Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Не замочив рук, не умоешься.

Аэродром Борки

Назад

 

Аэродром Борки

Борки – оперативный аэродром морской авиации Балтийского флота, находившийся рядом с одноимённой деревней. До Великой Отечественной войны в Борках имелось одно маленькое грунтовое лётное поле, где могли временно базироваться истребители и другие лёгкие самолёты. В первые месяцы войны, в 1941 году, рядом начала строиться, а в 1942 году введена в эксплуатацию вторая взлётно-посадочная полоса для двухмоторных бомбардировщиков. Аэродром по назначению эксплуатировался почти два десятка лет – до 1959 года, затем ещё около сорока лет – до 1997 года здесь размещалась учебно-техническая база авиационно-технических учебных заведений, базировавшихся в посёлке Лебяжье.

В 2016 году администрация муниципального округа г. Ломоносов к 100‑летию гидроавиационной базы в Ораниенбауме выпустила книгу «В небе Ораниенбаума», после чего в газете «Балтийский луч» появилась серия статей, рассказывающих о деятельности морской авиации на территории Ораниенбаума и Ораниенбаумского района (современного Ломоносовского района). Появились очерки о старейших аэродромах в Ораниенбауме и Новом Петергофе, о двух аэродромах возле деревни Гора-Валдай. К 75‑летию со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне продолжим рассказ об аэродромах Ораниенбаумского плацдарма, на этот раз познакомим читателя с фронтовым аэродромом Борки.

Ораниенбаумский плацдарм образовался в сентябре 1941 года, когда противник смог прорваться к Финскому заливу на участке Новый Петергоф – Урицк (Лигово) и замкнуть кольцо блокады вокруг Ленинграда. Но советским войскам всё же удалось «зацепиться» за клочок берега на глубину 20-25 км, длиной 65 км в направлении с запада на восток от устья реки Воронка до восточной окраины Ораниенбаума. На острове Котлин в Финском заливе, напротив плацдарма, находится морская крепость и военно-морская база Кронштадт, куда в последние дни августа – начале сентября 1941 года из Таллина, уже захваченного врагом, пришли корабли Балтийского флота.

Между Ленинградом, Кронштадтом и Ораниенбаумом, кроме воздушного коридора над заливом, сохранилась другая связующая нить – морской фарватер. Перед авиацией противника стояла задача сломить оборону плацдарма и Кронштадта, подавить нашу береговую и корабельную артиллерию, ударами с воздуха уничтожить Балтийский флот. Случись это, корабли немецко-финских морских сил прорвались бы в Невскую губу и полностью блокировали Ленинград с моря. Поэтому, наряду с воздушной разведкой, одной из главных задач нашей морской авиации стала противовоздушная оборона Ораниенбаумского плацдарма и военно-морской базы Кронштадт. Другой важнейшей задачей, поставленной ВВС Балтийского флота, стало подавление дальнобойной артиллерии противника в районе Пушкин – Красное Село – Стрельна, систематически обстреливающей город и морской фарватер. После наступления морозов нельзя было допустить выхода вражеских войск на лёд Финского залива.

На южном берегу Финского залива к середине сентября 1941 года осталась единственная, не занятая врагом, авиабаза с гидроаэродромом Гора-Валдай, где собрали остатки летающих лодок МБР‑2, и ещё оперативный аэродром в Борках. К западу от крепости Кронштадт на острове Котлин имелся аэродром Бычье Поле. Два последних спешно достраивались в первые месяцы войны.

Аэродром Борки числился в перечне аэродромов морской авиации с 1939 года, но был плохо приспособлен для приёма самолётов. Кроме маленького грунтового лётного поля овальной формы 900 на 700 метров, до Великой Отечественной войны там не было почти ничего. На поле могли садиться только лёгкие самолёты, так что в 1941 году этот аэродром использовался ограниченно. Но в годы войны аэродром Борки стал одним из двух главных фронтовых аэродромов Ораниенбаумского плацдарма.

Аэродром расположен на территории Лебяженского городского поселения к юго-западу от одноимённой деревни Борки (упразднённой), теперь окружённой и вытесненной садовыми товариществами. Добраться туда можно с Балтийского вокзала в Петербурге электричкой на Калище, остановочный пункт «Чайка», а там немногим более километра пройти пешком по старой булыжной дороге. Но проще доехать через Ораниенбаум на машине. Перед въездом в посёлок Лебяжье имеется пункт пограничного пропуска, за ним налево будет съезд на ту самую дорогу в Борки и к мемориалу «Крылья». В настоящий момент с большим трудом можно обнаружить следы военного времени, останки землянок и капониров, которые находились к северо-западу и к югу от лётного поля. Теперь оно представляет собой кочковатую, заросшую кустарником местность, отчасти заболоченную из-за того, что на протекающем рядом ручье после войны была сделана запруда.

Галина Вабищевич, Владимир Журавлёв.

Продолжение следует.

Самолёт-штурмовик Ил-2 командира 2-й авиационной эскадрильиН. Г. Степаняна подготовлен к очередному боевому вылету механикомКурвичевым. Инженер 2-й эскадрильи Б. А. Незаметдинов проверяетбоевую готовность самолёта. Аэродром Борки. Зима 1942 г.Фото из музея Авиации ВМФ РФ.

Памятные места Морской Авиации в Ораниенбауме (Ломоносове), Ораниенбаумском(Ломоносовском) районе, Новом Петергофе и Кронштадте. Из книги: Журавлёв В.В.,Вабищевич Г.Э., Митюрин Д.В. «В небе Ораниенбаума». К 100-летию морской авиациив Ораниенбауме. Ломоносов: Администрация МО г. Ломоносов, 2016.

Дважды герой советского союза капитан Н. Г. Степаняни подполковник М. Н. Хроленко. Снимок отретушированв редакции краснофлотской газеты «За Сталина».Фото из музея авиации ВМФ РФ.

Аэродром Борки на трофейной немецкойтопографической карте.

1 из 4

Самолёт-штурмовик Ил-2 командира 2-й авиационной эскадрильи
Н. Г. Степаняна подготовлен к очередному боевому вылету механиком
Курвичевым. Инженер 2-й эскадрильи Б. А. Незаметдинов проверяет
боевую готовность самолёта. Аэродром Борки. Зима 1942 г.
Фото из музея Авиации ВМФ РФ.

Оперативные (временные) аэродромы не рассчитывались на длительную эксплуатацию, никаких капитальных построек на них не было. Для людей и самолётов рыли в земле укрытия, изнутри обшитые досками или фанерой. Сверху делался бревенчатый накат в несколько слоёв, он перекладывался слоями грунта и дёрна, как защита от осколков при бомбёжках и как маскировка. Над строениями и над открыто стоящими самолётами натягивались маскировочные сетки. Несмотря на относительную простоту, создание таких аэродромов являлось примером инженерного искусства своего рода и требовало специальных знаний. В годы войны на аэродромном поле в Борках была укатана грунтовая взлётно-посадочная полоса, по которой в направлении с юго-востока на северо-запад могли взлетать истребители разных типов и лёгкие ночные бомбардировщики По-2. Более крупным самолётам взлетать и садиться на эту полосу было проблематично. С 1944 года взлётно-посадочные полосы и стоянки самолётов на грунтовых аэродромах стали покрывать специальными металлическими полосами, которые получали от американцев по ленд-лизу, а потом и металлическим настилом советского производства. Остатки такого покрытия до сих пор кое-где можно увидеть во дворах ближайших к заброшенным аэродромам деревень. В сентябре-октябре 1941 года в полукилометре к юго-востоку от деревни Борки велась стройка новой взлётно-посадочной полосы аэродрома Борки. Она ориентирована в направлении юго-запад – северо-восток, имела длину 1200 м и позволяла принимать практически любые самолёты, штурмовики Ил 2, пикирующие бомбардировщики Пе-2, а в случае необходимости торпедоносцы Ил-4 и А-20 «Бостон». Поскольку взлётно-посадочная полоса долго использовалась и после войны, то её очертания, пусть слабо, но ещё заметны в лесных зарослях на снимках из космоса. Вокруг новой взлётки были сделаны рулёжные дорожки, устроены землянки и заглублённые в землю бревенчатые укрытия для самолётов (рейфуги), покрытые маскировочными сетями, а её активная эксплуатация началась летом 1942 года. Штабы и некоторые службы авиационных частей располагались непосредственно в деревне Борки. С зимы 1941-1942 года до января 1944 года на аэродроме Борки базировался 57-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, переформированный в 7 й гвардейский штурмовой авиаполк. В начале войны полк воевал на самолётах ДБ-3Б и СБ, затем перевооружился на двухместные штурмовики Ил-2. В прославленном полку в разное время воевали четыре (!) из пяти морских авиаторов, дважды героев советского союза – А.Е.Мазуренко, В.И.Раков, Н.Г.Степанян и Н.В.Челноков. Первые звёзды героев украсили их кители именно во время службы в этом полку, причём подполковник Мазуренко и второй раз был удостоен звания героя, будучи к тому времени командиром 7-го гвардейского штурмового авиаполка. Именем дважды героя советского союза Нельсона Георгиевича Степаняна названа улица в посёлке Лебяжье. К сожалению, о других дважды героях в этих местах не напоминает ничего. Было бы правильно, если бы в Лебяжье или в Борках кроме улицы Степаняна появились бы новые улицы, названные именами А.Е.Мазуренко, В.И.Ракова и Н.В.Челнокова, с соответствующими мемориальными табличками. В 1942-943 годах в Борках находились самолёты 15-го отдельного разведывательного авиационного полка, а также входивших в его состав 25-й и 52-й ночных бомбардировочных авиационных эскадрилий, осуществлявших контрбатарейную борьбу. Экипажи самолётов По-2 в ночное время наносили удары по дальнобойной артиллерии противника, находившейся в районе Красное Село – Стрельна, воспрепятствуя её обстрелам города и фарватера. Воздушное прикрытие кораблей и береговых объектов флота, а также сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков в боевых вылетах осуществляли истребители 3-го гвардейского истребительного авиаполка, 21-го истребительного авиаполка, 12-й отдельной истребительной авиаэскадрильи, 13-го истребительного авиаполка. Галина Вабищевич, Владимир Журавлёв.


Источник: https://vk.com/@balt_luch-aerodrom-borki
Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов