Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Начало дела дорого. (татарская)

Народы Узбекистана. Евреи европейские (ашкенази)

Назад

 

Народ, концентрирующийся в Израиле, США, европейских странах и республиках СНГ. Язык — русский, идиш (германской группы), иврит. Верующие — иудаисты, в незначительном количестве православные.

Евреи европейские в Узбекистане:

1979 г. — 73 920
1989 г. — 65 493

Период 1860—1910-е гг. характеризуется незначительным, по сравнению с другими европейскими народами, расселением евреев-ашкенази в Туркестанском крае, т.к. он находился вне черты еврейской оседлости — зоны, которая была определена еще в 1835 г. Евреям-ашкенази запрещалось селиться ближе 100 верст от границ с Бухарским эмиратом и Хивинским ханством, а с 1902 г. — приобретать собственность в русских селениях Бухарского эмирата. Нарушившие запрет подлежали принудительной высылке. В Туркестанском крае разрешалось жить, кроме отставных нижних армейских чинов, лишь привилегированным категориям евреев: ремесленникам, купцам 1-й гильдии и специалистам, имеющим степени кандидата или магистра.

Значительную часть евреев-ашкенази Туркестана составляли предприниматели — торговцы и промышленники. Крупными коммерсантами были Г. Хесин, И. Сморгунер, В. Комаровский, М. Флаксман.

 

Многочисленной была интеллигенция, в основном работники медицинских учреждений: известные врачи братья М. и С. Слонимы; А. Шварц заведовал амбулаторией, оказывающей помощь мужской части коренного населения. Инженеры участвовали в строительстве в 1899—1905 гг. Ташкентско—Оренбургской железной дороги. Большую роль в культурной жизни Туркестана играли евреи-ашкенази — издатели и книготорговцы.

Данные переписей населения свидетельствуют о крайне незначительном числе евреев-ашкенази среди сельского населения. Однако в 20-х гг. было создано Общество землеустроительства еврейских трудящихся, развившее земледельческое направление в хозяйстве евреев.

Отношения евреев-ашкенази с коренным населением складывались дружелюбно. Единственным исключением является жалоба жителей махалли в районе Кукчи г. Ташкента на промышленника И. Маргулиса, построившего чесальный цех недалеко от мечети. А вообще, местные предприниматели терпимо относились к еврейским коммерсантам, последние иногда служили у них или были компаньонами.

В начале XX в. в Туркестане проживало чуть более 5 тыс. российских евреев — примерно 2% от всего европейского населения края. Из них около 2,5 тыс. жили в Самаркандской области, около 1,5 тыс.—в Ферганской, 350—400 чел. — в Ташкенте. Несколько сотен ашкенази жили в русских селениях Бухарского эмирата.

Среди субэтнических групп евреев-ашкенази Узбекистана можно выделить польских евреев (оказавшихся на территории России в результате раздела Польши в XVIII в.), галицких евреев (Молдавия и юго-восточная Украина).

Значительные изменения в повседневной жизни ашкенази обозначились с 1917 г., когда начало свою работу Европейско-еврейское Центральное бюро при Совете национальностей Туркестана. При его содействии были открыты школы, рабочий клуб, интернат, три библиотеки, еврейский национальный театр.

Наряду с этим в советский период произошла и утрата многих черт этнической идентификации. Родным языком евреев-ашкенази Узбекистана до первой четверти XX в. был идиш, вторым, в зависимости от места происхождения, — польский, украинский, русский и немецкий. С конца 30-х гг. происходит их значительная русификация. По данным переписи 1926 г., 75% евреев-ашкенази считали своим родным языком идиш, 25% — русский. В 1989 г. считали русский язык родным уже 80%.

Как и в дореволюционных, в большинстве советских переписей населения бухарские евреи и ашкенази считались вместе, исключение составляет перепись 1926 г., по данным которой в Узбекистане проживало около 20 тыс. евреев-ашкенази (19 611), из них подавляющее большинство — в городах (19 299).

Во время второй мировой войны численность евреев-ашкенази в Узбекистане значительно увеличилась за счет эвакуированных. По данным переписи 1959 г., в Узбекистане проживали 94 344 еврея (сюда вошли евреи-ашкенази, караимы, бухарские, горские и грузинские евреи). По косвенным данным, количество самих евреев-ашкенази составляло приблизительно 57 тыс. В 1970 г. в Узбекистане проживало 102 855 евреев. Применив метод оценки по языковому фактору, можно определить число еврее-вашкенази приблизительно в 62 тыс. Вместе с евреями-ашкенази, писавшимися русскими, украинцами, — детьми от смешанных браков, выбиравшими, как правило, национальность нееврейского родителя, их число подошло бы к 70 тыс.

В послевоенный период взаимоотношения с местными властями несколько осложнились, что явилось отголоском общей волны антисемитизма того периода в масштабах всего Советского Союза. Евреи-ашкенази Узбекистана были фактически лишены возможности пропагандировать свою национальную культуру на родном языке, не стало национальных театров, школ, обществ. Лишь в конце 80-х гг. начали открываться культурные центры, в которых проводились различные мероприятия, отмечались национальные праздники, можно было изучать еврейский язык (иврит).

