Ту-16Р. Стечение обстоятельств
В память об экипаже Ту-16Р, бортовой номер 29
20 октября 2017 года активисты регионального отделения "Поискового движения России" установили памятную табличку в нескольких десятках километров западнее поселка Гастелло Поронайского района.
Предшествовала этому большая архивная работа и переписка с сослуживцами погибших летчиков.
Пролог
13 июня 1985 года при заходе на посадку в сложных метеоусловиях, при неудовлетворительном контроле руководителя полета, а также в результате выхода за пределы глиссады Ту-16Р 134-й отдельной гвардейской дальнеразведывательной авиационной эскадрильи, бортовой номер 29, пилотируемый гвардии капитаном А.Н. Шиколаем, столкнулся с сопкой Оловянной, имеющей высоту 704 метра и находящейся в 20 километрах на северо-запад от села Гастелло Сахалинской области.
Из истории 134 ОГДРАЭ
Сформирована 12 мая 1941 года в составе ВВС ВМФ как 50-й САП на базе второй и пятой АЭ четвертого МТАП, 36-й ОБАЭ и 27-й ОАЭ ПВО с дислоцированием на аэродроме Новороссия.
Состав полка: 1 и 2 МТАЭ самолеты ДБ-3, 3 БАЭ на самолетах СБ на аэродроме Новонежино, 4 ИАЭ ПВО на аэродроме Новонежино.
В 1941 году полк включен в состав 29-й АБ (с 20 августа 1943 года — 2-я МТАД).
С 1 сентября 1941 года эскадрилья самолетов СБ включена в состав 34-го АП.
15 марта 1942 года переформирован в 50-й МТАП.
13 ноября 1943 года выведен из состава 2-й МТАД и 30 ноября 1943 года переформирован в 50-й ОДРАП с подчинением командующему ВВС ТОФ. 1-я и 2-я эскадрильи сохранили на вооружении ДБ-3Б, а 3-я вскоре получила одноместные разведчики на базе истребителей.
Преобразован приказом НК ВМФ №0460 от 26 августа 1945 года в 50-й гв. ОДРАП.
На 9 августа 1945 года базировался на аэродроме Новороссия. На вооружении имел следующие самолеты: 12 А-20, шесть Ту-2р, 15 Як-9р, 10 ДБ-3, один В-25, один Пе-2.
Участвовал в боях против Японии.
Весной 1952 года 50-й гв. ОРАП начал переучивание на реактивные самолёты Ил-28р, к которым в июне 1953-го добавились МиГ-15р из расформированной 1918-й ОРАЭ.
В январе 1958 года 50-й гв. ОРАП ВВС ТОФ начал переучиваться на реактивные разведчики Ту-16р. В августе этого же года из состава полка была выделена эскадрилья на самолётах Ту-16р, которая получила собственный номер — 266-я ОДРАЭ — и была перебазирована на аэродром Каменный Ручей, а в середине 1960 года — на камчатский аэродром Елизово. В 1973 году 271-й гв. ОДРАП (бывший 50-й гв. ОДРАП) был переформирован в 134-ю гв. ОДРАЭ.
В 1986 году 134-я гв. ОДРАЭ была расформирована, а её личный состав и авиатехника включены в состав 304-й гв. ОДРАП как 3-я АЭ.
Роковой день
13 Июня 1985 года с приморского аэродрома "Пристань" готовятся к взлету два дальних разведчика — самолеты Ту-16Р. Цель: перегон авиатехники на сахалинский аэродром в Леонидово "Ручеек". Первым взлетает экипаж А.Н. Шиколая, с десятиминутным отрывом — экипаж С.Г. Танасийчука. Но у экипажа Шиколая не все перед полетом идет гладко: заступает в наряд помощник командира корабля З.А. Туюшев, вместо него место в правом кресле самолета занимает недавний выпускник летного училища гвардии лейтенант А.З. Хайретдинов.
Из воспоминаний Туюшева:
"Я был помощником командира корабля экипажа. В тот день вместо меня полетел другой человек. Анвар только пришел служить и не был закреплен за каким-то экипажем. Должен был пройти обучение, зачеты сдавать, потом дают ему допуск к полетам в составе экипажа днем в простых метеоусловиях, потом ночью, потом в сложных и т.д. Все это проходило в нашем отряде, командир гвардии майор Семёнов В.И. В тот день, 12 июня (у меня день рождения), меня поставили в наряд дежурным по части. Из-за этого полетел в моем экипаже лейтенант Хайретдинов".
Но кроме отсутствующего из-за наряда ПКК у экипажа Шиколая отсутствует воздушный стрелок-радист, и это место занимает гвардии прапорщик В.Я. Нестерчук.
Таким образом, экипаж самолета на момент взлета выглядел следующим образом: командир корабля — гвардии капитан Анатолий Никонович Шиколай, помощник командира корабля — гвардии лейтенант Анвар Зайнагатдинович Хайретдинов, штурман — гвардии капитан Анатолий Юрьевич Невзоров, штурман-оператор — гвардии лейтенант Анатолий Иванович Брагин, оператор радио-технической разведки — гвардии старший лейтенант Фаат Минвагизович Нурутдинов, воздушный стрелок-радист — гвардии прапорщик Виктор Яковлевич Нестерчук, командир огневых установок — гвардии прапорщик Игорь Яковлевич Кузьмин.
После подготовки к вылету оба Ту-16 взлетают, первым — самолет Шиколая, с десятиминутным интервалом от него — самолет Танасийчука. Но в процессе полета из-за необходимости пропуска авиационного полка с аэродрома Кневичи самолет Шиколая "ставят в круг".
Из воспоминаний штурмана 134 ОГДРАЭ Петра Авуева:
"Мы неделю не могли вылететь на Сахалин на сборы, организованные командованием ТОФ для молодых командиров, из-за метеоусловий острова Сахалин, и когда нам дали добро на вылет, все были рады, что ожидание закончилось. Но все пошло как-то не так с самого начала. Мы вылетели с 10-минутным интервалом, но над мысом Низменным Шиколая командой РП поставили в круг для пропуска полка с Кневичей, и вот как-то так с этого все и началось, потом они изменили режим полета, увеличив скорость полета".
Так, Ту-16, следуя командам руководителя полетов, уходил с курса, все осложнялось отсутствием штатного ПКК (он был в наряде, на аэродроме базирования), сложными метеоусловиями, а также особенностями географического расположения аэродрома.
Из воспоминаний летчика 134 ОГДРАЭ З.А. Туюшева:
"Там по кругу мы шли на 600 метров. Перед четвертым разворотом начинали снижаться до 500 и входили в разворот. Во время четвертого разворота на приборной доске пилота меняется все: высота, скорость, курс и показания радиокомпаса. После выхода на посадочный — высота 500 и правее курса — гряда гор. В хорошую погоду, как каменная стена... Там вправо уклоняться категорически было нельзя".
Но экипаж, слушая РП и выполняя команды на "доворот", летел на эту каменную стену из сопок, а метеоусловия не позволяли визуально определить "уход" самолета с посадочного курса. Развивающаяся ситуация осложнялась тем, что на посадку на аэродром Леонидово заходил гражданский самолет, и руководитель полетов особое внимание уделял посадке именно этого борта, не в полной мере контролируя процесс захода на посадку Ту-16.
Петр Авуев:
"При приходе на Леонидово началась чехарда с посадкой гражданского борта, быстрая смена эшелонов, в результате чего разогнали скорость, размазали разворот на посадочный с расчетного угла и оказались справа от полосы, как раз над грядой сопок. Нижний край облачности был 700 метров, а над сопками и того ниже. РП, не видя его на экране посадочного локатора, дал команду на снижение по глиссаде, но было уже поздно. Шиколай к тому времени "вписался" в самую макушку сопки Оловянной. И когда вместо Шиколая стали садиться экипажи с Кневичей, а Толик не отвечал на запросы, стало ясно, что случилось непоправимое".
Экипаж Ту-16 (слева направо): А.Н. Шиколай, З.А. Туюшев, А.Ю. Невзоров
Экипаж Ту-16, аэродром Леонидово (крайний слева А.Н. Шиколай, справа налево: З.А. Туюшев, И.Я. Кузьмин, А.Ю. Невзоров)
Поиски
Сразу после того, как стало ясно, что произошла трагедия, была организована поисково-спасательная операция. Были привлечены и другие воинские части, в частности, 528-й истребительный авиационный полк.
Из воспоминаний Петра Авуева:
"Сразу были приведены силы АСС, но нашим бортам взлет не дали, поиск начали соседи — истребители со Смирных, но так как облачность понижалась, то ни вертолеты, ни истребители в тот район не заходили. Поиски продолжались три дня. Как только позволяла погода, вылетали вертушки. И когда наконец прояснилось, то направили сразу вертушку в предполагаемый район по пеленгу 270 градусов, где пропала метка, которую планшетисты приняли за посторонний самолет, так как на Смирных тоже в это время проходили полеты. Обнаружили его с вертушки, кажется, уже после обеда. Наземную поисковую партию решили отправить на утро следующего дня, техникой помогли соседи с танкового полка, до сопки добирались часа три-четыре, точно не помню уже, по волоку поднялись максимально, куда смогли забраться БМП, на которых мы ехали. До вершины оставалось метров 100-150, и это были самые тяжелые метры, каждый стремился достичь места катастрофы первым, потому что теплилась надежда найти кого-то живым. Картина увиденного привела в ступор, и уже дальше все делалось на каком-то автомате. На верхушке лежало оторванное хвостовое оперение с кабиной. ВСР и КОУ находились в кабине, так скажем, их тела сохранились, в отличии от передней кабины и кабины РТР. Окажись они левее или правее на 20-30 метров, они бы проскочили, и этого бы не произошло. Но стечение обстоятельств привело к этой катастрофе, они вошли крылом под ствол березы, которая росла на самом верху сопки, за счёт этого часть самолета осталась на одной стороне сопки — это шасси, от удара хвост отломился и по инерции перелетел на верх сопки. Сам фюзеляж разломился на несколько частей и загорелся. Но пожар был небольшой, локальный, от которого погиб офицер РТР, его сгоревшее, обуглившееся тело, уменьшенное в несколько раз, лежало рядом с кабиной, и было такое ощущение, что он сам открыл люк своей кабины, возможно, уже горевший и выпал из кабины в бушевавший рядом огонь, так как в районе его кабины находились кислородные баллоны. Передняя кабина тоже отломилась и сползла вниз по склону сопки. Останки членов экипажа передней кабины мы собирали по всему склону в мешки. От командира и штурмана мало что осталось, правый летчик вылетел через разбитое стекло кабины, и его в буквальном смысле размазало по сучкам валежины. О втором штурмане ничего не могу сказать, я не видел его, я искал тело Толика Невзорова, но, к сожалению, находились только фрагменты. Скоро стало темнеть, к этому времени сбор фрагментов был закончен, и мы стали готовить груз к спуску с сопки. Из парашютов кормы сделали носилки, на которые положили тела и останки, и начали спуск с сопки, по совету проводника пошли на другую сторону сопки — там спуск был более пологий. Мы спустились уже по-темному к ручью, где решили сделать привал на ночь, а утром по ручью вышли на дорогу, где остановили проезжающую машину и, загрузив скорбный груз, отправили в ближайшее село, а сами остались ожидать свой транспорт, который остался с другой стороны сопки".
По свидетельствам сослуживцев, среди обломков самолета был найден высотомер, на котором застыли цифры 700 метров (высота сопки 704 метра). Командир корабля, в последний момент увидевший сопку, взял штурвал "на себя", но им не хватило считанных метров, чтобы избежать трагедии. Командир пытался спасти машину и экипаж.
Экипаж
Командир корабля, гвардии капитан Шиколай Анатолий Никонович родился 22 декабря 1956 года на станции Сара Гайского района Оренбургской области.
Закончил школу №52 Оренбурга в 1974 году. Учился на отлично.
В 1974 году поступил и в 1978 году окончил Оренбургское высшее военное авиационное командное училище летчиков имени И.С. Полбина.
В 1977 году женился. Жена — Шиколай Любовь Петровна. В 1978 родился сын Максим.
После окончания училища был направлен служить на Тихоокеанский флот, военный гарнизон Романовка, на должность правого летчика Ту-16.
В 1981 году был направлен на переучивание на должность командира корабля в Николаев, Украинская ССР.
С 1981 года летал в должности командира, летчика I класса.
Анатолий Шиколай
Помощник командира корабля, гвардии лейтенант Хайретдинов Анвар Зайнагатдинович родился 27 января 1963 года в Кемерово.
В школу пошел в 1970 году. В 1980 году хорошо закончил 10 класс и поступил в Оренбургское высшее военное авиационное краснознаменное училище лётчиков имени И.С. Полбина, так как с детства мечтал быть лётчиком.
В октябре 1984 года закончил училище офицером с высшим военно-специальным образованием лётчика-инженера. По распределению попал в морскую авиацию на Дальний Восток. Служил в воинской части №62769 в селе Романовка Приморского края.
Анвар Хайретдинов
Штурман корабля, гвардии капитан Невзоров Анатолий Юрьевич родился 29 ноября 1955 года в Балтийске Калининградской области.
Анатолий Невзоров
Штурман-оператор корабля, гвардии лейтенант Брагин Анатолий Иванович родился 21 января 1962 года в Перми.
Анатолий Брагин
Оператор радиотехнической разведки, гвардии старший лейтенант Нурутдинов Фаат Минвагизович родился 20 июня 1962 года в Нурулате Татарской АССР.
Фаат Нурутдинов
Воздушный стрелок-радист, гвардии прапорщик Нестерчук Виктор Яковлевич родился 8 мая 1952 года в Усть-Ламенке Венгерского района Новосибирской области.
Командир огневых установок, гвардии прапорщик Кузьмин Игорь Яковлевич родился 15 сентября 1962 года в селе Дин Михайловского района Амурской области.
На месте гибели через год после происшествия
По информации сахалинского отделения "Поискового движения России".