Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Если за едой не наелся, не наешься, облизывая посуду. (татарская)

Как приморские асы американцев покоя лишили

Назад

 

История расцвета ракетоносной морской авиации ТОФ

26 июнь 2019Электронная версия газеты "Владивосток" №4528 (6233) от 26 июнь 2019

Две недели назад «В» подробно рассказал о необычной истории военного аэродрома в приханкайском селе Хороль («Некосмическая судьба приморского Байконура», номер за 13 июня). И хотя на его взлетно-посадочной полосе так и не дождались космолета «Буран», сам аэродром активно использовали боевые летчики ТОФ. Теперь самое время рассказать об их героической службе. Тем более что и поводов предостаточно.

Нынешним летом морская авиация Тихоокеанского флота отметит сразу несколько юбилеев. Во-первых, 105 лет назад, в 1914-м, морской министр Российской империи адмирал Иван Григорович подписал приказ о формировании при Сибирской флотилии гидроавиационной станции во Владивостоке. Создание первых отрядов гидросамолетов дало начало образованию ВВС ТОФ. Во-вторых, 60 лет назад, в 1959-м, на аэродроме в Хороле был развернут 169-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк, вооруженный реактивными самолетами Ту-16К. Тем самым ТОФ получил дальнюю ударную авиацию. И, наконец, 10 лет назад решением Генерального штаба российских вооруженных сил было сформировано новое управление морской авиации Тихоокеанского флота – ВВС ТОФ. 

От поршневых до реактивных

– Впервые военный аэродром в Хороле появился накануне Великой Отечественной войны. На нем базировались самолеты с поршневыми двигателями, – рассказывает хранитель местной истории Наталья Кокунина, директор Хорольского районного историко-краеведческого музея имени И.Д. Бронниковой. – Отсюда в августе 1945 года они летали с боевыми заданиями по уничтожению укреплений и живой силы Квантунской армии. Именно с хорольского аэродрома 18 августа 1945 года поднялся десант из 120 разведчиков и автоматчиков курсом на Харбин, чтобы захватить там аэродром для безопасной высадки советских боевых подразделений. 

На постоянной основе располагаться здесь морская авиация ТОФ стала с лета 1951 года. Это был 169-й Рославльский гвардейский полк дальней авиации. Его летчики летали на стратегических бомбардировщиках Ту–4. Они уже были реальной угрозой для американцев и их союзников. Новые бомбардировщики дальнего действия с большой продолжительностью полета летали со скоростью 550 км/час при бомбовой нагрузке до 9 тонн и имели 10 пушек НР-23 для собственной обороны, экипаж составлял 12 человек. С дозаправкой в воздухе они достигали территории вероятного противника.

Для их воздушного прикрытия использовались реактивные МиГ–17. Эти истребители принимали участие в корейской войне 1950 – 1953 годов. Здесь же проходили подготовку северокорейские летчики, осваивавшие советский реактивный истребитель, авиашкола размещалась в здании нынешнего краеведческого музея. Кстати, МиГ–17 до сих пор стоят на вооружении ВВС КНДР.

В конце 1950-х на смену авиабомбам пришли крылатые ракеты. Под них спроектировали и построили реактивные ракетоносцы Ту–16. У них была сложнейшая задача – противостоять американским авианосцам, громадным плавучим аэродромам с сотней боевых самолетов на борту. Дополнительно в Хороле разместились воздушные топливозаправщики и постановщики помех на таких Ту-16. 

Гвардейский тяжелобомбардировочный авиаполк был переименован в морской ракетоносный полк, который с учетом дальности полета ракеты покрывал всю северную часть Тихого океана. С этого времени начинается флотский этап истории авиабазы. 

Полк с честью выполнял задачи флота по укреплению обороны страны на Тихом океане, участвовал в учениях «Иман», «Циклон», «Вьюга», «Арктика», «Суйфун» и «Ангара». Гвардейцы поражали цели первыми пусками крылатых ракет. Командующий авиацией ТОФ генерал-лейтенант Александр Томашевский назвал их лучшими в составе Военно-морского флота СССР.

4 сентября 1965 года на Хорольскую авиабазу передислоцировался 867-й гвардейский отдельный дальнеразведывательный авиационный полк (ОДРАП). Летал он на 22 новых самолетах дальней воздушной разведки Ту-95рц. Под контролем морских разведчиков были огромные пространства Мирового океана – от Крайнего Севера до Филиппинских островов. Они взяли под неусыпное наблюдение авиабазу Иводзима морских сил самообороны Японии в центральной части Тихого океана, которую также используют ВВС США. Приходилось нести дежурство и над Индийским океаном, базировались на аэродромах наших союзников.

В феврале 1970 года асы Хорольского гарнизона в рамках масштабных стратегических учений ВМФ СССР «Океан» впервые выдали целеуказания подводным лодкам ТОФ в Филиппинском море по надводным силам противника. С той поры полк стратегической и оперативно-воздушной разведки стал глазами и ушами Вооруженных сил СССР на востоке, вел постоянное наблюдение за перемещением военно-морских группировок США в водах АТР.

На тех же учениях девять экипажей 169-го гвардейского морского ракетоносного полка нанесли тактический ракетный удар по условной группировке ВМС США в Японском море.

После дозаправки объединенная авиагруппа совершила перелет в Мурманскую область, нанесла в Норвежском море тактический удар по условной надводной группировке стран НАТО и лишь после этого через Тикси вернулась на родной аэродром. Такой «марш-бросок» вызвал буквально оторопь у наших противников. Уже тогда 60 % летного состава полка могло заправляться в воздухе, что соответствовало уровню летчиков 1-го класса и летчиков-снайперов.

15 июля 1975 года 867-й ОДРАП был переименован в 304-й гвардейский отдельный дальнеразведывательный авиаполк и приступил к освоению нового района воздушной разведки – в Индийском океане. Для этой цели использовались аэродромы «Дафет» и «Харнейса» в Сомали, куда наши самолеты перелетели с посадкой в Ташкенте и по воздушному коридору над Пакистаном и Ираном, на прохождение которого отводилось строго ограниченное время плюс 30 секунд (если самолет не уложится в этот отрезок, ПВО Ирана или Пакистана могли сбить его). 

В середине 1970-х перед морской авиацией ТОФ была поставлена новая задача – поиск и уничтожение атомных подводных лодок баллистическими ракетами. 1 октября 1976 года на базе Хорольского аэродрома был сформирован 310-й отдельный противолодочный авиаполк, вооруженный самолетами Ту–142. С этого момента американские военно-морские силы вообще потеряли покой… Позднее противолодочные Ту–142 вместе с ракетоносными Ту–95 вошли в состав 169-го отдельного гвардейского смешанного авиационного полка.
Период 1986 – 1991 годов можно назвать временем расцвета тихоокеанской авиации. 

К сожалению, не обходилось и без трагических инцидентов. При испытаниях новой техники погибло много экипажей, над их могилами стоят памятники с красными звездами. Кто-то вовсе не вернулся с учебно-боевых вылетов, сгинув в морской пучине. 

Но были и счастливые невыдуманные истории. К примеру, авиационный радист Геннадий Пудовкин выжил после авиакатастрофы под Хоролем. Погиб почти весь экипаж разбившегося самолета, лишь Пудовкина, всего переломанного, спасатели вытащили из горевшей машины. Пролечившись в госпиталях, он еще много лет жил в местном гарнизоне...

Боевой орден особой секретности 

В 1980-х годах 304-й ОДРАП продолжал воздушную разведку в северо-западной части Тихого океана, в Желтом, Восточно-Китайском, Филиппинском и Южно-Китайском морях. А 169–й гвардейский полк на несколько лет обосновался во вьетнамской Камрани.

Вот тут самое время послушать последнего командира морского ракетоносного авиаполка, обладателя почетных званий летчика-снайпера и заслуженного военного летчика России, гвардии полковника в отставке Александра Притчина, с которым мне посчастливилось пообщаться. Он прошел путь от рядового пилота до председателя квалификационной комиссии летного состава морской авиации ТОФ. Кстати, его сыновья пошли по стопам отца: один стал штурманом, другой пилотом, оба служат в смешанной авиационной эскадрилье ТОФ.

– Так получилось, что в мирное время я стал кавалером боевого ордена. Это награда за выполнение поставленных командованием задач в небе над Индокитаем и юго-западной частью Тихого океана, – рассказывает Александр Александрович. – Наш смешанный авиаполк находился на советской базе материально-технического обеспечения Камрань во Вьетнаме, куда он был направлен для обеспечения безопасности. В тот период у нас на вооружении находились самолеты Ту-16, Ту-95рц, Ту-142, МиГ-23мл и вертолеты Ми-14. Я лично в ту пору был гвардии майором, заместителем командира эскадрильи. Летал на Ту-16 – ракетоносцах, топливозаправщиках, постановщиках помех. Выполнял самые сложные и ответственные поручения командования. Мы однозначно приструнили американских моряков, заставили их считаться с нами. За успешное выполнение нескольких операций в небе над Южно-Китайским морем и был награжден орденом Красной Звезды. Вручение награды состоялось уже на родине. В ходе той командировки получил звание гвардии подполковника…

Что интересно, завершив свой рассказ, боевой офицер так и не открыл тайну, за что именно он получил столь почетный для военных орден.

Отмечу, что ракетоносная авиация ТОФ в те годы противостояла надводным и подводным силам 7-го флота США. И всегда находилась в состоянии постоянной боевой готовности. У каждого из летчиков 169-го полка были десятки полетов в зоне обеспечения – западной части Тихого океана, в Арктике и вблизи наших восточных границ. В первую очередь гвардейцы держали на прицеле находившиеся в зоне поражения блуждавшие у советского побережья авианосные группировки ВМС США.

Конец истории?

К сожалению, вслед за распадом СССР завершилась и славная история морской ракетоносной авиации ТОФ. Авиаполки расформировали. Авиационная техника этих полков была перегнана на аэродром в Хороль, на сформированную здесь базу хранения и утилизации с последующей разделкой на металлолом. Исключение составляют вертолетные эскадрильи, противолодочная и транспортная авиация флота. В Хороле вместо гарнизона осталась лишь комендатура.

Сегодня все обязанности ударной авиации в небе над Тихим океаном выполняет 6952-я авиационная Севастопольско-Берлинская Краснознаменная база на аэродроме «Украинка» в Амурской области, на вооружении которой стоят стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-95МС.

Автор: Николай КУТЕНКИХ


Источник: https://vladnews.ru/ev/vl/4528/123175/primorskie_amerikancev
Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2025 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов