Военная обстановка на Дальнем Востоке вновь обострилась в связи с милитаристскими планами активного члена «Антикоминтерновского пакта» — Японии. Используя ранее захваченную территорию Маньчжурии и районы Внутренней Монголии в качестве плацдарма, японские войска в июне 1937 г. вторглись во внутренние районы Центрального Китая. За короткий период был захвачен ряд крупных китайских городов (в т. ч. Пекин, Тяньцзинь, Калган и др.). Самолетный парк Китая (ВВС Гоминьдана) насчитывал около 600 боевых самолетов, из них 305 истребителей, остальные — легкие бомбардировщики и разведчики, из которых только 50% являлись боеспособными. Общая численность японской военной авиации, задействованной в японско-китайской войне, составляла до 700 самолетов.
Истребитель И-16 с дополнительными подвесными баками
За два с небольшим месяца боев ВВС Китая потеряли больше половины своих боевых самолетов. К 22 октября из 305 боеспособных самолетов у них в летном состоянии осталась всего 81 машина.
В соответствии с ранее подписанным (21 августа 1937 г.) договором о ненападении и соглашением о военно-технической помощи правительство Чан Кайши обратилось за помощью к руководству СССР. По линии ВВС в Китай вскоре поступила первая партия советских самолетов: истребители И-15бис (62 машины), И-16 (93 машины) и 8 учебно-тренировочных УТИ-4 , 62 скоростных бомбардировщика СБ и 6 ТБ-3, а также запасные авиамоторы и авиазапчасти. Помимо авиационной техники, китайской армии были переданы и средства противовоздушной обороны: двадцать 76,2-мм зенитных орудий и 40 тыс. выстрелов к ним, 207 ящиков с приборами управления зенитным огнем, 4 прожекторные станции и 2 звукоуловителя.
В соответствии с планом секретной «Операции Z (Зет)» предусматривалось задействовать в боевых действиях советских летчиков-добровольцев (по примеру испанских событий). По решению военно-политического руководства СССР для решения этой задачи были сформировано: эскадрилья истребителей И-16 (31 самолет, 101 человек) и эскадрилья бомбардировщиков СБ (31 самолет, 153 человека).
В октябре 1937 г. в летной бригаде Академии им. Н.Е. Жуковского (г. Москва) были собраны добровольцы из всех военных округов для отправки в Китай (447 человек летно-технического состава). Серьезным недостатком являлось отсутствие у всех летчиков какого-либо боевого опыта.
Авиационная техника полностью была переброшена на китайскую сторону воздушным путем. Помимо участия в боевых действиях, советские специалисты приняли активное участие в подготовке летного состава ВВС Гоминьдана. В городах Чэнду, Суйнин, Ляншань, Лаохэкоу и др. были открыты летные и авиационно-технические школы. Только в школе г. Ланьчжоу за период с декабря 1937 г. по март 1938 г. удалось подготовить 73 китайских летчика. Часть летного состава ВВС Китая было отправлено на учебу в Советский Союз. В целом к весне 1938 г. в советских авиашколах подготовили 200 летчиков.
Первое боевое столкновение советских пилотов с противником состоялось 21 ноября 1937 г. В бою с 20 японскими самолетами наша авиагруппа (семь И-16) над Нанкином (в тот период — столицей Китайской Республики) без потерь сбила 3 неприятельских аппарата (2 истребителя «А5М» и один бомбардировщик). На следующий день, 22 ноября, открыла боевой счет группа Г.М.Прокофьева, 6 истребителей И-16 в схватке с шестью «А5М» одержали одну победу без потерь.
Истребитель И-16 тип 10 из состава особой группы советских добровольцев, обеспечивавших охрану автотрассы "Z". На фюзеляже эмблема Синьцзянского пограничного авиаотряда и надпись иероглифами "Синцзян". Хами, 1940-1941 г.
24 ноября японцы взяли реванш: шесть А5М, сопровождая восемь «бомберов», подбили три из шести взлетевших на перехват И-16. Сами японцы объявили о двух победах.
1 декабря наши истребители на подходе к Нанкинскому аэродрому вступили в бой с японскими бомбардировщиками, всего в тот день в пяти вылетах добровольцы сбили и подбили около десяти «бомберов» и четыре истребителя. Свои потери: 2 И-16, летчики выпрыгнули с парашютами, один самолет из-за выработки горючего сел на залитое водой рисовое поле. Китайские крестьяне вытащили его оттуда волами.
На следующий день, когда группа бомбардировщиков в сопровождении до 20 истребителей «тип 96» подходила к Нанкину, взлетевшие на перехват советские истребители (В.В.Беспалов, А. Коврыгин, Самонин, Шубич и др.) вступили в бой с истребителями сопровождения. Воздушный бой продолжался свыше 30 минут, «за это время японские бомбардировщики сумели безнаказанно сбросить бомбы на аэродром, подходя отдельными группами с интервалом в 2-3 мин. на высоте 4500 м, не причинив ему, однако, вреда.
В воздушном бою был сбит один японский И-96, второй, загоревшись, успел сбросить бензобак. Наши летчики потеряли три самолета».
В этот же день взлетевшие с Нанкинского аэродрома истребители без потерь сбили всех троих японских разведчиков (по другим данным, 2 декабря над Нанкином наши истребители за пять вылетов без потерь сбили шесть бомбардировщиков).
Со своей стороны японцы утверждали, что восемь штурмовиков Йокосука B4Y1 в сопровождении шести А5М из 13-го авиаполка во время налета на Нанкин без потерь сбили семь И-16.
Лётчик-истребитель Н.Ф. Панюков | Лётчик-истребитель А.А. Губенко | Лётчик-истребитель Д.А. Кудымов |
Командир эскадрильи И-15 А.С. Благовещенский | Комбриг Г.И. Тхор | Атташе по ВВС при советском посольстве в Китае полковник П.Ф. Жигарев |
Но численное превосходство японской авиации (на 1 советский самолет приходилось 5-7 машин противника) вынуждало наших летчиков совершать по 5-6 боевых вылетов в день. Преимущественно действовали группами (по 5-6 самолетов) против 50 бомбардировщиков и 20-30 истребителей противника. Положение спасало лишь личное мужество и находчивость советских пилотов в воздушных боях. Позднее им в помощь прибыли летчики, имевшие боевой опыт, полученный в Испании.
Истребитель И-15бис (И-152) советского летчика Г.Н. Захарова, будущего Героя Советского Союза. 25 сентября 1938 г. на этом самолете погиб леттчик Н.А. Смирнов
По признанию японской стороны, к концу 1937 г. советским летчикам-истребителям в районе Нанкина и Наньчана удалось временно достичь локального превосходства в воздухе.
В то же время успехи на сухопутном ТВД позволили японскому военному командованию с начала января следующего года заметно активизировать деятельность своей морской авиации, резко увеличив частоту ее налетов на крупные китайские города. В воздушных боях обе стороны несли ощутимые потери. В числе погибших числились советские истребители: лейтенанты И.И.Потапов и А.В.Орехов.
Руководство нашими истребительными авиаподразделениями в Китае в начале 1938 г. было возложено на Героя Советского Союза комбрига П.В.Рычагова (Главного военного советника по ВВС) и комиссара А.Г.Рытова.
Общую координацию всей деятельностью советских летчиков-добровольцев в Китае осуществлял военно-воздушный атташе при советском посольстве (будущий руководитель ВВС КА) полковник П.Ф.Жигарев (позднее — Г.И.Тхор, затем — П.Н.Анисимов).
Особое внимание уделялось совершенствованию боевой работы истребительной авиации. Командиром эскадрильи И-15 был назначен вновь прибывший из СССР капитан А.С.Благовещенский (14 ноября 1938 г. удостоен звания Героя Советского Союза), на которого возлагалась организация боевой работы Нанкинской истребительной авиагруппы на И-16. По его указанию, с целью своевременного обнаружения японской авиации, в районе наших аэродромов были развернуты посты ВНОС, что заметно сокращало сроки вылета дежурных истребителей на перехват противника. Благовещенскому также принадлежала инициатива в организации взаимодействия между скоростными И-16 и маневренными И-15. Такой принцип позволил в апреле 1938 г. при отражении налетов японской авиации на базу Ханькоу уничтожить 36 самолетов противника, потеряв лишь две свои машины.
В ходе японо-китайской войны (1937-1945 гг.) противоборствующие стороны периодически прибегали к воздушным таранам самолетов противника. Официально был признан таран старшего лейтенанта А.А.Губенко, который 31 мая 1938 г. на И-16 сбил японский истребитель «А5М2». За время участия в боевых действиях советский летчик-ас имел 7 воздушных побед. В феврале 1939 г. А.А.Губенко была вручена золотая звезда Героя Советского Союза.
По мнению китайских историков, воздушным тараном можно считать и действия старшего лейтенанта Я.З.Шустера, самолет которого в воздушном бою 29 апреля 1938 г. над Ханькоу при лобовой атаке столкнулся в воздухе с неприятельским аппаратом. Оба летчика погибли.
В небе Китая гибли и прославленные японские асы. 18 июля того же года воздушный бой над Наньчаном стал последним для известного японского летчика — лейтенанта-коммодора М.Нанго, чей И-96 (Мицубиси «А5М») столкнулся с ранее обстрелянным им советским истребителем И-16 (младший лейтенант В.Е.Шарай). Наш летчик сумел посадить поврежденный самолет. За этот подвиг его наградили орденом Красного Знамени. К тому времени японская сторона имела лишь один случай преднамеренного тарана.
22 декабря 1937 г. лейтенант Н.Оббаяси в ходе воздушного налета японской авиации на г. Наньчан атаковал советский истребитель И-16 (лейтенант Г.Я.Кашин) со смертельным исходом для обоих пилотов.
Фото скоростного бомбардировщика
Наша авиация не только защищалась, но и наносила ответные удары. К декабрю 1937 г. в составе ВВС Гоминьдана уже имелось 26 бомбардировщиков СБ. В их число входили две боевые группы советских летчиков. 2 декабря группа СБ-2 (9 машин, командир — М.Г.Мачин, будущий Герой Советского Союза), дислоцированная в районе г. Нанкин, совершила воздушный налет на японскую авиабазу в Шанхае. В результате бомбардировки на аэродроме было уничтожено (по советским данным) около 30-35 самолетов противника. От действий японской стороны повреждения получили два СБ. Вскоре эта же группа нанесла удар по японским кораблям на р. Янцзы, причинив повреждение шести из них.
С оставлением китайскими войсками Нанкина, авиагруппа Мачина перебазировалась в г. Наньчан.
15 декабря две группы СБ (командиры: М.Г.Мачин и Ф.И.Добыш) подвергли бомбардировке Нанкинский аэродром. По докладам летчиков, уничтожено до 40 японских самолетов, а также большое количество горючего и боеприпасов. На обратном пути (в районе г. Уху) советские бомбардировщики были перехвачены неприятельской истребительной авиацией. В воздушном бою один СБ (китайский экипаж) был сбит, потери японской стороны составили 4 истребителя.
В январе 1938 г. к боевой работе приступила советская авиагруппа бомбардировщиков (командир — Ф.П.Полынин, будущий Герой Советского Союза). 23 января бомбовому удару подверглись японские аэродромы в Уху и Нанкине (общие потери: 3 уничтоженных и 51 поврежденный самолет), а также железнодорожная станция Шаньчин, где подожжен состав с горючим.
24 и 26 января объектами бомбардировки стали войска противника в районе городов Нингофу, Уху и станция Шаньчин.
Активные действия советско-китайской бомбардировочной авиации по передовым японским аэродромам, вынудили противника отвести основные силы своей авиации подальше от линии фронта. Но это не остановило советское авиационное командование. 23 февраля 1938 г. была проведена операция (инициирована полковником П.Ф.Жигаревым) по воздушному налету на японскую авиабазу на о. Тайвань с целью уничтожения новых итальянских двухмоторных бомбардировщиков «Фиат BR.20». Первоначально предполагалось задействовать 2 авиагруппы: советскую Хоньковскую (8 СБ, командир — Ф.П.Полынин) и смешанную Наньчанскую (12 СБ). Но вследствие густой облачности на цель вышла только группа Полынина. Противник даже не успел принять меры противовоздушной обороны. В результате на авиабазу было сброшено 280 бомб, уничтожено около 40 собранных самолетов, ангары и трехгодовой запас горючего.
Также наши бомбардировщики активно действовали по транспортным коммуникациям и группировкам войск противника.
В феврале 1938 г. атаке подверглась одна из крупных станций Тяньцзинь — Пукоуской железной дороги. Путем бомбометания была сорвана переправа японских войск через р. Хуанхэ. Месяцем позднее уничтожены важный железнодорожный и понтонный мосты через Хуанхэ.
Командир авиационной группы бомбардировщиков,Герой СССР Ф.П. Полынин | Командир бомбардировочной авиагруппы Т.Т. Хрюкин | Командир группы ДБ-3 капитан Г.А. Кулишенко | Командир группы истребителей К.К. Коккинаки |
В июне подразделение Полынина сменила новая бомбардировочная авиагруппа (командир — Т.Т.Хрюкин). Она была создана на основе дополнительно переброшенных в Китай «СБ» (командир — капитан С.В.Слюсарев), к которой вскоре добавилась (прилетевшая из Союза) группа Г.В.Титова.
Основной задачей нашей авиации явилось ограничение судоходства по р. Янцзы. Только за период с 14 июня по 28 июля 1938 г. по неприятельским судам и войскам в прибрежной полосе было осуществлено 49 налетов. По советским данным, только одна группа Слюсарева до осени потопила более 70 речных судов противника.
Тем временем поступившая из СССР в апреле того же года вторая партия авиационной техники (94 И-16, 122 И-15, 8 УТИ-4, 5 УТ-1, 62 СБ и 40 боекомплектов) значительно усилила ВВС Гоминьдана. Китайская сторона теперь могла самостоятельно вести боевые действия в воздухе. В ночь на 20 мая китайские летчики на СБ совершили дерзкий полет над территорией Японии, сбросив над о. Кюсю и префектурой Осака около 1 млн листовок.
Вследствие низкого уровня летной подготовки китайская авиация имела большие потери среди летчиков. Несли потери и советские летчики-бомбардировщики, столкнувшись с новым скоростным японским истребителем «Ки.27» («тип 97»). С целью безопасного полета и бомбометания теперь требовалось летать на высотах за пределами зенитного огня (не ниже 7500-8500 м). Это требовало освоения высотных полетов и технического переоборудования самолетов (включая кислородные маски).
Лётчики-добровольцы в Китае. Справо-налево: Ф.П. Полынин, П.В.Рычагов, А.Г. Рытов, А.С. Благовещенский.
3 августа 1938 г. три советских СБ (командиры экипажа: Слюсарев, Котов и Анисимов) подойдя к выбранной цели на высоте 7200 метров, провели успешную бомбардировку японского аэродрома в Аньцине. При попытке атаковать наши бомбардировщики, японская сторона потеряла в воздушном бою 5 своих истребителей. Все СБ (с 50-70 пробоинами на каждой машине) благополучно возвратились в свое расположение.
Тем временем боевые потери и большая изношенность авиационной техники крайне ограничили деятельность советско-китайской бомбардировочной авиации. К весне 1939 г. из Иркутска удалось перебросить до 60 самолётов СБ. Всего до сентября того же года в Китай прибыло 292 СБ. Постепенно наших летчиков заменяли китайские экипажи, а высвободившийся летный состав использовался в качестве инструкторов для подготовки новых кадров ВВС Гоминьдана.
Годом ранее эта замена была начата в истребительной авиации. Большинство китайских пилотов освоило И-15 и И-16 и были способны самостоятельно действовать против воздушных японских «самураев».
Летом 1939 г. «боевое крещение» в китайском небе получили советские дальние бомбардировщики ДБ-3. Первой группой из 12 ДБ-3 командовал капитан Г.А.Кулишенко, второй — Н.А.Козлов (12 ДБ-3). В состав последней группы были включены опытные экипажи из воронежской 11-й авиабригады.
ДБ-3А из состава эскадрильи советских добровольцев капитана Г.А. Кулишенко, осень 1939 г.
Первой пробой дальних бомбардировщиков стал тыловой японский аэродром морской авиации («база W») в Ханькоу, где скопилась новая авиационная техника. 3 октября 1939 г. 9 ДБ-3 в режиме радиомолчания подошли к выбранной цели на высоте 8700 метров и обрушили на неприятельский аэродром смертоносный груз. Результатом бомбардировки стали: 64 уничтоженных и поврежденных самолета (50 –по японским данным), 130 человек убитых и 300 раненых (среди погибших контр-адмирал Цукахара, командующий японской авиационной флотилией).
14 октября воздушный налет на Ханькоу повторился. В нем участвовали 12 ДБ-3 группы Кулишенко. Потери противника составили 36 самолетов (японская сторона признала значительно больше: около 40 морских и 20 армейских машин). В ходе боя с японскими истребителями были повреждены 3 ДБ-3 (командир группы капитан Г.А.Кулишенко от полученных ран позднее скончался). Следующий (третий) налет увеличил (по советским данным) общие потери японской стороны до 136 самолетов.
Одновременно началось освоение китайской стороной советских дальних бомбардировщиков. В течение осени 1939 г. — весны 1940 г. было подготовлено 45 китайских пилотов.
Советские летчики продолжали участвовать в боевых действиях до начала 1940 года. 10 января истребительная авиагруппа под командованием К.К.Коккинаки атаковала японские бомбардировщики (54 машины), шедшие под сильным прикрытием истребителей. Несмотря на большой численный перевес, советские летчики вышли в этом бою победителями.
С ухудшением политических отношений с правительством Чан Кайши в начале 1940 г. заметно сократились военные поставки из СССР в Китай. Последние скоростные бомбардировщики СБ доставлены на китайскую территорию в июне 1941 года. Наши летчики были отозваны с фронта годом ранее, оставались лишь военные советники.
Самолет СБ-2М-100 из состава авиагруппы, действовавшей на севере китайской провинции Шаньси весной 1938 г. Автор боковой проекции: С. Вахрушев
СБ с моторами М-103 ранних серий. Такие самолеты поставлялись в Китай в 1939 г. Автор-художник боковой проекции: С. Вахрушев
СБ-2М-103 (СБ-Ш) из 1-й бомбардировочной авиагруппы. Аэродром Хами в китайской провинции Синьцзян зимой 1940 — 1941. Автор-художник боковой проекции: С. Вахрушев
ТБ-3 из группы капитана Данилова, переданных китайцам в конце 1937 г. Использовались как транспортные, в боевых действиях участия не принимали.
В целом за годы японо-китайской войны ВВС Гоминьдана получили от Советского Союза 322 бомбардировщика (292 СБ, 24 ДБ-3, 6 ТБ-3), 575 истребителей с запасными авиамоторами, оборудованием, запчастями и авиабомбами. 2640 человек летно-технического состава ВВС РККА приняли участие в боевых действиях на стороне китайской армии. Многие из них были удостоены высоких правительственных наград СССР и Китайской республики.
14 советским летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза. Позднее три «китайца»: Г.П.Кравченко, С.П.Супрун и Т.Т.Хрюкин, получили это высокое звание дважды. На боевом счету 6 советских летчиков имелось от 5 и более самолетов противника.
Советские ВВС в ходе японо-китайской войны выполняли почти те же задачи, что и в боях в Испании: борьба за господство в воздухе, поддержка действий наземных войск, ведение воздушной разведки, нарушение работы коммуникаций противника, а также бомбоштурмовые удары по японским кораблям. Так, за участие в повреждении японского авианосца советский военный летчик Т.Т.Хрюкин был удостоен звания Героя Советского Союза.
№ | ФИО лётчика | Тип самолёта | Победы | Налет общий (боевой), часов | Воздушных вылетов | Воздушных боёв | Срок командировки | Награды за боевые действия в Китае |
ИСТРЕБИТЕЛИ | ||||||||
1. | Благовещенский А.С. | И-16 | 7 | 125 | — | 11 (2 ночью) | 5.12.37 — 10.08.38 | Кр. Знамени, ГСС |
2. | Коккинаки К.К. | И-16 | 7 | — | 166 | — | …08.39 — …03.40 | — |
3. | Губенко А.А. | И-15, И-16 | 6 | 60 | ~50 | 8 | 13.03.38 — 6.08.38 | Герой Советского Союза |
4. | Кравченко Г.П. | И-16 | 6 (+г) | 80 (76) | — | 8 | 13.03.38 — 24.08.38 | Кр. Знамени, ГСС |
5. | Шиминас А.О. | И-15 | 5 | 135 | ~135 | 10 | 24.10.37- 12.09.38 | 3 И-96 + 2 бомб. |
6. | Николаенко Е.М. | И-16 | 5 | 40 (40) | ~40 | 5 | 13.03.38-10.09.38 | Кр. Знамени, ГСС |
7. | Лозовский А.Г. | И-16 | 3 | 100 | — | 11 | 07.10.37-25.01.38 | 2 И-96+разведчик |
8. | Рождественский А.Д. | И-15 | 3 | 100 (70) | ~70 | 6 | 25.01.38 — 12.09.38 | 2 бомб. + И-96 |
9. | Слуцков А.Д. | И-15 | 2 (1 п) | 61 (50) | — | 4 | 13.03.38 — 10.09.38 | лично 2 И-96+бомб. |
10. | Владимиров Е.В. | И-15 | 1 (2г) | 35 | — | 4 | 14.03.38 — 07.09.38 | 2 И-96 группой |
11. | Хлястач Б.Н. | И-16 | 1 (1п) | 110 | 70 | 13 | …11.37 — 29.04.38 | Кр.Знамени |
12. | Додонов В.Я. | И-15 | 1 | 95 | 52 | 4 (1 ночью) | 22.01.38 — 03.08.38 | Кр. Знамени |
13. | Жукотский В.П. | И-16 | 1 | — | — | — | …11.37 — 16.03.38 | Кр.Знамени |
14. | Панюков Н.Ф. | И-16 | 1 | 120 | 80 | 15 | …11.37 — 29.04.193? | Кр.Знамени |
15. | Ремизов СП. | И-16 | 1 | 150 (50) | — | 8 | …….05.1938 | Кр. Знамени |
16. | Шарай В.Е. | И-15 | 1 | 50 | — | 1 | 04.02.38 — 06.09.38 | Кр.Знамени |
17. | Жеребченко Ф.Ф. | И-15, 16 | — (15 г) | — | — | 3 | 13.09.38 — 05.08.39 | представлен к ГСС |
18. | Большаков А.В. | И-15 | — (Зг) | 65 | — | 16 | 14.03.38 — 24.08.38 | Кр. Знам., Ленина |
19. | Козлов Н.Г. | И-15 | — (2п) | 52 | — | 3 | 14.03.38 — 07.09.38 | 2 И-96 парой |
20. | Андреев В.И. | И-16. | — (1п) | 40 | — | 5 | 14.03.38 — 07.09.38 | И-95 парой |
21. | Гридин В.А. | И-16 | — (1п) | 25 | — | 4 | 14.03.38 — 07.09.38 | И-96 парой |
22. | Яковенко Л.И. | И-15. | — (1п) | 65 | — | 5 | 03.11.37 — 06.09.38 | Кр. Знамени |
23. | Найденко В.М. | И-16 | — (+г) | 120 (50) | — | 11 | … — 09.05.38 | Кр. Знамени |
БОМБАРДИРОВЩИКИ | ||||||||
1. | Слюсарев С.В. | СБ | — (>15г) | — | — | — | 27.05.38-28.02.39 | Группой уничтожено 70 судов, более 20 самолетов, сбито более 15 современных истребителей |
2. | Лебедев А.А. | СБ | — (7г) | 174,5 (12,5) | 5 | — | 12.08.38 в бою с 27 И-96 группой сбито 7 И-96. | |
3. | Черепов И.Г. | СБ | — (4г) | 86,7 (18,5) | 8 | — | 27.05.38 — 15.02.39 | Группу из 3 СБ атаковали 19 самолетов И-96, в бою за 50 минут было сбито 4 И-96 |
СТРЕЛКИ-РАДИСТЫ | ||||||||
1. | Вознесенский С.Г. | СБ | 3 | — | — | — | — | 2 И-95 + И-96 |
2. | Иванов П.П. | СБ | 3 | — (74) | 6(?) | — | 28.05.37- 17.11.38 | 3 истребителя |
3. | Казначеев Н.П. | СБ | 2 | 85 (46) | 25 | — | 30.03.38 — 01.09.38 | 2 И-95 |
4. | Лазарев В.П. | СБ | 1 | 93 (41) | 18 | — | 12.05.38 — 01.09.38 | И-95 |
Бомбардировщики против японских кораблей | ||||||||
1. | Чистяков А.А. | СБ | З кр. | 117 (50) | 21 | ~ | 12.05.38 — 10.08.38 | Одиночным СБ потопил 3 корабля |
2. | Холодов А.С. | СБ | (8 кр.) | 97 (35) | 17 | ~ | 12.05.38 — 10.08.38 | Группами потоплено 8 кораблей, уничтожено 8 самолетов |
3. | Подолякин И.Е | СБ. | (7 кр.) | 82 (38) | 16 | — | 12.05.38-10.08.38 | Отрядом — 7 кораблей |
4. | Каторжин К.Ф. | СБ | (2 кр) | 75 (10) | 3 | — | … — 04.38 | Звеном потоплено 2 судна и 4 повреждено |
По материалам издания: 100 лет Военно-воздушным силам России (1912 — 2012 годы) / ; под общ. ред. В. Н. Бондарева. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2012. — 792 с. : ил.
ПРИМЕЧАНИЯ