девушку односельчанку, чтобы сильно не скучать о малой родине, в чужой деревне есть своя деревенская, которая и заступится и поплачется, в гости позовет. Им удобнее вместе навестить родителей на одной лошади. Во время свадьбы савуш жениха тоже высматривал себе невесту в той деревне, куда ездили со свадьбой.

«Мы родом из детства», а значит из семьи. В семье мы взрослели, учились смотреть на мир и давать ему оценку, осознавать в не себя и понимать других. Став при рождении нашей колыбелью, семья продолжает любить и оберегать нас всю жизнь, в семью мы несем наши радости и печали, успехи и поражения. Она остается «землей обетованной» для нас до

«глубоких седин», в бушующем океане жизни - спасительным островом, где нас всегда ждут.

У каждого человека есть долг перед семьей: он должен оставить после себя память о предках в назидание потомкам, чтобы не прервалась нить Памяти, связывающая род в одно целое.

Семейные традиции, особенности быта, семейный фольклор, особая, присущая отдельной семье духовность, культура взаимоотношений, бескорыстная любовь, безграничное доверие - вклад каждой семьи в сокровищниц народной, многонациональной культуры, имеющий значение не только для членов семьи, но и для общества в целом.

Жизнь каждого человека сложна и интересна, даже если сам так не считает. В любом случае она, как в капле воды, отражает все то, что происходило в обществе, в котором он жил и работал. Наши деды, родившиеся на заре 20-го века, росли и развивались вместе с обществом, как побеги молодого дерева, набирающего силу. Это поколение карабкалось по этому неизведанному пути к высоким гуманистическим целям, к всеобщей справедливости, равенству каждого члена общества, овладевало знаниями: получая их, они как бы утоляли жажду прозрачной, свежей, бурлящей родниковой водой. Такова была тяга к знаниям, к делу, действию, таков был энтузиазм того поколения. Они с удовольствием бросались в кипучую деятельность и отдавались ей полностью, считали себя истинными строителями своей новой, замечательной Родины. Стойко сражались на фронтах Великой Отечественной войны, работали в послевоенные годы там, куда определила судьба, и не чувствовали усталости, так как шли к великой цели.

Термины родства по его видам Кровное родство

Бабка , бабушка- мать отца или матери, жена деда Брат -каждый из сыновей одних родителей Внук -сын дочери. сына, племянника, племянницы Внучка -дочь дочери. сына, племянника, племянницы Дед -отец матери или отца Дядя-брат отца, матери, муж тети Племянник -сын брата, сестры Племянница -дочь брата, сестры

Прародители - первая известная по родословной чета, от которого берет начало род Пращур- родитель прапрадеда, прапрабабки, отдаленный предок

Родоначальник -первый известный представитель рода, от которого ведется фамилий Сестра -каждая из дочерей одних родителей Тетя, тетка, тетушка -сетра отца, матери, жена дяди

Свойство (родство по браку)

Если один род соприкасается с другим через брачный союз, родство называется свойством (или родством разнородным)

Деверь-брат мужа Девица- незамужняя, девушка

Жених- сговоривший себе невесту, получивший согласие женщины на брак

Золовка- сестра мужа

Зять- муж дочери, сестры. Золовки

Невестка- жена сына(для женщины), жена брата

Сват, сватья- родители молодоженов и их родственники по отношению друг к другу

Свекор -отец мужа

Свекровь-мать мужа

Свояк - мужчины, женатые на сестрах

Свояченица-сестра жены

Сноха- жена сына(для мужчины)

Супруг, супруга- муж и жена Тесть, тёща- отец и мать жены Шурин- родной брат жены

 

Дома д.Ивская Вершина

Деревня Ивская Вершина находится на правом высоком берегу реки Морсаринка. В «Ревизских сказках» 1722 г учтено 8 дворов 9 ясачников. В 1-6 домах язычники. В 1816 году новокрещеный сын Елтыбаева из дома №3 Григорий Семенов получает новый надел земли и отделяется из рода. Рядом с ним заселяются православные Маркел Васильев с женой и 3-мя дочерьми, Степан Филиппов с 5-ю дочерми и сыном.

Дом №1-Изилен Изергин: Яшметов, Кибардин, Куклин. Внук Изилена Алей Илаев- новокрещенный Павел Семенович Куклин. Внуки Микифора Изиленова: Иван, Дмитрий, Матвей крестились с фамилией Кибардин. С появлением второго Иван Михайловича Кибардина из рода Рукавишниковых Микифора внук Иван в с.Торъял крестился с фамилией Яшметов, а братья Дмитрий и Матвей остались с фамилией Кибардин.

Дом №2 Ишкин Ишмуратов. Его дети Ешкиза крестился и стал Яков Семенов, Ешкерда-Иван Михайлович Завойский. Род продолжил приемный сын Макара Яковлевича из д. Купрансола Пудь Лукинов Рукавишников.

Дом №3 Елтемер Елтыбаев с матерью Чебюка, женой, 3-мя сыновьями и дочерью. Его брат первым в деревне становится новокрещенным-Василий Григорьев Елтыбаев и с новым наделом земли строит дом № 7 напротив родительского дома.

Дом №4 .Ельмекен Еленбердин. Род продолжает сын от1-й жены Кельмемет. Еленбай Кельмемет вместе с Али Илаевым крестились и оба стали Куклин Павел Семенович Но старшие Ямбая не приняли его решение, оставили оскверненный дом крещением и построились напротив, через дорогу и обосновали род Емерка с фамилией Вахтинов.

Дом №5.Ешмурза Ештыгана сын Григорий Елтыбаев в доме №5, а Ешмекей Ешмуратов строит дом №6. Внуки Ямет крестился и стал Михайло Михайлов Рукавишников, а Микишка-Петр Михайлович Рукавишников. Михайло Михайлова сын Ямбагуш остался верен языческой вере, записался отчество Яметович, хотя отец крестился Михайло, а фамилию взял влиятельного соседа Вахтинов. Его брат Федор тоже взял фамилию Вахтинов, а отчество записано Михеич. Сыновья Ештыган Ешмекея: Яшкиза- новокрещеный Федор Васильевич Кибордин, Веденей -Василий Васильевич Емельянов, Ешкельда-Михайло Васильевич Рукавишников.

Дом №8.Маркел Васильев Бушков (откуда прибыли-не установлено)

Дом №9.Степан Филиппов с женой и 5-ю дочерьми и сыном Косьма прибыли в деревню 1816г, а к 1858 году появляются ещё 5 сыновей, которые отделяются с фамилией Ядыков.

Переселенцы

Царский Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости помогло ликвидировать наиболее тяжкие сословные ограничения. По Общему положению, крестьяне стали иметь «права свободных сельских обывателей». Так же закон наделял крестьян правом свободно заниматься ремеслом и торговлей, открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия.

Федор Григорьев Корнев из Лазаревки, прибыл в д.Ивская Вершина до 1896 г., т.к. Назар Федорович родился 03.10.1869 и крещен в церкви с.Хлебниково.

В Памятной книжке-календаре Вятской Губернии на 1887г. написано: «...При сельце Лазарево коллежского секретаря Лазаря Павловича Матвеева основан в 1833 году деревянный спиртовый завод. Вывоз продукции производится в Казань, Нижний Новгород, Вологду, Вятскую губернию, иногда в Петербург. В 1885 году завод имел водоподъемную машину, четыре паровых котла низкого давления, три конных двигателя, 14 чанов, солодобродилку».

В 1775 году было проведено генеральное межевание ясачных земель края, после которого образовался значительный фонд земли, взятой в казну или отведенной под «оброчные статьи». Это вызвало волну переселения из густонаселенных или недостаточно плодородных территорий на удобные места по берегам лесных рек Уржумского уезда.

Летом 1867 г из Сернурской волости приехали обживать новые места из деревень Нольдур, Энгермучаш, Кючык Энер, Тыныки Родо, Тумерсола, Кугу Мушко и обосновали деревню Мари Шолкер.

1887 г в эту деревню собрался Роман Андреев: сын Яков 26л с женой Юмания Кирилловной, внуки -Иван 5 л и Филипп-1г, сын Андрей 24 г.

В 1885 г в д. Кугу Мушко было 54 двора, 282 жителя, 728 десятин земли. Довольно крупный населенный пункт, где явно чувствовалось нехватка земли. Путь переселенцев шел через деревню Верхний Кугенер, где было ЗЗдвора и 224 человек населения. Из Нижнего Кугенера (Койсола-48 дворов-348 человек) дошли до старинной деревни Лажьял, где было 41 дворов, 226 человек, рядом -д.Большой Торешкювар с населением 321 человек в 54 дворах. Дальше путь в деревню, имеющий множество названий: Элеево, Пумари, Пуамари, Илеево, Верхнебуйское, Большая Пумарь, Кугу Пумари, население 626 человек в 105 дворах. Дальше путь лежал в д.Хасаново -Хасан починка, в 13 дворах 82 человека татары жили, далее небольшая деревня Копкэнер-Капкаинер-Ишимово с населением 95 человек. Семья доехала до д.Мари Шолнер с населением 192человека в 23 дворах. В село Черемисский Турек зайти не решились, чтобы не привлечь внимание. Надо было добраться до места, понять: примут их или нет, понравится ли новое место или нет. Пошли в Мари Китню. Деревня большая, обжитая, в 44 дворах 366человек населения. В большую татарскую деревню Тат-Китня войти побоялись. У деревенских ворот стоял черный столб, предупреждающий о том, что путникам не безопасно. В деревне было 82 двора 914 человек. Роман повел семью на нижний конец деревни с множеством названии: Елымбаево-Яшмет - Элымбай- Чирково -Нолишки -Марий ял, 72 двора,187 человек. Далее небольшая деревня Токпаево (Айблат) с населением 90 человек (дворы не указаны). На ночлег в бывшем волостном центре Сенда (47дворов, население 329 чел.) тоже не могли остаться, пошли в д. Уржум Ноля, где около 20 дворов, 105 человек. Наутро, со свежей силой тронулись преодолеть девятикилометровый лес и выйти на новое место жительства. Видимо Роман Андреев не робкого десятка, да и сыновья оказались решительными, они пошли в деревню Ивская Вершина, где решался вопрос возможности поселения и получения земельного надела.

В 1870г. земли Выселка Мосара, Нижняя Мосара, принадлежали Ивско-Вершинской общине. Община дала согласие на поселение новых семей. Предприимчивый крестьянин Федор Михеев в целях использования рабочей силы, Романа Андреева поселил в своем маленьком домике, сам жил в 2-х этажном доме: нижний этаж из кирпича, второй этаж - деревянный пятистенок. Сыновья Андрея Романова в с.Хлебниково крестились и стали Яков Романов Мушкин, Андрей Романов Мушкин, как новокрещеные, семьи решением Уржумской волостной власти получили свой надел земли. Фамилию получили по географическому названию одноименной реки и починка Мушко, откуда они прибыли.

Николай Иванович побывал на родине предков, нашел свою родню, они имеют фамилию Петухов.

Перепись начинали с верхнего конца деревни, записывали по порядку одну сторону улицы вниз по течению реки, в нижнем конце переходили на другую сторону улицы и поднимались по порядку домов. В 1891 году в числе домохозяев деревни дом №9 Якова Романова, а в переписи домохозяев 1917 года 3 семьи Мушкиных: дом №13- Мушкин Яков Романович -60лет, сын- 32г, сын-18л, сын-8л, жена -45л, сноха- 26л, дочь- 12л, дочь- 8л, внучка- 4г. Дом №29-Мушкин Андрей Романович 54г, сын-31г, сын-28л, сын-25л, сын-13л, внук- 9л, внук -7л, внук- 5л, сноха-32г, внучка -10л. Дом №30-Мушкин Иван Яковлевич 36л, сын-8, сын-6, сын-2, жена 35 л, дочь 4г.

На 21.01.1929г. уже 6 семей Мушкины, домохозяева: Мушкин Филипп, Мушкин Василий, Мушкин Алексей, Мушкин Иван, Мушкин Андрей, Мушкин Егор.

Кропотливо поработав с материалом из фондов государственных архивов Республики Марий Эл, Кировской области, Мари-Турекского района установлено фамилий, и уже составлять родословную рода было не трудно. В этом помогали и архивные документы сельских советов, поселений.

Еще очень важный момент: сведения надо списывать так, как написано в документах, а не по своему восприятию и решению. Каждый столбик, каждая строчка, каждое слово имеет свою информацию и свою значимость.


Литература:

ГА РМЭ,ф.305.оп.4.е.х.201.1900г.19003г.1906г.

ГА РМЭ,ф.305.е.х.203.1917г.

ГА РМЭ.ф305.оп1.е.х237.1875г.

ГА РМЭ,ф.305.оп1.е.х.239.1877г. 1881г.1883.1884гг.

ГА.РМЭ.ф.305.оп1.е.х.241.1879г.

ГА РМЭ. Ф.305.оп1.е.х.242.1880

КГА.ф.176.оп2.д.632. 1816г.

КГА.ф.176.оп.2. д.901.1834г.

КГА.ф.176.оп.2.д1868,1858г.

КГА.ф.574.оп18.д1630.1917г.

  1. Книга учета членов колхоза «Ушнымаш» и единоличников д. Ивская Вершина

1936г.

  1. Книга учета членов колхоза «Ушнымаш» 1938-1939г.
  2. Похозяйственная книга деревни Ивская Вершина1948г. 1959г.
  3. И.Ю.Протащук. Введние в генеалогию (родоведение). Учеб. пособие для

ст.кл.общеобразоват. учреждений. Казань: Хэтер,2009.

  1. В.Г.Кудрявцев. Деревянное зодчество марийцев: Монография.—Йошкар-Ола:

МарНИИЯЛИ,2004г.

  1. Р.А.Бушков. Рукопись книги «Рассвет земли Онара».2017г.

Краевед Вера Сорокина


Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов