Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Главное в жизни — не подняться выше других, а подняться выше себя. Томас Монсон.

Главная » Архивные материалы. » СССР. » Военные. » Воинские подразделения Советской Армии, ВМФ, ВВС и пр. в период второй мировой войны и времён СССР. » Авиация. » Аэродромы базирования. » Аэродром Постовая (Хабаровский край). » Общие сведения: Советская Гавань — Постовая — военный аэродром вблизи посёлка Заветы Ильича (Хабаровский край, Советско-Гаванский район).

Общие сведения: Советская Гавань — Постовая — военный аэродром вблизи посёлка Заветы Ильича (Хабаровский край, Советско-Гаванский район).

Назад

 

Советская Гавань — Постовая — военный аэродром вблизи посёлка Заветы Ильича (Хабаровский край, Советско-Гаванский район).

Данные аэродрома

  • Индекс аэродрома - ЬХКП / XHKP
  • ВПП 13/31
  • Ширина — 44 м
  • Длина — 2460 м
  • Курс магнитный 128°/308°
  • Курс истинный 116°/296°
  • Порог 1 N49.03577° E140.21303°
  • Порог 2 N49.02598° E140.24320°
  • Покрытие — твёрдое (бетон)
  • Освещение — нет
  • Круг полётов LL
  • Позывной - «Водолей»
  • Состояние аэродрома — законсервирован (авиационная комендатура)

История

Аэродром Постовая был построен в первые годы Великой Отечественной войны заключенными. Аэродром имел две ВПП, одна грунтовая и другая, покрытая металлической американской сеткой. Ширина металлической сетки 40 м и длина 1800 м. На аэродроме базировались:

  • 41-й истребительный авиационный полк ВВС ВМФ с 10.03.1943 г. по 01.04.1983 г., перебазирован на аэродром Буревестник (о. Итуруп);
  • 308-й истребительный авиационный полк ПВО с 01.04.1983 г. по 01.12.1994 г., перебазирован с аэродрома Буревестник (о. Итуруп), расформирован на аэродроме.
  • В штате 308-го полка имелся поисково-спасательный вертолётный отряд из трёх Ми-8МТ, впоследствии Ми-8МТВ.
  • 563-й отдельный транспортный авиационный полк ВМФ (базировался с 1948 по 1950 год).
  • 231-я отдельная буксировочная авиационная эскадрилья - 257-я отдельная буксировочная авиационная эскадрилья (базировалась с 1948 по 1951 год).
  • 58-й истребительный авиационный полк ВМФ, с 1949 по 1960 год.
  • Управление 15-й истребительной авиационной дивизии ВМФ (с 15.02.1954 по 1960 год).

История 41-го иап

С 10 марта 1943 года на основании приказа НК ВМФ 0039 от 02.02.1943 г. в составе ВВС СТОФ был сформирован 41-й отдельный истребительный авиационный полк по штату 030/156 (в/ч 26870) с дислокацией на аэродроме Постовая, вооруженный самолетами МиГ-3, И-15 и И-16. На основании приказа Ком. ТОФ 0018 от 11.03.1943 г. на формирование нового полка была обращена 3-я ИАЭ 42-го смешанного авиаполка ВВС СТОФ, дислоцировавшийся в городе Советская Гавань на аэродроме Знаменское.

По состоянию на 1 января 1944 года в боевом составе полка имелось: 8/6 МиГ-3, 14/9 И-16 и 6/2 И-15бис, 2/2 УТИ-4, 2/1 У-2 и 35 летчиков, из которых 17 были подготовлены к полетам ночью.

К весне 1945 года все старые машины были списаны, в полку имелась эскадрилья из 12 самолетов МиГ-3, которые к тому моменту были изношены и началась их замена на ЛаГГ-3, а затем и на Ла-7. На основании циркуляра НГМШ 01358 от 28.11.1944 г. полк был переведен на штат 030/256.

К началу войны с Японией полк базировался на аэродроме Постовая, подчиняясь командиру бригады ПВО Северной Тихоокеанской флотилии. Это был один из немногих истребительных полков страны, на вооружении которого сохранились уже раритетные к 1945 году самолеты ЛаГГ-3. Все истребители МиГ-3 к апрелю были списаны по износу, Ла-7 были освоены не в полном объёме. Основной задачей полка было истребительное прикрытие объектов СТОФ и сопровождение бомбардировщиков. Части обеспечения на аэродроме — в/ч 49356 и в/ч 49320.

Боевые действия 41-го ИАП.

С началом боевых действий против Японии самолеты полка выполняли истребительное прикрытие с воздуха объектов Северной Тихоокеанской флотилии в районе Советской Гавани. С 10 по 14 августа самолеты ЛаГГ-3 полка стали привлекаться для нанесения бомбоштурмовых ударов по объектам обороны противника в районе п. Эсуторо, Торо и Усиро. Для этого на самолеты подвешивались по две 50-кг бомбы. Всего было выполнено 54 самолёто-вылета. 16 и 17 августа самолеты полка привлекались для поддержки морского десанта в п. Торо, выполнив 30 самолето-вылетов. 18 августа выполнялись вылеты на прикрытие Пе-2 55-го пикировочного полка при нанесении ими ударов по объектам противника на Южном Сахалине.

Всего за время боевых действий потерян один самолёт Ла-7 по небоевой причине (авария).

Послевоенная история.

При формировании Сахалинской военной флотилии на базе СТОФ с 05.10.1945 г. полк был выделен в её состав (приказ Ком. ТОФ 004 от 02.02.1946 г.). На основании приказа ГК ВМС 001/ов от 12.02.1947 г. с 1 мая 1947 года 41-й ОИАП был передан в состав ВВС 7-го ВМФ. В начале 1950 года полк был перевооружен на самолеты МиГ-15. Переучивание на новую авиатехнику происходило зимой 1950 года на льду бухты рядом с аэродромом, для чего там была раскатана взлетно-посадочная полоса длиной 4000 м. Во второй половине 1952 года полк получил на вооружение истребители МиГ-17. Для перегонки новой авиатехники было выделено восемь летчиков под командованием заместителя командира полка Героя Советского Союза подполковника Д. М. Татаренко. В три захода они перегнали из Комсомольска-на-Амуре на Постовую 24 самолета МиГ-17.

В мае 1953 года на основании приказа Ком. СТОФ № 001 от 06.05.1953 г. 41-й ИАП был включен в состав 15-й Смешанной авиадивизии ВВС СТОФ и подчинен её командиру. С 10 июня 1953 года на основании приказа МО СССР № 0054 от 23.04.1953 г. и директивы ГК ВМС 2/56288 от 25.04.1953 г. 41-й ИАП 15-й ИАД из ВВС 7-го ВМФ был передан в состав 105-го авиационного корпуса ВВС ТОФ, перебазированного к этому времени из Порт-Артура в Советскую Гавань.

1 февраля 1957 года 41-й ИАП, существующий по штату 98/517-В и вооруженный самолетами МиГ-17 модификаций «П» и «ПФ», был передан без одной АЭ из ВВС ТОФ в состав Совгаванской дивизии ПВО Отдельной Дальневосточной армии ПВО страны (приказ командира Совгаванской ВМБ № 002 от 08.01.1957 г.). Эскадрилья была преобразована в отдельную в/ч и передислоцирована на Сахалин.

В 1979 году полк переучивается и получает самолеты МиГ-23МЛ (МЛА), к концу года на аэродроме достраивается и вводится в эксплуатацию бетонная ВПП 2500 метров. В 1980 году 41-й ИАП был передан в состав 40-й истребительной авиационной дивизии ВВС Дальневосточного Военного округа, а затем в 1986 г. — в состав 11-й отдельной армии ПВО. Полку был придан отдельный батальон аэродромно-технического обеспечения в/ч 03114.

До 1981 г. 41-й полк, вооруженный самолетами МиГ-23МЛ, входил в состав 11-й дальневосточной Отдельной армии ПВО. В августе 1983 г. полк с аэродрома Постовая был перебазирован к новому месту дислокации на аэродром Буревестник на о. Итуруп (Курильские острова), п. Горный. Там он сменил 308-й ИАП, вооруженный самолетами МиГ-21бис. ТЭЧ полка была перебазирована с Постовой на аэродром Сокол (Сахалин) в 1984 году.

Данная ротация была вызвана осложнившейся с апреля 1983 г. военно-политической обстановкой в районе Курильских островов и участившимися провокациями со стороны палубной авиации ВМС США. Самолеты МиГ-21 были не в состоянии противостоять современным истребителям F-14 «Томкет», которыми были вооружены американские авианосцы. Назревающий нарыв прорвался 1 сентября 1983 г. инцидентом с южнокорейским «Боингом-747», который был сбит летчиком 777-го ИАП 11-й А ПВО майором Г. Осиповичом.

Летом 1994 года, под предлогом снятия с вооружения ВВС самолетов с одной двигательной установкой, 308-й ИАП с Постовой, как и 41-й ИАП, базирующийся на Буревестнике, были расформированы. Самолеты обоих полков своим ходом перегнали на аэродром Дзёмги (Комсомольск-на-Амуре), где на пустыре в районе стоянки полка их расставили в 3 линейки и в течение двух лет все МиГ-23 были варварски разграблены, смяты бульдозерами и окончательно сданы в лом. В то же время (1995—1996 годы) на территории военной комендатуры Комсомольска-на-Амуре появился МиГ-23МЛ, аналогичный (в том числе и по окраске) бортам, подвергнутым утилизации на аэродроме Дзёмги, на момент мая 2015 года самолет там же.

На аэродроме Постовая была оставлена для поддержания жизнедеятельности авиационная комендатура. Также инициативными товарищами, при поддержке властных структур был создан детский авиационный военно-патриотический клуб, основным направлением деятельности которого была парашютно-десантная подготовка подростков (имелись планеры и самолёты Як-52 и Ан-2). Деятельность клуба прекращена к концу 90-х годов из-за невозможности дальнейшей эксплуатации техники.

На аэродроме с 1943 по 1994 год базировались самолёты 41 ИАП — И-15бис, И-16, УТИ-4, ЛаГГ-3, МиГ-3, Ла-7, Ла-11, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-23МЛ, и МиГ-21бис — 308 ИАП, а также вертолёт ПСО Ми-8 и самолёты Ан-2.

Авиационные проишествия

  • 05.04.1944 года, днем, при выполнении полета на воздушную стрельбу, потерпел катастрофу самолет И-16 тип 24, пилотируемый летчиком 2-й АЭ мл. лейтенантом Еськиным Василием Андреевичем. После произведения трёх атак по конусу, пилот был направлен руководителем полетов на посадку на аэродром Постовая. Из-за неточного расчёта и перетягивания, самолет был отправлен на второй, а затем и на третий круг. Пройдя немного параллельно старта, летчик стал выполнять разворот. Выйдя из разворота на посадочную прямую, самолёт сделал левый переворот, и с высоты 100—120 метров, с углом 50-60 градусов, ударился о землю. Самолёт разбит, лётчик погиб.
  • 18.07.1945 года, днем, в ПМУ, произошла катастрофа самолета ЛаГГ-3, пилотируемого летчиком 2-й АЭ мл. лейтенантом Хамидулиным Р. З. Выполняя задание на полигоне, во время бомбометания с высоты 2000 метров лётчик ввёл самолёт в пикирование и сбросил бомбы. При выходе из пикирования на высоте 1200 метров самолёт перевернулся на спину и с углом 50-60 градусов упал на выходе из залива Советская Гавань в 1 км северо-западнее полигона, в 500—600 метров северо-восточнее острова Тулло. Самолёт затонул, летчик погиб. Обломки самолёта были обнаружены через 30 минут партией ЭПРОНа.
  • 22.05.1948 г., в районе Советской Гавани произошла катастрофа самолета Ла-7, в которой погиб помощник командира полка майор Горячев Василий Андреевич. Самолет оказался в зоне воздушной стрельбы другого Ла-7, который пилотировал ГСС майор Д. М. Татаренко. В результате непреднамеренного обстрела самолет Горячева упал в море в 4-5 км на траверзе м. Токи.
  • 30.01.1951 г., сразу после взлета из-за отказа двигателя, произошла катастрофа учебно-тренировочного самолета Як-11, в которой погибли летчики лейтенант Николаев Николай Иванович (числился по документам в 42-м ИАП гарнизон Знаменское, фактически служил в 41-м ИАП) и командир звена ст. лейтенант Терещенко Михаил Иванович.
  • 26.05.1951 г. произошла катастрофа самолета МиГ-15, пилотируемого командиром эскадрильи капитаном П. И. Баскаковым (ветераны 41-го ИАП отрицают факт данной катастрофы, очевидно летчик фактически проходил службу в другом полку).
  • 27.10.1953 г., днем в СМУ при выполнении полкового вылета (36 машин) с аэродрома Постовая на Сахалин и обратно произошла катастрофа самолета МиГ-17, пилотируемого ст. лейтенантом Кононовым Аркадием Павловичем. На возвращении на свой аэродром звено П. С. Сафонова отрабатывало воздушный бой,Э разбившись на пары (Сафонов — Кононов и Буренко — Ханов). В условиях ограниченной видимости из-за сильной дымки, самолёт МиГ-17 А. Кононова пропал без вести над Татарским проливом. Причина катастрофы не была установлена (предположительно из-за потери летчиком контроля за управлением самолетом либо потери сознания от перегрузки на пилотаже).
  • 26.06.1954 г., днем, дежурная пара МиГ-17 была поднята на перехват Ли-2, летевшего на Сахалин и уклонившийся от маршрута. По возвращении домой, при заходе на посадку на аэродроме Знаменское самолеты, пилотируемые ст. лейтенантом Королевым В. А. и лейтенантом Семеновым А. П. попали в полосу дыма от лесных пожаров. Ведущий ст. лейтенант В.Королев сумел произвести нормальную посадку, но двигатель его самолета остановился в конце пробега из-за полной выработки топлива. Ведомому лейтенанту А. П. Семенову после двух заходов не удалось увидеть полосу. Ему была дана команда руководителем полетов заместителем командира полка подполковником Хвацевым набрать высоту и катапультироваться. Летчик не решился на катапультирование. Израсходовав топливо, он посадил самолет на воду в бухте Постовой и утонул с самолётом, не сумев выбраться.
  • 5 сентября 1990 г., авария самолета МиГ-23МЛД, аэродром Постовая, день, ПМУ, лётчик ст. л-т Приезжев В. В. Летчик, будучи ведущим в составе пары, произвел взлет для выполнения задания по упражнению №32 КБП Ав. ПВО ИОН-86. В процессе наведения на цель на высоте 2000 метров ведомый летчик ст. л-т Нагорный В. А. увидел и доложил ведущему о появлении пламени из сопла самолета ведущего. В этот момент ведущий наблюдал неуправляемый рост оборотов двигателя более 120% (что подтвердилось материалами ОК), мигание лампы СОРЦ и высвечивание лампы «Пожар». Получив подтверждение о пожаре от своего ведомого, летчик отключил двигатель, включил систему пожаротушения, развернулся в сторону береговой черты, установил крыло в положение 16°, однако, не будучи полностью уверенным в том, что имеющегося запаса скорости и высоты окажется достаточно для выхода на береговую черту, предпринял две безуспешные попытки запуска двигателя. Выйдя на береговую черту, летчик с высоты 900 метров благополучно катапультировался.

География

Аэродром Постовая расположен на живописном берегу одноимённой бухты залива Советская Гавань, на материковой части Татарского пролива (Советско-Гаванский район Хабаровского края). От восточного торца взлётно-посадочной полосы до берега бухты расстояние всего 800 метров, и взлетающие истребители проходили прямо над мачтами кораблей (в бухте долгое время стояли корабли Совгаванской Военно-морской базы).

Посадка на аэродром с восточной стороны достаточно специфична, так как в 5,5 км от торца ВПП находится палеовулкан Мицуевский высотой около 400 метров (справа от глиссады гора Капитуль).

Военный городок — жилмассив «Пожарка» компактно построен в 100 метрах от северо-восточной оконечности аэродрома (пять пятиэтажных жилых кирпичных дома, служебные строения почти все разрушены). Через жилмассив проходит автодорога Совгавань-Монгохто, причём она делает большой крюк в 180 градусов в объезд аэродрома.

Интересно, что

  • Личный состав 41 ИАП после передачи из состава ВМФ в структуру ПВО продолжал традиционно носить тельняшки и не застёгивать до ворота куртки лётно-технического обмундирования, обозначая традиции Военно-морского флота. На данное нарушение формы одежды вышестоящее командование закрывало глаза.
  • До самого своего расформирования 41 ИАП имел боевое знамя ВВС ВМФ СССР.
  • МиГ-21У, кустарно разукрашенный в камуфляж, установлен в экспозиции военной техники возле Дома офицеров флота п. Заветы Ильича.
  • На аэродроме, возле бывшего штаба полка установлен в качестве памятника МиГ-23МЛ.

Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов