Командир полка:
Военный комиссар полка - заместитель командира полка по политической части:
Начальник штаба полка:
Герои Советского Союза:
Потери:
Воздушные победы:
Награждены орденами СССР:
Приказ Командующего Истребительной Авиации Войск ПВО Территории Страны №015/н от 30 января 1943 года.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года.
Приказ Командующего Войсками ПВО Территории Страны №026/н от 24 апреля 1943 года.
Приказ Командующего Войсками ПВО Территории Страны №021/н от 12 июня 1943 года.
Приказ Командующего Западным Фронтом ПВО №05/н от 6 августа 1943 года.
Приказ командира 10-го Истребительного Авиационного «Ростовского» Корпуса ПВО №05/н от 15 июня 1944 года.
Приказ Командующего Южным Фронтом ПВО №015/н от 31 августа 1944 года.
Приказ командира 10-го Истребительного Авиационного «Ростовского» Корпуса ПВО №013/н от 23 сентября 1944 года.
Приказ Командующего Южным Фронтом ПВО №029/н от 24 октября 1944 года.
Приказ Командующего Южным Фронтом ПВО №035/н от 14 ноября 1944 года.
Приказ командира 10-го Истребительного Авиационного «Ростовского» Корпуса ПВО №018/н от 18 ноября 1944 года.
Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом ПВО №01/н от 12 февраля 1945 года.
Приказ Командующего 10-м «Ростовским» Истребительным Авиационным Корпусом №02/н от 17 февраля 1945 года.
Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом ПВО №07/н от 19 февраля 1945 года.
Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом ПВО №08/н от 19 февраля 1945 года.
Приказ Командующего Юго-Западным Фронтом ПВО №011/н от 21 февраля 1945 года.
Приказ Командующего 10-м «Ростовским» Истребительным Авиационным Корпусом №06/н от 21 мая 1945 года.
Вооружение:
Дислокация:
182-й истребительный авиационный полк расформирован 17 марта 1958 года на основании Директивы Министерства Обороны СССР № орг/6/23063 от 15 января 1958 года.
Дополнительная информация:
Герои Советского Союза проходившие службу в полку:
Лётчики-ассы проходившие службу в полку:
Агеев Пётр Григорьевич
Родился 5 декабря 1913 года в посёлке Шумиха, ныне город Курганой области. Окончил 7 классов и местный аэроклуб. По комсомольской путёвке направлен в 3-ю объединённую школу пилотов и авиатехников Гражданского Воздушного Флота (город Балашов). После её окончания получил назначение в Тулу, на должность начальника лётной части. В начале 1940 года переведён на работу в Центральный аэроклуб им. Чкалова в Москве. С 1940 года в рядах Красной Армии, окончил Астафьевскую военную авиационную школу пилотов. Служил лётчиком-инструктором, затем командиром звена в Краснодарской авиационной школе.
С января 1942 года лейтенант П. Г. Агеев на фронтах Великой Отечественной войны в составе 182-го ИАП. Летал на ЛаГГ-3, Як-1 и Як-7.
7 сентября 1942 года заместитель командира эскадрильи 182-го истребительного авиационного полка (105-я истребительная авиационная дивизия, ПВО территории страны) капитан П. Г. Агеев был тяжело ранен в воздушном бою (потерял руку). К тому времени совершил 160 успешных боевых вылетов, в 20 воздушных боях сбил лично 5 и в составе пары 2 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 809).
С июля 1943 года, после излечения в госпитале, исполнял должность старшего помощника начальника отдела боевой подготовки 1-й Воздушной армии ПВО. После окончания войны по состоянию здоровья расстался с авиацией и ушёл в запас. 22 августа 1947 года трагически погиб (убит в поезде "Балашов - Москва"). Его именем названа улица в городе Балашов Саратовской области.
Награждён орденом Ленина (14.02.1943), медалями.
Родился 22 ноября (5 декабря) 1913 года в деревне Чирухино, ныне Шумихинского района Курганской области, в семье крестьянина. Детство Пети Агеева прошло в Шумихе в годы Первой мировой войны, тяжелейших революционных потрясений и Гражданской войны, которые пережила наша Родина. Их следствием были голод, разруха и запустение. Но наперекор экономическому бедламу новая власть выдвинула перед народом великую идею - построить в кратчайший срок процветающее общество, где править будут справедливость, разум и труд, а люди будут жить достойно и счастливо. Партией большевиков была начертана программа этой великой стройки, где каждому было место проявить свой талант, приложить свои знания и руки. "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор...", - так говорилось тогда в докладах, так пелось в песнях, так стучало в сердцах и душах людей, а верилось всем, что так оно и будет.
И полуголодный, полураздетый Петька Агеев бегал с радостью в школу, в библиотеку, читал с упоением книжки, старательно учил уроки, конструировал и клеил модели самолётов в кружке авиамоделистов, созданном при пионерской дружине в школе. Тогда все мальчишки мечтали о самолётах и небе, о службе в Красной Армии. Мечта пробуждает в человеке великие, даже ему самому неведомые силы. Петя Агеев успевал везде: перечитал все книжки в библиотеке, каждодневно делал физзарядку, "накачивал" мускулы гирей, чтобы никакая врачебная комиссия не придралась к его здоровью, отлично учился, выполнял все поручения комсомольской организации... И когда в январе 1931 года девятый съезд ВЛКСМ принял решение взять шефство над Военно - Воздушным Флотом страны, Пётр Агеев воспринял это как комсомольское поручение лично ему - и тут же написал заявление с просьбой направить его учиться на военного лётчика. И опять он верил в слова песни: "Все мечты сбываются, товарищ, если только сильно пожелаешь..."
Просьбу его удовлетворили. Но направили не в военную авиацию, а на учёбу в 3-ю объединённую школу пилотов и авиатехников Гражданского Воздушного Флота в город Балашов. Пётр успешно прошёл мандатную и медицинскую комиссии и собеседование, сдал экзамены и был зачислен в курсанты. И как учился ! Всё на "отлично". Сразу после школы стал лётчиком - инструктором: Петру Григорьевичу доверили этот ответственный пост. Через год стал начальником авиаотряда. Теперь у него перенимали опыт уже не только "учлёты", как называли курсантов школы, но и лётчики - инструкторы других школ.
Служебная "лесенка" бралась Петром Григорьевичем Агеевым легко только с виду: он же постоянно работал над теорией пилотирования, личным лётным мастерством, а это требовало каждодневной напряжённой работы, разумного риска, проверки задуманного и рассчитанного на практике, в небе, которое просчётов не прощает.
Как талантливый лётчик и отличный организатор, в 1937 году он был выдвинут на работу в город Тулу, на должность начальника лётной части, а в начале 1940 года переведён на работу в Центральный аэроклуб имени Чкалова в Москве. Такой чести надо было заслужить и добиться исключительным мастерством. А мечта о профессии военного лётчика не оставляла Агеева. И просьбу Петра Григорьевича удовлетворили. Он был направлен на учёбу в Астафьевскую военную школу пилотов. И снова изучение до тонкости лётных и боевых возможностей и достоинств самолёта - истребителя, тонкостей тактики в коллективных и одиночных боях, отработка мастерства управления боевой машиной и поражения целей в воздухе и на земле. Пётр показал здесь прекрасное лётное мастерство и отличное тактическое мышление при ведении боя. Ему хотелось попасть на службу в боевую авиачасть, а назначили снова на должность лётчика - инструктора по истребительной подготовке в Краснодарскую авиашколу. Там он и встретил начало Великой Отечественной войны.
Только в 1942 году после неоднократных просьб и заявлений был зачислен командиром звена в 182-й истребительный авиаполк 105-й истребительной авиадивизии ПВО страны. Много воздушных боёв провёл он в небе войны. Вот строки из наградного листа, копия которого хранится в музее города Балашово:
"14 июля 1942 года, возвращаясь на аэродром после группового боя, происходившего над городом Ростов-на-Дону, Агеев заметил впереди чёрную точку. Это был вражеский бомбардировщик. Сделав разворот, лейтенант Агеев начал атаку, и когда его машина совсем близко подошла к противнику, оказалось, что боекомплект кончился. Лётчик решил пойти на таран. Почуяв недоброе, "Хейнкель-111" стал стремительно уходить. Уходил он, проделывая нужные маневры. Чувствовалось, что вела самолёт тоже опытная рука. Агеев мысленно произвёл расчёт, вывел свой истребитель точно в хвост врагу и, увеличив скорость, винтом самолёта ударил по стабилизатору бомбардировщика. Потеряв управление, машина противника устремилась к земле..."
Вот как описывает этот бой очевидец тех событий, один из однополчан, старший сержант Борис Копытин:
"Стояла ясная лётная погода. Технический состав готовил машины к выполнению боевого задания. Вдруг послышался душераздирающий стон вражеских бомбардировщиков. Пётр Агеев первым поднялся в воздух и вступил в бой. За сильным гулом моторов не слышно было пулемётных очередей, но видно было, как он повернул свою машину от первого врага и погнался за другим, а тот, первый, оставляя за собой чёрные клубы дыма и языки пламени, повалился на землю.
Вдруг послышался в воздухе взрыв. Это снова Агеев при лобовой атаке пустил точную очередь в бомбардировщик и тот взорвался на своём бомбовом грузе.
Агеев приготовился к третьей атаке. Вот он уже нагоняет врага, но оказалось, что у него уже кончился боезапас. Тогда он, рискуя жизнью, решил идти на таран. Пристроился в хвост стервятнику, прибавил скорости и треснул его винтом по хвосту. Полетели щепки, и бомбардировщик пошёл вниз. Агеев невридимым посадил свою машину на аэродроме. Вскоре он был представлен к правительственной награде..."
Пётр Агеев внимательно изучал тактику ведения воздушного боя немецкими пилотами. Он, убедив командование, впервые в дивизии стал применять тактику лётчика - "охотника", лётчика, вылетающего на свободный поиск противника, и его атаки с больших высот открывали новые возможности в воздушном бою. В первом же таком вылете "на охоту" Агеев заметил немецкого разведчика Ме-110, фотографировавшего наши позиции, атаковал его с большой высоты и уничтожил.
А вот описание ещё одного эпизода из его боевой деятельности:
"7 сентября 1942 года на подступах к городу Орджоникидзе Агеев встретил 4 Ме-109. Смело вступил с ними в бой. Фашистам удалось окружить и зажать "в клещи" самолёт Агеева. Но лётчик не растерялся. Бросив свой самолёт вниз, а затем вертикальной стрелой вновь выйдя вверх, он метким огнём сразил одного фашиста, остальные рассеялись. Это была 6-я личная победа Агеева. Но гитлеровцы вновь сомкнули кольцо вокруг краснозвёздного "ястребка". Лётчик продолжал драться даже тогда, когда страшная боль пронзила его правую руку. Прошло ещё несколько минут неравного боя. Немцам удалось поджечь советский самолёт. Собрав все силы, работая только одной рукой, Агеев выбросился на парашюте".
Это был последний воздушный бой талантливого лётчика, геройского паренька из Шумихи. Старший лейтенант П. Г. Агеев совершил 160 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы - 1 самолёт противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Агееву Петру Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 809).
После тяжелого ранения он долгое время находился в госпитале, потерял правую руку. Старания врачей и моральная, душевная и дружеская поддержка боевых товарищей вернули Петра Агеева в строй защитников Отечества. Он продолжал служить на посту старшего помощника начальника отдела боевой подготовки 1-й Воздушной истребительной армии ПВО страны. Его опыт, талант, тактика воздушных боёв и мастерство наставника помогли многим лётчикам - истребителям обрести науку - Побеждать противника даже в самых невероятных, в смертельных воздушных схватках. При этом, сам Агеев продолжал летать на самолёте По-2. Войну закончил капитаном.
После войны работал в Центральном аэроклубе имени В. П. Чкалова в Москве. Пётр Григорьевич не умел и не хотел жить и служить вполсилы. На 34-м году отгорела его устремлённая к свету и звёздам жизнь: 22 августа 1947 года он был убит бандитами в поезде "Балашов - Москва". Но его человеческая, сыновья любовь к Родине будет светить нам всегда, звать на славные дела и свершения. Его именем названа улица в городе Балашов Саратовской области.
Геннадий Устюжанин.
(Из материалов сборника - "Золотое созвездие Зауралья". Курган, "Парус", 2000 год.)
Коблов Сергей Константинович. Родился 9 (22) ноября 1915 года в селении Коб Трусовского ущелья Северной Осетии (ныне село Коби Казбегского района Грузии). Окончил 7 классов 1-й Осетинской опытно-показательной средней школы № 30 во Владикавказе, а в 1936 году - авиационную школу Гражданского Воздушного Флота в городе Батайске (Ростовская область). Работал заместителем начальника аэроклуба в Цхинвале. С марта 1941 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил курсы командиров звеньев истребительной авиации (в Кировобаде), после чего проходил службу в 160-м авиационном полку.
С августа 1941 года младший лейтенант С. К. Коблов на фронтах Великой Отечественной войны в составе 2-й ОИАЭ ПВО, летал на МиГ-3. С апреля 1942 года воевал в 182-м ИАП (Северо-Кавказский и Закавказский фронты), где летал на МиГ-3 и Як-1.
К сентябрю 1942 года командир звена 182-го истребительного авиационного полка (105-я истребительная авиационная дивизия, ПВО страны) старший лейтенант С. К. Коблов в 17 воздушных боях сбил лично 5 и в составе пары 2 самолёта противника (в наградном листе говорится о 9 личных победах). За эти подвиги представлен к высшей награде страны.
С сентября 1942 года - заместитель командира эскадрильи 910-го ИАП (9 октября 1943 года преобразован в 148-й Гвардейский ИАП), летал на Як-1 и Як-9. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 701).
С апреля 1944 года воевал в 787-м ИАП (125-я ИАД, Северный и Западный фронты ПВО), летал на Як-9. С 16 августа 1944 года - командир этого полка. К маю 1945 года Гвардии майор С. К. Коблов совершил около 400 боевых вылетов, провёл более 50 воздушных боёв, в которых сбил лично 13 и в составе группы 7 самолётов противника.
После окончания войны продолжал службу в ВВС. В 1947 году окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал авиационным полком. 17 июня 1954 года Гвардии подполковник С. К. Коблов погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в Пантеоне города Владикавказа. Имя Героя носят улицы во Владикавказе и Цхинвали. В городе Казбеги установлен его бюст.
Награждён орденами: Ленина (14.02.1943), Красного Знамени (10.06.1943); медалями.
Сергей Коблов - один из тех славных соколов советской авиации, которые были удостоены высокого звания Героя Советского Союза в самые тяжёлые дни войны, когда нашей авиации приходилось вести неравную борьбу с противником, имевшим численное превосходство не только в воздухе, но и на земле, и на море.
Свою первую победу С. К. Коблов одержал осенью 1941 года, в одном из первых боевых вылетов, заставив приземлиться немецкого разведчика Ju-88 в расположение наших войск.
С 1942 года он воевал в составе 182-го истребительного авиационного полка. В борьбе с группами немецких бомбардировщиков неоднократно, несмотря на сильный заградительный огонь и атаки истребителей противника, атаковал лидеров групп и, как правило, уничтожал их...
В одном из наградных документов ему дается следующая характеристика:
"С. К. Коблов обладает отличной выучкой, высоким мастерством пилота, отлично владеет авиационной техникой, летает в любых условиях, при ограниченной видимости, на любых высотах достаёт самолёт противника, при самых сложных условиях выполняет боевые задания сам лично".
Немецкие войска рвались к Сталинграду, к богатствам Кавказа. Это были места, хорошо знакомые Сергею Коблову. Он родился в Осетии, учился в средней школе в городе Орджоникидзе, работал в Краснодаре. В 1936 году 20-летний юноша с отличными показателями окончил лётную школу в городе Батайске, после чего готовил пилотов в аэроклубе в городе Цхинвали. В Сталинграде он работал начальником аэроклуба.
А теперь Сергею пришлось на этих направлениях совершать не учебные полёты, а вести тяжёлые воздушные бои.
За год войны Коблов становится настоящим воздушным асом. Правда, некоторое время ему пришлось находиться далеко от театра военных действий. Об этом он сообщал в одном из писем сестре:
"...Лиза, я оставлен в Ростове. В день по нескольку раз патрулирую на своем "ЛаГГе" на высоте от 1 до 7 - 8 тысяч метров, но ещё до сих пор никого не встретил... Горе тому, кто попадётся мне первый..."
Но то "патрулирование" длилось недолго. Вскоре Коблов "в день по нескольку раз" совершал боевые вылеты, из которых неизменно выходил победителем.
Однажды, это было 24 Октября 1941 года, 5 наших истребителей во главе с Кобловым поднялись в воздух. Они должны были прикрыть с воздуха участок железной дороги Ростов - Кущевка. Истребители патрулировали, охраняя нормальную деятельность железной дороги. Вражеская авиация не появлялась. Командир уже дал сигнал своим ведомым возвращаться на аэродром. И вдруг... со стороны Таганрога показалась группа фашистских истребителей, боевым порядком направлявшаяся к железной дороге. Коблов насчитал 10 самолётов, среди них были "Хейнкели" и "Мессершмитты". А у него было всего 5 машин, среди них 2 И-16, 2 И-153 и лишь 1 ЛаГГ-3, на котором летал он сам. Соотношение сил было явно не в пользу советских лётчиков. Вражеские истребители, имея более выгодную высоту, первыми атаковали последнего И-16 и подожгли его. Самолёт камнем пошёл к земле. Лётчик выбросился из горящей машины и с раскрытым парашютом спускался к земле.
Всё это произошло почти мгновенно. Но командир, быстро оценив обстановку, распределил силы: 2 истребителя отделились от остальной двойки и устремились на прикрытие товарища, спускавшегося на парашюте, сам Коблов с ведомым врезался в строй вражеских машин. Атака была безрезультатной. Момент внезапности был упущен. Бой продолжался.
Наконец, Коблов со своим ведомым оказался выше "Мессеров", но над головой висели "Хейнкели", которые сверху пикировали на советские машины. Наконец атаки "Хейнкелей" были отбиты, и Старший лейтенант со своим ведомым оказался над вражескими машинами. Можно атаковать... Прошитый пулемётной очередью "Хейнкель", камнем пошёл к земле. Один из "Мессеров" стал пикировать на Коблова, но тут на выручку ему пришёл ведомый, который удачной атакой сбил вражескую машину.
Потеря 2-х машин обескуражила врагов. Они стали покидать поле боя. Но и положение советских лётчиков с каждой минутой осложнялось: у Коблова иссякли боеприпасы, а у ведомого горючее оставалось только на обратный рейс. "На 25 минуте, - писал об этом бое Коблов, - на высоте 4200 метров я вспомнил, что у моего ведомого на исходе горючее, И мы оба вышли из боя. Противник больше не атаковал. Результаты боя: из 10 самолётов сбито 2..." Конечно, пытаться в этих условиях преследовать врага было неразумно.
Так уж повелось, что Сергей Константинович всегда выходил победителем из боя. Молодые лётчики, прибывавшие в полк, смотрели на Сергея с нескрываемым восхищением. Каждый из них считал за честь пойти на боевое задание вместе с Кобловым. У него было чему поучиться: необычайная сила воли, уверенность в воздухе, глубокое знание техники и тактики воздушного боя. Даже старые лётчики, имевшие за плечами по нескольку десятков вылетов, следовали его приёмам ведения боя. Вот как характеризовался Коблов при представлении его на звание Героя Советского Союза:
"Командир авиационного звена Старший лейтенант С. К. Коблов в Отечественной войне с немецкими захватчиками участвует с начала военных действий. В воздушных боях проявил себя бесстрашным воздушным бойцом, волевым командиром. В бою, рискуя жизнью, идёт на выручку товарищей. Летает на самолётах И-16, ЛаГГ-3 днём и ночью. Техникой пилотирования владеет в совершенстве. Участвовал в 17 воздушных боях, во время которых лично сбил 9 самолётов, из них 3 "Юнкерса", 3 "Мессершмитта", 2 "Хейнкеля" и 1 "Дорнье".
Приведённые в реляции данные сами говорят за себя. И всё же хочется подметить ещё одну важную деталь: перечисленные вражеские самолёты, сбитые Кобловым, имели по сравнению с его самолётом лучшую скорость, маневренность и более сильное пушечное, пулеметное вооружение. По тактико - техническим данным самолёт Коблова уступал им во всех отношениях, кроме одного - в мастерстве пилота, в его морально - боевых качествах. Командир полка Герой Советского Союза Подполковник М. П. Нога лаконично и в то же время тепло рассказывал о волевых качествах Коблова.
"Уже к весне 1942 года Коблов был настоящий лётчик, имел несколько десятков боевых вылетов... Помню, в Апреле успешно участвовал он в ночной штурмовке аэродрома противника в Мариуполе - оттуда готовился бомбардировочный налёт на Ростов... Эскадрилью вёл я, Коблов командовал звеном. Атаковали за час до темноты, зашли с тыла. На стоянке 40 "Юнкерсов", перед ними выстроен личный состав, офицер дает последние указания... Когда мы подошли, враги не разобрались, приняли нас за своих - очень низко шли - приветствуют, машут руками... Ну, думаем, сейчас мы вам покажем ! Ударили по стоянкам, угодили в штабеля бомб - дым коромыслом, огненная лавина. 12 бомбардировщиков полностью сгорело, 13 повреждено основательно... Проутюжили аэродром - чистая была работа !.. Здесь Коблов держался хорошо, грамотно, и звено его было, пожалуй, лучшим..."
Далее в характеристике указывалось, что Коблов неоднократно прикрывал военные и промышленные объекты, сопровождал штурмовиков и бомбардировщиков, летал на перехват самолётов противника.
"Всей своей боевой работой на фронте Отечественной войны коммунист Коблов доказал преданность партии Ленина и социалистической Родине. Достоин высшей правительственной награды - присвоения звания Героя Советского Союза".
14 Февраля 1943 года Коблову было присвоено это высокое звание.
С ростом боевой мощи нашей авиации росло и совершенствовалось боевое мастерство лётчиков. Прекрасным мастером своего дела стал и С. К. Коблов.
Однажды Сергей Коблов вступил в бой с группой немецких истребителей. Бой начался на высоте 800 метров, а закончился на высоте 4000 метров. Советский ас расстроил боевые порядки противника. Он появлялся то справа, то слева, то в середине. Нередко шёл прямо в лобовую атаку. В один из таких моментов фашист струсил, взмыл вверх, подставив брюхо под пулемётную очередь советского лётчика. Во время атаки следующего самолёта у него кончились боеприпасы, но горючее ещё было. Что делать ? "Таранить", - мелькнула мысль.
И Сергей решительно направил свою машину на таран. Но враг струсил, уклонился от встречи и исчез. После приземления на аэродроме товарищи Коблова насчитали на его самолете 72 пробоины.
Особо упорные воздушные бои развернулись на Курской дуге, в которых Сергей Константинович принял активное участие. "Сегодня вся страна рукоплещет героям воздушных боёв, нанесших тяжёлое поражение вражеской авиации, - писала в те дни газета "Курская правда". - С гордостью называют куряне имена Героев Советского Союза Коблова и Башкирова, замечательных истребителей Часныка, Горкушку, Елдышева, Рязанцева и многих других".
Примечательно, что немецкое командование применило здесь, на Курской дуге, не только новые танки и самоходки, но и новые самолёты. Советское командование тоже уже имело новые самолёты, которые теперь по своим тактико - техническим данным превосходили вражеские.
Герои, скромно рассказывая на страницах той же газеты о своём участии в этих боях, не мог скрыть своего восторга по поводу новых самолётов. "Я на своём "Яке" погнался за новым вражеским истребителем "Фокке-Вульф-190", - говорил Сергей, - спасибо авиастроителям, спасибо конструктору Яковлеву - замечательную машину соорудили они для нас: быструю, изворотливую. Даю газ, догоняю фашиста. Так вот он, гад. Врёшь, не уйдёшь ! Прицеливаюсь, стреляю, и вот уже запылал фашист. Для порядка даю несколько дополнительных очередей в пылающий самолёт. Теперь лечу к другому. В этот день лётчики только одной нашей части сбили 40 вражеских самолётов".
Свой лучший бой Капитан С. К. Коблов провёл 11 Мая 1943 года, когда, отражая налёт на железнодорожный узел Валуйки, он сбил бомбардировщик Ju-87 и истребитель FW-190, а всего ведомая им четвёрка сбила 7 немецких самолётов.
Сам Сергей Константинович вспоминает о тех событиях так:
"Мы получили донесение, что к одному из наших важных военных объектов направляется группа вражеских бомбардировщиков в составе 20 - 25 машин, сопровождаемых приблизительно таким же количеством истребителей. Навстречу фашистским пиратам поднялись 4 наших истребителя. Вскоре на высоте свыше 3000 метров мы заметили 8 истребителей. Я уже дал приказ принять боевой порядок и идти на сближение с неприятелем, как один из наших лётчиков, выйдя вперёд, сигнализировал о появлении другой группы вражеских самолётов - бомбардировщиков, шедших ниже и левее нас прямым курсом на обороняемый объект.
Использовав облачность, я на своём "Яке" повис над фашистскими самолётами, а затем врезался в первое их звено, состоящее из 3-х машин. С первого же захода мне удалось сбить крайний правый самолёт и повредить второй. Другая пара наших самолётов успела сбить ещё один вражеский бомбардировщик.
В это время навстречу нам ринулись 4 "Фокке - Вульфа". Мы сразу же пошли на них в лобовую атаку.
Горячая, напряжённая схватка продолжалась 10 минут. Мне удалось сбить ещё одну вражескую машину, а другую - поджечь. Всего, в этом неравном бою 4 наших истребителя сбили 7 фашистских машин и 3 подбили.
Обороняемый нами объект не пострадал ни в какой степени. Мы и близко не подпустили к нему гитлеровских стервятников".
На разгроме немецких войск под Курском не заканчивается боевой путь Героя. Звено, а затем эскадрилья советских истребителей под командованием Капитана С. К. Коблова неотступно преследовала врага на Смоленщине, Белоруссии, Прибалтике.
Ко дню исторической победы над гитлеровской Германией С. К. Коблов сбил 22 самолёта противника. Среди сбитых им машин, более половины - двухмоторные тяжёлые бомбардировщики: Do-215, Do-217, He-111, Ju-88. Большинство боевых вылетов он провёл на "Яках".
В книге Галины Красовской - "Я выбрал небо" (повесть в документах и рассказах о Герое Советского Союза С. К. Коблове) есть такие строки:
"Тысяча оставшихся позади воздушных военных дорог, тысяча пуль, миновавших его, тысяча больших приобретений и незабываемых потерь. Солдат, лётчик, герой Сергей Коблов подводит итоги - слова его по - военному скупы:
"Имею более 50 воздушных боёв, штурмовал аэродромы противника, ходил на патрулирование, на разведку. Всего сделано за время войны более 400 боевых вылетов. Самолёт не терял ни разу. Сбитых самолётов противника - 22. Из них: 16 лично и 6 - в группе".
Так воевал с немецко - фашистскими захватчиками Герой Советского Союза Сергей Константинович Коблов.
После окончания Великой Отечественной войны Герой остался в рядах Советских Вооружённых Сил. С Мая по Сентябрь 1946 года был старшим инспектором по технике пилотирования военной истребительной авиации одного из Западных округов. В 1947 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал авиационным полком, испытывал и осваивал новые реактивные истребители, неустанно готовил кадры для советской авиации. 17 Июня 1954 года погиб при исполнении служебных обязанностей.
Манойлов Иван Антонович
Родился 4 декабря 1910 года в селе Риздвянка Новониколаевского района Запорожской области (Украина). Окончил 7 классов. Работал слесарем на металлургическом заводе имени С. М. Кирова в городе Макеевка (Донецкая область). В 1930 - 1932 гг. проходил службу в рядах Красной Армии. Окончил Московский авиационно-технологический институт, а в 1936 году - авиационную школу Гражданского Воздушного Флота и направлен инструктором в Запорожский аэроклуб.
С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны в составе неустановленной авиачасти, летал на И-16. Затем сражался в составе 182-го ИАП, летал на ЛаГГ-3 и Як-1. С октября 1942 года воевал в 774-м ИАП, где летал на Як-7. Отличился в боях за Сталинград.
Заместитель командира эскадрильи 774-го истребительного авиационного полка (282-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, Юго-Западный фронт) старший лейтенант И. А. Манойлов произвёл около 200 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 6 самолётов противника лично и 3 - в паре.
17 декабря 1942 года погиб в воздушном бою. Похоронен в братской могиле на хуторе Манойлин (Клетский район Волгоградской области). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза.
Награждён орденами: Ленина (31.03.1943), Красного Знамени (14.02.1943).
Нога Митрофан Петрович
Родился 19 августа 1914 года в селе Ключеводское, ныне Нововодолажского района Харьковская области, в семье крестьянина. В 1930 году окончил 7 классов неполной средней школы, работал слесарем на Харьковском авиационном заводе. В 1932 году по комсомольской путёвке поступил в 9-ю военную школу лётчиков и лётчиков - наблюдателей в городе Харькове. После её окончания служил в авиачастях Киевского и Забайкальского военных округов пилотом, командиром звена и эскадрильи.
С 11 мая по 16 сентября 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами на Халхин - Голе. Командир эскадрильи 70-го истребительного авиационного Краснознамённого полка ( 100-я смешанная авиационная ордена Ленина бригада ) старший лейтенант М. П. Нога совершил 109 боевых вылетов, в 22 воздушных боях сбил лично 9 истребителей и 2 бомбардировщика в группе. Награждён орденом Красного Знамени ( 29.08.1939 г. ) и монгольским орденом "За воинскую доблесть" ( 10.08.1939 г. ).
17 ноября 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звание Героя Советского Союза.
После Монгольских событий командовал 41-м истребительным авиаполком. Участник похода Советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года. В январе - июне 1941 года учился на курсах при Военной академии командного и штурманского состава ВВС.
В годы Великой Отечественной войны сражался на Южном, Крымском, Северо - Кавказском, Западном, Брянском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Командовал 182-м истребительным авиационным полком ПВО, а затем - 144-й, 322-й и 256-й истребительными авиационными дивизиями. В воздушных боях уничтожил 18 самолётов лично и 1 в группе с товарищами. Дважды ранен.
Всего в 1939 - 1945 годах совершил более 550 успешных боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил лично 27 и в группе 3 самолёта противника.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию Генерального штаба, затем командовал авиационным корпусом, был заместителем командующего ВВС округа. В 1963 году генерал - Лейтенант авиации М. П. Нога уволен с военной службы по состоянию здоровья. Жил и работал в Киеве. Умер 22 декабря 1986 года.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ); медалями, а также монгольскими орденами Сухэ - Батора и "За воинскую доблесть".
* * *
Более 30 лет отдал Митрофан Петрович Нога нелёгкому ратному труду, пройдя путь от курсанта лётной школы до генерал - лейтенанта авиации.
В 1930 году он окончил семилетку в селе Тарановка. 16-летним пареньком поступил на Харьковский авиационный завод, откуда по комсомольской путёвке в 1932 году был направлен в Роганскую лётную школу. С того времени и началась военная биография комсомольца Митрофана Ноги. После окончания авиашколы он служил в частях Киевского и Забайкальского военных округов пилотом, командиром звена и эскадрильи.
Свою боевую деятельность Митрофан Нога начал летом 1939 года в Монголии, участвуя в воздушных схватках с японскими захватчиками на реке Халхин - Гол. Вскоре, уже в ходе боёв, старший лейтенант М. П. Нога был назначен командиром эскадрильи 70-го истребительного авиационного полка.
Вспоминает участник тех боёв, генерал - лейтенант авиации А. Д. Якименко:
"Дозаправив самолёты, мы собрались возле деревянного барака. Тут нам объявили, что сейчас должен прилететь старший лейтенант Митрофан Нога, который проведёт с нами короткое занятие по ориентированию на местности. Помню, меня тогда удивило его лихачество - появившись из - за крыши барака, И-16 пронёсся прямо над нашими головами на исключительно малой высоте и сразу пошёл на посадку. Инструктаж не занял и 5 минут - Нога рассказал, что при полётах над монгольской степью, где фактически отсутствуют наземные ориентиры, следует полагаться лишь на компас, часы и солнце; что хотя местность здесь совершенно ровная и посадка в открытом поле фактически безопасна, без крайней необходимости этого следует избегать: степь настолько огромна и безлюдна, что, приземлись вы вдали от аэродрома, никто не придёт к вам на помощь, ведь радио на самолётах нет, и надеяться можно лишь на собственные ноги да на ракетницу. Вопросы ?
Вопросов у нас не было. Пожелав удачи, Нога улетел на столь малой высоте, что сразу скрылся из виду".
...18 июня 1939 года. День выдался погожий. Девять раз поднимал он в воздух свою эскадрилью. Каждый вылет сопровождался напряжёнными боями. За 8 вылетов лётчики его эскадрильи сбили 9 вражеских самолётов И-97 ( так советские лётчики называли истребитель Ki-27 ), не потеряв ни одного своего. Солнце уже клонилось к закату и все думали, что закончен трудный день. Но... над юртой командного пункта, похожей на огромный шлем половецких воинов, взвились 2 красных шарика. Это означало: "Все в воздух" Уже в 9 раз !
Аэродром ожил. От юрт и палаток бежали к самолётам лётчики. Возле машин хлопотали техники, мотористы и оружейники. Вся округа сразу наполнилась рёвом моторов. Эскадрилья звеньями уходила в небо. Её командиру старшему лейтенанту Митрофану Нога по телефону сообщили, что в районе горы Хамар - Даба на колонну стрелкового полка, следовавшую к фронту, напали японские истребители. Задача состояла в том, чтобы сорвать штурмовые действия японской авиации и очистить от врага монгольское небо.
То, что увидел Нога, заставило содрогнуться: 18 И-97, разделившись на 3 группы, пикируя, яростно поливали огнём колонну пехоты. Автомашины, повозки, орудийные упряжки мчались по степи в разные стороны. Солдаты, спешившись с машин, мелкой сыпью покрыли прилегающую к дороге степь. В сущности, колонны уже не было, была неорганизованная масса людей и машин, спасавшихся от жестокого вражеского огня. Во многих местах пылали автомашины, валялись опрокинутые повозки.
Нога на большой скорости вёл эскадрилью справа от дороги, прошёл за реку, давая понять японцам, что выполняет другую задачу. Затем резко развернулся и со стороны солнца обрушился с высоты на врага. Японские истребители, окрашенные в серебристый цвет, были хорошо видны на фоне зелёной степи.
Первая атака была для японцев неожиданной и стоила им 6 истребителей. Одного самурая сбил Нога. Остальные японские лётчики растерялись. Прекратив штурмовку пехоты, они вступили в схватку с нашими И-16. Завязался бой, в ходе которого наши лётчики свалили на землю ещё 5 японских истребителей. Пехотинцы ликовали: махали руками, бросали в воздух пилотки...
Оставшиеся японские истребители поспешили на свои аэродромы. Однако один из них всё - таки был зажат в кольцо. Путь на восток был ему отрезан...
Но японский лётчик отстреливался в любом положении. Прицелиться по нему было невозможно. Нога дал сигнал прекратить атаки. Он решил сам расправиться с японским асом. Ведомым к нему пристроился, как обычно, Лейтенант Александр Зубарев.
После сложных маневров Нога зашёл в хвост И-97 и открыл огонь. На какую - то долю секунды японец опередил нашего лётчика и отскочил в сторону. Пули прошли мимо. Затем японец стал крутить бочки, перевороты, виражи, бросался в отвесное пике, но всё - таки Нога уловил удачный момент и меткой очередью запалил вражескую машину. Лётчик выбросился с парашютом. Увидев, что к месту его приземления бегут советские и монгольские бойцы, самурай пустил себе пулю в лоб. Этому японскому асу не удалось уйти от опытного советского лётчика. Как выяснилось впоследствии, японец был очень опытным пилотом, полковником, командиром соединения истребителей, отмеченный многими наградами за победы в Китае и Монголии.
В этом бою эскадрилья М. П. Нога потерь не имела. Все 15 лётчиков вернулись на свой аэродром.
В период подготовки к наступательной операции над расположением советско - монгольских войск всё чаще и чаще стали появляться японские самолёты - разведчики Р-97. Они часами висели в воздухе, вели разведку, фотографировали, корректировали огонь своей артиллерии. Японских лётчиков особенно интересовали Хамар - Даба, где был расположен командный пункт 1-й армейской группы, и прилегающие к этой горе районы, в которых сосредоточивались резервы для предстоящего наступления.
Комкор Г. К. Жуков приказал воспретить полёты японских разведчиков над расположением наших войск. Эта задача была возложена на эскадрильи Николая Жердёва и Митрофана Нога. Для выработки плана действий были приглашены командиры звеньев. Нога выслушал каждого из них, а потом объявил своё решение.
На следующий день эскадрилья поднялась в воздух. Намеченный план выполнялся точно. Шли в колонне звеньев на бреющем полёте, в 10 - 15 метрах от земли. Через несколько минут был замечен японский самолёт Р-97. Он висел над Хамар - Дабой и корректировал огонь дальнобойной артиллерии. Нога и лётчики его ведущего звена на максимальной скорости, не доходя до объекта атаки около 2-х километров, взмыли вверх под углом 40 градусов. Японец даже не успел отреагировать на столь стремительный маневр советских лётчиков и был сбит первой же пулемётной очередью.
Едва эскадрилья успела вернуться на аэродром и полниться горючим и боеприпасами, как с командного пункта ВВС группы по телефону сообщили: "Японская "муха" снова над нами !"
Эскадрилья Нога вновь поднялась в воздух. На этот раз наши лётчики подошли к Хамар - Дабе не с юга, как это было утром, а с запада. Первому звену сбить корректировщика не удалось - японец вовремя уклонился от пулемётной очереди, нырнул вниз, но попал под огонь второго звена. Загоревшись в воздухе, Р-97 в резался в обрывистый берег Халхин - Гола в районе горы Баян - Цаган.
Потеряв несколько своих разведчиков и корректировщиков, японское командование решило выждать. На следующий день, когда дежурила эскадрилья Жердёва, ни один японский Р-97 над расположением наших войск не появлялся. И только 6 Августа к вечеру "муха" повисла над центральной переправой и стала корректировать огонь своей артиллерии.
Шаблонный план атаки уже не годился. На этот раз Нога на большой высоте увёл эскадрилью на маньчжурскую территорию, с тем чтобы атаковать лазутчика с востока. Он считал, что, потеряв несколько своих самолётов - корректировщиков, японцы для прикрытия Р-97 выделят истребители, которые будут нести дежурство где - то невдалеке от разведчика. И он не ошибся. Когда над Деп - Ден - Сумэ эскадрилья легла на обратный курс, справа показалась девятка И-97.
Она шла наперерез нашим примерно на одной высоте. Как и было намечено, Нога с тремя звеньями вступил в бой с японскими истребителями, а два других звена, увеличив скорость, устремились на японского корректировщика. На этот раз японский лётчик оказался на редкость опытным. На подбитой машине он ушёл под прикрытием огня зенитной батареи и произвёл посадку на своём аэродроме. В самый последний момент его удалось зажечь уже на земле.
Так стало известно место базирования японских разведчиков - корректировщиков. Нога доложил командованию план штурмовки вражеского аэродрома. Он был одобрен. На рассвете следующего дня в воздух были подняты 3 эскадрильи истребителей. Эскадрилья Николая Жердёва нанесла удар по зенитной батарее и подавила её. Нога со своими лётчиками атаковал стоявшие на аэродроме самолёты. Майор Борис Смирнов с группой истребителей прикрывал с воздуха действия своих товарищей.
В итоге на аэродроме было сожжено 15 японских самолётов Р-97. Отдельная разведывательно - корректировочная эскадрилья японцев перестала существовать. До конца боёв вражеские самолеты - разведчики и корректировщики в небе Халхин - Гола не появлялись.
За время боёв на Халхин - Голе старший лейтенант М. П. Нога совершил 109 боевых вылетов, многократно участвовал в штурмовках наземных целей. Только с 20 по 28 августа со своим подразделением во время налёта на аэродром противника сжёг 16 самолётов, в том числе 2 бомбардировщика. Участвуя в 22 воздушных боях уничтожил 9 истребителей противника лично и 2 бомбардировщика в группе. За время боевых действий его эскадрилья сбила 82 японских самолёта.
17 ноября 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Митрофан Петрович Нога был удостоен звания Героя Советского Союза.
* * *
...Началась Великая Отечественная война. С первых дней и до победоносного её завершения сражался с врагами отважный лётчик - истребитель. В трудном 1941 году он водил в бой эскадрильи 182-го авиационного полка ПВО, сражался в небе Украины. Этот полк был сформирован перед началом войны, но не укомплектован техникой. Входил в состав 59-й ИАД. В июне 1941 года был выведен в тыл ( в 1-ю Рязанскую высшую школу штурманов ) для завершения формирования, которое закончилось в середине августа. В составе полка было 3 эскадрильи истребителей МиГ-3.
По словам товарищей, М. П. Нога был человеком "...имевшим телосложение сельского кузнеца и в то же время обладавшим ловкостью циркового акробата".
26 августа 1941 года Митрофан Петрович получил задание сопровождать наш разведывательный самолёт и самому провести доразведку в глубоком тылу противника на 300 км. Выполнив задание, Нога и его напарник возвращались на свой аэродром. Внезапно их атаковали 2 немецких истребителя. Советские лётчики приняли бой. Один вражеский самолёт был сбит южнее Каховки, а второй скрылся. Только Нога взял курс на свой аэродром, как его атаковали сразу 8 "Мессеров". Он выполнил резкий маневр и ..."потерялся". Немцы долго кружили над лесом, а Нога, не дотянув 400 метров до своего аэродрома, благополучно спланировал и посадил на поляне с остановленным винтом - в баках кончилось топливо.
В сентябре 1941 года, Михаил Нога одержал ещё одну победу, уничтожив истребитель Ме-109 из эскадры JG 51 "Мёльдерс". "Мессеры" встретились им при возвращении с сопровождения. В ходе боя у его ведомого, старшего лейтенанта Суприновича, кончилось горючее. Планируя, он повёл свою машину к земле, надеясь совершить вынужденную посадку. В этот момент появилась новая группа истребителей противника. Стараясь отвлечь их от ведомого, Капитан Нога решительно атаковал неприятеля и увлёк на предельно малую высоту - имея крайне ограниченный боезапас, он мог рассчитывать только на свои исключительно пилотажные способности. И расчёт его оправдался: увлекшийся преследователь не смог повторить резкого боевого разворота и врезался в дерево...
В журнале "Огонёк" № 36 от 10 сентября 1943 года было опубликовано фото группы советских лётчиков. Надпись под ним гласит: "Слева направо: Герой Советского Союза подполковник М. Нога, лично сбивший 22 немецких самолёта; подполковник А. Нарыжный и майор А. Кольцов, лично сбивший 10 самолётов".
С 11 августа 1942 года по 19 июня 1943 года подполковник М. Нога командовал 144-й истребительной авиадивизией ПВО ( 144-й и 963-й ИАП ), которая входила в состав Саратовско - Балашовского дивизионного района ПВО.
С 27 июня 1943 года по 13 ноября 1944 года М. П. Нога командовал 322-й истребительной авиационной Минской дивизией ( 2-й Гвардейский ИАП, 482-й и 937-й ИАП ) 2-го истребительного авиационного корпуса. Теперь комдив водил на задания большие группы самолётов. Весьма символичен тот факт, что в составе 322-й ИАД сражалась и эскадрилья "Монгольский арат", построенная на добровольные пожертвования монгольского народа, свободу которого он защищал на Халхин - Голе...
24 октября 1943 года ему было присвоено воинское звание "Полковник".
С 16 ноября 1944 года по 11 мая 1945 года командовал 256-й истребительной авиационной Киевской Краснознамённой орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизией.
Свой последний воздушный бой он провёл 2 мая 1945 года над Берлином. В тот день большая группа Як-3 сопровождала наших бомбардировщиков. Ведущим был полковник М. П. Нога. Он шёл выше бомбёров на 1000 метров. Вдруг в густой дымке показался вражеский истребитель. Митрофан Петрович попытался зайти ему в хвост, но противник не давал ему возможности приближиться на дистанцию эффективного огня. И всё же наш лётчик "переиграл" врага. Зайдя в хвост неприятелю, он прошил его пушечно - пулемётными очередями. Немецкий истребитель "растаял" - взорвался в воздухе.
Всего же за время своей боевой деятельности ( включая Халхин - Гол ), этот безукоризненный воздушный боец и блестящий тактик совершил более 550 успешных боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил лично 27 и в группе с товарищами 3 самолёта противника. За это время он освоил многие типы истребителей: И-16, ЛаГГ-3, Ла-5, "Яки" различных модефикаций. Был дважды ранен.
В послевоенные годы Митрофан Петрович Нога продолжал служить в авиации ещё 18 лет. Командовал авиационным корпусом, был заместителем командующего ВВС округа, заместителем командующего Воздушной армией. Много сил отдавал он обучению и воспитанию молодой смены авиаторов.
В 1963 году генерал - лейтенант авиации М. П. Нога по состоянию здоровья расстался с небом - ушёл в запас. Жил в Киеве. Работал в авиационной промышленности, вёл активную общественную работу. Скончался 22 декабря 1986 года.
Трубаченко Василий Петрович
Родился 3 апреля 1912 года в селе Алексеевка, ныне посёлок Хвалынского района Саратовской области, в семье рабочего. В том же году семья переехала в город Вольск. После смерти отца в 1920 - 1925 годах воспитывался в детдоме. В 1925 - 1929 годах работал экспедитором на почте, учеником продавца в магазине, учеником бондаря на заводе. Окончил Вольский кооперативный техникум. В 1929 - 1932 годах учился в школе ФЗУ и работал на цементно - шиферном заводе "Большевик" слесарем - инструментальщиком. В мае 1932 года поступил в Ленинградскую военно - теоретическую школу ВВС, по окончании которой учился в Энгельсской школе военных лётчиков. С декабря 1934 года был младшим лётчиком 19-й эскадрильи, а с июля 1938 года - командиром звена 22-го истребительного авиаполка Забайкальского военного округа.
С 23 мая по 16 сентября 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами в районе реки Халхин - Гол. Командир эскадрильи 22-го истребительного авиационного полка старший лейтенант В. П. Трубаченко произвёл 120 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 8 самолётов противника. Лётчики его эскадрильи уничтожили на аэродромах много самолётов и зенитных орудий.
29 августа 1939 года за мужество и отвагу, проявленные в схватках с противником, удостоен звания Героя Советского Союза.
После боёв в Монголии служил инспектором по технике пилотирования авиабригады. В марте 1941 года назначен заместителем командира 182-го истребительного авиационного полка, в составе которого сражался с немецко - фашистскими захватчиками на Юго - Западном и Южном фронтах.
16 сентября 1941 года капитан В. П. Трубаченко погиб в воздушном бою в районе города Красноперекопск Крымской области. Похоронен в Симферополе.
Награждён орденом Ленина и монгольским орденом "За воинскую доблесть". Ремонтно - механический цех Вольского цементного завода "Большевик", а также средняя школа № 4 и одна из улиц Вольска названы именем Героя. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска.
* * *
В конце июня 1939 года лейтенант В. П. Трубаченко был назначен командиром эскадрильи 22-го истребительного авиаполка. Едва он прибыл на аэродром, как поступило приказание на вылет. Первое знакомство с лётчиками состоялось в воздухе.
Построив эскадрилью в клин звеньев, Трубаченко занял место ведущего. До этого ему приходилось не раз возглавлять группы истребителей, но тогда он был командиром звена, а сейчас - эскадрильи. Это накладывало на него особую ответственность.
Эскадрилья держала курс на Баян - Цаган. Здесь японцы навели переправу. Со стороны Маньчжурии по дорогам и верблюжьим тропам к ней веером стягивались войска. В ожидании переправы стояли автомашины, танки, броневики, артиллерийские батареи, повозки с боеприпасами, кавалерийские эскадроны. Враг спешил расширить плацдарм, захваченный на западном берегу реки в ночь на 3 июля. Одновременно ударом из района горы Баян - Цаган в южном направлении японцы предприняли попытку захватить нашу единственную переправу и отрезать советско - монгольские части, оборонявшие плацдарм на восточном берегу реки, а затем уничтожить их.
В воздухе появились чёрные шапки разрывов - открыли огонь зенитные орудия, прикрывавшие переправу. Применив противозенитный маневр, Трубаченко увёл эскадрилью на юго - восток в сторону солнца, а затем с высоты спикировал на понтонный мост. За ним следовали остальные лётчики. Пули и 20-мм снаряды прошили мост по всей его длине. Многие понтоны начали тонуть. На берегу загорелось несколько автомашин. Японцы бросились прочь от переправы. Конница в панике мяла пехоту, лошади, тянувшие артиллерийские орудия, порвав постромки, носились по песчаным буграм... Трубаченко всё это видел. Он повёл эскадрилью на 2-й заход. На этот раз в качестве цели он наметил колонну автомашин и танков. Лётчики поливали огнём самураев с высоты бреющего полёта. Запылали десятки машин. Густой дым затянул долину реки.
Задание было выполнено, и Трубаченко, собрав эскадрилью, решил возвращаться на свой аэродром. Но в это время он заметил на востоке до 30 японских истребителей. Хотя японцы шли со стороны солнца, внезапной атаки у них не получилось. Наши лётчики вовремя обнаружили противника, успели набрать выбору и развернуться в его сторону. В завязавшемся бою эскадрилья Трубаченко сбила 3 истребителя И-97. Одного из них свалил на землю командир эскадрильи, другого - комиссар эскадрильи Арсений Ворожейкин, а последнего послал к земле молодой, но смелый и напористый лётчик Дмитрий Медведев.
Горючее было на исходе, и надо было возвращаться на аэродром. Отбиваясь от наседавших японцев, лётчики тянули на свою территорию. Однако силы были неравные и противнику наверняка удалось бы нанести группе Трубаченко урон, если бы на помощь не подоспела эскадрилья во главе с майором Григорием Кравченко. На свой аэродром вернулись без потерь.
После этого вылета лётчики по - иному стали воспринимать некоторую замкнутость и неразговорчивость Трубаченко. Они поняли, что их командир - волевой и решительный лётчик, человек дела. Все восхищались, как мастерски сразил он снайперской очередью ведущего японской группы, как, подставляя свою машину буквально под дула вражеских пулемётов, выручал из беды товарищей. Вспоминает участник тех боёв дважды Герой Советского Союза А. В. Ворожейкин:
"Небольшого роста, крепкий, с быстрыми, цепкими глазами... Мне известно было о Трубаченко лишь то, что он закончил школу лётчиков 4 года назад и принимал участие в майских воздушных боях. По своему воинскому званию он был равен большинству лётчиков эскадрильи... И по возрасту Трубаченко тоже примерно наш ровесник.
Я внимательно к нему приглядывался. На его круглом, веснушчатом лице появилась озабоченность, когда он быстрым взглядом окинул небо.
- Когда думаете представиться личному составу ? - спросил я.
- Приказ о назначении есть. Вечером прибудет командир полка, он меня всем и покажет. А пока расскажи мне о лётчиках.
Но сделать этого я не успел: поступило приказание на вылет. Трубаченко, не снимавший шлема, бросился к своей машине. Знакомство с лётчиками эскадрильи он начал в воздушном бою...
Ещё раньше я заметил, что он не любит делиться своими впечатлениями о бое. После той воздушной схватки, в которой впервые ему довелось познакомиться с лётчиками эскадрильи и, так сказать, показать новым подчинённым себя, проводя разбор, он дал только общую оценку нашим действиям, сделал несколько замечаний о тактике противника. Всем интересно было услышать, а что сам командир испытал в бою ? Что вынес, что запомнил ?.. Не тут - то было ! Бросившаяся мне в глаза при первом знакомстве оживлённость, разговорчивость, хозяйская дотошность Трубаченко была вызвана, видимо, значительностью самого момента: Лейтенант принимал под своё командование эскадрилью. А вообще - то он держался несколько замкнуто. Деловито, в динамичном стиле проводя тот первый разбор, он довольно настороженно прислушивался к репликам, которыми обмениваются лётчики".
В начале августа Трубаченко получил задачу разведать японский аэродром. Вылетели в паре с комиссаром Арсением Ворожейкиным. Шли на высоте 5000 метров. Линию фронта пересекли вдоль русла реки Хайластын - Гол. Японские зенитчики открыли по самолётам огонь с большим опозданием.
Лётчики прошли над озером Узур - Нур, над монастырем Джин - Джин - Сумэ, потом свернули на север. Трубаченко издалека заметил вражеский аэродром. В лучах заходящего солнца блестели японские самолёты. Вдруг из - за рваной пепельной тучи вывалились 6 вражеских истребителей. При такой ситуации Трубаченко следовало, избегая встречи с превосходящим по численности противником, уйти в сторону или развернуться и поспешить на свой аэродром. Но комэск дал полный газ и с небольшим снижением вырвался вперед. Тем временем японские лётчики разделились на 2 группы. Одна из них начала снижаться, чтобы не дать возможности нашим лётчикам уйти из - под атаки пикированием, другая устремилась в атаку сверху.
Японцы быстро приближались. Уже видны были красные круги на крыльях и фюзеляже. А Трубаченко мчался по прямой на полной скорости. По его машине японцы открыли огонь, но пули прошли мимо. Василий успел вовремя бросить свою машину в крутое пике, потом над самой землей выровнял её и пошёл на бреющем в сторону своего аэродрома. Японцы не решились повторить маневр, связанный с перегрузкой, и отстали.
- Зачем же так рисковать, Василий Петрович ? - укоризненно заметил Ворожейкин после посадки.
- Мне нужно было сосчитать количество самолётов на аэродроме, - спокойно ответил Трубаченко. - Теперь ясно: не менее 70...
Рассказывает А. В. Ворожейкин:
"Осмотрительность командира была безупречной. Трубаченко вовремя заметил появление противника. И когда это произошло, он, следуя хрестоматийным требованиям тактики, должен был немедленно прекратить выполнение задания, возвратиться. Командир поступил иначе: он продолжал разведку при наведённых на него японских пулемётах, рискуя оказаться сбитым над вражеской землёй. Почему ? Здесь огромную роль играла не только выучка лётчика, но и нечто большее - характер советского воздушного бойца, натура, для которой долг перед Родиной важнее жизни. После этого вылета я как - то заново осмыслил мнимую замкнутость, неразговорчивость Трубаченко. В манере несколько непривычной проявлял себя волевой, решительный человек, человек дела, который не любит, просто не умеет расходовать свою внутреннюю энергию на болтовню. Его скромная деловитость, рабочая сосредоточенность внушали уважение".