469 АК (Авиационная комендатура) (вертодром) — военный аэродром «Мулино» ВВС РФ в Нижегородской области.
В/ч 62632-Р, 4-го Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ
Аэродром построен в 1979 году, на базе полигона Гороховецкого УЦ в 5 километрах восточнее населённого пункта Мулино.
Юридический адрес: 601460, Владимирская область, Гороховецкий район, город Гороховец.
Фактическая дислокация: 606083, Нижегородская область, Володарский район, посёлок Мулино.
В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 28.9.2009 № 1048 «Перечень управлений объединений, управлений соединений и воинских частей Военно-воздушных сил, созданных в форме Федеральных бюджетных учреждений и их филиалов», Федеральное бюджетное учреждение — войсковая часть 09436 (Управление 1 командования ВВС и ПВО) в/ч 31481 исключена из реестра.
В 2012 году завершён ремонт и реконструкция аэродрома.
Сертифицирован к осуществлению приёма и выпуска вертолётов следующих типов: Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-24, Ми-35, Ми-26, Ми-28, Ка-27, Ка-50, Ка-52 и их модификаций.
Управление: Гороховецкий УЦ СВ, ОрВД ОВД.
Воздушный район полигона (Полигон ГУЦ) для проведения учений с применением средств авиационного вооружения: 32 км (по фронту) Х 65 км (в глубину).
Навигационная справка:
При производстве массовых полётов частоты определяются отдельным приказом.
На площадке: большой и малый разлётные, 20+1 вертолётная стоянка.
Аэродром оборудован передвижными средствами заправки АТ, аэродромного электропитания, РТО, светосигнальным и осветительным оборудованием. Может оснащаться мобильными комплексами РСДН, РСБН и РСП.
Время работы наземных средств обеспечения полётов и РТО: День/Ночь, к/с, п/з.
Позывные резервных аэродромов:
Позывной дальней связи (тлф) «Репертуар» -> «Авиамаяк»
Расположение авиационной комендатуры на территории общевойскового полигона сделало его уникальной площадкой МВО, позволяющей отрабатывать ряд задач, возлагаемых в целом на армейскую авиацию:
- Огневая поддержка сухопутных войск;
- Нанесение ударов по силам и средствам противника, поражение его бронетанковой техники, подавление противотанковых средств;
- Ведение воздушной разведки;
- Повышение тактической мобильности общевойсковых соединений, частей и подразделений;
- Высадка тактических десантов и их эвакуации;
- Обеспечение управления и связи, РЭБ, минирование, эвакуация раненых;
- Отработка поисково-спасательных операций;
- Подавление войсковых средств ПВО.
В годы становления, на базе Аэродрома Мулино Гороховецкого УЦ проводились Государственные испытания перспективной авиационной техники. Так, в апреле 1986 года, на полигоне проводились совместные полеты вертолетов Ми-28 и В-80 (прототип Ка-50) по программе государственных испытаний. Высшему руководству Министерства Обороны СССР в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР предстояло определить судьбу двух образцов новейшей авиатехники.
Была поставлена задача — обнаружить на поле боя 25 целей. Ми-28 с двумя летчиками, идя на предельно малой высоте, 5-10 метров, отыскал все цели, не будучи обнаруженным, а значит, сбитым средствами ПВО, в то время как летчик Ка-50, летая значительно выше, сумел найти лишь две цели, при этом сам был обнаружен, едва взлетев. Кроме того, соосная схема Камова не отличалась высокой надежностью, оставаясь склонной к перехлестыванию лопастей при резком маневрировании или их повреждению в условиях боевых действий.
В январе 1991 года, после длительного перерыва, связанного с политической обстановкой в стране, к программе испытаний присоединился второй Ми-28А, собранный опытным производством ОКБ имени М. Л. Миля с учётом новых предъявляемых требований и ранее полученных замечаний. Испытания проведены успешно.
Выводы, сделанные по итогам Государственных испытаний, стали определяющими, в пользу Ми-28 «Ночной охотник». Позже это решение поддержали генерал-полковник Виталий Павлов и Генерал-майор Петр Казак. Вертолёты Ка-50 «Чёрная акула» впоследствии были сняты с серийного производства, а в сентябре 1993 года модернизированные вертолёты Ми-28А «дневной» и Ми-28Н и «ночной» впервые приняли участие в общевойсковых учениях на Гороховецком УЦ, блестяще продемонстрировав свои лётные и боевые качества. Серийное производство Ми-28 и его модификаций продолжается в наши дни.
Государственные испытания Ка-50 продолжились в Мулино (с перерывами) до августа 1993 года. Отработка замечаний, полученных от членов Государственной Комиссии потребовала глубокой модернизации и пересмотра концепции построения винтокрылой машины. В результате был разработан прототип двухместного боевого вертолёта В-80Ш2 (Ка-52 «Аллигатор»). Дальнейшие войсковые испытания проводились в 344-м Центре БП и ПЛС (Торжок). В августе 1995 года вертолёты под обозначением Ка-50 приняты на вооружение Российской Армии. 19 мая 2011 года первый Ка-52 из опытной партии завода «Прогресс» поступил на вооружение в строевую часть Армейской авиации (575 авиабаза АА — аэродром Черниговка).
Распад СССР, коррупция и бездарность нового руководства страны привёл к резкому снижению темпов производства авиационной техники. По состоянию на 2008 год армейская авиация России располагала лишь 12 вертолётами этого типа.
Армейские / Полковые учения, испытания, одиночные вылеты (ИТОГО)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
> 100 | ↗ > 100 | ↗ > 100 | ↗ > 200 | ↗ > 250 | ↗ > 250 | ↗ > 250 | ↗ > 250 | ↘ < 200 | ↘ < 150 | ↘ < 100 | ↘ < 50 | ↘ < 30 | ↘ < 30 | ↘ < 30 | ↘ < 20 |
За годы существования, аэродром стал своего рода конвейером, через который, в рамках проведения масштабных учений, лётных испытаний и особых видов подготовки прошли сотни заслуженных офицеров, летчиков, специалистов наземных служб, многие из которых отмечены высокими званиями и Государственными наградами.
Во время проведения тренировочных полётов на ПМВ, произошло столкновение двух вертолетов Ми-8 и Ми-24 Тульского 490-го Отдельного Вертолетного Полка.
В утренней дымке, при отработке сценария захвата объекта двумя группами — группы захвата площадки (2хМи-8, 2хМи-24) и основной группы высадки десанта (8хМи-8 с прикрытием 4хМи-24), при взлете группы захвата, две пары Ми-8 и Ми-24 по команде Главного штурмана выполняют резкий отворот влево. Ведущие пар успевают увидеть друг друга в воздухе и расходятся, ведомые столкнулись. Погибло 6 человек:
— Экипаж Ми-8 — командир вертолёта Агафонов, штурман Авдеев, борттехник Полторыхин.
— Экипаж Ми-24 — командир вертолёта Кошелев Игорь, оператор Ляхов Александр, борттехник Фёдоров;
Точка столкновения — воздушный район полигона, курган «Церковный».
Предполагаемая причина — неправильная команда Главного штурмана.
В сентябре 2000 года на месте падения, группой под руководством командира 490 ОВП БиУ, полковника Сорокина Василия Константиновича, установлен памятник погибшим экипажам.
Во время выполнения демонстрационного полета с применением средств авиационного вооружения, в режиме висения на малой высоте, произошло падение вертолета Ми-28Н, № 43, 344-го Центра БП и ПЛС (Торжок). Экипаж жив. На земле жертв и разрушений нет. Борт эвакуирован на авиастроительный завод Компании «Роствертол» и к осени 2011 года полностью восстановлен.
Точка падения — воздушный район полигона, курган «Полковой».
Предполагаемая причина — отказ бортового оборудования.