Они защищали Рыбинское небо. Уже через месяц после начала войны вокруг города в срочном порядке были развернуты сразу пять военных аэродромов. Их следы искала Марина Ромакина.
- В этом доме, по рассказам очевидцев, жили летчики, которые базировались здесь у нас на аэродроме.
Деревня Погорелка многое помнит за свою пятисотлетнюю историю. Но самым пронзительным эпизодом прошлого века, разумеется, стали военные годы. Здесь в августе 41-го в срочном порядке был развернут военный аэродром - один из пяти в Рыбинском районе. А в доме 18 по Центральной улице поселились летчики.
- И когда они приходили с вылетов, то даже рисовали звезды на потолке, потому что участвовали в боевых действиях, - пояснила заслуженный учитель РФ, краевед, жительница деревни Погорелка Алевтина Аганина.
Сохранилось и здание школы, в котором на втором этаже располагался пост наблюдения и штаб. А еще местные жители вспоминали, что немецкие самолеты в поисках аэродрома летали настолько низко, что погореловцы могли разглядеть лица летчиков.
- Так он совсем бреющим полетом мимо окон пролетит, и все равно не нашли наш аэродром.
В 41-м Евгению Александровичу Рябкову было всего три года. О том, что здесь был военный аэродром, он знал по рассказам матери. Но помнит, как в их доме жили летчики.
- Дом-то у нас был жилье, да, и стена, и все под одной крышей. Во весь дом чулан. И вот летом мы жили в чулане, а они, штабисты ихние, в доме.
Здесь, в километре от Погорелки в гуще деревьев, несколько п-образных водоемов. На самом деле это - остатки ангаров, мест стоянки самолетов.
- Углубления, скрытые под водой, образовались вследствие того, что когда строили ангары, то грунт вынимали и формировали этот перешеек. Именно сюда самолеты заезжали на ночевку, а когда требовалось, выезжали отсюда на взлет, - рассказала Марина Ромакина.
На ночь самолеты затягивали брезентом, разрисованным елками и березами, чтобы враг с высоты не заметил. А немцы отчаянно искали советские аэродромы. Тогда местные жители на взлетную полосу выходили сами или выпускали скот. Или втыкали срубленные кусты и деревья для маскировки.
Есть всего несколько фото летчиков. Сергей Сергеев и Петр Усачев погибли не в бою, а во время испытаний здесь же, в небе над Погорелкой. Обе трагедии произошли на глазах десятилетней Ани Матвеевой. Анна Александровна вспоминает: остатки обоих истребителей родители сожгли в печке.
- И крыло от истребителя у нас на повети стояло.
А эти фотографии не зря лежат вместе: Клава Елисеева и Михаил Райзман были парой. Они жили в доме Анны Александровны, а тогда десятилетней Ани Матвеевой. Обоих она хорошо помнит.
- Почему ей кричали «мышка», я не знаю. Она дружила с Мишей, они все время парой были.
Есть сведения, что именно экипажи 200-го дальнобойного авиационного полка в 41-м совершали боевые вылеты на Берлин. Здесь же до 43-го располагался и 14-й истребительный полк. Хоть он и назывался запасным, командирам приходилось отражать вражеские налеты. Во время одного из них командир звена Владимир Тарасевич погиб в небе над Дубровкой в Мышкинском районе.
- Это фанера, которая клеилась в разных направлениях, чтобы крыло было прочным. У нас находились стационарные авиационные мастерские, там работала молодежь и старики. И в межсезонье они эти самолеты перекрашивали. Вот это летний вариант. Даже, посмотрите, с красной краской. По всей видимости, здесь находилась звезда.
Это - обломки того самого, поднятого в Мышкинском районе Лагга, на котором и совершил свой последний вылет Владимир Тарасевич. В музее поселка Судоверфь истории другого аэродрома, возле деревни Якушево, посвящена отдельная комната.
- Ну для меня история аэродрома Якушево тесно связана с историей моей семьи. Потому что мои тетя и дядя прошли всю войну отсюда, с аэродрома Якушево, и закончили ее в Польше, - отметила заведующая историко-краеведческим музеем Судоверфского сельского поселения Анна Патаралова.
Именно документы из личного архива и послужили основой музейной экспозиции. Аэродром был построен за две недели на колхозном поле силами местных жителей и батальона аэродромного обслуживания. Уже 1 августа он начал принимать первые самолеты 53-го и 7-го дальнебомбардировочных полков. Интересно, что экспозиция до сих пор пополняется. Например, одну из этих листовок, которые летчики брали с собой на борт, местные жители принесли только на днях. Но настоящая гордость музея находится неподалеку. Эту землянку построили на месте офицерской столовой. Разумеется, это лишь уменьшенная копия. А тогда в столовой офицеры не только обедали, но и собирались по важным событиям.
- Летчик 42 полка Алексей Прокудин вспоминал, что, когда он обмывал свою награду, он пригласил весь полк.
И все же восемьдесят лет, прошедших с начала войны, здесь, в тылу, до сих пор оставляют больше вопросов, чем ответов. И на один из них еще предстоит пролить свет: возле деревни Исанино, где располагался еще один аэродром, поисковики обнаружили обломки трех самолетов. Некоторые сведения о судьбе экипажей есть. И, возможно, детали удастся восстановить уже в августе. На этот месяц намечена очередная поисковая экспедиция.