Ордынское иго вызвало резкое ослабление великокняжеской власти. Великие князья потеряли контроль над отношениями удельных князей с Ордой, а ханы, используя княжеские междоусобицы, стремились подорвать хозяйство и политическую силу Руси. После установления ордынского ига усилилось политическое дробление русских земель. Появлялись новые княжества и земли. В Ростовском княжестве в середине XIII в. выделилось Белозерское княжество, в Переяславском - Можайское и Тверское.
Ярославский князь Василий Всеволодович правил до 1249 г. После него ярославский стол занял его младший брат Константин, сведений о жизни которого сохранилось очень мало. Согласно преданию, он погиб в битве с татарами на Туговой горе.
Федор Черный
Со смертью Василия и Константина
прервалась мужская линия первых ярославских князей. Ярославский стол наследовала дочь Василия Всеволодовича, Мария, выданная в 1260 г. замуж за смоленского князя Федора Ростиславовича, прозванного "Черным". Именно он положил начало новой династии ярославских князей.
Став ярославским князем, Федор Ростиславович, как и многие тогда русские князья, сотрудничал с Золотой Ордой, сделав эти отношения очень тесными и даже родственными. Он несколько лет жил в Орде и после смерти остававшейся в Ярославле жены женился на ханской дочери, принявшей крещение и получившей имя Анна. Во время пребывания в Орде у Федора родился сын, на-лванный при крещении Давидом, а затем второй сын -Константин.
В 1290 г. Федор Черный вернулся в Ярославль, где и прожил до своей кончины в 1299 г., много сделав для укрепления и расширения Ярославского княжества. Сорокалетнее княжение его, отмечали дореволюционные историки-краеведы, опиравшиеся на летописные и житийные источники, было счастливым временем для населения Ярославля, наслаждавшегося миром и тишиной. Конечно, оценка жизни и деятельности Федора Черного не может и не должна быть одноплановой и однолинейной, как и не была однозначной его сложная и противоречивая личность. Но можно вполне согласиться с мнением русского историка второй половины XIX в. Д.И. Иловайского, назвавшего Федора Ростиславовича Черного одной из наиболее "выдающихся личностей между современными ему удельными князьями".
В 1463 г. князь Федор Черный, его сыновья Давид и Константин были канонизированы как святые Русской Православной церковью.
Потомки Федора Черного гордились историей своих предков. Один из них, князь Г.Е. Львов (первый глава Временного правительства в 1917 г.), у которого дома висел "портрет" Федора Ярославского, особо выделял своего далекого предка, сыгравшего, как писал Г.Е. Львов, "крупную роль в истории России".
По пути дробления
Дальнейшая политическая судьба Ярославского княжества была непростой. После смерти Давида Федоровича, бывшего ярославским князем с 1299 г. по 1321 г., наметившийся при нем процесс дробления княжества еще более усилился.
Одному из его сыновей, Василию, достался Ярославль, а другому, Михаилу, - Молога. Василий Давидович представлял ярославских князей на общерусском съезде в Москве в 1340 г. Московский князь Иван Калита выдал за него замуж свою дочь Евдокию. После смерти Василия княжество сначала перешло к его брату Михаилу, а в 70-е гг. XIV в. было поделено между сыновьями. Даже после всех этих разделов Ярославское княжество оставалось наиболее значительным уделом. Большинство его земель было расположено на правом берегу Волги. Владел ими князь Василий Васильевич, а его братья, Роман и Глеб, располагали меньшими территориями. Ярославские князья в это время отчетливо ориентировались на поддержку Москвы.
Хозяйство
Последствия монголо-татарских нашествий тяжело сказались на хозяйственном развитии русских княжеств. Многие пахотные земли были заброшены. В упадок пришли ремесло и торговля. Только с середины XIV в. стал наблюдаться определенный хозяйственный подъем. Земледелие в это время было связано с развитием таких сельскохозяйственных культур, как рожь, овес, лен. В игротехнике использовались трехполье, подсека.
Кроме земледелия ярославские крестьяне активно занимались скотоводством, разводили коров, овец, лошадей. Довольно широко на территории княжества было развито рыболовство на озерах и особенно реках - Волге, 1Соторосли, Пахме, Туношонке. Крестьяне несли разнообразные повинности: вотчинные, государственные, мирские, церковные. Ряд поборов с них взимался в пользу Орды.
Города
В условиях хозяйственного подъема, связанного не только с земледелием, но и с развитием ремесла и торговли, заметно ныросла роль городов как ремесленно-торговых центров. < )6 экономическом подъеме края свидетельствовало и появление новых городов. С XIII в. известна Молога, ставшая в 1321 г. центром небольшого удельного княжества. Уже к XV в. она приобрела значение достаточно крупного торгового центра, В 1462 г. впервые упоминается Романов городок, который "поставил в свое имя" на левом берегу Волги ярославский князь Роман Василье-пич. С XV в. начала выступать как промысловый центр Рыбная слобода.
Ярославль
Крупнейшим городом края стал Ярославль. Росту его торгового значения способствовало весьма удобное расположение на Волжском пути. Ярославль был не только торговым, но и ремесленным городом. В XIV -XV вв. за его пределами выросли новые слободы. На по-гаде и в близлежащих селах селились монастырские /поди, также занимавшиеся ремеслом и торговлей и составлявшие конкуренцию посадским.
Углич
Успешно развивался В XIV -Углич XV вв. он уже не был тем небольшим городком, каким встретил монголо-татарское нашествие. Углич был очень выгодно географически расположен, поскольку через него проходили пути в Ярославль, Нижний Новгород, Золотую Орду. Зимой через него шел санный путь из Москвы на Переяславль, Белоозеро, а также Владимир и Суздаль. Торговое значение города усиливалось благодаря оживлению Волжского торгового пути. Вокруг угличского кремля вырос посад с развитым ремеслом и торгом. Вокруг города росли слободы. Углич становился одним из крупнейших городов края.
Ростов
Ростов в первые десятилетия после Батыева нашествия стал по-существу главным политическим и религиозным центром Северо-Восточной Руси. Его росту также способствовало удобное географическое положение: через него шли торговые пути, связывающие между собой русские земли. Глубинное положение Ростова благоприятствовало тому, что он меньше страдал от татарских вторжений, способствовало росту населения и экономическому развитию. Здесь были развиты ремесла и промыслы -рыбные, солеварные, литье колоколов, строительное дело. В значительной степени развитие Ростова было связано и с деятельностью князей, вкладывавших большие средства в городское строительство. Однако на дальнейшей судьбе Ростова сказалось то, что он находился в отдалении от Волжского пути. Поэтому он постепенно все больше превращался в провинциальный центр с дворами князя, бояр и их челядью.
Переяславль-Залесский,
Торгово-ремесленным центром был Переяславль-Залесский, начавший восстанавливаться сразу же после монголо-татарского нашествия. Его развитию также благоприятствовало географическое положение. Он был расположен в одном из плодородных и обжитых районов Северо-Восточной Руси. Через него пролегали важнейшие торговые пути на Москву и через Углич на Белоозеро, а также дорога, связывавшая Москву с Владимиром, Ярославлем, Костромой, Нижним Новгородом. Район был богат хлебом, рыбой, солью. В XIV - X V вв. Переяславль был богатым и оживленным Г( дом с посадом и селами, городом с развитым ремесло торговлей. Летопись 1407 г. называла его "великим родом". Однако он постепенно подвергался аграризац т«Ч>яя свое прежнее значение.
На пути кединому государству
К Москве
С начала XIV в. происходило буное расширение Московского княжес
ва в северном и северо-восточном нправлении. В 1301 г. бездетный переяславский княс
И шш Дмитриевич завещал свое княжество московском князю Даниилу Александровичу. В 1304 г. на княж<
с ком съезде в Переяславле княжество было официальнпередано сыну Даниила Александровича Юрию Даниле пи чу и было присоединено к Московскому княжеству. I
I Ж>2 г. в состав Московского княжества вошло Углич «•кое удельное княжество. В два этапа присоединялось в
Москве Ростовское княжество: в первой половине XV в. пыла присоединена его Сретенская часть, а в 70-е гг. того же века - Борисоглебская.
Ярославское княжество в это время было самым полыпим княжеством Северо-Восточной Руси, и его князьям на протяжении XIV - начала XV вв. удавалось сохранять его целостность и самостоятельность, хотя тяготение их к Москве становилось все более отчетливым.
Куликовская битва
В 1380 г. полки ярославских удельных княжеств принимали участие в Куликовской битве. По зову великого московского князя Дмитрия Ипановича в Москву и Коломну со своими полками пришли ярославские, ростовские, белозерские, угличские, переяславские и мологские князья и воеводы. В Коломне Дмитрий Иванович разделил русские рати в полки и назначил воевод. Командовали полками 23 кня-- и воеводы, в том числе ярославский и ростовский князья. Из Коломны русские полки выступили навстречу Мамаю и 8 сентября вышли на Куликово поле. В центре русского войска стоял великокняжеский полк, по флангам - полк Правой руки под командованием Ан дрея Ольгердовича и полк Левой руки под командованием князя Василия Ярославского, Федора Моложского и Федора и Ивана Белозерских. По другим данным, командование полком Правой руки было поручено Андрею Ростовскому, князю Стародубскому и воеводе Федору Грунку. Переяславские полки сражались под началом воеводы Андрея Серкизовича.
На Куликовом поле вместе с мужчинами сражались и женщины, две из которых были из Ростовского княжества. Это дочь ростовского князя Андрея Федоровича (имя ее до нас не дошло) и дочь другого ростовского князя Ивана Ивановича Пужбольского-Верши княжна Феодора. Тяжело раненная Феодора была привезена на родину. Судьба же второй княжны неизвестна.
Куликовская битва закончилась победой Руси над Золотой Ордой. Но и потери русских воинов были велики. В числе погибших были переяславский воевода Андрей Серкизович, 20 переяславских, 33 ростовских и 15 угличских бояр. Куликовская битва, явилась переломным событием в борьбе русского народа с Ордой. Она стала еще одним шагом по пути сближения русских земель и складывания единого Российского государства.
За Москву
Важным этапом на пути образования единого государства стали конец XIV - первая половина XV в. Во второй четверти XV в. в Северо-Восточной Руси разгорелась феодальная война. Против складывающегося в Московском княжестве политического порядка государственной централизации власти выступили галицкие удельные князья - Юрий Дмитриевич и его сыновья. Ярославский князь Александр Федорович в этой войне стал союзником московского князя Василия П. В январе 1435 г. в окрестностях Ярославля между селами Космодемьянским и Великим произошло важное сражение, в котором войска противника московского князя, Василия Косого, были разбиты.
В ходе всех событий феодальной войны ярославцы сыграли заметную роль. Причем важно отметить, что Василия II Темного поддерживали не только ярославские князья, но и церковь в лице архиепископа Ефрема, занимавшего тогда ростовскую кафедру. На его же стороне выступили монастыри. Феодальная война длилась несколько десятилетий продолжалась с переменным успехом. Но ярославски: князь неизменно оставался на стороне Москвы. Таки союзнические отношения Ярославского княжества с Мс сковским неизбежно вели к подчинению ярославски: князей Москве. В 1463 г. московский князь Иван II направил в Ярославль своего наместника И.В. Стригу Оболенского. Ярославский князь Александр Федорович Брюхатый оставался в Ярославле и при московском на местнике.
После смерти Александра Федоровича в 1471 г. Яро славское княжество окончательно вошло в состав Мое ковского государства.
Культура
Монголо-татарское нашествие нанесло русской культуре тяжелейший удар, связанный не только с разрушением памятников культуры, но и с гибелью их творцов: ремесленников, зодчих, живописцев, писцов, многих образованных людей. Но народ нашел в себе силы, чтобы залечить кровавые раны. Уже к концу XIII в. появляются свидетельства возрождения прежних культурных ценностей и создания новых. Развивались письменность и книжное дело. Росла грамотность населения, особенно представителей городских слоев. Появлялись библиотеки и училища, основное количество которых создавалось при монастырях.
Книжность
Среди центров грамотности и книжности этого времени особое значение приобрел Ростов, возобновивший свои культурные связи с Киевом. Много сделал для развития книжного дела в Ростове и пополнения его библиотек князь Глеб. Богатейшей библиотекой располагал ростовский монастырь. Среди ростовского духовенства было много высокообразованных людей: архиепископ Вассиан, епископы Иоанн, Прохор и другие. Уроженцем ростовской земли был один из образованнейших людей конца XIII - начала XIV в. Епифаний Премудрый, автор жития Сергия Радонежского.
Литература
Развивались литература и народный эпос. В Ростове зародились былины об Александре (Алеше) Поповиче: "Алеша Попович и Тугарин", "Алеша Попович и Змей Горыныч". Здесь же был создан ряд крупных памятников древнерусской литературы. К числу старейших из них принадлежит сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора. В сказании выражен протест против татарского насилия, а князь Михаил и боярин Федор показаны как мученики за веру и отечество. Оригинальным литературным памятником, написанным в Ростове, стала "Повесть о Петре, царевиче Ордынском". В ней ростовские князья, их окружение и духовенство противопоставляются выходцу из Орды Петру и его потомкам.
Кроме сказаний в Ростове создавалась и житийная литература: жития ростовских епископов Кирилла, Леонтия, Игнатия и других. Ростовский архиепископ Прохор написал житие Петра-митрополита.
Можно отметить и ряд публицистических произведений того времени. В конце XIII в. появилось "Послание Иакова Черноризца к ростовскому князю Дмитрию Борисовичу", написанное его духовником. В нем автор призывал князя проявлять любовь к ближнему во всех своих деяниях. Еще один памятник русской публицистики - послание ростовского архиепископа Вассиана Ивану III во время нашествия хана Ахмета на Москву. Вассиан призывал князя не поддаваться страху перед татарами. Послание звучало как патриотический призыв к борьбе с владычеством Орды, за независимость Руси.
Летописание
Монголо-татарское нашествие пре рвало развитие летописания в Северо-Восточной Руси. Оно возобновилось при митрополичьей кафедре только с середины XIII в. Великокняжеское летописание было перенесено из Владимира в Ростов, а оттуда - в Переяславль-Залесский. Однако Ростов остался своего рода центром летописания. К концу XIII в. появился ростовский летописный свод, в котором прославлялась деятельность ростовских князей. Вдова ростовского князя Василька, Мария, вела свою летопись, сводившуюся к описанию деятельности мужа и событий их семейной жизни. В XIV в. был создан летописный свод епископа Ефрема.
Живопись
Продолжали свою деятельность живописцы. Ярославская школа живописи, расцвет которой в начале XIII в. был прерван нашествием, уже в XIV — XV вв. создала замечательные иконы и миниатюры. С Ярославлем связано появление так называемого "Федоровского евангелия", созданного в 20-е гг. XIV в. и отличавшегося богатством живописного оформления. Ярославские иконописцы создали такие иконы, как "Рождество Христово", "Никола" и "Иоанн Предтеча".
В XIII - XV вв. своя школа живописи сложилась в Ростове. Ее представителями были написаны иконы "Спас Нерукотворный", "Троица", "Никола", "Преображение".
Зодчество
В XIV - XV вв. в городах Ярославского края развернулось большое каменное строительство. Характерной особенностью было то, что значительную его часть составляли ремонтные и восстановительные работы памятников, построенных еще до монголо-татарского нашествия. В конце XV в. большую строительную деятельность развернул угличский князь Андрей Большой. При нем был возведен монументальный собор Покровского монастыря, реконструирован кремль и построены княжеские палаты.
Культурное развитие Ярославского края в этот период наглядно свидетельствовало, что монголо-татарское нашествие и ордынское иго не смогли прервать и затормозить поступательное развитие русской культуры.
Глава IV
Ярославский край в XVI - начале XVII вв.
Экономическое развитие края
С конца XV в. русские земли представляли собой единое государство, находящееся в процессе централизации. В это время оно уже делилось не на удельные княжества, а на уезды и волости, удельное деление сменилось административным. В XVI в. Ярославский край состоял из пяти уездов: Ярославского, Ростовского, Пе-реславль-Залесского, Угличского и Пошехонского. Два уезда - Переславль-Залесский (в XV в. из названия города Переяславля выпала буква "я". - Ред.) и Ростовский -лежали в пределах Замосковного края, остальные - в Заволжье.
Хозяйство
Австрийский дипломат С. Герберштейн, побывавший в Ярославле в 1517 г. и в 1528 г., писал: "Ярославль среди всех областей Московского государства занимает одно из первых мест по богатству почвы и изобилию во всем". Можно привести и свидетельство английского мореплавателя Р. Ченслера, который побывал в России в 1553 г. и отметил в своих записках, что вся земля между Ярославлем и Москвой "изобилует маленькими деревушками... Земля вся хорошо засеяна хлебом, который жители везут в Москву в таком громадном количестве, что это кажется удивительным". Действительно, в XVI в. Замосковный край, в который входили Переславль-Залесский и Ростовский уезды, был основной житницей России. Здесь, как и в Ярославском уезде, сеяли овес, рожь, пшеницу и лен. Большое значение имели посевы льна в Угличском уезде. Переславский уезд славился своим садоводством. С земледелием б) тесно связано скотоводство, особенно в Ярославская Угличском уездах.
Рост феодального землевладения
В XVI в. в русских землях проажали укрепляться феодальные оч землевладения шешм, в частности развивались Iличные формы феодальной собственнсти. Так, Переславский и Ростовский уезды были роном: в$гчинно1"о землевладения. Здесь встречал:большие вотчинные села, в которых насчитывалось
сотни дворов. Росло в это время и число поместий, ксрые давались служилым людям на условиях служ<
причем происходило это практически во всех уездах
Ярославского края.
В результате роста поместного землевладения про ходили существенные изменения в составе феодал Среди них вырос удельный вес помещиков. Так, 1.530 г. в Переславском уезде уже было известно 48 < милий вотчинников и 42 фамилии помещиков. К чш крупнейших землевладельцев Ярославского края щ аадлежали в это время Заболоцкие, Плещеевы, Бут; лины, Морозовы, Собакины.
Наряду с боярским и поместным землевладение» крае получило распространение церковное или мо] стырское землевладение. Крупнейшим землевладельц стал Троице-Сергиев монастырь, имевший вотчины в , сяти уездах, в том числе Переславском, Ростовскс Ярославском и Угличском. В Переславском уезде мо! стырю принадлежало 809 крестьянских и 62 бобым ских двора.
Во времена Ивана Грозного сильно разбогател Бор соглебский монастырь, которому царь пожаловал мног земли. Еще более выросли владения Ярославского Сш ского монастыря, который в 1547 г. получил от ца мельницы на реке Пахме, а в 1550 г. - села Балакире* Михайловское и еще 13 деревень. Многие права Сш ского монастыря были подтверждены затем и Борис* Годуновым. В 1569 г. Ярославскому Спасскому мое стырю принадлежало 239 деревень, 6 сел и 11 пустош и уездах края. Кроме того, монастырь владел рыбньп ловлями и соляными варницами.
Для экономического развития Ярославского края большое значение имело завоевание Казанского (в 1552 г.) и Астраханского (в 1556 г.) ханств. Теперь Волга на всем ее протяжении стала свободна для судоходства, открылись широкие возможности для торговли с Востоком - Хивинским ханством, Бухарой и Персией.
Торговля
Ярославский край оказался в очень выгодном географическом положении. Через Переславль, Ростов и Ярославль пролегал торговый путь на север. Особенно выгодным было положение Ярославля. Торговый путь от Москвы после него разветвлялся на Вологду и Белоозеро и на восток - к Костроме и Нижнему Новгороду. В городках и сельской местности Ярославского уезда росли торжки, в которых появлялись откупщики. Туда приезжали торговцы с товарами из Москвы. В свою очередь ярославцы имели прочные тррговые связи со столицей. Они отправляли в нее на продажу бочками сиговину, осетрину, белужину, севрюгу, пудами черную икру. Из Углича в Москву возили рыбу. Туда же по ярославской дороге поступал хлеб.
Отдельные районы Ярославского края начинают специализироваться на производстве какой-либо ведущей группы товаров, что во многом было связано с их при-родно-географическим положением. На основе скотоводства развивается кожевенное производство в Ярославле, а Ярославский уезд превратился в льноводческий район. На озерах Переславского и Ростовского уездов, а также на Волге и Шексне было развито рыболовство, приобретавшее торговый характер. Стало развиваться товарное производство в солеварении, которое по-прежнему велось близ Переславля и Ростова.
Развивалась местная торговля. Так, во второй половине XVI в. был известен местный Торжок в митрополичьей Карашской волости Ростовского уезда. Еще один из торжков возник в Угличском уезде, в селе Прилуки, принадлежавшем Троице-Сергиеву монастырю. В отдельных городах и при крупных монастырях возникали ярмарки. Пользовалась известностью ярмарка, появившаяся в Холопьем городке на Мологе. На нее даже приезжали иностранцы. Оживленная торговля велась в Пе реславле и Ростове. Товарно-денежные отношения все глубже проникали в экономику края.
Города
Ярославль
В XVI в. происходило дальнейшее развитие городов Ярославского края. Особенно заметным был рост Ярославля. Еще в первой половине столетия он принадлежал к весьма значительным, хотя и непервостепенным городам. Однако во второй половине XVI в. он уже был самым крупным из всех городов Заволжья. Английский мореплаватель Р. Ченслер назвал Ярославль этого времени очень богатым городом, а английский посол Д. Флетчер, приезжавший в Россию в 1588 - 1589 гг.,
включил его в число шестнадцати крупнейших городов России.
Ярославль был крупным и многолюдным ремесленным и торговым городом. На посаде находились торговые ряды, в которых наряду с посадскими лавками стояли лавки "ловецких крестьян", хотя эти "крестьяне" рыбной ловлей не занимались, а были торговцами и ремесленниками. В Ярославле находились слободы и дворы монастырей и бояр, жители которых не несли посадского тягла и назывались "беломестцами".
В Толчковской слободе за Которослью было сосредоточено кожевенное производство. Здесь выделывались различные кожи, в том числе красная юфть. В городе было развито гончарное дело, производство кирпи ча и изразцов, а также разнообразных металлических изделий. Хорошо был развит рыбный промысел. В экономической жизни города заметную роль играл Спасский монастырь, хозяйство которого было связано с рынком.
Исключительно большое значение для экономического развития Ярославля имело установление во второй половине XVI в. морского пути из Западной Европы в Россию. Ярославль превратился в важный транзитный пункт и стал одним из главных посредников в торговле Москвы со странами Западной Европы.
Переславль-Залесский
Крупным городским центром края был Переславль-Залесский. Д. Флетчер называл его наряду с Ярославлем одним из наиболее крупных городов России. Через него проходил путь из Москвы к Белому морю. В городе существовала крупная Рыбная слобода, что говорило о значительных размерах рыбного промысла. Переславская сельдь как лакомство подавалась на царских пирах. Выли развиты и железоделательные ремесла: к концу столетия на посаде работало 38 кузниц.
Поблизости от Переславля находилась Соль Переславская, называемая также Усольем. Здесь варил соль Троицкий монастырь, которому принадлежало пять соляных варниц.
Развита была в Переславле и торговля хлебом. Кроме того, по реке Трубеж в город пригоняли на продажу плоты из бревен. Следует, однако, сказать, что к концу XVI в. Переславль уже не был процветающим городом. Он постепенно приходил в упадок.
Ростов
К числу шестнадцати наиболее крупных городов России относился и Ростов, являвшийся одним из ее церковных центров. В городе было много церквей и монастырей, которым принадлежали беломестные слободки. В крупных размерах велась рыбная ловля. Существовала даже специальная государева слободка, жители которой поставляли рыбу для царского двора. Среди городских слобод были также Сокольничья, Кузнецкая и Ямская. Больше половины населения города жило в слободах и занималось ремеслом и торговлей. Существовали и старинные промыслы, связанные со строительством и украшением церквей. По-прежнему город оставался одним из центров иконописи. Но, как и Переславль, к концу XVI в. Ростов стал постепенно приходить в упадок и держался только былой славой и митрополичьим двором
Углич
Углич не относился в это время к числу крупнейших городов страны. Это был старый удельный центр. В конце XV в. он принадлежал брату Ивана III Андрею Большому, при котором приобрел значение как торгово-ремесленный центр, расположенный на большой водной дороге из Москвы на север. Посадское население города состояло главным образом из ремесленников и торговцев. Угличский посад был довольно велик по размерам. Это следует из того, что, когда в конце XVI в. на посаде и в слободах произошел большой пожар, во время его сгорело пятнадцать церквей. Пожар довершил упадок города, начавшийся вскоре после смерти Андрея Большого, попавшего в опалу к брату за свою независимость. Однако именно в те времена в Угличе произошли события, вписавшие его имя в историю России.
В 1584 г., после смерти Ивана Грозного, в Углич был привезен вместе с матерью и ее родственниками его младший сын царевич Дмитрий. Их приезд придал Угличу видимость стольного города. 15 мая 1591 г. царевич Дмитрий погиб при невыясненных до конца обстоятельствах. Его смерть послужила толчком к народному восстанию в Угличе, жестоко подавленному властями. Специально созданная царем комиссия провела следствие по "Угличскому делу", и много посадских людей, участников восстания, было сослано в Сибирь. Даже городской колокол был признан "виновным" в призыве народа на выступление против властей. Он тоже подвергся "наказанию": ему отрубили ухо, вырвали язык, после чего "сослали" в Тобольск. Все эти события навлекли на город государеву опалу. "Множество людей сведоша в Сибирь... а с того времени Углич запусте...", • писалось в местной летописи. С конца XVI в. Углич полностью потерял свой удельный статус.
В 1534 - 1538 гг. на реке Обноре был выстроен город-крепость Любим. Его строительство было вызвано необходимостью защиты от набегов казанских татар. Недалеко от Ярославля, на высоком волжском берегу, находился город Романов, который Иван IV в 1563 г. отдал в кормление служилым татарским мурзам - Алей-мурзе и Айдар-мурзе. Пожалование Романова татарам в определенной степени затормозило его хозяйственное развитие. Против Романова на правом берегу Волги была расположена рыболовецкая Борисоглебская слобода. Оба поселения образовали людную и бойкую торгово-промышленную пристань.