Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Трудовая копейка впрок идет.

Общие сведения: Аэродром Золотая Долина (Унаши), Приморский край.

Назад

 

«Золотая Долина» (старое название — Унаши) — недействующий военный аэродром в Приморском крае в 14,5 км к северу от Находки.

Данные аэродрома

  • ВПП 04/22 2506 х 38
  • Порог 1: N42 57,037 E133 6,504
  • Порог 2: N42 58,244 E133 7,339
  • Курс магнитный: 037/217
  • Курс истинный: 026,8/206,8
  • Покрытие: Твёрдое (бетон, плиты ПАГ)
  • Освещение: Нет
  • Позывной - Старт 124.0 МГц «Гордый»
  • Регламент работы - заброшен.

История

Полевой аэродром построен перед Второй мировой войной. В 1938 году на аэродроме базируется 39-й ИАП ТОФ, только что сформированный из состава 108-й истребительной авиационной эскадрильи (приказ командующего ТОФ №0047 от 20.06.1938 года). Полк вошёл в состав 7-й истребительной авиабригады ВВС ТОФ.

В 1942 году на базе 39-го ИАП сформирован 19-й ИАП, с базированием на этом же аэродроме до 1944 года (по другой информации полк базировался на аэродромах Северная Сергеевка и Фроловка).

29 апреля 1942 года в состав ВВС ТОФ передан 14-й дальнебомбардировочный полк 1-й ОКА ВВС ДВФ, с временной дислокацией на аэродромах Николаевка и Унаши. Постоянным местом дислокации полка был выбран аэродром Южная Сергеевка, 1-я АЭ полка базировалась на аэр. Унаши, возможно, до конца войны (точной информации нет). В состав этой эскадрильи был включён американский бомбардировщик В-25, совершивший вынужденную посадку на аэродром Унаши.

26 ноября 1944 года на аэродром Унаши временно (на зиму) передислоцирована 47-я отдельная морская ближнеразведывательная эскадрилья на самолётах МБР-2. Эскадрилья оставалась до 30 января 1945 года и затем перелетела на постоянное место базирования - гидроаэродром в б. Врангеля.

30-го декабря 1944 года на аэродроме Унаши началось формирование 55-го отдельного пикировочного полка по штату №030/157. Полк временно включается в состав 10-й авиационной дивизии пикирующих бомбардировщиков ВВС ТОФ с временным базированием на аэр. Унаши (постоянным местом базирования полка был определён аэродром Май-Гатка). С окончанием боевых действий в Корее 17 августа 1945 года полк выводится из состава дивизии и временно перелетает на аэродром Май-Гатка, откуда планируется вести боевые действия по территории Южного Сахалина. Так как аэродром Май-Гатка раскис от дождей, полк перелетает на более оборудованный соседний аэродром Постовая, откуда выполняет боевые вылеты по 22 августа включительно. Во время войны с Японией полк выполнил 181 боевой вылет без потерь и лётных происшествий. В дальнейшем этот полк будет работать в северной акватории Тихого океана вплоть до 21-го века и станет основой 7061-й гвардейской Авиационной базы ВВС ТОФ (сейчас уже расформированной).

24 августа 1945 года на аэр. Унаши передислоцирован 2-й учебный авиационный полк ВВС ТОФ (приказ командующего ТОф №0407). Полк был сформирован на аэр. Джанкой ВВС ЧФ, в марте перелетал на ТОФ на аэр. Майхэ, затем полк убыл на аэр Унаши, где был расформирован 31 декабря 1945 года. Люди и техника пошли на формирование 64-го ДБАП (см. ниже).

19 января 1946 года на аэр. Унаши сформирован 64-й дальнебомбардировочный полк, из состава 35-й ОДБАЭ, 2-го УАП Тихоокеанского флота и эскадрильи Пе-2, переданной из состава Черноморского флота. Первоначально полк состоял из управления и трёх эскадрилий.

С 13 августа 1946 года до расформирования 07.10.1947 года в гарнизоне Унаши дислоцировалось управление 17-й смешанной авиационной дивизии ТОФ. Данное воинское формирование предназначалось для расширения зоны ответственности ВВС ТОФ на районы Камчатки и Курильских островов, для чего планировалось реконструировать японские аэродромы на о. Шумшу (аэр. Катаока) и о. Парамушир (аэр. Касивабара). Проект не получил развития и самая молодая авиационная дивизия ТОФ в 1947 году, одновременно с расформированием ВВС флотилий была расформирована, полки дивизии стали самостоятельными подразделениями.

15 декабря 1947 года 39-й ОИАП на аэродроме Унаши расформирован. Одновременно 64-й ДБАП переименовывается в 570-й МТАП и пополняется четвёртой авиационной эскадрильей из расформированного 33-го АППБ с аэродрома Николаевка.

