Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Длинным языком хорошо только облизывать (мокша). (мордовская)

Главная » Архивные материалы. » Казачество. » Казачий фотоальбом. За 100 лет до фотошопа.

Казачий фотоальбом. За 100 лет до фотошопа.

Назад

 

В 1895 году знаменитый фотограф Алексей Иваницкий издал фотоальбом с портретами офицеров 1-го Оренбургского казачьего полка, который стоял в Харькове в конце XIX - начале ХХ века. Издал, скорее всего, мизерным тиражом, по количеству полковых офицеров. Один из экземпляров этого альбома чудом сохранился до нашего времени.

Произведение Иваницкого можно без преувеличения назвать памятником фотографического искусства. А еще - бесценным источником для изучения армейского, офицерского и казачьего быта конца XIX века. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно рассмотреть каждую страницу этого чудесного альбома - сложный фотоколлаж из портретов и предметов: оружия, наград, инструментов... Каждый из них может что-то рассказать.

Страница первая. Командир с сыновьями, песельники, и присяга царю

 

Командовал полком в то время герой Туркестанских походов полковник Евграф Владимирович Шпицберг. Его погрудный портрет мы видим в верхнем левом углу страницы, а фото на коне - в правом нижнем. Похоже, именно его боевые награды использовал фотограф для оформления первой страницы альбома. Здесь же - орденские ленты, наградная ленточка "За отличие в Хивинском походе 1875 года" (ее носили на головных уборах казаки 1-й сотни полка), юбилейные медали и адъютантский аксельбант. Полковой адъютант - один из трех молодых подхорунжих, в центре. Двое других - скорее всего сыновья Евграфа Владимировича, Владимир и Леонид, служившие в том же полку под началом отца. Полковник еще не знает, что переживет своих сыновей. Леонид скончается от болезни в Харбине во время русско-японской войны, Владимир же погибнет в бою в самом начале Первой мировой...

 

Очень интересны использованные в коллаже групповые фото казаков. Вот, например, хор песельников, часто услаждавший музыкальный слух местного малороссийского населения.

 

А вот - команда связи. Телеграфисты, телеграфные аппараты, катушки с проводом и даже телеграфный столб с забравшимся на него "для починки поврежденного провода" казаком. Рядом на треноге - прибор под названием гелеотелеграф или оптический телеграф. Технически он представлял собой зеркало со шторками и в солнечную погоду в зоне прямой видимости позволял передавать сообщение морзянкой с помощью солнечных зайчиков. Если внимательно приглядеться, можно увидеть темные солцезащитные очки у гелеотелеграфиста - чтобы принимать такие сообщения без риска для глаз.

 

 

Третий снимок - не постановочный, а исторический. Весь полк с оружием выстроен на харьковской площади. В строю - полковое знамя. Посредине - священник. Все держат правую руку поднятой вверх, со сложенными для крестного знамения пальцами. Это - присяга. Март 1881 года. Только что в Петербурге террористы убили царя Александра Освободителя. И казаки вместе со всей Империей присягают на верность новому царю - Александру III.

 

 

Страница вторая. Шашки, пики, офицерское собрание и генеральская собачка

 

 

Имена семерых офицеров, чьи портреты помещены на вторую страницу альбома, к сожалению, неизвестны. Зато казачье оружие и фото сцен полковой жизни могут рассказать очень много.

 

Знаменитые казачьи пики - ночной кошмар всех неприятелей России. Через несколько лет в войсках введут пики нового образца, облегченные, с древками из стальной трубы и остриями иной формы. А здесь мы видим пики старого образца, еще похожие на старинные копья. Острия насажены на тяжелые деревянные древка и закреплены кожаным жгутом.

Рядом - казачьи шашки. На эфесе той, которая в ножнах с белой офицерской портупеей, можно разглядеть клеймо знаменитой Златоустовской оружейной фабрики. Вторая шашка без ножен - специально, чтобы показать, что шашка не простая, а наградная. "За джигитовку в присутствии Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича. 1891 г." - гласит искусно вытравленная на клинке надпись. Наследник Цесаревич - будущий Император Николай II. В 1890-1891 гг. по русской монаршей традиции наследник престола совершил огромное путешествие, избрав его маршрутом Восток и объехав половину мира, а также бескрайнюю Восточную Россию. В путешествии Его Высочество неоднократно встречался с казаками, которые демонстрировали ему свою выправку, удаль и воинское искусство, в том числе - джигитовку. Очевидно, одним из отличных джигитов оказался и офицер 1-го Оренбургского казачьего полка, чья наградная шашка попала на фото. Вообще, виртуозных джигитов в полку было много и они не раз поражали воображение харьковской публики, о чем свидетельствуют газетные хроники.

А вот казаки в парадной форме, в конном строю, с пиками. Слева - известный на весь Харьков и губернию полковой оркестр, принимавший участие во многих военных и не только праздниках.

 

На втором снимке - город Чугуев, под Харьковом, куда на лето отправлялись для учений полки харьковского гарнизона. На снимке, похоже, запечатлен приезд какого-то большого военного начальника. К сожалению, лиц не разобрать, но с большой долей вероятности можно предположить, что это легендарный герой, генерал Михаил Иванович Драгомиров, на то время - командующий войсками Киевского военного округа, почти каждый год приезжавший на летние военные сборы в Чугуев.

 

 

Выйдя из виднеющейся поодаль коляски, генерал здоровается с офицерами, прежде чем войти в офицерское собрание 30-го драгунского Ингерманландского полка (справа на переднем плане).

 

Если приглядеться внимательно, возле ближайшей полосатой будки для караульного можно рассмотреть собачку, обнюхивающую будку. А судя по тому, что никто не прогоняет песика, что неизбежно бы произошло, будь песик бездомным или крестьянским, можно предположить, что это генеральская собачка. В старину многие генералы и даже цари возили с собой любимых собак. Известен даже исторический анекдот про любимого пуделя Императора Александра II, который, приехав вместе с царем в Чугуев и ожидая хозяина в коляске, занял место кучера. На вопрос царя, почему кучер не садится на свое место, тот почтительно указал на пуделя - "Там их благородие сидят-с". "А ты их благородие - кнутиком-с!" - рассмеялся царь.

Но вернемся к фото. Справа на заднем плане виднеется здание с башенкой. Когда-то в нем находились штабы военных поселений, а на момент съемки - Чугуевское пехотное юнкерское училище.

Здание с колоннами на заднем плане слева, за спинами вытянувшихся и отдающих честь офицеров, это чугуевский Покровский собор - тот самый, в котором служил протодиакон Иван Уланов, послуживший прототипом картины "Протодиакон" художнику Илье Репину, уроженцу того же Чугуева. Кстати, все эти здания сохранились до сегодняшнего дня.

Страница третья. Карта Венгрии, польский карандаш и неудобный бинокль

 

Как вы уже поняли, каждая страница альбома своей атрибутикой отражает ту или иную сторону службы и быта полка. Третья - посвящена штабной работе и разведке. Фоном страницы мастер сделал карту, но почему-то не военную, а гражданскую, и не России, а Венгрии. Внизу можно разобрать название населенного пункта Hajdu-Boszormeny - это восточно-венгерский город Хайдубёсёрмень. То ли русские военные карты были секретными, то ли у фотографа просто другой не нашлось.

 

Главным украшением страницы стали штабные инструменты - линейка, карандаш, компас, циркули, перочинный ножик... Карандаш - классический штабной, двухцветный, с красным и синим стержнями, производства польской фирмы St. Majewski & Со Manufacturiers, которая была основана в 1889 году в Варшаве, пережила две мировые войны и сегодня благополучно производит карандаши и другие канцтовары.

Слева от карандаша - нагрудный знак "Разведчик 1-го разряда". Такие знаки носили нижние чины, служившие в полковой команде разведчиков. Очевидно, один из офицеров на фото - начальник этой команды. К разведке же относятся и другие атрибуты - компас, бланки донесений, наручный хронометр и бинокль, похожий больше на дамский или театральный, чем на военный. Тонкий, хлипкий, миниатюрный, с малой кратностью и ничтожной светосилой. Разумеется, в разведке да и вообще в армии такими биноклями не пользовались. Просто он по габаритам фотографу подошел, ведь настоящий армейский бинокль просто заслонил бы собой весь коллаж.

Страница четвертая. Кони, гвозди и немного униформы

 

Фоном - кавалерийские уставы и наставления, армейский журнал "Разведчик" и рисунки с кавалеристами. Красивый бородач на портрете внизу обращает на себя внимание отсутствием погон - вероятно, ветеринарный врач или фельдшер. Почти вся атрибутика так или иначе связана с лошадьми - трензель, подковные гвозди, зажим и ветеринарные инструменты, разобраться в назначении которых не специалисту трудно. Может быть, среди читателей найдутся специалисты? Если что, пишите в комментариях - что это за инструменты и зачем они.

 

Набор предметов дополняют несколько деталей униформы - погоны войскового старшины и полковника с номерной шифровкой "1" - 1-й Оренбургский казачий полк, а также парадный офицерский шарф (пояс).

Сюжет центрального фото в коллаже - ковка лошадей. Действие происходит на фоне одного из харьковских храмов, неподалеку от которого находились казармы полка. Любопытные харьковские ребятишки тоже попали в кадр.

 

Страница пятая. Врачи и санитары

 

 

Нарукавная повязка санитара из белого сукна с нашитым на ней красным крестом и старинные медицинские инструменты, не особо отличающиеся от современных - скальпели, зажимы, ножницы, стетоскоп, молоточек, которым невропатологи до сих пор стучат по коленям во время обследований...

 

Медико-санитарной частью в полку заведовали, очевидно, два офицера и военный чиновник, чьи портреты помещены на странице. Чиновник - слева, его можно узнать по погонам. Старший врач полка - должность не офицерская, занимали ее военные чиновники.

На постановочном снимке врачи и казаки-санитары демонстрируют оказание помощи пострадавшему. Похоже, перевязывают "раненого". К сожалению, невозможно разобрать предметы, сложенные на столике. Бинты? Перевязочные пакеты? Зато хорошо видны носилки для переноски раненых. Интересная и милая деталь не в тему снимка - в нижнем правом углу: в тени забора прилегла, свернувшись калачиком, белая собачка с черным ухом. Лежит, смотрит лениво на фотографа и еще не знает, что войдет в историю:)

 

Не забывайте про задания!Сделайте пару простых упражнений и примите участие в розыгрыше 100 000 000 баллов!Сделайте пару простых упражнений и примите участие в розыгрыше 100 000 000 баллов!money.yandex.ruБонусы у партнеровСкидки и кэшбэкиСписок магазиновВсе предложенияПерейтиЯндекс.ДиректФинансовые услуги оказывает: ООО НКО «Яндекс.Деньги»Финансовые услуги оказывает: ООО НКО "Яндекс

 

Страница шестая. Револьвер и саперы

 

Что прежде всего привлекает внимание на этой странице? Конечно же револьвер! Знаменитый "русский Смит-Вессон" или, как он назывался официально, 4,2-линейный (10,67-мм) револьвер системы Смита-Вессона, русская модель. Первый штатный револьвер Русской Императорской Армии, принятый на вооружение в 1871 году. Сперва закупался у американцев, затем производился по лицензии в России. Пережив много доработок и модицификаций, к концу XIX века он морально и технически устарел и был заменен знаменитым наганом. Но в год выпуска альбома Государь Император только лишь подписал указ о принятии на вооружение револьвера системы Нагана образца 1895 года, а в войска наганы поступили еще позже. Поэтому офицеры все еще были вооружены Смит-Вессонами.

 

Обрамляет коллаж револьверный шнур, слушивший для страховки оружия от утери или кражи. Справа - шашечный темляк с кистью, офицерская кокарда, погон и свисток для подачи команд в бою. А еще - жетон с буквами О. С. Ш. Это офицерская стрелковая школа в Петербурге, где офицеры повышали квалификацию и готовились к занятию строевых командных должностей. На одном из портретов офицеров видим и самого выпускника ОСШ с жетоном на груди.

Под портретами офицеров - фото занятий конно-саперной команды полка. Фото, как и большинство других в альбоме, постановочное: разумеется, никто не проводил занятий в парадной форме, тем более - у церковной ограды почти в центре города.

 

Страница седьмая. Винтовка, патроны и турецкий офицер

 

 

За револьвером логично идет винтовка - знаменитая "трехлинейка" образца 1891 года, только что принятая на вооружение, новейшее и самое совершенное оружие на то время. Впрочем, вернее будет сказать, что на фото - казачий или кавалерийский карабин, представлявший собой укороченную версию той же винтовки. Обратите внимание на патроны. Необычные, правда? Это ранний, самый первый вариант трехлинейного патрона 7,62х54, с тупой пулей. Позже пуля была заменена на привычную нам остроконечную, которая намного превосходила тупую по бронебойности и другим параметрам.

 

Под винтовкой - два жетона, один - уже знакомый нам жетон выпускника Офицерской стрелковой школы, второй - жетон юнкера Оренбургского казачьего юнкерского училища, выпускниками которого были, пожалуй, почти все офицеры полка. В нижнем левом углу - наградной знак "За отличную стрельбу".

Белый ремень вокруг портретов - офицерская лядуночная перевязь, деталь парадной формы одежды. Саму лядунку мы видим слева внизу. Когда-то в лядунках носили патроны, но потом она стала чисто декоративным элементом.

Лядуночные перевязи мы видим почти на всех офицерских портретах. Только у офицера на центральном портрете этой группы перевязь не белая галунная, а черной лаковой кожи. И погоны с петлицами у него не такие, как у других офицеров, заметили? Потому что это не русский, а турецкий офицер. Звали его Сидни Эфенди. Вероятно, он состоял в прикомандировании к полку для обучения военному делу.

А вот казаки 1-го Оренбургского казачьего полка на стрельбах. Скорее всего - в учебном лагере под Харьковом, в районе Чугуева и Малиновки, куда на лето выезжали части харьковского гарнизона. На переднем плане - патронная двуколка для перевозки боеприпасов. Рядом два казака держат ящик с патронами. На заднем плане - взвод казаков изготовился к стрельбе с колена. Над двуколкой можно рассмотреть флажок махального, которым подавали сигналы во время стрельб.

 

Завершает композицию фото казаков в строю, с музыкой и знаменем.

 

 

Страница восьмая. Нагайка и водопой

 

 

На последней странице альбома фотограф возвращается к конской тематике. Трензеля, упряжь, стремена, подковы... Обращает внимание интересная нагайка, не полностью плетеная из кожи, а с тонкой украшенной рукоятью, похоже металлическая. По словам экспертов сайта Нагайка.рф, где можно купить нагайку любого типа и модели, на фото в альбоме - упрощенная донская нагайка. В отличие от кубанских, донские нагайки выполнены не цельным хлыстом, а разделены на две ключевые части – рукоять и плеть, которые крепятся друг к другу кольцом из металла. Нагайки такого типа удобно складываются и их комфортно носить в сапоге. 

 

Изображенная же в альбоме нагайка оренбургских казаков сделана немного иначе - плеть закреплена на рукояти не кольцом, а штифтами-заклепками. Лоскут кожи на конце на конце плети называется шлепок и должен рассеивать удар, чтобы не травмировать коня.

Портретный ряд альбома завершают четыре молодых казака с погонами нижних чинов, обшитыми трехцветным "вольноперским" шнуром. Это будущие офицеры. Скоро, выдержав экзамен на офицерский чин, они пополнят офицерскую семью полка. Но их портреты уже присутствуют в офицерском памятном альбоме.

В качестве завершающей сцены из жизни полка фотографом был выбран водопой. Казаки одеты в ту же парадную форму, что и на других фото. Видимо, все они снимались в один день. Обратите внимание на породу лошадей, которые были у оренбургских казаков. Это маштаки - низкорослые, но сильные, очень выносливые и неприхотливые лошади киргизской или башкирской породы.


Источник: https://zen.yandex.ru/media/epolet/kazachii-fotoalbom-za-100-let-do-fotoshopa-chast-ii-5d4ead94d5135c00aea0a553?fbclid=IwAR1OgdGAWTOfIOa1T3K9VRWIDemEYVdlZjOI5jTH2hLgT-kap9v7Mj_ab8k
Автор: Муртазин Наиль Варисович

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов