Аэродром Нойхаузен (Гурьевск) - один из основных аэродромов Кенигсбергского аэроузла, авиабаза Люфтваффе. Строительство аэродрома началось в 1935 году, а спустя два года было оборудовано грунтовое лётное поле, построены большие металлические ангары, бетонные предангарные площадки, окружная аэродромная дорога, железнодорожная ветка, казармы и жилые здания для авиационного персонала, склад ГСМ, а также множество вспомогательных сооружений. В южной части, вблизи ручья, был оборудован пожарный водоём, который использовался также в качестве бассейна. На аэродроме базировались разные авиационные части, а во время войны он являлся основной тыловой базой для бомбардировочной эскадры № 27 «Бельке». Эскадра сформирована 1 мая 1939 года и была названа именем пилота Перовой мировой войны Освальда Бельке (погиб 28 октября 1916 года). На её вооружении находились тяжёлые двухмоторные бомбардировщики «Хейнкель-111»… Аэродром Нойхаузен оказался единственным среди пяти авиабаз на территории Калининградской области, который не сохранился до настоящего времени. Уже к 1949 году все уникальные ангары были демонтированы и перевезены на авиационные предприятия СССР. Один из ангаров, вывезенный из-под Кенигсберга, в 1946 году был установлен в Минске и стал первым производственным корпусом созданного здесь авиаремонтного завода, который существует до настоящего времени.
Некоторое время лётное поле использовалось в качестве посадочной площадки для самолётов ПО-2, выполняющих авиационные работы в сельском хозяйстве. В апреле 1949 года газета «Коммуна» Гурьевского райкома КПСС сообщила, что в совхозе № 73 посев трав впервые ведут самолёты, а пилот Гражданского воздушного флота Силко в течение трёх дней засеял 246 гектаров тимофеевки.
Летом 1974 года на части территории бывшего аэродрома была введена в строй Гурьевская птицефабрика, а по периметру лётного поля на месте демонтированных ангаров расположились различные предприятия города Гурьевска.
До настоящего времени сохранилась часть бетонной аэродромной дороги, железнодорожная ветка, некоторые вспомогательные аэродромные сооружения в северо-восточной части, пожарный водоём, а также фундаменты некоторых ангаров и сооружений.
(Karl Ries, Wolfgang Dierich. Fliegerhorste und Einsatz-haefen der Luftwaffe. Planskizzen 1935-1945).
Во время войны на аэродроме базировались:
08.41-09.41 - штаб, группы I,II,III бомбардировочной эскадры 77 (Stab I,II,III/КG 77);
12.41-01.42 - группа II бомбардировочной эскадры 54 «Мертвая голова» (II/КG 54);
12.41-04.43 - группа II бомбардировочной эскадры 1 «Гинденбург» (II/КG 1);
12.42-5.43 - штаб бомбардировочной эскадры 1 «Гинденбург» (StaЬ/КG 1);
12.42-2.43 - группа III бомбардировочной эскадры 1 «Гинденбург» (III/КG 1);
04.43-5.43 - группа I бомбардировочной эскадры 1 «Гинденбург» (I/КG 1);
03.44-6.44 - штаб бомбардировочной эскадры 77 (Stab/КG 77);
03.44-06.44 - группа III бомбардировочной эскадры 27 «Бёльке» (III/КG 27);
05.44-08.44 - группа IV бомбардировочной эскадры 55 «Гриф» (IV/КG 55);
06.44-10.44 - группа II бомбардировочной эскадры 27 «Бёльке» (II/КG 27).
В апреле 1944 г. (возможно 15.04.44) на аэродроме состоялся последний парад III группы бомбардировочной эскадры «Бёльке» (III/КG 27), командир гpуппы капитан авиации А. Кох (погиб 23.07.44) (информация Х.И. Баpaклингa). Эскадра сформирована 1.05.39 и получила наименование в честь пилота первой мировой войны Освальда Бёльке (погиб 28.10.1916), на вооружении - самолёты Hе 111.
К началу Восточно-Прусской операции на аэродроме базировалось 10 самолётов FW-I90 и 5 самолётов Ju-52. (Т. Хрюкин «Советская авиация над Восточной Пруссией». Журнал «Вестник Воздушногo Флота», № 11, 1945). В январе 1945 гoда Нойхзузеном овладели coвeтские войска. Аэродром не сохранился, на eгo лётном поле была построена Гурьевская птицефабрика. Уцелело лишь здание КДП. (В. Цветков «Авиация Восточной Пруссии»).
Аэродром Хaйлигенбайль (Мамоново) - один из аэродромов Люфтвaффе на территории Восточной Пруссии. По некоторым сведениям взлетная полоса аэродрома имела систему подогpeва паром от котельни. Здесь также располaгaлся военный самолето-строительный завод (возможно, возник на базе завода по изгoтoвлению планеров, который в январе 1937 гoдa основал З. Рунке, он же являлся и руководитeлем аэродрома во время войны). (В. Цветков «Авиация Восточной Пруссии»).