Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Глубокая река течет без шума. (башкирская)

Аэродром Powunden - Повунден (Аэропорт Храброво)

Назад

 

Закончилось тихое сельскохозяйственное прошлое Повундена в конце 30-х годов 20в. и началось авиационное настоящее поселка – недалеко от уже полностью исчезнувшего замка был открыт аэродром «Люфтваффе».
Советские войска овладели Повунденом 27 января 1945 года, как говорится в сводке «в ходе продолжающегося наступления»… Аэродром в Повундене еще некоторое время использовался советской авиацией, в том числе и знаменитой эскадрильей «Нормандия-Неман».
20 марта 1962 года в аэропорту Храброво приземлился первый самолёт Ан–10, открывший линию Москва–Минск–Калининград, перевозивший до 100 пассажиров и 3500 кг груза со скоростью 600 км/час. В июне 1970 года введено в эксплуатацию здание пассажирского павильона с пропускной способностью 150 пассажиров в час. В этом же году отправки пассажиров составили 155 тысяч человек. В 1973 году началось строительство нового комплекса аэропорта Храброво, а также реконструкция взлётной полосы и рулёжных дорожек.
17 июля 1979 года состоялось торжественное открытие первой очереди нового комплекса аэропорта Калининград. 29 марта 1989 года аэропорту был присвоен статус международного для выполнения чартерных полётов.


в Храброво базировался знаменитый 759-й МТАП (бывший 51-й МТАП) и 4287-я АТБ, 289-й отдельный дивизион обеспечения управления посадки и 47-я минно-торпедная партия.
759-й МТАП принимал участие в операции "АНАДЫРЬ". Ил-28 (по кодификации НАТО: Beagle — «Гончая») — первый советский реактивный тактический бомбардировщик.

1275542617_5.jpg

База аэродром Храброво (Powunden) 1962. Командир полка полковник Ермаков Дорофей Самсонович. Зам по ИАС полковник Пашинин Федор Федорович

IMG_0002 (3).jpg

IMG_0026 (3).jpg

С 5 по 25 февраля 1945 года на аэродроме Повунден (Храброво) базировался полк «Нормандия-Неман»

Аэродром с французским шармом
Начало 1945 года, как известно, для Красной армии было ознаменовано тяжелейшими кровопролитными боями в Восточной Пруссии. Кое-где наступление наших войск развивалось стремительно, в других местах они увязали надолго. И это касалось не только наземных сил, но и авиации, С 5 по 25 февраля 1945 года на аэродроме Повунден (Храброво) базировался полк «Нормандия-Неман». В небе над Восточной Пруссией французы побеждали на советских Як-3которая на одних аэродромах успевала слегка обжиться, а на других не бывала и нескольких дней.

Они были первыми
Это тихое заснеженное местечко, Повунден, с остатками старинного замка советские войска взяли 27 января 1945 года, как говорилось в сводке, «в ходе продолжающегося наступления». Но, как выяснилось, рядом находился один из многочисленных аэродромов Люфтваффе, построенных на территории Восточной Пруссии в середине 30-х годов в рамках осуществления воинственных планов гитлеровской Германии по завоеванию мирового господства. Точнее, типовая взлетная полоса появилась здесь 75 лет назад – в 1935 году.
Первыми территорию аэродрома сразу же обследовали саперы, так как немцы имели обыкновение, отступая, минировать важнейшие объекты. Ну и, разумеется, наша авиация не замедлила воспользоваться прекрасным шансом передвинуть свое базирование поближе к местам боев. И уже 5 февраля после бомбардировки Кенигсберга первыми здесь приземлились самолеты Як-3 3-й эскадрильи знаменитого 1-го отдельного истребительного полка «Нормандия-Неман».

«Механики и мы довольны»
Вот как писал в своих воспоминаниях о своем пребывании в Повундене французский летчик Франсуа де Жоффр: «Мы находимся на бывшей немецкой авиационной базе Повунден. Дома, в стиле казарм, тщательно замаскированы. В них мы находим комфорт, которого никогда не имел ни один солдат во Франции. Бетонная взлетно-посадочная полоса превосходна. Наши самолеты хорошо укрыты, механики и мы довольны».
Фашистские летчики покидали аэродром Повунден в большой спешке, поэтому многие авиамашины так и остались в своих ангарах. К примеру, при обследовании базы было обнаружено несколько «Мессершмиттов-108» в превосходном состоянии. Кроме того, в ангарах размещался и целый парк самолетов не военного назначения – сельскохозяйственных, прогулочных и т.д.

О ревуар, Повунден!
К концу февраля 1945 года Красная армия после затяжных позиционных боев вновь смогла перейти к более мощным ударам по противнику. И уже 25-го числа авиаполк «Нормандия-Неман» получает приказ перебазироваться в недавно отвоеванный Фридланд (ныне Правдинск).
После войны (да и то не сразу) хорошо сохранившийся аэродром Повунден, переименованный вслед за близлежащим поселком в Храброво, поначалу использовался исключительно военными. Ну а в начале 60-х годов, наряду с военной авиацией, сюда пришла гражданская: официальный калининградский аэродром Девау сильно устарел, и было принято решение перевести его в Храброво, так как здесь была современная «бетонка». Полосу удлинили на 500 метров, и 20 марта 1962 года в аэропорту Храброво приземлился первый самолет Ан-10, открывший линию Москва-Минск-Калининград. Так начался новый жизненный этап аэродрома, повидавшего еще до распада СССР летчиков трех государств – немецких, французских.


Источник: https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=38&t=5454&sid=eb9a781db04634de9a34e3d78bf78b6f
Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов