Народ, концентрирующийся в Израиле, США, европейских странах и республиках СНГ. Язык — русский, идиш (германской группы), иврит. Верующие — иудаисты, в незначительном количестве православные.
Евреи европейские в Узбекистане:
1979 г. — 73 920
1989 г. — 65 493
Период 1860—1910-е гг. характеризуется незначительным, по сравнению с другими европейскими народами, расселением евреев-ашкенази в Туркестанском крае, т.к. он находился вне черты еврейской оседлости — зоны, которая была определена еще в 1835 г. Евреям-ашкенази запрещалось селиться ближе 100 верст от границ с Бухарским эмиратом и Хивинским ханством, а с 1902 г. — приобретать собственность в русских селениях Бухарского эмирата. Нарушившие запрет подлежали принудительной высылке. В Туркестанском крае разрешалось жить, кроме отставных нижних армейских чинов, лишь привилегированным категориям евреев: ремесленникам, купцам 1-й гильдии и специалистам, имеющим степени кандидата или магистра.
Значительную часть евреев-ашкенази Туркестана составляли предприниматели — торговцы и промышленники. Крупными коммерсантами были Г. Хесин, И. Сморгунер, В. Комаровский, М. Флаксман.
Многочисленной была интеллигенция, в основном работники медицинских учреждений: известные врачи братья М. и С. Слонимы; А. Шварц заведовал амбулаторией, оказывающей помощь мужской части коренного населения. Инженеры участвовали в строительстве в 1899—1905 гг. Ташкентско—Оренбургской железной дороги. Большую роль в культурной жизни Туркестана играли евреи-ашкенази — издатели и книготорговцы.
Данные переписей населения свидетельствуют о крайне незначительном числе евреев-ашкенази среди сельского населения. Однако в 20-х гг. было создано Общество землеустроительства еврейских трудящихся, развившее земледельческое направление в хозяйстве евреев.
Отношения евреев-ашкенази с коренным населением складывались дружелюбно. Единственным исключением является жалоба жителей махалли в районе Кукчи г. Ташкента на промышленника И. Маргулиса, построившего чесальный цех недалеко от мечети. А вообще, местные предприниматели терпимо относились к еврейским коммерсантам, последние иногда служили у них или были компаньонами.
В начале XX в. в Туркестане проживало чуть более 5 тыс. российских евреев — примерно 2% от всего европейского населения края. Из них около 2,5 тыс. жили в Самаркандской области, около 1,5 тыс.—в Ферганской, 350—400 чел. — в Ташкенте. Несколько сотен ашкенази жили в русских селениях Бухарского эмирата.
Среди субэтнических групп евреев-ашкенази Узбекистана можно выделить польских евреев (оказавшихся на территории России в результате раздела Польши в XVIII в.), галицких евреев (Молдавия и юго-восточная Украина).
Значительные изменения в повседневной жизни ашкенази обозначились с 1917 г., когда начало свою работу Европейско-еврейское Центральное бюро при Совете национальностей Туркестана. При его содействии были открыты школы, рабочий клуб, интернат, три библиотеки, еврейский национальный театр.
Наряду с этим в советский период произошла и утрата многих черт этнической идентификации. Родным языком евреев-ашкенази Узбекистана до первой четверти XX в. был идиш, вторым, в зависимости от места происхождения, — польский, украинский, русский и немецкий. С конца 30-х гг. происходит их значительная русификация. По данным переписи 1926 г., 75% евреев-ашкенази считали своим родным языком идиш, 25% — русский. В 1989 г. считали русский язык родным уже 80%.
Как и в дореволюционных, в большинстве советских переписей населения бухарские евреи и ашкенази считались вместе, исключение составляет перепись 1926 г., по данным которой в Узбекистане проживало около 20 тыс. евреев-ашкенази (19 611), из них подавляющее большинство — в городах (19 299).
Во время второй мировой войны численность евреев-ашкенази в Узбекистане значительно увеличилась за счет эвакуированных. По данным переписи 1959 г., в Узбекистане проживали 94 344 еврея (сюда вошли евреи-ашкенази, караимы, бухарские, горские и грузинские евреи). По косвенным данным, количество самих евреев-ашкенази составляло приблизительно 57 тыс. В 1970 г. в Узбекистане проживало 102 855 евреев. Применив метод оценки по языковому фактору, можно определить число еврее-вашкенази приблизительно в 62 тыс. Вместе с евреями-ашкенази, писавшимися русскими, украинцами, — детьми от смешанных браков, выбиравшими, как правило, национальность нееврейского родителя, их число подошло бы к 70 тыс.
В послевоенный период взаимоотношения с местными властями несколько осложнились, что явилось отголоском общей волны антисемитизма того периода в масштабах всего Советского Союза. Евреи-ашкенази Узбекистана были фактически лишены возможности пропагандировать свою национальную культуру на родном языке, не стало национальных театров, школ, обществ. Лишь в конце 80-х гг. начали открываться культурные центры, в которых проводились различные мероприятия, отмечались национальные праздники, можно было изучать еврейский язык (иврит).
В начале XX в. среди евреев-ашкенази Туркестана выделялась группа евреев, принявших православие (выкрестов).
Традиционно евреи-ашкенази исповедуют иудаизм. В XIX в. значительное распространение среди евреев-ашкенази Украины и Беларуссии получил хасидизм («любавическое движение»), который на волне их миграции в Туркестан получил распространение и здесь. В Самарканде функционировало областное религиозное общество хасидов, насчитывавшее в 1914 г. 853 чел. Аналогичные общества существовали и в других городах края.
В 1899 г. в Ташкенте на ул. 12 тополей была открыта первая крупная синагога в крае. Ее посещали и поддерживали пожертвованиями все слои еврейской диаспоры, включая и чиновников краевой, областных и уездных администраций.
В первой четверти XX в. количество синагог возросло до 16, но в советское время произошла значительная секуляризация евреев-ашкенази, и к концу советского периода осталась только одна. Но в большинстве семей евреев-ашкенази продолжали отмечать религиозные праздники, прежде всего Песах.
В 90-е гг. религиозная жизнь евреев-ашкенази Узбекистана значительно оживилась. Были открыты две хабадские школы (иешивы). В настоящее время в республике официально существует (с 1998 г.) 16 общин евреев-ашкенази с 15 священнослужителями, проповедующими иудаизм.
Со второй половины 70-х гг. постепенно обозначается и отток евреевашкенази в европейскую часть России, прежде всего в крупные города и научные центры. Несколько позднее эмиграция сменила вектор: многие стали уезжать на постоянное место жительства в Израиль и США. В конце 80-х исход евреев-ашкенази принял необратимый характер. По данным последней советской переписи, в 1989 г. в Узбекистане проживало 65 439 евреев, т.е. почти на 40 тыс. меньше, чем по данным 1970 г. В 1998 г. общая численность евреев в Узбекистане составила 15 638, из них евреевашкенази, вероятно, не более 10 тыс.
Довольно много евреев-ашкенази в советский период было занято в промышленности, прежде всего на Ташкентском авиационном заводе им. Чкалова. Значительную группу составляли медицинские работники и юристы. Но самой многочисленной среди узбекистанских евреев-ашкенази была научная и творческая интеллигенция: театральные деятели, певцы, композиторы, архитекторы, историки, этнографы, краеведы, обществоведы, филологи, литераторы, редакторы и др. Это дирижер и композитор Р. М. Глиэр, имя которого носит Республиканская музыкальная школа-интернат, драматург А. Штейн, писатели Б. Боксер, Г. Марьяновскии, поэтесса Д. Рубина, доктор архитектуры И. И. Ноткин, архитекторы-проектировщики А. М. Александрович, В. Л. Спивак, искусствоведы Л. И. Ремпель и Л. Ю. Маньковская, семья музыкантов Янов-Яновских, театральный режиссер А. Е. Слоним, доктор исторических наук Д. И. Лев, археолог Л. И. Альбаум, фотокорреспондент М. Пенсон, известные спортсмены — боксеры Илья и Рубен Давыдовы, борец А. Либус и др.
Е. Абдуллаев
Литература:
Этнический атлас Узбекистана. © Институт «Открытое Общество» — Фонд содействия — Узбекистан, 2002. Совместное издание «ИООФС — Узбекистан» и ЛИА Р. Элинина, 2002 г.