Аэродром совместного базирования Мачулищи
Эксплуатант аэродрома |
Войсковая часть 06752 |
Класс аэродрома |
Б |
Местонахождение |
Республика Беларусь, 12 км южнее г.Минска, на южной окраине н.п.Мачулищи |
Географические координаты контрольной точки аэродрома |
53°46´24´´ N, 27°34´39´´ E |
Код ИКАО |
отсутствует |
Оборудованность ВПП с МКпос. |
не оборудована |
Ввод аэродрома в эксплуатацию |
данные отсутствуют |
Годность аэродрома по времени суток |
светлое время суток |
Годность аэродрома по типам ВС |
гражданские самолеты с сертификационной массой до 5,7 т и с размахом крыльев не более 14,9 и гражданские вертолеты с наибольшим габаритным размером D не более 18,06 м |
Кодовое обозначение аэродрома |
1А |
Мачулищи — действующий военный аэродром, расположенный вблизи города Минска.
В апреле 1941 года на аэродроме начал формироваться 184-й истребительный авиационный полк в составе 59 истребительной авиадивизии ВВС ЗОВО. В конце мая получил самолёты И-16 от 124-го иап, ранее базировавшегося в Мачулищах. 22 июня 1941 года не окончив формирование, полк вступил в боевые действия на самолётах И-16. Уже 3 июля полк выведен в тыловую полосу фронта, где вошел в 11-ю смешанную авиадивизию ВВС Западного фронта, имея в боевом составе 28 И-16, из них 17 самолётов с мотором М-25 и 11 — с мотором М-63.
В период со 2 октября 1944 года по 14 апреля 1945 года на аэродроме базировался 907-й истребительный авиационный полк ПВО на самолётах Ла-5.
В период с января по 13 марта 1945 года на аэродроме базировалась 16-я гвардейская бомбардировочная авиационная Сталинградская дивизия. В январе, феврале и марте 1945 года дивизия действовала в интересах 2-го и 3-го Белорусского фронтов, выполняя бомбардировки Данцига и Кёнигсберга. Базируясь на аэродроме дивизия принимала участие в боевых действиях составом двух полков: 6-го и 17-го гвардейских бомбардировочных полков. 326-й бомбардировочный авиационный полк, находясь в стадии формирования на самолётах Ер-2 в боевых действиях не участвовал.
Аэродром построен в 1950-х годах. В советское время на нём базировался 121-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк и 25-я отдельная смешанная эскадрилья. 121-й полк в 1994 году был выведен в Россию.
На аэродроме в 1951 году сформирован 201–й истребительный авиационный полк ПВО на самолётах МиГ-15, вошедший в состав 39-й истребительной авиационной дивизии ПВО. В 1953 году полк переучился на самолёты МиГ-17ПФ, которые эксплуатировал до 1961 года. В 1957 году полк получил МиГ-19ПМ и МиГ-19ПФ, которые эксплуатировал до 1961 года. В 1961 году полк поолучил новые Су-9, на которых летал до 1976 года. На их смену пришли МиГ-23МЛ и МиГ-23МЛД. После распада СССР в январе 1991 года полк перешел под юрисдикцию Белоруссии, а в 1994 году полк расформирован на аэродроме.
C 1994 года на территории аэродрома находится 50-я смешанная авиационная база. Также на аэродроме с 1994 по 2003 год базировалась компания «Трансавиаэкспорт».