Авиабаза Ба́герово — бывший военный аэродром (авиабаза) специального назначения в Крыму. Расположен в 3 км северо-западнее посёлка Багерово, в 14 км северо-западнее города Керчь.
С 1998 года аэродром не эксплуатируется (заброшен). Аэродром имел основную ВПП размерами 3500×80 м (ныне демонтированную), построенную из железобетонных плит ПАГ-18, и способен был принимать самолёты весом до 90 т.. Имелась также грунтовая ВПП размерами 2200×90 м.
Стационарный аэродром Багерово использовался во время Великой Отечественной войны для размещения авиационных частей и соединений ВВС РККА. В период с апреля по май 1942 года на аэродроме размещались полки 15-й ударной авиационной группы Ставки ВГК, выполнявшие авиационную поддержку обороняющихся войск Крымского фронта:
После вывода авиации с Крыма в 1942 году на аэродроме базировались немецкие Люфтваффе.
Бетонная ВПП, стоянки и рулёжные дорожки аэродрома были построены всего за полгода зимой 1951-52 гг. под руководством Л. П. Берия, на месте действовавшего здесь во время войны полевого аэродрома. Сформирован 71-й специальный полигон ВВС (войсковая часть 93851) в районе посёлка Багерово, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 августа 1947 г., и приказом министра вооруженных сил СССР от 27 августа 1947 г. с целью авиационного обеспечения проведения воздушных ядерных испытаний и отработки технических средств доставки ядерных зарядов, в качестве которых в то время могла использоваться только авиация. Первые атомные заряды разрабатывались для авиационных бомб с весогабаритными характеристиками, позволяющими использование их только с дальнего бомбардировщика Ту-4.
71-й специальный полигон («Москва-400» или «Курчатовский полигон»).
Полигон предназначался для технических, баллистических и др. неядерных испытаний термоядерных авиационных спецбоеприпасов и средств их доставки. Включал собственно аэродром Багерово, жилую и служебную зону в п. Багерово, а также территорию на п-ве Крым и часть акватории Азовского моря от озера Чокрак на востоке до Казантипского залива на западе. На территории полигона в самые сжатые сроки были построены: внеклассный аэродром с ВПП 3,5 км, позволяющий принимать любые летательные аппараты того времени днём и ночью, лаборатории и измерительные пункты для проведения баллистических испытаний, жилой городок, в котором были: гарнизонный Дом офицеров на 620 мест, солдатский клуб, две гостиницы, госпиталь и поликлиника, четыре магазина, образцовая средняя школа, детский сад, пионерский лагерь на 200 мест. Гарнизон выгодно (по меркам тех лет) отличала хорошая обеспеченность благоустроенным жильём для военнослужащих и членов семей. Строительством занимался военный строительный батальон, в дальнейшем развёрнут в строительную бригаду. Темпы строительства объектов были очень высокие.
С самого начала гарнизон Багерово был отнесён к закрытым режимным ядерным объектам с пропускным режимом даже в жилую зону городка. Первое время действовали ограничения по переписке, проживанию членов семей как в гарнизоне, так и близлежащих поселках и г. Керчи.
В структуру полигона входили: штаб, лётно-испытательная часть (три авиационных полка), инженерно-авиационная служба, научно-испытательная часть, службы тылового обеспечения.
В лётно-испытательную часть входили:
Научно-испытательная часть включала следующие подразделения: отдел испытаний ядерных авиационных бомб, отдел испытаний специальных боевых частей авиационных ракет, отдел испытаний самолётов, отдел самолётных измерений, отдел испытаний средств эксплуатации, временного хранения и подготовки изделий к применению, отдел по средствам отбора радиоактивных продуктов из облака ядерного взрыва и дезактивации самолётов, лаборатория механических и климатических испытаний.
Для натурных испытаний ядерных боеприпасов от 71-го полигона формировалась и командировалась авиагруппа. Так, например, при проведении войсковых учений на Тоцком полигоне от 71-го полигона выделена группа в составе 2-х носителей Ту-4, два самолёта-фотографа Ил-28, шесть истребителей МиГ-17, транспортный самолёт Ли-2 и связной самолёт Як-12.
В период с 1949—1962 гг. личный состав 71-й полигона участвовал в 178 ядерных испытаниях: на Семипалатинском полигоне 94 раза, на Новоземельском полигоне 83 раза и на Тоцком полигоне 1 раз.
В начале 1953 года в Багерово на базе 35-го ОСИАП происходило освоение ракетной системы Комета 27-й УТЧ ВВС Черноморского флота (аэр. Гвардейское). В январе-феврале 1957 года в этом полку проходили обучение экипажи отряда управления 143-й минно-торпедной дивизии ВВС Тихоокеанского флота (аэр. Каменный Ручей), с последующей передачей 4-х самолётов Ту-4. В 1962 году на Новоземельском полигоне проводились лётно-тактические учения двух тяжелобомбардировочных полков ВВС ДА, с практическим применением термоядерных авиационных бомб. Авиагруппа от 71-го полигона на время учений базировалась на аэродроме Оленья. Затем СССР подписал международное соглашение о запрещении ядерных испытаний на земле, в море и в воздухе, и деятельность 71-го полигона сошла на нет.
В 1972 году 71-й полигон в п. Багерово прекратил свою деятельность как самостоятельная организация и был реорганизован в 10-е управление при 8-м ГНИИ ВВС, с дислокацией в р-не г. Ахтубинска.
В 1973 году на базе аэродрома был открыт филиал Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов, который готовил кадры для фронтовой и армейской авиации, в том числе офицеров боевого управления (штурманов наведения).
На аэродроме Багерово 30 марта 1977 года сформирован 228-й учебный авиационный полк Ворошиловградского ВВАУШ (в/ч 25570). На вооружении полка стояли истребители МиГ-21 (1-я и 2-я авиационные эскадрильи) и учебно-тренировочные самолёты чехословацкого производства L-29 (3-я аэ).
Морская зона бывшего 71-го полигона использовалась для учебных задач при подготовке штурманов противолодочной авиации (тренировки на сброс гидроакустических буев с самолётов Бе-12).
В конце 1980-х годов был выполнен капитальный ремонт ВПП с созданием поверхностного слоя из стандартных аэродромных бетонных плит ПАГ-18.
11 января 1992 года филиал вместе с училищем был передан в состав ВВС Украины, а в 1996 году прекратил своё существование. Гарнизон пришел в запустение вместе со всей инфраструктурой:
16 мая 2012 года на сайте Фонда Имущества АРК был выставлен лот на продажу комплекса взлётно-посадочной полосы Багеровского аэродрома. 29 мая 2012 года аэродром был продан за 13 млн. 300 тыс. гривен (~ 1.5 млн долларов США) на аукционе, проведённом 29 мая Фондом имущества Крыма, частной компании (ООО «Лама» из Керчи), специализирующейся на оптовой торговле строительными материалами и принадлежащей жителям Енакиево (Донецкая область). По многочисленным оценкам одни только плиты взлётной полосы могли быть проданы за 50 млн гривен.
В 2015 г. неизвестные лица произвели массовый демонтаж и вывоз плит взлётно-посадочной полосы, грузовики с плитами были замечены в очереди на переправу на российскую сторону пролива. Местные СМИ высказывали предположение, что плиты использовались в строительстве моста через Керченский пролив, некоторая часть плит была использована при строительстве жилищного комплекса «Адмиралтейский» в Керчи фирмы «Консоль», контролировавшейся Владимиром Константиновым, председателем ВС АРК, а затем — председателем Госсовета РК.
Телеканал «Звезда», возможно ошибочно, 20 мая 2015 года с сюжете «Крепость по имени Крым: чем полуостров ответит врагу» сообщил «Одновременно решено восстановить ряд аэродромов, которые украинцы забросили, разграбили („Багерово“) или превратили в птицефабрики („Веселое“). На них обновляются взлётно-посадочные полосы и аппаратура командно-диспетчерских пунктов.».
По состоянию на 21 июня 2016 остались частично целыми две рулёжных дорожки: длиной 1500 м (южная РД) и 800 м (восточная РД). Остальная сеть РД и поверхность ИВПП варварски демонтированы и раздроблены на щебень. Аэродром прекратил своё существование.
Памятник летчику Прокурату и погибшим в годы войны советским воинам. Адъютант эскадрильи 50-го истребительного авиационного полка комсомолец лейтенант Прокурат Е. Т. погиб при таране немецкого бомбардировщика Не-111.
Памятник Авиаторам Багерово напротив Дома офицеров на центральной аллее. Высечены имена курсантов и погибших в горячих точках выпускников Багеровского филиала Луганского училища, всего тридцать человек.
Памятник партизанам багеровских каменоломен.
Памятник Ленину возле Дома офицеров
На поселковом кладбище — безымянная братская могила.
Возле вокзального домика на ж/д станции Багерово стояла скульптура лётчика.
На территории полигона имеется закрытая зона — ядерный могильник объект «М», площадью 300 га. Вероятно, здесь утилизировали отходы от дезактивации самолётов либо радиоактивные элементы конструкции. В окрестностях объекта, согласно ежегодным замерам, уровень радиации не превышен, но в районе могильника зафиксированы выбросы до 15 тыс. микрорентген в час.
В прессе и литературе упоминалось, что целью реконструкции аэродрома Багерово в 1980-х годах было его использование в качестве запасного аэродрома для посадки космоплана советской многоразовой транспортной космической системы «Буран».
В действительности в качестве «Западного запасного аэродрома» для «Бурана» предусматривался аэропорт Симферополь с реконструированной ВПП размерами 3701×60 м (45°02′42″ с. ш. 33°58′37″ в. д.HGЯO). На этом аэродроме (и в его районе) был развёрнут Комплекс радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением «Вымпел» для обеспечения штатной посадки «Бурана» (в автоматическом и ручном режиме).