О саках и скифах, народах, обитавших в древности на территории от Черного моря до Монголии, с запада на восток, и от Урала до Памира, с севера на юг, наука имеет немало письменных источников, которые, несмотря на свои противоречия, а порой даже запутанность, имеют большую ценность.
Археологические источники хотя и дают нам сведения об антропологическом типе саков и скифов, мало что сообщают об их этнической или языковой принадлежности, тогда приходят на помощь письменные источники, через них в них до нас доходят этнонимы, топонимы и личные имена. Изучая эти данные, мы можем определить этнический состав саков и скифов.
Но, несмотря на это, вопрос об этнической принадлежности скифов в науке еще не решен, и до сих пор остается открытым. Большинство ученых склонны считать их ираночзычными (1). К примеру, Б.Н. Граков считает, что имена личные Арианиф, Октамасад, Сайфери, встречаемые в источниках, имеют индоиранскую основу. Он объясняет это тем, что скифы были индоиранским народом (2).
Другая часть ученых отстаивает их тюркоязычность (3). Впервые такую мысль высказал Н. Аристов, который, ссылаясь на китайские источники, отмечает сакские топонимы Мин, Палакенг, Барда, являющиеся тюркскими словами (4).
В данной работе мы попытались развить второе мнение об этнической принадлежности саков и скифов, изложение, анализ и зтимологию топонимов, встречаемых в античных источниках, к примеру, в сочинениях Геродота, Страбона, Плиния, Птоломея и др.
Древнее название Сырдарьи – Яксарт этимологизируется на древнеиранском языковом материале как «истинный жемчуг» (5). В рунических надписях оно встречается как Иенчу-утуз – Жемчужная река (6). Другое его же название Силис впервые зарегистрировано на рубеже нашей эры у Плиния Старшего: «Реку Яксар, которую скифы зовут Силисом, Александр и его воины приняли за Танаид» (7).
С.Г. Кляшторный слово «сыр» эти мологизирует как «сир об», словосочетанием в смысле «полноводие, обилие воды», бытующим во многих таджикских и узбекских говорах (8). хотя более приемлемой является этимология К. Омиралиева, он предлагает видеть в слове «силис» синоним жемчуга (9), опираясь на языковые данные тюркских народов.
Античное название Амударьи, встречающегося в форме Окс или Оксус (10), считается древнетюркским топонимом Огуз или Окуз «река» (11). М. Кашгари в своем «Диване» писал: «Окуз – это название таких крупных рек, как Джейхун, Евфрат... В стране тюрок несколько других рек также наречены этим именем» (12).
У Клавдия Птоломея упоминается река Дайкс, которую надо понимать как Жайык, реку, которую в русских источниках с 1775 года именуют Урал. Гидроним «Жайык» интересен тем, что он совпадает с целой серией исконно тюркских слов-синонимов, наиболее распространенным из которых является «широкий, распростертый» (13). Эта этимология наиболее верна, ибо это единственная большая река на обширном пространстве, в месте ее расположения. К. Птоломей также отмечает город Аикаиа, отождествляемый по сходству звук в с городом Аксу (Белая Вода) в Восточном Туркестане (14). На наш взгляд, можно предположить, что это сокращенная форма слова оглы – «сын, потомок», как в этнотопониме «канлы» (15), что является результатом стяжения. А -zak – это этноним «сак». Этимолгия Аи – пока неопределена.
В легенде, записанной Геродотом, сообщается, что у Таргитая было три сына: Урпаксай, Колаксай и Липоксай. Они жили в горах Алтунтаг, кочевали на яйлаг в области Мастаг и т.д. (16). Здесь топонимы Алтунтаг и Мастаг не вызывают никакого сомнения в том, что они являются тюркскими словами: алтын «золото», муз «лед», таг или тау «гора». Топоним Музтау и поныне сохранился в названии горы Алматинской области и на Алтае,
К вышеотмеченным тюркоязычным топонимам, на наш взгляд, можно отнести такие гидронимы, как Иргис (Сиргис) и Лик, которые упоминает «отец истории», описывая поход Дария на скифов: «Когда скифы перешли реку Танаис, персы тоже перешли ее вслед за ними и продолжали преследование, пока не достигли владений будинов, пройдя землю савроматов. В продолжение своего пути через Скифию и Савроматию персы ничего не находили для разорения, так как страна была заранее опустошена; когда же они вторглись в землю будинов, то встретили здесь на своем пути деревянное укрепление, покинутое будинами и совершенно ими очищенное, и сожгли его. После этого они продолжали свое наступательное движение по следам скифов, пока не вступили в пустыню, пройдя страну будинов. Это пустыня, совершенно необитаемая, лежит выше земли будинов и тянется на семь дней пути. Над пустыней живут фиссагеты, а из земли их четыре большие реки текут через землю меотов и впадают в озеро, называемое Меотидою; имена их следующие: Лик, Оар, Танаис и Сиргис» (17).
Фиссагеты, отмечаемые Геродотом, локализуются в верховьях рек Печоры и Тагила, на земле позднейших вогулов и считаются их предками. Помещают их, впрочем, и южнее по р. Белая (18). В Среднем Поволжье фиссагетов локализует А.П. Смирнов (19). Б.А. Рыбаков пришел к выводу, что их следует отождествлять с городской культурой (20).
На наш взгляд, фиссагеты обитали как по р. Белая и южнее, так и в Среднем Поволжье. И именно здесь надо искать р. Лик и Иргис, которым соответствуют р. Елек, впадающая в Урал (каз. Жайык), и Большой Иргиз (каз. Улкен Ыргыз), которая впадает в Волгу.
Ранее Иргис отождествлялся с Донцом (21), что не очень убедительно. Ибо Донец впадает в Дон-Танаис с северо-запада, где никак нельзя локализовать фиссагетов. Оар и Лик отождествляются с реками Корсак и Обиточная (22), которые действительно впадают в Меотиду – Азовское море, но они, во-первых, очень маленькие и, во-вторых, не текут из земли фиссагетов, как описывается у Геродота. Б.Н. Рыбаков второе указание понимает в смысле того, что истоки этих рек находятся в направлении земли фиссагетов (23). но реки Корсак и Обиточная лежат далеко от мест обитания фиссагетов, и Геродот мог взять за ориентир их истоки, землю царских скифов, хотя эти реки даже не доходят до середины земли обитания царских скифов.
У нынешнего города Волгограда Дон и Волга максимально сближаются, и Геродот мог, что вполне возможно, спутать их именно в этом месте. Так, как описываемая река Скифии, «отец истории» упоминает р. Иргис, которая впадает в Танаис, а при описании похода ария он не говорит о том, что Иргис впадает в Танаис. Путаницу с тем, что Лик (Елек), Оар (Волга) и Иргиз (Б. Иргиз) впадают в Меотиду, а также с тем, что Иргис впадает в Танаис, можно объяснить тем, что Геродот лично не бывал внутри Скифии, хотя побыал в Ольвии, для сбора информации и был введен в заблуждение своими осведомителями. Последние скорее всего были скифами, и не очень хотели, чтобы чужеземец, который мог быть сборщиком информации (на наш взгляд скифов) для военных походов, был хорошо осведомлен о Скифии.
Дон с Волгой Геродот спутал, и потому, что античные писатели хорошо знали низовья реки Танаис, но далеко не всегда ясно представляли себе далекие верховья рек и особенно их истоки. Б.Н. Рыбаков считает сообщение Страбона: «Истоки Танаиса неизвестны... устья Танаиса мы знаем их два в северной части Меотиды в 60 стадиях друг от друга; однако выше устья известна только небольшая часть течения реки из-за холодов и скудности... Кроме того, кочевники... преградили доступ во все удобопроходимые места страны и в судоходные части реки» (24) – «рационалистическим объяснением разноречия географов» (25).
Из всего этого следует, что Геродот, как и все античные географы, чрезвычайно туманно представлял себе течение восточных рек (26). Но несмотря на это, нельзя сомневаться в названиях этих рек (т.е. Лик и Иргис), которые «отец истории» передает с максимальной фонетической точностью. Оба названия этих рек, наряду с такими топонимами, как Мин, Палакент, Барда, Окс, Оксус, Силис, Дайкс, Аусакла, Музтаг и Алтынтаг, несомненно, являются тюркскими. Вполне возможно, что список тюркоязычных топонимов будет пополнятьсяв ходе дальнейших исследований. Но уже сейчас, если взглянуть на карту расположения вышеприведенных топонимов, мы увидим, что значительная часть саков и скифов была тюркоязычным.
Литература
1. Наиболее полную сводку см.: Литвинский Б.А. «Древние кочевники «крыши мира». М., 1972, с. 189-192.
2. Граков Б.Н. Скифы. М., 1971, с. 22.
3. Акынжанов М.Б. Казактын теп туралы. А., 1957; Абдрахманов А.А. Вопросы топонимики Казахстана. В сб.: Топонимика Востока. М., 1962.
4. См.: Абдрахманов А.А. Вопросы..., с. 48.
5. Кляшторный С.Г. Яксарт-Сыр-Дарья. Советская этнография, 1953, М3, с. 189.
6. Там же, с. 189.
7. Древние авторы о Средней Азии. Тш., 1940, с. 85.
8. Кляшторный С.Г. Яксарт-Сыр-Дарья, с. 190.
9. Омиралиев К. «Қазыұрт» жане онан қатысы бар топонимдер жайлы. Казакстан мектеби, 1967, N4, 81-82 б.
10. К примеру у Ариана: «Бесс, получив известие, что Александр уже недалеко, перешел через реку Окс». См.: Древние авторы..., с. 47.
11. Караев С.К. Древнетюркские топонимы Средней Азии. Советская тюркология, 1985,
12. Кашкари М. Девону лугот-ит турк. т. 1, Тш., 1960, с. 91.
13. Ахметьянов Р.Г., Бахтиев Ш.З. К этимологии гидронима «Ив-йык-Джайык». Советская тюркология, 1986, ө3, с. 18.
14. Абдрахманов А.А. Вопросы..., с. 51,
15. Кляшторный С.Г. Кангюйская этнотопонимика в орхонских текстах. Советская этнография, 1951,
16. Абдрахманов А.А. Вопросы..., с. 49. Сам автор ссылается на: История СССР, ч. 1-11, М., 1939, с. 220-222 (на правах рукописи).
17. Латышев В.В. Известия древних лисателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Вестник древней истории, 1947.
18. Там же, с. 263. Примечание комментатора.
19. Смирнов А.П. Скифы. М., 1966, с. 103. 20. Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. М., 1979, с. 192.
21. Граков Б.Н. Скифы. М., 1971, с. 16.
22. Рыбаков Б.А. Геродотова..., с. 59.
23. Там же, с. 158.
24. Страбон, география, кн. 1. М., 1964, с. 468.
25. Рыбаков Б.А. Геродотова..., с. 52.
26. «Античные географы чрезвычайно туманно представляли себе течение восточных рек. У них были следующие обозначения: Аракс – соотв. реки на Кавказе, Аму-Дарья, Сыр-Дарья; Танаид – Дон, Сыр-Дарья; Окс – Аму-Дарья, Теджен Гери– Руд; Ох – Теджен; Арий Теджен; Яксарт, Лаксат – Сыр-Дарья». – Древние авторы..., с. 149. Примечание 22.