В начале XX в. среди евреев-ашкенази Туркестана выделялась группа евреев, принявших православие (выкрестов).

Традиционно евреи-ашкенази исповедуют иудаизм. В XIX в. значительное распространение среди евреев-ашкенази Украины и Беларуссии получил хасидизм («любавическое движение»), который на волне их миграции в Туркестан получил распространение и здесь. В Самарканде функционировало областное религиозное общество хасидов, насчитывавшее в 1914 г. 853 чел. Аналогичные общества существовали и в других городах края.

В 1899 г. в Ташкенте на ул. 12 тополей была открыта первая крупная синагога в крае. Ее посещали и поддерживали пожертвованиями все слои еврейской диаспоры, включая и чиновников краевой, областных и уездных администраций.

В первой четверти XX в. количество синагог возросло до 16, но в советское время произошла значительная секуляризация евреев-ашкенази, и к концу советского периода осталась только одна. Но в большинстве семей евреев-ашкенази продолжали отмечать религиозные праздники, прежде всего Песах.

В 90-е гг. религиозная жизнь евреев-ашкенази Узбекистана значительно оживилась. Были открыты две хабадские школы (иешивы). В настоящее время в республике официально существует (с 1998 г.) 16 общин евреев-ашкенази с 15 священнослужителями, проповедующими иудаизм.

Со второй половины 70-х гг. постепенно обозначается и отток евреевашкенази в европейскую часть России, прежде всего в крупные города и научные центры. Несколько позднее эмиграция сменила вектор: многие стали уезжать на постоянное место жительства в Израиль и США. В конце 80-х исход евреев-ашкенази принял необратимый характер. По данным последней советской переписи, в 1989 г. в Узбекистане проживало 65 439 евреев, т.е. почти на 40 тыс. меньше, чем по данным 1970 г. В 1998 г. общая численность евреев в Узбекистане составила 15 638, из них евреевашкенази, вероятно, не более 10 тыс.

Довольно много евреев-ашкенази в советский период было занято в промышленности, прежде всего на Ташкентском авиационном заводе им. Чкалова. Значительную группу составляли медицинские работники и юристы. Но самой многочисленной среди узбекистанских евреев-ашкенази была научная и творческая интеллигенция: театральные деятели, певцы, композиторы, архитекторы, историки, этнографы, краеведы, обществоведы, филологи, литераторы, редакторы и др. Это дирижер и композитор Р. М. Глиэр, имя которого носит Республиканская музыкальная школа-интернат, драматург А. Штейн, писатели Б. Боксер, Г. Марьяновскии, поэтесса Д. Рубина, доктор архитектуры И. И. Ноткин, архитекторы-проектировщики А. М. Александрович, В. Л. Спивак, искусствоведы Л. И. Ремпель и Л. Ю. Маньковская, семья музыкантов Янов-Яновских, театральный режиссер А. Е. Слоним, доктор исторических наук Д. И. Лев, археолог Л. И. Альбаум, фотокорреспондент М. Пенсон, известные спортсмены — боксеры Илья и Рубен Давыдовы, борец А. Либус и др.

Е. Абдуллаев

Литература:

  1. Амитин-Шапиро 3., Юабов И. М. Национальные меньшинства Узбекистана. Ташкент, 1935.
  2. Всесоюзная перепись населения 1926 г. М., 1928. Т. 15.
  3. Всесоюзная перепись населения 1937 г. Краткие итоги. М., 1991.
  4. Зингер Л. Еврейское население в Советском Союзе. М.; Л., 1932.
  5. Итоги всесоюзной переписи населения 1959 г. Узбекская ССР. М., 1962.
  6. Итоги всесоюзной переписи населения 1970 г. М., 1973. Т. 4.
  7. Кантор Я. Национальное строительство среди евреев СССР. М., 1931.
  8. Рабич Р. Российские евреи в дореволюционном Туркестане: Правовое и социальное положение (1864 1914 гг.) // Евреи Средней Азии в прошлом и настоящем. Экспедиции, исследования, публикации: Сб. научн. тр. / Сост. И. Дворкин; отв. ред. Т. Д. Вышенская. СПб., 1995. С. 133—149.
  9. Фейгина О. Трудовая династия дорожников//Шафар. 2001. №3 (90).
  10. Юхнев Н. В. Этническая территория и особенности расселения евреев-ашкенази России в конце XIX в. // Малые дисперсные группы в Европейской части СССР. М., 1985. С. 56—70.

Этнический атлас Узбекистана. © Институт «Открытое Общество» — Фонд содействия — Узбекистан, 2002. Совместное издание «ИООФС — Узбекистан» и ЛИА Р. Элинина, 2002 г.

 


Источник: Shosh.uz.
Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов