Как-то в мои руки попала лётная книжка рядового Люфтваффе, служившего в 1941 году в Нойкурене. Полистав документ, я понял, что данные, записанные в книжке, представляют собой особый интерес для любителей истории города, ведь это направление до сих пор подробно не рассматривалось и не изучалось. Итак, на основе материала, предлагаю ознакомиться с одним из многочисленных моментов истории города Нойкурен.
НАЧАЛЬНАЯ ЛЁТНАЯ ПОДГОТОВКА НА САМОЛЁТАХ КЛАССА «А2»
В FLUGZEUGFUHRERSCHULE A/B 125 (FFS A/B 125)
NEUKUHREN 29.07.1941 – 25.11.1941
29 июля 1941 года рядовой Рудольф Шафер был направлен для повышения лётной подготовки в Gerdauen (Железнодорожный). Там он был зачислен в состав группы 7/41 базировавшейся в Neukuhren и входящей в состав 125-ой школы летчиков категории «А/В».
Наряду с Шафером в состав группы вошли так же ефрейтор Шуслер, рядовой Греуель, рядовой Ретши-Отто, и рядовой Шварц. Командир группы - унтерофицер Шенк.
По прибытию Шафер провёл три ознакомительных полёта (einweisung) вторым пилотом на самолёте Klemm 35 (KL-35). В общей сложности эти три вылета продлились более часа.
В дальнейшем, до перевода в Нойкурен 26 августа, Шафер совершил 50 учебно-тренировочных вылетов (schulflug) протяжённостью каждого не более 10 минут. Инструктором был унтерофицер Киентопп.
5 августа был проведён инспектируемый полёт (uberprufung) с оберфельфебелем Скирло.
В Нойкурене Шафер продолжил тренеровочные полёты на KL-35 с унтерофицером по фамилии Франкенштейн.
1 сентября был выполнен полёт с опасными заданиями (Gefahren einweisung).
С 8 по 16 сентября вылетов не было. Вполне вероятно, что в этот период были какие-то теоретические занятия или экзамены, т.к. 16 числа Рудольф вновь совершал вылеты с инспектором Скирло. Оберфельфебель принял экзамен у Шафера, и в этот день в 10 ч. 39.мин. Рудольф Шафер совершает свой первый одиночный вылет (alleinflug).
После нескольких непродолжительных (5-8 минут) полётов над аэродромом (platzflug),
Шафер вылетел на контрольный полёт (kontrollflug) со своим инструктором Франкенштейном. К этому времени наш пилот налетал 11 часов.
22 сентября Франкенштейн провёл инструктаж по полёту со скольжением (slip einweisung), а затем Шафер выполнил этот приём (slip ubung) лично.
Прерывая череду "аэродромных" вылетов, 23 сентября Шафер инструктируется по такому элементу воздушного боя, как вираж (steilkurven einweisung), а 26 сентября по полёту с выполнением фигур пилотажа (geschicklichkeits einweisung).
В этот же день Шафер самостоятельно выполняет вираж (steilkurven ubung). Этот полёт длится 27 минут, причём выполнил его Рудольф на незнакомой машине. До этого все полёты были на Klemm 35 с бортовым номером "GI-CI" а вираж на "TI-AC".
Франкенштейн не отходит от Шафера ни на шаг. Буквально через два с половиной часа он вместе со своим подопечным поднимается в воздух с целью обучения посадке в заданной точке (ziellandungen einweisung). Шафер всё понял с двух вылетов, и тут же без помощи Франкенштейна, точно выполнил этот элемент полёта (ziellandungen ubung). Следующие пять вылетов с выполнением задания по приземлению в указанной точке были экзаменационными (ziellandungen prufung).
30 сентября пролетев разок над аэродромом для испытания новой машины Kl-35 с бортовым номером "KE-SG", Шафер, совершает три вылета для приземления в заданной точке с высоты 1500 метров (ziellandungen ubung 1500).
1 октября Рудольф Шафер вылетает для выполнения фигур пилотажа (geschicklichkeits ubung).
С 4 октября Франкенштейн вновь берётся за обучение Шафера. На этот раз лётным элементом стала учебная вынужденная посадка (notlandeubung). Все три вылета 4, 6 и 8 октября производились на разных Klemm 35.
8 октября - круг над аэродромом (platzrunde), высотный полёт (hohenflug) и очередное приземление в заданной точке.
10 октября Франкенштейн показывает, как рулить на биплане Bucker 131(Bu-131). Достаточно четырёх вылетов, чтобы Шафер сел за штурвал. Пару раз сомостоятельно пролетев над аэродромом, он пересаживается на место второго пилота, и Франкенштейн
объясняет ему, как совершать вынужденную посадку на Букере.
На следующий день оберфельфебель Скирло вместе с Шафером выполняет фигуры высшего пилотажа (kunstflug einweisung) на Focke-Wulf 44 (Fw 44), а 13 октября Франкенштейн контролирует (kontrollflug) Шафера в четырёх вылетах на Bucker 131.
14 октября Шафер с Франкенштейном осваивает перелёт на другой аэродром (uberland einweisung) на Bu-131. Полёт проходил над Tapiau (Гвардейск) и Koenigsberg`ом, был продолжительностью 126 км., и длился 62 минуты.
15 октября полёт над Koenigsberg`ом (160 км., 78 минут).
16 октября перелёт в Tilsit (110 км., 52 минуты), и из Tilsit`а через Wehlau (Знаменск) в Grunhoff (Рощино) (130 км., 70 минут).
17 октября три вылета не на своём аэродроме (ausslandungen) в Grunhoff`e с Франкенштейном, и шесть вылетов самостоятельно. В конце дня перелёт (uberfuhrung) в Neukuhren.
23 октября на новом Bucker 131(BA-QK), Шафер самостоятельно летит в Tilsit (Советск) и обратно.
24 октября на Bucker 131(KJ-NI) Neukuhren - Gerdauen - Insterburg - Neukuhren.
Через неделю, 30 октября Шафер летит в Tilsit, где на следующий день (1 ноября) получает очередное воинское звание ефрейтора.
С 3 по 24 ноября Шафер летает на разных Bu-131 в такие города, как Memel, Heiligenbeil, Tilsit, Lotzen, Lyck, Schippenbeil, Elbing.
25 ноября Рудольф Шафер заканчивает обучение в FFS 125 на самолётах класса А2. За четыре месяца обучения Шафер налетал 49 часов и 2074 километра вне аэродрома.
Аэродром Нойкурен-Пионерский расположен в юго-восточной части города. Аэродром всегда был грунтовым, и взлёты-посадки на нём происходили разнонаправлено…
Размещение именно здесь аэродрома, думаю, было обусловлено тем, что в случае необходимости была возможна поддержка с моря (в городе на тот момент имелся хорошо укреплённый порт).
С севера от аэродрома при немцах размещались кармы 10 лётн. Учебн. Полка Люфтваффе, в котором несколько месяцев проходил обучение на самолётах классов А и В известный ас Эрих Хартман.
у нас же в этом военном городке до недавнего времени располагалась вч 40790(ШМАС, школа техников, прапорщиков).
Теперь это территория т.н. гос. Резиденции
К югу от аэродрома базировался 1-й минно-торпедный авиационный полк ВВС Балтийского флота, а так же 9 флотский учебный экипаж. Как и в других случаях эти в.ч. занимали здания немецкой постройки.
Как видно, на данный момент территория 1-го миноторпедного заброшена, на остальной территории начинают размещение космические войска. Поскольку различные строения и ангары теперь не охраняются, я не упустил воможности прогулятся там с фотоаппаратом что-бы добавить несколько современных фото в свой доклад. Но об этом чуть позже.
Строительство аэродрома началось в 1934 году, и закончилось в 37. В мои руки попал этот замечательный конверт, к сожалению без содержимого. На конверте два интересных штемпеля. Один и них, как раз, нас и интересует. Это штемпель пауша́льной опла́ты. Такие штемпеля ставились вместо почтовых марок на корреспонденции которая сдавалась в почтовое отделение в значительных объёмах и оплачивалась авансом.
В нижней части штемпеля имеется специальная пометка, которая использовалась учреждениях Третьего рейха с 1923 года. Ну а в верхней части - надпись «управление строительством аэродрома Нойкурен».
Как и положено, аэродром, как и положено имел всю необходимую инфраструктуру.
Вот, например жетон военнослужащего Вермахта. Flugplatzkommando - это подразделение, которое занимается подготовкой и обслуживанием самолётов, производит контроль за полётами, следит за состоянием взлёток, проверяет различное оборудование и т.д.
Или Значёк служащего. Подразделение, указанное на нём, ответственно за починку и обслуживание летной и наземной транспортной техники.
Проехав вокруг аэродрома, можно увидеть большое количество руин, оставшихся вероятно от зданий, участвовавших ранее в работе лётного поля.
Толщина бетонной отливки местами составляет 40 см.
Руины тянутся метров на 800, превращены в свалку мусора и небезопасны
Лет 15 назад, при раскопках руин местными жителями были найдены несколько авиабомб. Было принято решение взрывать на месте…
Вот какая история связана со ШМАС:
Выборгский филиал университета Гражданской Авиации
http://vatuga.ru/spravka.html
В Исторической справке читаем:
История училища берет начало в августе 1949 года, когда приказом главкома авиации Военно-Морского Флота в г. Пионерске Калининградской области была создана 56 школа авиамехаников. В 1952 году на базе школы образовано 66-е Военно-морское авиационное техническое училище, призванное готовить техников-офицеров для морской авиации. Начальником училища был назначен полковник Боровиков Д.И. (1949-1952). В училище изучалась самая современная на то время техника – реактивные истребители МиГ-15 и МиГ-17. Первый выпуск училище произвело в 1952 году. В этом же году начальником училища стал генерал-майор Пуцикин Б.П. (1952-1959).
Летом 1956 года училище было перебазировано в Выборг и разместилось в здании по адресу ул. Путейская,8, которое и до сих пор является основным административным, учебным и жилым корпусом.
Таким образом это ВАТУ образовалось в Пионерске.
Ныне на Гвардейском аэродроме (ДОССАФ) силами аэроклуба установлен в качестве памятника самолёт МиГ-15, который "подобрали" на территории бывшего ВАТУ в Пионерске. На самолёте во время реставрации обнаружился серийный номер и на фюзеляже проступают 5 звёздочек. Не хотелось бы думать, что это декорация. Вероятно, что самолёт воевал в каком-то конфликте, возможно, на Востоке, например, в Корее.
Факт установки самолёта на территории части в 50-е годы должен был бы быть отражён в Историческом формуляре части, каковой являлось ВАТУ. Есть шанс, что жив кто-то из ветеранов в Пионерске, кто мог бы помнить Историю этого самолёта. Может быть сохранились старые фотографии? Нужна помощь в поиске!
Детство провел в Пионерске - мой отец служил до 1962 г в в.ч. 40790 и знаю все о гарнизоне, мальчишками все облазили подряд. Во-первых, про мозаику в "матросской столовой" там раньше был офицерский (немецкий клуб) и, видимо, в пивнушке что-то было нарисовано на стенах. Слева от столовой была пристроена круглая танцевальная площадка, помнится, вокруг нее находились на фигурных металлических столбиках эл.фонари. Белые шары которых, конечно, были разбиты и осколки валялись по кустам. Как-то, схватился за столбик, и меня ударило током - это было в 1956 году, но заряд полученный помнится. Второе - Поле аэродрома, точнее взлетная полоса - не грунтовка, а было покрыто металлическими пластинами, с круглыми отверстиями. Плиты были скрепленными между собой захватами - это помню точно, так как на поле ходили собирать шампиньоны. Что касается воинской части за аэродромом - помню хранилище нефтепродуктов в лесочке, с еще полными водой-керосином вкопанными в землю цистернами. Мальчишками лазили с фонариками под рухнувшие бетонные перекрытия и среди них видели сплющенный спортивный самолет, смятый, но выглядел как новенький - с пропеллером впереди красного цвета. Оружия в лесочках было ржавого полно, немецкие каски - как грибов, но мы искали и ценили советские! Военного металла особенно много было на территории 40790 в водоеме (от проходной идти к стадиону), его чистили, спускали как-то воду и много чего было найдено в нем.
Да уж vladimirsecond при срочной службе я там проходил обучение в ШМАСЕ с осени 66 до весны 67 года - помню : про металлические пластины на взлетке , цистерны под горючку , причем внутренняя поверхность резервуара цистерны была эмалью покрыта и без ржавчины ( что меня удивляло ) , там-же на аэродроме стояло 2 или 3 самолета которые
конечно не летали , но мы их в караулу охраняли , точнее там был один из постов караула.
Далее столовая : она располагалась непосредственно на на краю моря т.е. это была ближайшая точка от моря , а жилые помещения - казармы мы звали их кубриками т.к. проживали в достаточно комфортных условиях с точки зрения количества в одном помещении ; это далее от берега , но шум волн мы всегда слышали .И я что-то по спутниковым снимкам не могу найти где были эти строения - столовая , и жилые помещения , неужели все разрушено .
Далее на торце столовой на фронтоне было видно что был крест , он был замазан или зашпаклеван другой штукатуркой - поэтому все-равно просматривался и мы а точнее я всегда при входе в столовую посматривал и поглядывал на этот проступающий крест .Хотя я допускаю что это было как барельеф Христа на кресте , по крайней мере так говорили.Ангар был обнесен достаточно высоким сплошным забором и подходить к нему запрещалось с тем подтекстом что там за забором и в ангаре заминировано , разминировать не могут - ну так нам говорили . И мы действительно туда близко не подходили да и особой возможности не было . О как это давно было .....