Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Солнечный диск решетом не закрыть (арабская)

Разведывательная авиации Тихоокеанского флота и Северной Тихоокеанской флотилии

Назад

 

В 1932-1933 гг., одними из первых в состав создающихся ВВС Морских Сил Дальнего Востока, из Европейской части СССР прибыли три разведывательных авиационных части (55-й ОМРАО, 65-й ОМРАО и 111-й отряд ОСО), которые положили основу силам воздушной разведки на Тихом океане.

Но было бы несправедливо не отметить, что первые разведывательные гидроавиачасти на Дальнем Востоке появились четырьмя годами раньше: осенью 1928 г. были сформированы 68-й и 69-й ОРЕЧГАО на самолётах MP-1, которые вошли в состав Дальневосточной (Амурской) военной флотилии. Первый из них успел отличиться осенью 1929 г. в вооружённом конфликте на КВЖД, за что ряд авиаторов был награждён орденами.

В конце 1934 г. 68-й ОРЕЧГАО и 8-я ДРМАЭ (бывшая 111-я ДРМАЭ) были переданы Пограничным войскам ОГПУ, но тогда же разведывательная авиация на Дальнем Востоке была значительно усилена, за счёт перебазирования из Ейска на Амур 110-й морской авиационной бригады ВВС СКВО. На вооружении эскадрилий бригады состояли, в основном, летающие лодки «Савойя» S-62, которые вскоре заменили самолётами МБР-2.

В январе 1936 г., на момент переформирования ВВС МСДВ в ВВС ТОФ, в составе сил воздушной разведки числилось три эскадрильи и два разведывательных отряда, насчитывающих в своём составе свыше 190 самолётов. В большинстве, это были МБР-2, а также некоторое количество МБР-4 и «Савойя» S-626hc.

К маю 1938 г. число разведывательных эскадрилий на самолётах МБР-2 ВВС ТОФ увеличилось до четырёх (3-я, 17-я, 27-я, 28-я ОМРАЭ). Кроме того, на флоте имелась одна эскадрилья (30-я ОАЭ ВУ) и шесть авиазвеньев волнового управления (3-е, 4-е, 5-е, 6-е, 7-е и 15-е ОАЗ ВУ), также на самолётах МБР-2. Тогда была проведена реорганизация структуры ВВС флотов и флотилий. Вместо авиабригад старого типа, из эскадрилий, входящих в состав последних, были сформированы авиационные полки. Таким образом, на ТОФ появился 115-й ОМРАП, в состав которого вошли 3-я и 27-я ОМРАЭ, и на Амуре — 117-й МАП, сформированный на базе 110-й МАБ.

В 1940 г. в составе Морской Авиации формируется новое оперативно-тактическое объединение — ВВС Северной Тихоокеанской флотилии, штаб которых расположился в Советской Гавани. В их составе первоначально были только два авиационных подразделения: 2-е и 5-е ОАЗ ВУ, на самолётах МБР-2. Эти звенья, хотя и не были в чистом виде разведывательными подразделениями, но привлекались для воздушной разведки в северной части Японского моря и в Татарском проливе.

В конце 1940 г. в составе ВВС ТОФ в б. Кангауз (ныне — Суходол) формируется ещё один разведывательный полк — 16-й МБРАП, на образование которого были обращены 13-яи28-яОМДРАЭ.

К началу Великой Отечественной войны в составе сил разведки ВВС ТОФ имелось два разведполка (16-й и 115-й МРАП) и три разведэскадрильи (47-я, 53-я и 57-я ОМРАЭ). Ещё две разведэскадрильи (48-я и 55-я ОМРАЭ) имелось в составе ВВС СТОФ, а также 117-й МАП в составе АмВФ. К силам разведки можно отнести также авиационные части и подразделения волнового управления (63-я ОАЭ ВУ, 2-е, 4-е, 5-е, 6-е и 15-е ОАЗ ВУ), которые, в основном, использовались для ведения разведки.

В середине 1942 г. на Амуре формируется 4-я морская авиационная бригада. В её составе был сформирован ещё один разведывательный полк — 114-й МАП на самолётах МБР-2, который просуществовал всего полгода и был расформирован вместе с управлением бригады.

В середине 1943 г. к частям разведывательной авиации в Приморье добавился 50-й ОРАП (бывший 50-й МТАП), на вооружении которого состояли колёсные самолёты СБ и ДБ-3 (позднее к ним добавились истребители). А в районе Советской Гавани на базе 48-й ОМРАЭ формируется 48-й МАП, на самолётах МБР-2.

Начало войны с Японией разведывательная авиация встретила составом 266 самолётов различных типов и была представлена пятью разведполками (16-м, 48-м, 50-м, 115-м и 117-м ОРАП) и тремя разведэскадрильями (47-й, 57-й, 63-й ОМРАЭ). Боевые действия были очень скоротечными и завершились капитуляцией Японии. Разведчики ВВС ТОФ потеряли всего 3 самолёта, из которых один МБР-2 был сбит зенитной артиллерией противника и ещё 2 самолёта (МБР-2 и PBN-1) не вернулись с боевого задания. За мужество и героизм, проявленные в боях, 50-й ОРАП был преобразован в гвардейский, а 16-й ОМРАП, 48-й ОМРАП и 115-й ОМРАП удостоены почётных наименований «Порт-Артурский», «Сахалинский» и «Юкинский», соответственно. Кроме того, 16-й ОМРАП и 48-й ОМРАП были награждены орденами Красного Знамени.

После окончания Второй мировой войны разведывательная авиация ТОФ и СТОФ, как и на других флотах, была подвергнута реформированию. Во второй половине 1946 г. формируются 29-я, 31-я и 33-я ОМРАЭ, которые получают на вооружение самолёты PBN-1 «Номад» и PBY-6 «Каталина», но в это же время расформируется 117-й ОМРАП. Уже на следующий год был расформирован ряд эскадрилий, вооружённых, в основном, устаревшими самолётами МБР-2 (31-я , 47-я, 53-я, 57-я и 63-я ОМРАЭ). К этому времени также прекратили своё существование все звенья волнового управления.

В мае 1948 г. 16-й ОМДРАП был переименован в 289-й ОМДРАП.

В июле 1950 г. 115-й ОМДРАП был переформирован в 539-ю ОМДРАЭ, базирующуюся на ст. Океанская.

В 1951 г. на базе 33-й ОМДРАЭ в Порт-Артуре был сформирован 1744-й ОРАП, на вооружении которого состояли летающие лодки PBN-1 «Номад» и истребители Ла-11р. Кроме того, ещё две разведывательные эскадрильи самолётов Ла-11р были сформированы в Приморье и в районе Советской Гавани — 1918-я и 949-я ОРАЭ, которые в июне 1953 г. прекратили своё существование.

Весной 1952 г. 50-й гв. ОРАП начал переучивание на реактивные самолёты Ил-28р, к которым в июне 1953 г. добавились МиГ-15р из расформированной 1918-й ОРАЭ.

В 1955 г. части морской разведывательной авиации начали получать новые отечественные летающие лодки Бе-6. В мае была расформирована 1744-я ОМДРАЭ (переформирована из 1744-го ОМДРАП в 1953 г.).

В 1956 г. 48-й ОМДРАП был свёрнут в 167-ю ОМДРАЭ, на самолётах Бе-6, а на следующий год эта эскадрилья была переформирована в аварийно-спасательную часть.

В январе 1958 г. 50-й гв. ОРАП ВВС ТОФ начал переучиваться на реактивные разведчики Ту-16р. В августе этого же года из состава полка была выделена эскадрилья на самолётах Ту-16р, которая получила собственный номер — 266-я ОДРАЭ, и была перебазирована на аэр. Каменный Ручей, а в середине 1960 г. — на камчатский аэр. Елизово. В этом же году 122-я отдельная аварийно-спасательная авиационная эскадрилья ВВС ТОФ, на самолётах Бе-6, была переформирована в 122-ю ОМДРАЭ и перебазирована из б Суходоле б. Ягодная на Камчатке. С этого времени зона разведки ВВС ТОФ стала простираться на всю северо-западную часть Тихого океана.

В 1960 г., в рамках «дальнейшего значительного сокращения ВС СССР», была расформирована 539-я ОМДРАЭ на ст. Океанской, а 289-й ОМДРАП и 122-я ОМДРАЭ были переформированы в противолодочные. Таким образом, в составе сил разведки остались только части, вооружённые колёсными самолётами: 50-й гв. ОРАП и 266-я ОДРАЭ.

Со второй половины 1960-х гг. разведка Авиации ТОФ с оперативного уровня выходит на стратегический. В 1965 г. 867-й гв. ОМТАП, на самолётах Ил-28, был переформирован в 867-й гв. ОДРАП, с перевооружением на Ту-95рц и перебазированием с аэр. Николаевка на аэр. Хороль. После освоения личным составом новой авиационной техники, было начато освоение районов разведки в центральной части Тихого океана, Арктической зоне, Индийском океане, Южно-Китайском и Филиппинском морях. Основной формой разведывательной деятельности ВВС ТОФ становится выполнение вылетов на БС. Оснащение самолётов-разведчиков специальной аппаратурой, радио и радиотехнической разведки позволило выполнять задачи практически в любых гидрометеоусловиях днём и ночью и выдавать целеуказания ударным силам флота на значительных удалениях от объектов разведки.

В 1967-1971 г. г. в 593-м ОТАП Авиации ТОФ два Ан-126 были переоборудованы в самолёты радио- и радиотехнической разведки Ан-12рр. В эти же годы несколько самолётов Ил-38 77-го ОПЛАП ДД оснастили аппаратурой радиоразведки «Баклан». Это позволило расширить возможности сил разведки в ближней и средней зоне.

В 1973 г. 271-й гв. ОДРАП (бывш. 50-й гв. ОДРАП) был переформирован в 134-ю гв. ОДРАЭ. В это время в составе сил разведки остались 304-й гв. ОДРАП (бывш. 867-й гв. ОДРАП), на самолётах Ту-95рц, 134-я гв. ОДРАЭ и 266-я ОДРАЭ, на самолётах Ту-16р. Таким составом разведывательная авиация решала свои задачи до начала 1990-х гг. Кроме того, в конце 1982 г. 169-й гв. МРАП ВВС ТОФ был переформирован в смешанный полк и перебазирован с Хороля на аэр. Камрань в южном Вьетнаме. В состав этого полка из 304-го гв. ОДРАП были переданы 4 самолёта Ту-95рц.

В 1993 г., в связи с «реформированием» Вооружённых Сил страны, началось очередное значительное сокращение сил воздушной разведки, со списанием основного парка самолётов-разведчиков. В середине этого года были расформированы 304-й гв. ОДРАП и 266-я ОДРАЭ, а все самолёты Ту-16р и Ту-95рц сняты с вооружения и поставлены на хранение (134-я гв. ОДРАЭ ещё в декабре 1986 г. была расформирована, а её личный состав и авиатехника включены в 304-й гв. ОДРАП как 3-я АЭ). Но была сделана попытка сохранить разведывательную авиацию ВВС ТОФ, путём переформирования 173-го ОМШАП, вооружённого самолётами Су-17м, на аэр. Пристань, в 136-ю ОРАЭ, вооружённую Су-24м и Су-24мр, с базированием на аэр. Кневичи. Кроме них, оставались ещё два Ан-12рр и около десятка Ил-38 с аппаратурой «Баклан» (хотя их нельзя было называть полноценными разведчиками)

В 1995 г. была расформирована последняя в составе ВВС ТОФ лётная разведывательная часть — 136-я ОРАЭ. Ещё два года после этого в боевом составе ВВС ТОФ находились Ан-12рр, в составе 593-го ОТАП, но и они в 1997 г. были списаны по возрасту. С этого момента разведывательная авиация ВВС ТОФ прекратила своё существование.

Источник: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.


Источник: http://www.airaces.ru/stati/vvs-vmf-morskaya-razvedyvatelnaya-aviaciya.html
Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов