XI. Упраздненные обители, принадлежавшие в год упразднения к Ростовской епархии.
54. Выксинский Николаевский иногда мужеский, иногда женский монастырь.
§ 127. Прежде в Пошехонском, а ныне Новгородской губернии в Череповском уезде, от Пошехонья расстоянием 100 верст, а от Череповца в 25 верстах, при речке Выксинке, находился Выксинский Николаевский мужеский монастырь. Когда и кем построен сей монастырь, неизвестно. В летописях он называется монастырем в Судине и в начале, вероятно, был девичьим, ибо в 1591 году в нем пострижена была с именемМарфы царица Мария, последняя супруга царя Иоанна Васильевича Грозного и мать убиенного царевича Димитрия. Долго ли монастырь сей был девичьим, неизвестно. В 1690 годах он был уже мужеским и по челобитной строителя старца Антония с братиею, согласно с желанием вотчинных крестьян, был приписан к патриаршему домовому Воскресенскому Череповскому монастырю, а по уничтожении патриаршества принадлежал к Синодальной области, после же, неизвестно когда, причислен к Ростовской епархии и имел настоятелей в сане игуменов. В 1764 году монастырь сей упразднен и так как при нем находились белый священник с дьячком, то обращен в приходскую церковь, которой отдано и все церковное имущество. Тогда братии в нем было 6 человек и игумен их Феофан переведен в казначеи Ярославского Афанасьевского монастыря. Ныне здесь село Выкшино.
§ 128. По описи, составленной в 1764 году, в Выксинском монастыре были следующие здания:
1) Деревянная церковь в честь святителя Николая с двумя приделами – царевича Димитрия и преподобного Михаила Малеина, холодная, крытая тесом, о пяти главах, покрытых деревянною чешуею, с железными крестами. В св. алтаре находились следующие замечательные иконы: а) за престолом Владимирская икона Божией Матери с венцом и цатою серебряными; б) над жертвенником четыре образа – Спасителев, Божией Матери, Предтечев и преподобного Сергия с венцами, цатами, полями и окладами сребропозлащенными. Иконостас был четырех-ярусный. В нем царские врата были резные, позлащенные, с такими же столбами и сению. Местные иконы не имели замечательных украшений, кроме двух образов святителя Николая, имевших венцы и цаты сребропозлащенные. В прочих трех ярусах иконостаса находились 93 образа. В храме были столпы, украшенные иконами, и два паникадила – одно медное, а другое деревянное.
2) В приделе св. царевича Димитрия царские врата, с сению и столпцами позлащенными, резные. Иконостас был двух-ярусный с иконами без всяких украшений.
3) В приделе пр. Михаила Малеина также не было замечательных украшений. Иконостас был позлащенный, резной.
Во всей Николаевской церкви с приделами находилось 15 окон слудяных.
4) Деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, теплая, с деревянною чешуйчатою главою, с железным крестом, крытая тесом. Иконостас в ней был двух-ярусный. По правую сторону царских врат на образе Спасителя находились венец и цата деревянные, позолоченные. Над царскими вратами во втором ярусе иконостаса было 24 иконы без всяких украшений. Посреди храма висело медное паникадило. Трапеза украшена была иконами и только одна – спасителя Николая – имела венец и цату сребропозлащенные. Во всей церкви было 7 окошек, из них 5 слудяных и 2 стеклянные.
5) Деревянная церковь над св. вратами во имя Живоначальной Троицы, с чешуйчатою главою, с крестом железным, крытая тесом. Иконостас в ней был двух-ярусный и в обоих ярусах находилось 19 икон, нисколько не украшенных.; посреди церкви висело небольшое медное паникадило.
6) В этой церкви находился придел в честь Алексия человека Божия; в нем не было ничего достойного замечания, кроме бедности; напр., на престоле и жертвеннике одежды были крашенинные, у царских врат завеса холщевая.
7) Деревянная колокольня, крытая тесом, с железным крестом; в ней было 5 колоколов, из коих в большом было 36 пудов, а в прочих 20 пудов; и боевые железные часы, ветхие.
8) Прочие здания монастырские:
а) две келии игуменские, между ними двои сени с тремя чуланами и над сенями чердак;
б) братских келий 5 с сенями и чуланами, из них две были твердые, а три ветхие, одна крыта была тесом, а прочие дранью;
в) амбар с разною посудою медною, оловянною, деревянною;
г) хлебная келья, под нею кухня, при ней трапеза с сенями и чуланом;
д) три погреба, крытые дранью;
е) пять ветхих житниц, баня, каретник;
ж) ограда, рубленая в клетку, с 4 по углам башнями, крытыми тесом, с тремя воротами и с сторожевою кельею, в которой находились две железные цепи с двумя стулами;
з) за оградою конюшенный двор и два овина, а на речке Выксинке мельничный амбар с одними жерновами и тремя валами толчейными;
и) скотный двор с избою.
§ 129. Библиотека и ризница были достаточны: а) в обители находились три дестевые евангелия, из них одно обложенное бархатом и два атласом, все с иконами сребропозлащенными; б) три напрестольных креста, все сребропозлащенные; в) полный состав богослужебных книг, и кроме их – евангелие толковое, творения Ефрема Сирина, житие Николая чудотворца и меч духовный. Священнослужительских: а) фелоней было 15; из них 4 камчатных, одне штофные, двои выбойчатых, одни стамедные, 4 крашенинных, двои полотняных и одне полотняные; б) 6 подризников; в) один стихарь с орарем; г) 9 епитрахилей; д) 6 поясов – один шелковой, а прочие нитяные; е) два набедренника. Сосуды были оловянные. Сколько воздухов и покровов было, в описи не показано.
§ 130. По грамотам царей Михаила Феодоровича и Иоанна и Петра Алексеевичей обители принадлежали: подмонастырная слобода Паршино, село Захарьино, сельцо Михалково с деревнями и в 13 верстах от монастыря село Троицкое с деревнями. В них перед упразднением обители числилось 699 душ мужеского пола. Кроме сего обитель владела: а) пашенной земли 93 десятинами и сенокосной в 430 копен с полукопною и 9 десятинами лесу. У приходского священника с дьячком состояло во владении пашенной и сенокосной земли, данной от прежних властей монастырских: пашни 6 десятин, сенных покосов 10 копен. Главное же содержание монастырь получал от земли, обрабатываемой крестьянами и от скотоводства.
http://forum.yar-genealogy.ru/index.php?showtopic=9343&st=70