7 сентября 1948 года, на основании циркуляра НГШ ВМС №0361, 19-й гв. ИАП (переименованный в 88-й гв. ИАП) перебазирован с аэродрома Николаевка на аэродром Унаши, однако уже с 1 июля 1949 года полк перелетел обратно на АС Николаевка. Осенью 1948 года 570-й минно-торпедный полк перебазирован с аэродрома Унаши на аэродром Май-Гатка.

29 июля 1950 года на аэр. Унаши временно дислоцировалась 131-я отдельная буксировочная авиационная эскадрилья, войдя в состав 16-й смешанной авиационной дивизии 7-го ВМФ, а уже 20 июня следующего года эскадрилья передана в состав 3-й МТАД ВВС 5-го ВМФ и перелетела на аэродром Западные Кневичи (за 16 лет своей истории эскадрилья побывала на почти всех аэродромах Приморья).

18.06.1951 года с Кореи выводится 781-й ИАП и размещается на аэродроме Унаши.

18 июня 1951 года управление 165-й ИАД передислоцировано с аэродрома Западные Кневичи на аэродром Унаши.

01.04.1958 года управление 165-й ИАД ПВО и 781-й ИАП ПВО на аэр. Унаши расформированы.

С 18 июня 1951 года на аэр. Унаши передислоцируется с аэр. Западные Кневичи 47-й ИАП ВВС 5-го ВМФ (циркуляр НШ 5-го ВМФ №00107 от 14.08.1951 года). Этот аэродром становится постоянным местом базирования полка вплоть до его расформирования. 1 февраля 1957 года полк вместе с аэродромом из структуры ВМФ передаётся в Отдельную дальневосточную армию ПВО. С 1967 по 1969 год полк временно дислоцируется на аэродроме Чугуевка (Соколовка), на аэродроме Унаши строится бетонная ВПП.

47-й ИАП ПВО был лидерным полком по эксплуатации самолётов типа Су-15 и АСУ "Вектор-2М", проводились исследования возможностей перехвата целей типа В-52 и SR-71.

1 мая 1998 года 47-й ИАП 11-й отдельной армии ПВО на аэродроме Унаши был расформирован.

  • также аэродром использовался как оперативный для 10-й авиационной дивизии пикирующих бомбардировщиков ВВС ТОФ (5-го ВМФ).
  • в 1991—2006 гг. входил в проект свободной экономической зоны «Аэропорт Находка».

Проект «Аэропорт Находка»

Идея создания находкинского аэропорта родилась вместе с появлением свободной экономической зоны «Находка» в 1991 году. Предполагалось, что аэропорт будет обслуживать прежде всего срочные грузы экспортно-импортного назначения, идущие через Восточный порт, а также пассажирские рейсы регионального значения (между Находкой и городами Дальнего Востока).

Местом для строительства аэропорта летом 1991 года был определён аэродром «Николаевка», расположенный в 40 км к северу от Находки. Реконструкция имеющегося аэродрома (включая возведение аэровокзала) была оценена в $ 100 млн. Однако позже от аэродрома Николаевка отказались.

8 сентября 1994 года вышло постановление Правительства РФ № 1033, которое закрепило за военным аэродромом «Золотая Долина», расположенным в 20 км от Находки, статус аэродрома совместного базирования. Администрациям края, города и Партизанского района предписывалось обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию грузового и пассажирского терминалов в аэропорту «Золотая Долина».

Первоначально проектирование аэропорта было поручено инженерам Санкт-Петербурга и Хабаровска, однако позже решено было обратиться к американским разработчикам. В российском консульстве Сан-Франциско председателем административного комитета СЭЗ «Находка» Сергеем Дудником и оператором аэропорта Лос-Анджелеса было подписано соглашение о разработке американской стороной проекта и технико-экономического обоснования по реконструкции военного аэродрома «Золотая Долина» в пассажирский и грузовой аэропорт в соответствии с международными стандартами. Сумма сделки составила $ 120 000. По оценкам американских специалистов, первый этап реконструкции требовал $ 17,5 млн, второй этап — $ 150 млн.

Для реализации плана было создано акционерное общество «Золотая Долина», учредителям которого выступили административный комитет СЭЗ «Находка», ОАО «Восточный порт», комитеты по управлению имуществом Находки и Партизанского района. Через административный комитет СЭЗ «Находка» акционерному обществу «Золотая Долина» с декабря 1994 года предоставлялся кредит в размере 9,5 млрд рублей (по ценам на 1 января 1997 года). Были проведены некоторые работы по ремонту взлетно-посадочной полосы, нанесение свежей краски на места стоянки самолётов, произведено заземление. В виду отсутствия аэровокзала оформление пассажиров планировалось осуществлять на морском вокзале.

27 марта 1997 года на аэродроме «Золотая Долина» приземлился первый грузовой самолёт Ан-12, совершавший технический рейс.

В мае 1998 года решением Министерства обороны России авиационный полк войск противовоздушной обороны аэродрома «Золотая Долина» был расформирован, связь и аэронавигационное оборудование аэродрома — выведены из рабочего режима. Таким образом, планируемый гражданский аэропорт оставался без технического обеспечения.

25 июня 1998 года на аэродроме приземлился первый пассажирский самолёт Ан-38 хабаровской авиакомпании «Восток». Несмотря на то, что в 1997 году аэродром был признан годным для приёма гражданских судов, по причине отсутствия государственного финансирования в достаточном объёме реконструкция аэродрома так и не была проведена.

В 1998—2002 годах руководитель ОАО «Золотая Долина» Владимир Мордовин привлекался к уголовной ответственности по статье 160 Уголовного кодекса РФ — присвоение свыше 250 тыс. рублей от суммы кредита на реконструкцию аэродрома. В 2000 году находкинский городской суд приговорил Мордовина к 5,5 годам лишения свободы, однако по решению краевого суда приговор был отменён, после чего Владимир Мордовин переехал на постоянное жительство в Москву.

Создание аэропорта формально входило в программу развития СЭЗ «Находка» до ликвидации свободной экономической зоны в 2006 году.

В 1990-е гг. на аэродроме размещалось 8 вертолётов находкинской компании «Роса», созданной для реализации программы по развитию малой авиации СЭЗ «Находка».

Авиационные происшествия на аэродроме Унаши (Золотая Долина)

21 мая 1941 года, по неустановленной причине потерял сознание лётчик л-т Плахов Алексей Максимович, 39-й ИАП. Неуправляемый самолёт И-16 упал в воду б. Козьмино залива Америка.

22 июля 1941 в воздухе столкнулись два самолёта И-15бис, принадлежащих 39-му ИАП. Авария произошла при отработке элементов группового воздушного боя в 10 км северо-западнее Северной Сергеевки. Лётчики спаслись на парашютах, самолёты разбиты.

17 августа 1941 года, катастрофа И-16 39-го ИАП. При выполнении манёвра сорвался в штопор и упал самолёт под управлением лётчика 4-й АЭ полка лейтенанта Карпова Е. Г. Самолёт упал в пяти км от аэродрома Унаши, полностью разрушился, лётчик погиб.

3 ноября 1941 года, при выполнении ночного перелёта составом звена 5-й АЭ 39-го ИАП по маршруту: Сергеевка-Петровка-Унаши-Сергеевка, из-за потери ориентировки произвели вынужденную посадку в поле лётчики Животовский В. А. и Гриб М. Ф.

31 января 1942 года, в результате самовольных действий лётчика л-та Манжосова Ивана Васильевича упал в воду в 600 метрах от берега самолёт 39-го ИАП. Будучи ведущим при выполнении маршрутного полёта, лётчик перевёл самолёт в бреющий полёт и не справившись, столкнулся с водной поверхностью и погиб.

20 мая 1942 года, при выполнении полёта на воздушную стрельбу по конусу, разбился лётчик 2-й АЭ 39-го ИАП сержант Алексеев Л. С. Лётчик допустил опасное сближение с конусом, винтом перерубил фал, конус ударил в правую плоскость. И-16 вошёл в штопор и упал в 5 км от аэродрома Унаши, лётчик погиб.

29 ноября 1943 года катастрофа в 39-м полку, погиб л-т Карелин В. Е.

4 июня 1945 года, 39-й ИАП, вследствие ошибки лётчика л-та В. В. Варяника, выполнена посадка самолёта ЛаГГ-3 с убранным шасси.

28 января 1955 года произошла авиационная катастрофа самолёта МиГ-17 47-го ИАП. Летчик л-т Егоров Егор Семёнович погиб.

1984 год (дата и информация требует уточнения). Катастрофа Су-15ТМ 47-го ИАП. При сбросе подвесного бака не сработал один замок. Бак начало болтать, он пробил плоскость, началась потеря топлива. Лётчик дотянул до береговой черты и катапультировался, но сильным ветром парашют утащило в море, поиски лётчика результата не дали. Самолёт упал в сопках и полностью разрушен.

Интересный факт

18 апреля 1942 на аэродроме Унаши приземлился единственный уцелевший бомбардировщик B-25В (№40-2242) капитана Эдварда Йорка из отряда подполковника Джеймса Дулиттла (см. рейд Дулиттла), выполнявший налёт на Японию. Остальные 15 машин сели на территории Китая. В соответствии с международными договорённостями выживший экипаж официально был интернирован, однако реально органами НКВД был подстроен побег и военнослужащие вернулись домой через 9 месяцев (подобная практика применялась ко всем американским экипажам, и впоследствии сроки вынужденного нахождения американских лётчиков на территории СССР были сильно сокращены).

Самолёт поступил в 39-й ИАП ВВС ТОФ, затем его передали в 52-й МТАП, а в 1944 году он числился в 14-й ОАО управления ВВС ТОФ.


Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов