эти фотки Гросс Диршкайм, на первой вдали виднеется маяк на мысе Брюстерорт (Таран)
фоточка из ЖБД 277-й шад
ЖБД 6 гв. бад
Напишу здесь, ибо данные происшествияимеет непосредственное отношение к аэродрому Донское. Инфа только по вертолетчикам, по летунам более раннего периода (когда был полноценный аэродром, с самолетами) не нашел:
05.10.1961 г. через 1 час 05 мин после взлета с аэродрома "Донское" произошла катастрофа вертолёта Ка-15. Экипаж в составе летчика ст. лейтенанта Ф.Г.Федченко и штурмана капитана П.М.Манжелесова выполнял испытательный полет на поиск ПЛ. На скорости 100 км/ч в процессе разворота произошел отрыв сектора управления общим шагом винта от рычага управления. В результате уменьшился шаг обоих несущих винтов, и была потеряна управляемость. Вертолет упал в воду. Экипаж погиб в воде от переохлаждения.
12.03.1973 г. произошла катастрофа вертолета Ми-4. Вертолёт был получен из ремонта, который проводился на АРЗ в пос. Люблино Калининградской области. В полёте рассоединилась муфта свободного хода редуктора. Экипаж произвёл посадку на воду на режиме авторотации несущего винта в 7 км от береговой черты на посадочном курсе к аэродрому Донское. Спасательная лодка оказалась в нерабочем состоянии, а других спасательных систем на борту не было. Попытки спасти экипаж силами полка к успеху не привели. Экипаж (капитан А.Н.Назаров, лейтенанты М.Кублицкий и Н.Квасов) погиб от переохлаждения в воде.
08.08.1974 Из-за проблем с винтами упал в море с высоты 150 м. командир полка п/п-к Полторацкий и м-р Кравченко (погибли? выжили?)
14.07.1975 г. произошла катастрофа вертолета Ми-6 пилотируемого ст. лейтенантом М.Ф.Барминым. При выполнении полета на перевозку лётного и технического состава 49-й ОПЛАЭ МА БФ с аэродрома "Коса" на аэродром Арёгала (Литовская ССР) вертолет столкнулся со стаей птиц. В результате один из двигателей заглох, и командир экипажа произвёл вынужденную посадку на пересечённую местность. Вертолёт налетел на препятствие, перевернулся и загорелся. По официальным данным погибли пассажиры - 19 человек лётчиков и техников. Но как удалось установить, на самом деле погибло 6 человек, остальные из 19-ти получили тяжёлые травмы и ожоги. Из экипажа погиб бортмеханик вертолёта Н.Приходько, он удерживал дверь для спасения пассажиров, не смог освободить руку и погиб. Остальные члены экипажа живы.
Об этом происшествии :
"В том самом 1975 году, когда эскадрилья безвылазно сидела на «Арёгале», командование решило свозить личный состав на День ВМФ на побывку домой. Для этого были выделены два вертолета Ми-6 из 745-го ОПЛВП
(а/с «Донское»), которые увезли большую часть личного состава. На «Арёгале» в составе ДС оставались только экипажи Капустянского и Козлова. После побывки те же Ми-6 забрали личный состав с базового аэродрома и пошли на «Арёгалу». Но вскоре после взлета на одном из вертолетов произошел отказ одного из двигателей. Ми-6 пошел на вынужденную в районе поселка Кострово. В результате неудачного приземления в канаву, которой не было видно с воздуха, вертолет завалился на бок, плоскость пробила фюзеляж, вошла вовнутрь, повредила баки, топливо сразу воспламенилось, вертолет загорелся. Эвакуация людей проходила очень тяжело. У лежащего на боку вертолета двери перестали быть дверями. Фактически люди выбирались только через форточку в кабине экипажа, которую чудом удалось выбить. Это спасло многих. Из примерно 50 человек, находившихся на его борту, 4 сгорели сразу и еще двое умерли в госпитале от ожогов. Погибли те, кто находился в задней части грузовой кабины: пожар начался именно там, а плоскость крыла преградила людям путь к выходу. Проведенный позднее анализ катастрофы привел к выводу, что наиболее вероятной причиной отказа двигателя стало попадание в него птицы".
Второе - рассказ В.В. Чечельницкого, с которым я знаком по переписке, находится на странице автора на Проза.ру:
"Когда я был ещё лейтенантом, рядом с нами, на аэродроме в районе Балтийска потерпел катастрофу вертолёт МИ-6, который перевозил лётные и технические экипажи противолодочных самолётов БЕ-12 в Литву для полётов на грунтовом аэродроме Арёгала. Вертолёт был перегружен. Руководитель полётов дал ему разрешение на взлёт с КДП, после чего бегом добежал до вертолёта и тоже туда залез.
Через несколько минут после взлёта остановился один двигатель. Перегруженный МИ – 6 на одном в горизонте не тянул, пошёл со снижением, подбирая площадку для вынужденной посадки. Сел в поле по-самолётному, на первый взгляд, нормальное поле, только трава высокая. Колесо на пробеге попало в канавку, вертолёт опрокинулся и загорелся. Пока пассажиры и экипаж смогли покинуть вертолёт, сгорело 11 человек. Я не знаю, что сделали с командиром экипажа, но носить такой моральный груз потом в душе – врагу не пожелаешь".
Кстати, косвенно подтверждается, что МИ-6, некогда стоявший у Дворца Пионеров г. Калининграда, входил в состав 745 вертолетного полка из Донского.
19.07.1977 г. при отработке действий по передаче шнурового заряда с вертолета на корабль произошла катастрофа вертолета Ка-25, пилотируемого капитаном В.В. Трушенковым. Экипаж принял на буксир укладчик шнурового заряда и приступил к его буксировке. Через 7 минут с разрешения РП вертолет выполнил заход для передачи буксировочного троса на корабль-тральщик. Во время передачи трос зацепился за надстройку корабля, что привело к потере управляемости, вертолет упал в воду в 50 метрах от корабля и затонул. Члены экипажа покинули тонущий вертолет, но при этом погиб борттехник лейтенант В.И. Верусь.
10.03.1982 года Вертолет МИ-14пс, ВВС БФ, аэродром Донское
Летчик – командир вэ, военный летчик 2-го класса, капитан Малый В.В.
Инструктор – старший инспектор-летчик ОБП ВВС БФ, военный летчик 10-го класса,
подполковник Филипченко В.А.
Ночь, ПМУ.
Контрольн0вывозной полет с воды.
Обстоятельства АП
На 9-ой минуте полета на снижении, при заходе на посадку на воду, на высоте 40м и скорости 50 км/ч, в процессе гашения скорости, после включения фар освещения водной поверхности, при возникновении экрана поисковых фар, экипаж не перешел на пилотирование по приборам и потерял контроль за режимом полета, увеличение вертикальной скорости снижения заметил поздно. Принятыми мерами ошибку поправить не удалось из-за отсутствия высоты. Вертолет с левым креном и повышенной вертикальной скоростью приводнился, коснулся, коснулся лопастями воды и опрокинулся.
В создавшейся аварийной обстановке экипаж действовал неграмотно. Летчик-инструктор тоже отвлекся регулировкой фар, передоверил командиру экипажа управление вертолетом и допущенную им ошибку исправить не успел. При покидании вертолета экипаж действовал хладнокровно, оказывая помощь друг другу. Через 50 мин после аварии экипаж МИ-14пс был поднят на борт корабля обеспечения.
Заключение о причинах АП:
Причиной летного происшествия явилось нарушение методики летного обучения старшим инспектором-летчиком подполковником Филипченко В.А., который проявил халатность в выполнении своих обязанностей при обучении летчика посадке на воду ночью.
01.03.1988 г. произошла катастрофа вертолета Ка-29, пилотируемого командиром полка полковником В.В. Ткаченко. Предположительной причиной катастрофы стала потеря пространственной ориентировки при выполнении захода на зависание по глиссаде над водой ночью. Командир экипажа Ткаченко остался жив, всплыв с глубины. Погиб штурман - старший штурман полка подполковник П.А.Тякин.
12.04.2018 Вертолет Ка-29 потерпел крушение 12 апреля во время ночных испытательных полетов в Балтийском море. По предварительным данным, инцидент произошел около 22:30 в районе поселка Донское, неподалеку от мыса Таран. По данным ТАСС, авиакатастрофа произошла в ходе плановых учений. По плану отрабатывались посадка и взлет вертолета с борта военного корабля. Экипаж перестал выходить на связь после захода на очередной круг. «Вертолет совершал посадки на корабль, который проходит испытания. Экипаж — инструкторы, которые опробовали посадки на испытываемый корабль. Экипаж: летчики-испытатели АО "Камов", к аэродрому Донское никакого отношения не имеют.
Отсюда https://ponarther.livejournal.com/10141.html и https://www.newkaliningrad.ru/news/inci ... -more.html
https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=38&t=3838