Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Не срывай незрелых плодов: поспеют - сами упадут. (грузинская)

Депортация крымских татар

Назад

 


Депорта́ция кры́мских тата́р (крымскотат. Qırımtatar halqınıñ sürgünligi, Къырымтатар халкъынынъ сюргюнлиги) — насильственное выселение крымских татар из Крыма в Узбекистан и соседние районы Казахстана и Таджикистана; небольшие группы были также отправлены в Марийскую АССР и ряд других регионов РСФСР. Депортация была проведена Народным комиссариатом внутренних дел СССР 18—20 мая 1944 года по решению Государственного комитета обороны за подписью его председателя И. В. Сталина, а закончена 4 июня 1944 года.

Официально депортация обосновывалась фактами якобы массового участия крымских татар в коллаборационистских формированиях, выступавших на стороне Германии во время Второй мировой войны, и сотрудничества с немецкими властями, хотя международное право не предусматривает коллективной ответственности за действия, совершаемые отдельными лицами.

Президиум Верховного Совета СССР в своём Указе № 493 от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» признал, что «после освобождения в 1944 году Крыма от нацистской оккупации факты активного сотрудничества с немецкими захватчиками определённой части проживающих в Крыму татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма».

В ноябре 1989 года Верховный Совет СССР признал депортацию крымских татар незаконной и преступной.

Закон РСФСР от 26 апреля 1991 года № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» признал депортации народов в СССР актом геноцида. Статья 4 данного закона провозгласила, что агитация, препятствующая реабилитации репрессированных народов, подвергшихся клеветническим нападкам, не допускается, а лица, совершающие такие действия, должны привлекаться к ответственности.

Верховная рада Украины в 2015 году признала депортацию геноцидом крымско-татарского народа и установила День памяти жертв геноцида крымско-татарского народа — 18 мая.

В 2019 году Латвия и Литва признали депортацию крымско-татарского народа геноцидом.

Предыстория


 
Политическая карта Причерноморья в начале XVII века
Количество крымских татар в Крыму
Год Количество Доля (%)
1783 500 000 98,0
1897 186 212 34,1
1939 218 879 19,4
1959
1979 5 422 0,3
1989 38 365 1,6

Крымские татары являются коренным населением Крымского полуострова. На протяжении 1441—1783 годов на его территории существовало Крымское ханство, образовавшееся в результате распада Золотой орды. Жители ханства, которые были преимущественно тюркоязычными, в XIV веке приняли ислам. На протяжении XV—XVII веков Крымское ханство участвовало в войнах Речи Посполитой и Русского царства сначала в качестве союзника Московского княжества, а затем — ситуативного союзника обеих сторон, такие военные действия зачастую имели форму набегов на территории противника государства-данника Крымского ханства.

В XVIII веке Российская империя начала экспансию на юг с целью выхода к «южным морям», вылившуюся в серию русско-турецких войн с походами против Крымского ханства, целью которых было получить контроль над Крымом.

Русско-турецкая война 1768—1774 гг. закончилась подписанием Кючук-Кайнарджийского договора, в котором Россия подтверждала независимость Крымского ханства в его тогдашних границах, включающих Крым и причерноморские территории от Буджака и Едисана на западе до Тамани и Кубани на востоке и вывод российских войск с территории ханства. Однако в 1783 году в результате военной кампании Потёмкина по «усмирению Крыма» 1782—1783 годов Крымское ханство было аннексировано Российской империей, и на его территории в 1784 году была образована Таврическая область.

Сразу же после аннексии Крымского ханства российскими властями была предпринята попытка выселения на Урал ногайских татар, живших на Кубани. Выселение проводили войска под руководством Суворова, эта попытка привела к восстанию кубанских ногайцев, которое было жестоко подавлено, селения ногаев сожжены, были убиты более 7000 ногаев-воинов, не считая женщин и детей.

Крымские татары, настроенные против российского правления и испытывавшие давление российской администрации, начали массово покидать Крым. С 1784 по 1790 год из общей численности населения, составлявшей около миллиона человек, примерно 300 тысяч крымских татар перебрались в Османскую империю.

Крымская война спровоцировала ещё одну волну массовой эмиграции крымских татар. В 1855—1866 годах по меньшей мере 500 тысяч мусульман покинули Российскую империю и эмигрировали в Османскую империю. Из этого числа по крайней мере одна треть была из Крыма, в то время как остальные беженцы были с Кавказа. Эти эмигранты составили 15-23 % от общего населения Крыма. Российская империя использовала массовую эмиграцию в качестве идеологического обоснования дальнейшей русификации «Новороссии». В течение двух столетий крымские татары стали меньшинством в Крыму; в 1783 году они составляли 98 % населения, но к 1897 году их доля уменьшилась до 34,1 %. По мере того, как крымские татары покидали родные места, российское правительство поощряло русификацию полуострова, заселяя его русскими, украинцами и другими славянскими этническими группами; эта политика продолжилась и в советское время.

После Октябрьской революции 1917 года Крым 18 октября 1921 года получил автономный статус в составе СССР, но коллективизация 1920-х годов привела к сильному голоду, от которого погибло до 100 тысяч крымчан, в то время как собранный здесь урожай был вывезен в «более важные» регионы Советского Союза. По одной из оценок, три четверти жертв голода составляли крымские татары; их положение ещё более ухудшилось в годы правления Сталина.

Причины депортации

 
Памятник жертвам депортации крымских татар в Ялте

Коллаборационизм как причина

11 мая 1944 года, вскоре после освобождения Крыма, И. В. Сталин подписал Постановление Государственного Комитета Обороны СССР № ГОКО-5859 от 11 мая 1944 о выселении всех крымских татар с территории Крыма. Обоснование депортации было подготовлено в докладной записке Лаврентия Берии: в частности, в ней утверждалось, что «значительная часть татарского населения Крыма активно сотрудничала с немецко-фашистскими оккупантами и вела борьбу против Советской власти. Из частей Красной Армии в 1941 году дезертировало свыше 20 тысяч татар, которые изменили Родине, перешли на службу к немцам и с оружием в руках боролись против Красной Армии». Заявлялось, что татарское население Крыма поддерживало деятельность созданных при содействии оккупационных властей «татарских национальных комитетов», которые содействовали оккупантам в организации татарских воинских формирований, карательных и полицейских отрядов для действия против частей Красной Армии и советских партизан, участвовали в организации угона в Германию свыше 50 тысяч советских граждан. По данным НКВД, в результате оперативных мероприятий после освобождения Крыма было арестовано свыше 5 тыс. «изменников Родины, пособников немецко-фашистских оккупантов и другого антисоветского элемента», у населения изъято более 6 тыс. единиц стрелкового оружия и миномётов. «Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и исходя из нежелательности дальнейшего проживания крымских татар на пограничной окраине Советского Союза», в докладной записке предлагалось выселить всех татар с территории Крыма.

Возглавить операцию по депортации было поручено заместителям народных комиссаров госбезопасности и внутренних дел Б.З. Кобулову и И.А. Серову.

Существует мнение, что выселение крымских татар имело целью устранение потенциальной «пятой колонны» в Крыму на случай вступления в войну Турции, сохранявшей исторические связи с крымскими татарами. В пользу этого предположения свидетельствует тот факт, что с Северного Кавказа и из Закавказья в тот же период были депортированы другие мусульманские народы: чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, месхетинские турки. Советской разведке было известно о контактах между Третьи рейхом и Турцией, которую германское руководство пыталось втянуть в войну против СССР. Таким образом, основным мотивом депортации могло быть не официально объявленное наказание крымских татар за военные преступления и сотрудничество с оккупантами, а удаление потенциально враждебного народа из возможной зоны боевых действий.

Некоторые современные исследователи (в частности, например, советский и российский историк, бывший руководитель Центра изучения и публикации документов Государственного архива Российской Федерации В.А. Козлов) ставят под сомнение достоверность приведённых советскими властями данных, призванных свидетельствовать о массовом характере коллаборационизма крымских татар. В частности, в ряде работ отмечается тенденция руководства спецслужб того времени подгонять цифры под заранее запланированные результаты, сознательные искажения фактов и материалов следствия органами НКВД.

Другие исследователи (Н.Ф. Бугай, А.М. Гонов, А.С. Хунагов, И.В. Пыхалов и др.), наоборот, подвергаются критике за попытку оправдать депортации народов, проводившиеся в военное время, некритичное использование документов НКВД.

Согласно данным кандидата исторических наук и обозревателя Крым.Реалии Сергея Громенко, в сотрудничество с немцами было вовлечено около 3500 человек из числа крымских татар. Крымско-татарские коллаборационисты были эвакуированы вместе с немецкими войсками в Германию, где из них был создан Татарский горно-егерский полк СС. Независимо от того, сколько именно представителей крымских татар участвовали в вооружённых формированиях, созданных оккупационными властями, это не давало основания для применения высылки как наказания ко всему крымско-татарскому народу.

По оценке западных экспертов, около 15 % мужского населения крымских татар воевало в рядах Красной Армии. Во время депортации их демобилизовали и отправили в трудовые лагеря Сибири и Урала. Под депортацию попали преимущественно жены и дети, оставшиеся на полуострове; по оценкам Людмилы Алексеевой, около четверти мужского населения крымских татар было мобилизовано в советскую армию, и к 1944 около 40% из них погибло на фронте, а чуть менее 60% находились на фронте, из оставшихся на полуострове примерно 47% — дети, 42% — женщины, а чуть более 10% — мужчины (старики, инвалиды, партизаны). Н. Ф. Бугай отмечает, что среди красных партизан в Крыму татары составляли 16 %; а по данным советского историка и диссидента Людмилы Алексеевой, крымские татары составляли около 50 % от партизанского движения в Крыму, учитывая, что всего крымских татар в Крыму на 1939 год было 20 % от всего населения. Тем не менее, крымские татары, воевавшие в частях Красной Армии и в партизанских отрядах, также подвергнуты административной высылкеГульнара Бекирова. Известны исключения, когда офицеры из числа крымских татар, не высланы в места депортации как спецпереселенцы, такие, как лётчики Амет Хан Султан и Эмир Усеин Чалбаш, но им было запрещено жить в Крыму.

В своих воспоминаниях, А.И. Микоян так охарактеризовал принятое Сталиным решение о тотальной депортации народов:

Удручающее впечатление на меня произвело то, что Сталин добился выселения целых народов <...> уже после того, как немцы были изгнаны с территорий, где проживали эти народы.

Я возражал против этого. Но Сталин объяснял это тем, что эти народы были нелояльными к Советской власти, сочувствовали немецким фашистам. Я не понимал, как можно было обвинять целые народы чуть ли не в измене, ведь там же есть партийные организации, коммунисты, масса крестьян, советская интеллигенция! Наконец, было много мобилизовано в армию, воевали на фронте, многие представители этих народов получили звания Героев Советского Союза!

Но Сталин был упрям. И он настоял на выселении всех до единого с обжитых этими народами мест…

Нельзя обвинять всю нацию в измене, хотя, может быть, и были, как и среди русских или украинцев, армян и других, какие-либо реакционные элементы, затем перешедшие в услужение к немцам. Но это были единицы, их можно было установить, разыскать, расследовать их дела.

В течение суток-двое загружались вагоны и отправлялись в другие места. Была такая высокая организованность в этом деле, которую, конечно, нужно было бы применять в другом деле, а не в таком позорном.

— Анастас Микоян, советский государственный и партийный деятель

Неблагонадёжность как причина

В числе возможных причин депортации называется, среди прочего, «недоверие национальным меньшинствам, населявшим приграничные районы СССР с Турцией (в частности Крым), Ираном и т. д. Проживавшие в приграничных районах Азербайджана, Армении и Грузии народы попали в разряд „неблагонадежных“, так как многие из них имели родственников за границей».

Представления о «неблагонадёжных» народах восходят к работам специалистов по военной статистике конца XIX века В. А. Золотарёва, А. Макшеева и Н. Н. Обручева. Согласно их представлениям, благонадёжным считалось славянское население страны, а неблагонадёжным — народы окраин России. Иностранное гражданство, национальная или религиозная близость к стране, с которой Россия находилась в состоянии войны также считались признаками неблагонадёжности. Ещё одним критерием считались возможные помехи на пути колонизации Россией новых земель.

Политика Турции

Основные статьи: Территориальные претензии СССР к Турции, Турция во Второй мировой войне

На протяжении всей Отечественной войны в советско-турецких отношениях сохранялась напряжённость. Это было связано с непредсказуемостью политики Турции, которая характеризовалась как «враждебный нейтралитет». 18 июня 1941 года Турцией был подписан договор с Германией «О дружбе и ненападении», а в октябре 1941 года — ещё один той же направленности. Эти договоры по сути перечёркивали советско-турецкий договор «О дружбе и нейтралитете» от 17 декабря 1925 года и свидетельствовали о враждебном отношении руководства Турции к СССР.

По мысли А. М. Бугаева, Сталина настораживали не столько возможности основной массы крымских татар и мусульманских народов Северного и Южного Кавказа, сколько их возможная консолидация против агрессивных планов и действий Кремля в отношении Турции.

Еврейская автономия

Основная статья: Еврейская автономия в Крыму

Некоторыми исследователями высказывается позиция о политике создания еврейской автономии в Крыму, которая на практике также реализовывалась: с 20-х годов XX века начинается массовое переселение евреев в Крым, тогда же появляются мысли о создании еврейской автономии на территории Крыма. Так, созданный в 1924 году Комитет по земельному устройству еврейских трудящихся во главе с Петром Смидовичем принимает решение: «в качестве районов поселения еврейских трудящихся наметить в первую очередь свободные площади, находящиеся в районе существующих еврейских колоний на юге Украины, а также Северный Крым». Для этого было необходимо «освободить» занятые крымскими татарами земли. Милован Джилас, будущий вице-президент Югославии, с Иосипом Броз Тито тайно прилетел в СССР и в личной беседе спросил Сталина, зачем весной 1944 года из Крыма депортировали татар. По его словам, Сталин сослался на данные Рузвельту обязательства расчистить Крым для еврейских переселенцев. Политика была довольно успешной; так, перепись 1939 года показала четырёхкратное увеличение количества евреев в Крыму по сравнению с 1926 годом (с 16 593 до 65 452 человек соответственно).

Версия о перекладывании вины за неудачи партизан

Современные историки и исследователи, в частности доктор исторических наук, профессор В. Е. Возгрин, кандидат наук и украинский историк Г. Т. Бекирова, С. М. Червонная считают, что причиной фальсификаций данных о крымско-татарских коллаборационистах и последующей депортации с намеренным искажением действительной картины событий являлась попытка советского руководства переложить ответственность за неудачи и явные просчёты партизанского руководства на крымских татар. В подтверждение этому, например, среди прочего, приводится решение бюро Крымского обкома ВКП(б) «Об ошибках, допущенных в оценке поведения крымских татар по отношению к партизанам, о мерах по ликвидации этих ошибок и усилению политической работы среди татарского населения», принятого ещё 18 ноября 1942 года, но, по понятным причинам, оставшегося неизвестным широкой общественности.

Версия о политике НКВД

Исследователь Д. М. Эдиев предлагает свою версию причин. Во-первых, в военно-политическом руководстве укрепились представления о неблагонадёжности по национальному признаку. Во-вторых, был накоплен опыт этнических чисток в ходе проведения превентивных мер по укреплению приграничных и прифронтовых районов. В ходе первых депортаций был создан и укреплён прецедент в сознании людей и политическом инструментарии советской власти. Была создана государственная машина депортаций и обкатан сценарий её работы. Во время депортации немцев в августе 1941 года в структуре НКВД был создан отдел спецпоселений.

Прежде проведение депортаций инициировалась военными, а НКВД выступал в роли исполнителя этих акций. В депортациях же 1943—1944 годов НКВД выступал в роли инициатора, исполнителя и обвинителя, фабрикуя «доказательства» вины репрессированных народов.

Во второй половине войны за счёт побед на фронтах поднялся авторитет армии. Это не устраивало руководство НКВД и самого И. В. Сталина, что видно по последовательным перемещениям Г. К. Жукова. В этих условиях было решено использовать механизм депортаций для поднятия рейтинга НКВД. По итогам депортаций руководство и сотрудники НКВД были награждены боевыми, в том числе полководческими орденами. Л. П. Берия, Б. З. Кобулов, С. Н. Круглов, И. А. Серов были награждены орденами Суворова I степени, которым, согласно статута ордена, награждаются командующие фронтами и армиями, их заместители, начальники штабов, оперативных управлений и оперативных отделов, начальники родов войск фронтов и армий «за отлично организованную и проведённую фронтовую или армейскую операцию с разгромом противника меньшими силами». А. Н. Аполлонов, В. Н. Меркулов и И. И. Пияшев были награждены орденом Кутузова I степени, которым должны были награждаться «командиры Красной Армии за хорошо разработанный и проведённый план операции фронтового, армейского масштаба или отдельного соединения в результате чего противнику было нанесено тяжёлое поражение, а наши войска сохранили свою боеспособность». Нижестоящие организаторы депортаций получили ордена более низкого ранга: орден Суворова II степени — 13 человек, орден Кутузова II степени — 17 человек и т. д.

Депортации начинались как акции зачистки от «чужих» инонациональностей (западных и восточных), а закончились преследованием «своих» национальных меньшинств в интересах отдельных людей и ведомств.

Депортация

Операция по депортации началась рано утром 18 мая и закончилась в 16:00 20 мая 1944 года. Для её проведения задействованы войска НКВД — более 32 тысяч человек. Депортируемым отводилось от нескольких минут до получаса на сборы, после чего их на грузовиках транспортировали к железнодорожным станциям. Оттуда эшелоны под конвоем отправлялись к местам ссылки. По воспоминаниям очевидцев, тех, кто сопротивлялся или не мог идти, иногда расстреливали на месте. Существенных вооруженных столкновений с войсками НКВД источники не фиксируют.

Согласно Постановлению ГКО № 5859-сс, крымским татарам разрешалось взять с собой «личные вещи, одежду, бытовой инвентарь, посуду и продовольствие» в размере 1/2 тонны на семью. На перевозку столь большого количества личных вещей и продуктов выделено 250 грузовиков. Если семья имела продуктов больше, чем на 1/2 тонны, то имелась возможность сдать по описи «зерно, овощи и другие виды сельхозпродукции», а также личный скот. Принимали это имущество работники Наркоммясомолпрома, Наркомзага, Наркомзема и Наркомсовхоза СССР по «обменным квитанциям», где оно оценивалось в денежном выражении по госрасценкам, затем по месту прибытия перемещённым семьям выдавалось такое же имущество или по таким же госрасценкам на данную сумму денег можно было получить «муки, крупы и овощей». Выдача «обменных квитанций» представляла собой стандартную процедуру, применявшуюся в СССР при перемещении лиц в годы Отечественной войны для сокращения логистических издержек, эти документы подлежали строгому государственному учёту.

 
Узбекистан, основной пункт назначения депортированных

Перемещение депортированных лиц по-разному освещается крымско-татарскими и российскими источниками. Крымско-татарские источники, ссылаясь на свидетелей из числа крымских татар, указывают на ограничения в еде, воде и медицинском обслуживании, что привело, по их мнению, к значительной смертности в пути. Российские источники обычно ссылаются на п. 3-г и Приложения 1 Постановления № 5859-сс, которые указывают, что условия содержания в пути были следующими: в пути переселенцы должны были быть обеспечены горячим питанием и кипятком, для этого Наркомторг СССР выделил продукты исходя из суточной нормы на человека: хлеба — 500 граммов, мясо-рыба — 70 граммов, крупы 60 г, масла — 10 граммов. Наркомздрав СССР должен был выделить на каждый эшелон со спецпереселенцами одного врача и две медсестры с запасом медикаментов. Сама перевозка осуществлялась в вагонах-теплушках, то есть товарных вагонах, переоборудованных, по их мнению, для перевозки людей за счет установки «печки-буржуйки, установки нар и частичного утепления.

Крымские татары дают следующие свидетельские показания об условиях в пути:

« Утром вместо приветствия отборный мат и вопрос: трупы есть? Люди за умерших цепляются, плачут, не отдают. Солдаты тела взрослых вышвыривают в двери, детей — в окно… »
« Медицинского обслуживания не было. Умерших выносили из вагона и оставляли на станции, не давая хоронить. »
« О медицинском обслуживании и речи не могло быть. Люди пили воду из водоёмов и оттуда запасались впрок. Воду кипятить возможности не было. Люди начали болеть дизентерией, брюшным тифом, малярией, чесоткой, вши одолевали всех. Было жарко, постоянно мучила жажда. Умерших оставляли на разъездах, никто их не хоронил. »
« Через несколько дней пути из нашего вагона вынесли умерших: старушку и маленького мальчика. Поезд останавливался на маленьких полустанках, чтобы оставить умерших. … Хоронить не давали. »
 
Лаврентий Берия, глава советского НКВД, занимавшийся разработкой операции по депортации крымских татар

В телеграмме НКВД на имя Сталина было указано, что выселению подверглось 183 155 человек. По данным Национального движения крымских татар, всего из Крыма было выслано 112 078 семей или 423 100 человек, из которых 89,2 % или 377 300 составляли женщины и дети. По официальным данным, сообщенным Берии из Ташкента, в дороге погиб 191 человек. По данным современных исследователей, только за время транспортировки от голода и болезней в поездах погибло не менее 8 тысяч крымских татар. Крымско-татарские источники обычно указывают, что смертность связана с ограничением доступа к воде, еде и медицине. Российские источники обычно ссылаются на то, что данная смертность сопоставима с естественной на такое количество перевозимых лиц с учётом времени в пути, и, поскольку эшелонах были в том числе люди преклонного возраста, большая умерших часть могла скончаться от старости, а не от плохих условий.

По данным Отдела спецпоселений НКВД, в ноябре 1944 года в местах выселения находились 193 865 крымских татар, из них в Узбекистане — 151 136, в Марийской АССР — 8597, в Казахской ССР — 4286, остальные были распределены «для использования на работах» в Молотовской (10 555), Кемеровской (6743), Горьковской (5095), Свердловской (3 594), Ивановской (2 800), Ярославской (1059) областях РСФСР.

В Узбекистане многие переселенцы определены на работу на строительство Фархадской ГЭС в городе Бекабаде, на рудники «Койташ» в Самаркандской области и «Ташкент-Сталинуголь», в колхозы и совхозы Ташкентской, Андижанской, Самаркандской области, Шахризябского, Китабского районов Кашкадарьинской области. В большинстве своем размещены они были в неприспособленных для жилья бараках, а на руднике «Койташ» вообще оказались под открытым небом.

Последствия

Массовая гибель крымских татар во время голода 1946—1947 годов в СССР

Бедственное положение крымско-татарских спецпереселенцев уже 8 июля 1944 года было вынесено на обсуждение бюро ЦК КП Узбекистана. В постановлении СНК Узбекистана и ЦК КП Узбекистана обкомам партии было поручено принять срочные меры по трудоустройству и «улучшению быта» спецпереселенцев. Наркомздраву надлежало принять меры «по улучшению медобслуживания в местах вспышек эпидемий (совхоз Нарпай, рудник „Ташкент-Сталинуголь“ и др.)».

Тем не менее быт депортированных был тяжёлым, условия труда — дискриминационными (выбор места работы был исключён, затруднён доступ к руководящим должностям и умственному труду), смертность — высокой.

Однако самое тяжёлое испытание для крымско-татарского народа произошло во время масштабного голода в СССР 1946—1947 годов, во время которого погибло, по оценке М. Эллмана, около 1,5 миллиона человек, из которых до 16 тысяч крымских татар. Хотя в общем числе граждан СССР погибших от голода крымских татар было невелико, но для небольшого народа это были колоссальные потери. Оценки числа погибших в этот период сильно разнятся: от 15-25 %, по оценкам различных советских официальных органов, до 46 %, по оценкам активистов крымско-татарского движения, собиравших в 1960-е годы сведения о погибших. Так, по данным ОСП УзССР, только «за 6 месяцев 1944 года, то есть с момента прибытия в УзССР и до конца года, умерло 16 052 чел. (10,6 %)».

Разные оценки смертности крымских татар

20 %

80 %

Погибли в первые годы высылки

Выжили в первые годы высылки

27 %

73 %

Погибли в первые годы высылки

Выжили в первые годы высылки

46 %

54 %

Погибли в первые годы высылки

Выжили в первые годы высылки

Восстановление прав крымских татар и их возвращение в Крым

В течение 12 лет, до 1956 года, крымские татары имели статус спецпереселенцев, подразумевавший различные ограничения в правах. Все спецпереселенцы были поставлены на учёт и были обязаны регистрироваться в комендатурах. Постановлением Совета Министров СССР от 21 ноября 1947 г. и Указом Президиума Верховного Совета от 26 ноября 1948 г. положение спецпереселенцев было ужесточено: переезд в другой район мог быть разрешён лишь при наличии «вызова» от близких родственников; за несанкционированный выход за пределы разрешённого места поселения угрожало наказание в виде пятидневного ареста, а повторное нарушение рассматривалось как побег с места ссылки и наказывалось 20 годами каторги. Указом от 13 июля 1954 года ответственность за самовольное покидание места ссылки была снижена до 1 года заключения. Формально за спецпереселенцами сохранялись гражданские права: они имели право участвовать в выборах, коммунисты влились в местные партийные организации. После смерти Сталина была организована комиссия под председательством А. И. Микояна по возвращению на родину, необоснованно выселенных народностей, по восстановлению их государственности; исключением стали крымские татары и немцы Поволжья. Микоян в своих мемуарах указывает главную причину, по которой крымские татары не были возращены в Крым и не была восстановлена их автономия:

Главная причина, почему не была восстановлена Крымско-Татарская автономная республика, заключалась в следующем: территория ее была заселена другими народами, и при возвращении татар пришлось бы очень много людей снова переселять.

— Анастас Микоян, советский государственный и партийный деятель

В 1967 году был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «О гражданах татарской национальности, ранее проживавших в Крыму», который п.1 снял все санкции против крымских татар и даже дал осуждающую оценку предыдущих законодательных актов как «огульных обвинений … необоснованно отнесенных ко всему татарскому населению Крыма». Однако п.2 этого же Указа фактически идет ссылка на существовавший в СССР паспортный режим привязывающий крымских татар к месту прописки к вновь возведенным домам на выданным им земельным участкам преимущественно в Узбекской ССР. Напомним, что по Постановлению № 5859-сс Правительство СССР выдало крымским татарам в Узбекской СССР бесплатно земельные участки и предоставило строительные материалы для возведения новых домов, а также ссуду в 5000 рублей на такое строительство. Поэтому с точки зрения Правительства СССР крымские татары как получившие данное имущество должны были проживать в этих домах в Узбекской ССР, где и прописаны. Также в СССР существовали ограничения на смену места работы в другом регионе по трудовому законодательству в том числе из-за места прописки. Поэтому крымские татары несмотря на полноту прав как граждан СССР фактически не могли вернуться в Крым, так как не могли получить жильё и работу в Крыму.

По мнению историка Эдуарда Оллворта, столь жёсткие меры — подобные ограничения не вводились по отношению ни к одному другому депортированному при Сталине народу — принимались потому, что советские власти желали сделать наказание крымских татар показательным примером для других национальностей.

28 ноября 1989 года ВС СССР своим Постановлением № 845-1 одобрил «Выводы и предложения комиссии по проблемам крымско-татарского народа». Этот документ предусматривал полную политическую реабилитацию крымско-татарского народа и отмену нормативных актов репрессивного и дискриминационного характера, а также признавал законным правом крымско-татарского народа возвращение в «места исторического проживания и восстановление национальной целостности», осуществление пересмотра дел, возбужденных за участие в крымско-татарском национальном движении. Так же восстановление Крымской АССР в составе Украинской ССР. Задачу возвращения в Крым предлагалось решать путём организованного, группового и индивидуального переезда. Комиссия Г. Янаева признавала необходимым предложить Совету Министров СССР пересмотреть постановление «Об ограничении прописки граждан в некоторых населенных пунктах Крымской области и Краснодарского края» от 24 декабря 1987 года и снять ограничения для крымских татар.

26 апреля 1991 года был принят закон РСФСР № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов», который признавал репрессии народов СССР актом геноцида. Статья 4 данного закона провозгласила, что агитация, препятствующая реабилитации репрессированных народов, не допускается, а лица, совершающие такие действия, должны привлекаться к ответственности.

Массовое возвращение крымских татар началось с постановления Совета Министров СССР от 11 июля 1990 года № 666. По нему крымские татары могли получить бесплатно земельные участки и строительные материалы в Крыму. При этом они могли также продать свои земельные участки и дома в Узбекистане. Порядка 150 000 крымских татар успели переехать в Крым ещё до распада СССР. Сложнее пришлось примерно 60 000 крымских татар, которые были вынуждены переехать в Крым с распадом СССР, так как в Узбекистане произошел масштабный экономический кризис и ВВП на душу населения резко упал относительно других бывших советских республик, в том числе Украины.

И. М. Прибыткова в исследовании отмечает, что основными миграционными мотивами являлось стремление вернуться на Родину (66,4 %), желание воссоединиться с родственниками (70,8 %), влияние родственников и друзей (около 10 %) среди крымских татар в Узбекистане. В сумме они собрали 80,4 %. На третьем месте находится мотив, связанный с заботой об образовании детей (22, 9%), далее — неудовлетворённость жизнью в Узбекистане и надежды на лучшую жизнь в Крыму (19,1 %). Таким образом, среди побудительных мотивов крымских татар в Узбекистане доминируют потребности преимущественно личного плана и ностальгические чувства. Возвращение в Крым также объяснялось ростом националистических настроений в Узбекистане в конце 80-х — начале 90-х годов, направленных против турок-месхетинцев и крымских татар.

Исследования Прибытковой указали на то, что 52,1 % из опрошенных возвращавшихся в Крым крымских татар не стали обсуждать проблему денег, взятых в кредит либо в долг, а остальные (47,1%) от идеи кредита бы не отказались. Из тех, кто отказался от идеи взять деньги в кредит, три четверти (75,7 %) объяснили это своей некредитоспособностью, опасением того, что не смогут вернуть долг. Каждый пятый мотивировал свой отказ тем, что вообще не берет денег в долг. И только каждый седьмой (14,8%) ответил, что расходы по переезду в Крым должны возместить те, кто ответственен за депортацию крымских татар. После присоединения Крыма к Российской Федерации Аксёнов заявил, что если некоторые крымские татары будут самостоятельно сносить свои дома на самовольно занятых участках, то они «получат возможность по упрощенной процедуре по новому закону получить земельные участки».

1 октября 1990 в Крыму, впервые после депортации крымско-татарского народа 18 мая 1944 года был образован единственный государственный орган крымских татар — «Комитет по восстановлению прав крымско-татарского народа и организованного возвращения на родину в Крым», в дальнейшем руководство Крымской области переименовало его в «Комитет по делам депортированных народов». Учитывая, что НДКТ подготовило концепцию организаванного государственного возвращения, восстановления прав крымско-татарского народа, естественно формирование этого органа было поручено национальному движению во главе с Юрием Бекировичем Османовым.

В 2014 году был издан Указ президента Российской Федерации о реабилитации народов, депортированных из Крыма. В 2016 году, согласно данным российских СМИ, в крымском бюджете на выплату помощи и компенсации льгот было предусмотрено 168 миллионов рублей. На льготы имеют право дети реабилитированных крымских татар только в случае, если они находились с родителями в местах депортации. Это вызывает довольно сложный юридический процесс доказательства этого факта. Вторая часть указа президента РФ касается поддержки крымско-татарского языка, которая должна была реализоваться через поддержку обучения ему в школах, а также финансирование крымско-татарских музеев, театров и памятных дней. Весной 2016 года в Крым поступили переведённые на крымско-татарский язык школьные учебники. Однако, согласно данным Ассоциации крымско-татарских работников образования «Маариф», реальное количество классов с крымско-татарским языком обучения сократилось. По данным крымско-татарского общественного деятеля Эмине Авамилевой, с 2014 года всего 3 % школьников обучаются на крымско-татарском языке, причем в это число входят и изучающие его факультативно или в кружках.

Изменения этнического состава населения Крыма в период депортаций

 
Изменение этнического состава населения Крыма


Крымские татары стали доминирующим населением Крыма с образованием Крымского Ханства с XV века. Первая волна депопуляции Крыма была связана с завоеванием Крыма Россией: население Крыма, составлявшее в 1700 г. 707 тыс. человек, к 1785 г. сократилось до 92 тысяч. Население полуострова начало сокращаться ещё до присоединения его к России: так, одним из эпизодов депопуляции было выселение христиан из Крыма Суворовым в 1778 г. — уже после Кучук-Кайнарджийского мира, но ещё до указа Екатерины II о присоединении Крыма, в ходе которого была выселена 31 тыс. человек, преимущественно греков и армян.

Следствием депортации крымских татар явилось полное их исчезновение из Крыма до начала возврата в 1990-х годах из-за запрета на их возвращение в Крым, действовавшего в СССР, в отличие от других неславянских народов Крыма (немцев, итальянцев, греков, армян, болгар), депортированных в 1941—1944 годах.

В результате депортации многие районы Крыма и в особенности южный берег и сельская местность остались практически без населения. Многие районы Крыма фактически опустели. Чтобы установить масштабы потери населения, летом 1944 года была проведена упрощенная перепись населения полуострова, которая показала, что в Крыму осталось проживать всего 379 000 человек, из которых 75 % русских, 21 % украинцев и 4 % — прочие национальности. При этом перепись 1939 года указывала, что жилой фонд и экономика полуострова рассчитана на 1,2 миллиона человек. Требовалось срочно восполнить потери населения.

Решением от 18 августа 1944 года в целях «быстрейшего освоения плодородных земель, садов и виноградников» ГКО признал необходимым переселить в Крым из различных областей РСФСР и Украинской ССР «добросовестных и трудолюбивых колхозников» — всего 51 000 человек. Земли бывших татарских, болгарских и других колхозов, откуда были «произведены спецпереселения в 1944 г., с имеющимися посевами и насаждениями» передавались вновь организуемым колхозам переселенцев из областей России и Украины и закреплялись за этими колхозами в «вечное пользование». Уже к 1 декабрю 1944 г. в Крым прибыло 64 тыс. переселенцев. Переселение в Крым было добровольным и потенциально доступно для всех граждан СССР по заполнению специальной анкеты, которые затем утверждались Обкомами КПСС.

Следующая перепись 1959 года показывает, что население восстановилось до 1,2 миллиона человек, но в кардинально другом этническом составе, чем до войны: 71 % русских, 22 % украинцев, 2 % белорусов. По сравнению с довоенным временем больше всего увеличилась доля украинцев в Крыму — почти в 2 раза с 13 % до 22 %. Доля белорусов возросла более чем в 2 раза. Практически исчезли из Крыма немцы и крымские татары.

25 июня 1946 года Верховный Совет РСФСР принял Закон «Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и преобразовании Крымской АССР в Крымскую область». Ему предшествовал Указ Президиума Верховного Совета СССР «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР» от 30 июня 1945 года, который практически решил судьбу крымской автономии за год до принятия Закона.

В 1944—1948 годах тысячи населённых пунктов (за исключением Бахчисарая, Джанкоя, Ишуни, Сак), гор и рек полуострова, названия которых имели крымско-татарское происхождение, были заменены на русские.

 
Распространение кыпчакских языков, указывающее текущие места проживания ближайших родственников крымских татар

В 1990-е годы крымские татары стали возвращаться в Крым. Поскольку их дома заняли другие люди, а местные власти не собирались решать вопрос предоставления жилья крымским татарам, это создало проблему самозахвата крымскими татарами земельных участков. По данным последних переписей, число крымских татар составляет около 15 % от населения Крыма. Также в Крыму сказалась последствие национальной политики СССР в отношении татар, где считалось, что выделение крымских татар из татар искусственное и является пережитком Османской Империи (отчасти это делалось для сокращения влияния Турции в Крыму). Поэтому в СССР предпринимались действия по организации национальной автономии всех татар на базе Татарстана и предлагалось крымским татарам переселиться туда при желании. При этом игнорировалось, что, хотя татарский и крымско-татарский языки весьма похожи, тем не менее современные формы языков отличаются.

В проведенной после перехода Крыма под контроль России переписи 2 % населения Крыма назвали себя «татарами» (45 тыс. человек), 10,6 % — «крымскими татарами» (232 тыс. человек). Существенная часть экспертов склонна считать, что, вероятно, многие крымские татары при переписи указали себя как «татары».

Признание репрессий

 
Страна Дата признания
Flag of Ukraine.svg Украина 12 ноября 2015 года
Flag of Latvia (3-2).svg Латвия 10 мая 2019 года
Flag of Lithuania.png Литва 6 июня 2019 года

Указ Президиума Верховного Совета СССР № 493 от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» признал, что «после освобождения в 1944 году Крыма от нацистской оккупации факты активного сотрудничества с немецкими захватчиками определённой части проживающих в Крыму татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма».

15 ноября 1989 года Верховным Советом СССР депортация крымских татар и других народов была осуждена и признана незаконной и преступной.

После оккупации Крыма Российской Федерацией

21 апреля 2014 года, после оккупации Крыма к Россией, президент России Владимир Путин подписал указ о реабилитации крымско-татарского и других народов, пострадавших от сталинских репрессий в Крыму.

Несмотря на это, по мнению ряда СМИ и международных организаций, после оккупации Крыма Российской Федерацией усилились репрессии против татарского населения. Например, Меджлис крымско-татарского народа был признан экстремистским объединением, и его деятельность в России была запрещена, что было расценено представителями Совета Европы как идущее вразрез с декларируемыми российским руководством решениями о реабилитации.

По мнению Васви Абдураимова в Крыму заблокировано решение практически всех вопросов, касающихся крымско-татарской проблематики.

Верховная рада Украины в 2015 году признала депортацию геноцидом крымско-татарского народа и установила День памяти жертв геноцида крымско-татарского народа 18 мая.

В 2019 Сейм Латвии подготовил заявление о признании геноцидом депортации крымских татар. 10 мая 2019 года Латвия признала депортацию крымских татар геноцидом, а 6 июня аналогично поступила Литва.

Научные оценки

Историк Норман Наймарк полагает, что у Сталина были основания подозревать крымских татар в нелояльности и искренние опасения военно-политического характера в связи со стратегической уязвимостью Крымского полуострова. Он выступает за трактовку насилия против народов СССР как геноцидального по своей сущности. Историк отмечает, что лишь по причине противодействия СССР в конвенцию о геноциде не были включены преступления против социальных и политических групп, которые в представлении советского режима в любом случае были связаны с этничностью. По мнению Наймарка, хотя изначально у сталинского режима, возможно, не было намерений подавлять национальную идентичность крымских татар и других народов, в конечном счете итогом депортаций стало именно это: депортированные нации должны были исчезнуть в результате комбинации ассимиляции, отрыва от родины, истощения. Учёный пишет, что «согласно любому объективному пониманию международного права насилие Сталина против советского народа могло быть включено в конвенцию о геноциде» и что исследователи не могут исключать эти случаи из исследований о геноциде, основываясь на политически мотивированных положениях конвенции.

Преподаватель Мичиганского университета, антрополог Грета Улинг считает, что и согласно нынешней редакции конвенции ООН депортацию крымских татар следует трактовать как геноцид. Ещё в 2000-х годах она отмечала, однако, что крымские власти привержены пониманию геноцида исключительно как полного уничтожения, отрицая тем самым причиненный крымским татарам ущерб.

«Геноцидальным процессом» называет сталинские депортации целых народов профессор-эмерит Вашингтонского университета историк Лайман Легтерс. По мнению историка Джонатана Отто Поля, депортация крымских татар явилась примером «социалистического расизма» и «этнической чистки»; наличие расистской или националистической мотивации депортации усматривает и адъюнкт-профессор Дартмутского колледжа, политолог Бенджамин Валентино Старший научный сотрудник Американского совета по внешней политике, политолог Стивен Бланк рассматривает депортацию крымских татар в общем контексте проводимой российскими властями с XVIII века по сегодняшний день политики «самоколонизации». Он квалифицирует депортацию крымских татар как геноцид; по его мнению, она явилась своеобразным приемом государственной власти, направленным на уничтожение существующей этнической идентичности и создание вместо неё новой, на реорганизацию общественных отношений ради нужд правящего режима.

Существует и выдвинутая историком Аланом Фишером ещё в 1970-х годах версия, согласно которой причиной депортации являлись территориальные претензии, которые СССР намеревался выдвинуть Турции после Второй мировой войны, и соответствующее желание очистить причерноморский регион от неславянского населения.

Адъюнкт-профессор Университета Ватерлоо, историк Александр Статиев считает, что геноцида не было, так как не было запланированного физического истребления. В свою очередь политолог Адам Джонс полагает, что Статиев выдвигает чересчур жесткие требования к понятию «геноцидального умысла». Он также обращает внимание на то, что, согласно международному праву (не только конвенции о геноциде, но и Римскому статуту), «истреблением» является в том числе и создание таких жизненных условий, которые полностью или частично разрушают ту или иную группу людей. Именно поэтому сталинские депортации в любом случае являются преступлением против человечности.

По словам исследовательницы депортации крымских татар Греты Улинг, в современном крымском обществе процветает «неосталинизм» и отсутствует чувство вины или стыда за трагедию крымско-татарского народа. Улинг отмечает, что после 2014 года привычные для крымских татар коммеморативные практики, связанные с 18 мая как днём депортации, оказались под запретом, что, по её мнению, является свидетельством того, что предпосылки для построения в Крыму инклюзивного общества отсутствуют.

 
Аверс памятной монеты 10 гривен

Память

 
Мемориальная доска на здании станции Сирень
 
Памятник жертвам депортации крымских татар в городе Судаке

Памятник жертвам депортации в Судаке. Скульптор Ильми Аметов. Установлен в 1994 году.

Мемориальный комплекс в память жертв депортации в районе железнодорожной станции «Сирень» в Бахчисарайском районе Крыма. Открыт 18 мая 2016 года.

В мае 2016 года на Украине вышла памятная серебряная монета номиналом 10 гривен «Памяти жертв геноцида крымско-татарского народа», выпущенная Национальным банком Украины.

В искусстве

В 2004 году крымско-татарский художник Рустем Эминов первым создал серию живописных полотен «Унутма — Помни» в которой отразил трагедию своего народа 18 мая 2005 года эта серия впервые была показана на его Персональной выставке в Крыму

В 2013 году события мая 1944 года легли в основу художественного фильма режиссёра Ахтема Сейтаблаева «Хайтарма» («Возвращение»). Главный герой картины — военный лётчик-истребитель, гвардии майор, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан.

14 мая 2016 года певица Джамала победила в конкурсе Евровидение 2016 с песней 1944 про депортацию крымских татар.


Источник: http://krymology.info
Автор: Муртазин Наиль Варисович

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов