Аэропорт «Е́лизово» имени Витуса Беринга (IATA: PKC, ICAO: UHPP) — действующий аэродром совместного базирования на полуострове Камчатка.
Международный аэропорт федерального значения города Петропавловска-Камчатского. Расположен в 29 км от Петропавловска-Камчатского, в городе Елизово. Обеспечивает регулярное авиасообщение Камчатского края с городами России. Также из аэропорта выполняются местные рейсы в населенные пункты Камчатского края и международные чартерные рейсы в Бангкок и Пхукет (Таиланд), Нячанг (Вьетнам), Осаку и Токио (Япония), сезонные регулярные рейсы в Анкоридж (США). Базируется ОАО «Камчатское авиапредприятие», истребительная, транспортная, противолодочная авиация ВМФ России, а также авиация ФСБ (погранслужбы).
Одно из первых упоминаний об аэродроме Елизово датируется 1942 годом.
В соответствии с международными договорённостями (с Японией) Советская Россия не имела права держать на Камчатке военную авиацию. Вплоть до конца Второй мировой войны военная авиация на Камчатке была представлена 71-м смешанным авиационным полком 1-й ОКА ДВФ (с 1942 г. развернутым в 128-ю смешанную авиационную дивизию) и 2-м отдельным морским бомбардировочным авиационным полком погранвойск НКВД. Аэродромной сети по сути не было, использовался построенный на Халактырском озере гидроаэродром.
4 мая 1942 года на аэродроме Елизово началось формирование 128-й смешанной авиационной дивизии на базе 71-го отдельного смешанного авиационного полка 1-й ОКА ДВФ. При этом сам аэродром Елизово, очевидно, был не готов и находился в стадии строительства. В составе дивизии на момент формирования были: 903-й бомбардировочный авиационный полк с дислокацией на аэродроме в п. Коряки и вновь сформированный 888-й истребительный авиационный полк с дислокаций в Озерном.
По состоянию на август 1945 года на аэродроме Елизово находится управление 128-й САД и базируется эскадрилья самолётов Р-5 и У-2, из состава 2-го отдельного морского авиационного полка Погранвойск НКВД СССР. В период с 18 по 22 августа с аэродрома выполнялись вылеты по нанесению ударов по войскам противника на о. Шумшу и Парамушир.
Из авиационных частей на аэродроме в разное время базировались:
20 февраля 1949 года, в соотв. с директивой ГШ ВС №Орг/1/120016 410-й ИАП переименован в 865-й ИАП. Дивизия также сменила номер и стала именоваться 222-й ИАД. В это время лётчики полка занимаются перегонкой истребителей из Магадана в Елизово, из Красноярска и Укурея на аэродромы Сахалина и Камчатки. Всего было перегнано порядка 130 самолётов.
В 1952 году 865-й ИАП передан в ПВО и переучен в Хабаровске на МиГ-15бис. В полку для поддержания натренированности оставались Кингкобры и учебные Як-11. В 1956 году в полку (в 1-ю и 3-ю АЭ) появились истребители МиГ-17, в ноябре следующего года 2-я АЭ переучилась на Як-25М. В 1958 году 3-я АЭ получила МиГ-19ПМ, то есть в полку на вооружении стояли три разных типа истребителей. В начале 60-х годов в полку формируется транспортный отряд на самолётах Ли-2, Як-12, Ан-2 и вертолётах Ми-4. В 1963 году 1-я АЭ переучилась на Су-9, 2-я и 3-я АЭ полка провели ротацию наименований — теперь вторая эскадрилья летала на МиГ-17ПФ, а третья на Як-25М.
В октябре 1965 года личный состав 3-й АЭ убыл вместе с матчастью на аэродром Дзёмги в 60-й ИАП ПВО, а взамен оттуда перелетела эскадрилья на Як-28П. В декабре 1966 года вторая АЭ также переучилась на Як-28П. МиГи-семнадцатые продолжали оставаться на вооружении полка до 1974 года, работая с оперативного аэродрома Ука.
В 70-х годах полк ежегодно перелетает на оперативный аэродром Смирных. В 1974 году эскадрильи полка поэтапно перевооружилась на Су-15. В 1985 году полк начал переучивание на МиГ-31. Переучивание растянулось до 1989 года, всё это время в полку оставалась одна эскадрилья Су-15ТМ, Су-15УМ и МиГ-25ПУ.
1 июля 1998 года полк вошел в состав вновь формируемой Авиации ОКВС (и переподчинен флоту). Однако из-за чрезвычайно низкой исправности самолётного парка в период 2003—2006 гг лётный состав поддерживал навыки в 444-м ЦБП ВМФ в г. Остров на учебных L-39, молодёжь полка проходила теоретическое обучение в 148-м ЦБП и ПЛС в Севастлейке, а практическое обучение было непосредственно в полку.
С первого апреля 2009 года полк из структуры ВМФ планировался к передаче в 3-е командование ВВС РФ, однако из-за низкой исправности парка полк передан не был. С 1 декабря 2009 года 865-й ИАП подлежал переформированию в истребительную эскадрилью сформированной 7060-ю АвБ МА ТОФ. 12 марта 2010 года полк простился с Боевым Знаменем. В апреле 2011 года эскадрилья истребителей-перехватчиков 7060-й АвБ переподчинена командованию ВВО, без изменения места дислокации, также она осталась на обеспечении и снабжении из ВМФ.
1 ноября 1989 года все самостоятельные подразделения полка со своими условными наименованиями и персональными штатами были переформированы в стандартные полковые подразделения. В 1993 году 1-я АЭ расформирована, в связи со снятием с эксплуатации самолётов Ту-16, полк стал двухэскадрильного состава. В 1998 году сняты с вооружения Бе-12, эскадрилья ПЛО переучивается в 444-м ЦБП и ПЛС на Ил-38, но только в 1999 году первые два самолёта перегнаны с аэродрома Николаевка, а в 2000 году перелетели ещё три самолёта с 20-го АРЗ г. Пушкин. Также в эскадрилью были включены Ан-12 и Ан-26. В результате всех этих перестановок в полку стало две смешанные эскадрильи — первая самолётная и вторая — вертолётная. В 2009 году на базе полка и частей обеспечения сформирована 7060-я авиабаза морской авиации ТОФ.
После 2010 года данные подразделения объединены в 7060-ю авиационную базу ВВС Тихоокеанского флота России. В 2014 году в составе авиабазы дополнительно сформирован отряд БПЛА.
Авиация ПВ
Гражданский сектор аэродрома Елизово.
Датой образования Петропавловск-Камчатского авиапредприятия принято считать 1 января 1948 г. В этот день приказом Дальневосточного управления Гражданской авиации от 31 декабря 1947 г. аэропорт был выведен из состава 248-го Камчатского авиаотряда и получил статус самостоятельного подразделения. Первым руководителем был Виктор Васильевич Лурцев.
С 1958 года из аэропорта стали выполняться регулярные рейсы в Москву и Хабаровск. Также в этом году началось строительство аэропортового комплекса (аэровокзала, рулежной дорожки, перрона, котельной, гостиницы, жилого дома для работников аэропорта и коммерческого склада).
В 1995 году аэропорт получил статус международного.
1 апреля 2012 началась реконструкция закрытой в 1970-е взлётно-посадочной полосы, которая была завершена 1 июня 2016 года. Помимо ВПП, длина которой теперь составляет 3400 м и ширина 45 м, в 2016 году был введен в строй новый стартовый-командный пункт, аварийно-спасательная станция не достроена и не сдана в эксплуатацию, рулёжные дорожки и перрон, водно-дренажная система и очистные сооружения, светосигнальная система и новое радиотехническое оборудование (имеют дефекты допущенные при планировании и строительстве). В 2018 году начато строительство нового пассажирского терминала аэропорта с пропускной способностью около 1 миллиона пассажиров в год. Строительство планируется завершить в 2021 году.
В 2018 году АО «Международный аэропорт «Петропавловск-Камчатский» (Елизово)» вошёл в холдинг «Аэропорты Регионов», который стал победителем инвестиционного конкурса на право модернизации главной авиагавани региона, проведенного «Корпорацией развития Камчатского края». Соглашение о реализации проекта между «Корпорацией развития Камчатского края» и УК «Аэропорты Регионов» было подписано 3 ноября 2017 года.
Проект модернизации включает строительство нового пассажирского терминала площадью более 40 тыс. кв. м, который будет обслуживать пассажиров внутрироссийских и международных рейсов. В состав аэровокзального комплекса войдут также гостиница на 131 номеров и деловой центр. Общий объем частных инвестиций в реализацию проекта превысит 7 млрд рублей. Ввести в эксплуатацию новый терминал планируется в 2024 году.
31 мая 2019 года аэропорту присвоено имя Витуса Беринга.
Аэропорт сертифицирован по метеоминимуму II категории ИКАО и способен принимать самолёты и вертолёты любых типов без ограничений по грузоподъёмности вплоть до полностью загруженного Боинга 747. На территории аэродрома расположено 29 мест для стоянки самолётов, 8 из которых пригодны для стоянки сверхбольших авиалайнеров.
Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, Ан-124, Ил-62, Ил-76, Ил-86, Ил-96, Л-410, Ми-8, Ту-134, Ту-154, Ту-204, Ту-214, Як-40, Як-42, Airbus A310, Airbus A319, Airbus A320, Airbus A330, Boeing 727, Boeing 737, Boeing 737-800, Boeing 747, Boeing 757, Boeing 767, Boeing 777, MD-81 и более лёгкие, вертолёты всех типов.
С 2016 года — все типы гражданских и военных судов.
Пассажиропоток: | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | ||||||||||||
тыс. пассажиров | 613,7 | ▼ 602,8 | ▲ 618,0 | ▲ 658,7 | ▲ 697,1 | ▲ 759 | ▼ 554 | 772,7 | ||||||||||||
Источники: |
Аэропорт обслуживает рейсы следующих авиакомпаний:
Авиакомпания | Пункты назначения |
---|---|
Pegas Fly | Бангкок (международный чартер), Пхукет (международный чартер) |
Nordwind Airlines | Нячанг (международный чартер) |
Red Wings Airlines | Со 2 июня: Владивосток, Хабаровск, Санкт-Петербург |
S7 Airlines | Владивосток, Иркутск, Новосибирск |
Аэрофлот | Москва (Шереметьево) |
Аврора | Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск |
ИрАэро | Благовещенск, Иркутск, Красноярск |
Камчатское авиационное предприятие | Анадырь, Магадан, Никольское, Озерная, Оссора, Палана, Соболево, Тигиль, Тиличики, Усть-Камчатск, Усть-Хайрюзово |
Россия | Москва (Шереметьево) |
Якутия | Анкоридж (сезонный чартер), Нарита (сезонный чартер), Осака (сезонный чартер), Якутск, Хабаровск |
Ранее из аэропорта выполняли рейсы авиакомпании: Атлант Союз, Аэроэнерго (чартерные рейсы в Москву вахтовиков Газпрома), VIM-Авиа, Владивосток Авиа, Дальавиа, Домодедовские Авиалинии, Пулковские Авиалинии, Красноярские Авиалинии (KrasAir), Ориент Авиа, Мавиал, Сахалинские Авиатрассы (SAT), Трансаэро, Саратовские Авиалинии.
Автобус 104 (Автостанция Елизово — Центральный рынок КП). Автобус 102 (Аэропорт — Автостанция 10 км).
Автобус 7 (24-й км — АТП). Автобус 8 (ул. Уральская — КЭЧ).