6-й штурмовой авиационный Люблинский Краснознаменный корпус (6-й шак) — соединение Военно-Воздушных сил (ВВС) Вооруженных Сил РККА, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.
Корпус сформирован 30 декабря 1943 года Приказом НКО СССР в составе авиации Резерва Ставки ВГК. В январе 1944 года в состав корпуса вошли вновь формируемые 197-я и 198-я штурмовые авиационные дивизии.
В начале августа 1944 года корпус в составе 197-я и 198-я штурмовых авиационных дивизий входит в состав 16-й воздушной армии. Весь личный состав этих соединений обладал хорошей подготовкой и большим боевым опытом. К 29 июля войска 69-й армии, наступавшие на левом крыле фронта, овладели на Висле плацдармом в районе Пулавы. В районе Магнушева форсироли действия наземных частей с воздуха.
К середине августа войска 8-й гвардейской армии, отражая многочисленные контратаки и преодолевая яростное сопротивление врага, с помощью авиации корпуса не только удержали, но и расширили Магнушевский плацдарм до 20 — 25 км по фронту и до 15 км в глубину. В этот период на варшавском направлении действия корпуса сводились к поддержке войск 28-й и 70-й армий в отражении многократных вражеских контратак в районах к востоку и северо-востоку от предместья Варшавы — Праги. За успешные бои на данном направлении корпусу присвоено почётное наименование Люблинского.
С 3 сентября части корпуса прикрывают операцию войск 65-й и 48-й армий на пултуском направлении, в результате которой советские войска форсировали реку Нарев и захватили плацдармы на её западном берегу. В октябре 1944 года корпус отводится в резерв для пополнения на аэродромы в район Бреста.
С ноября 1944 года корпус в составе 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта по указанию Ставки начали подготовку к Висло-Одерской наступательной операции, в которой совместно с войсками соседних фронтов предстояло освободить Польшу, разгромить немецко-фашистскую группу армий «А», выйти на Одер и обеспечить условия для нанесения завершающего удара по Берлину.
С 14 января 1945 года, участвуя в Висло-Одерской операции, части корпуса прикрывают Магнушевский плацдарм, содействуют прорыву на оперативную глубину танкам 2-й танковой армии. Также дивизии корпуса осуществляют воздушное прикрытие наступления войск 5-й ударной армии, как в прорыве обороны врага, так и в развитии наступления от Вислы до Одера.
20 января противник, преследуемый войсками фронта, продолжал отход за реку Варта. Части корпуса во взаимодействии с подвижными соединениями продолжали наносить удары по отходившим колоннам, железнодорожным станциям и скоплениям немецко-фашистских войск. Сложные метеоусловия — снегопады и плохая видимость — ограничивали боевые действия авиации. На выполнение задач высылались только наиболее опытные экипажи. 21 января штурмовики под прикрытием истребительной авиации уничтожали железнодорожные эшелоны противника на станциях Иновроцлав, Крушвица, Дембовец, Серадз, Варто и Мацишевиче, скопления войск в районе Цельне и колонны по дорогам Шадек — Варто, Серадз — Блашки. Начиная с 21 января погода резко ухудшилась, и авиация корпуса боевые вылеты выполнять не могла. В период с 22 по 28 января по той же причине боевая деятельность велась весьма ограниченно; вылеты производились главным образом на прикрытие войск и воздушную разведку.
Войска 1-го Белорусского фронта, преследуя разбитые части противника, с боями продолжали продвигаться к Одеру и 28 — 29 января перешли границу Германии. Частью сил войска фронта вели бои по уничтожению окруженного познаньского гарнизона. Корпус с утра 29 января из-за крайне неблагоприятных условий погоды вел боевые действия только мелкими группами штурмовиков.
В последние дни января войска фронта, выйдя к Одеру, с ходу форсировали его и захватили плацдармы в районе Кюстрина. В течение 1 — 3 февраля войска фронта, встретив возросшее сопротивление противника, вели напряженные бои за расширение плацдармов на Одере, а частью сил уничтожали окруженные войска в Познани и Шнайдемюле. К исходу 3 февраля они полностью очистили от противника восточный берег Одера. Полки корпуса из-за неблагоприятных метеоусловий (сплошная облачность высотой до 50 м, туманы, временами дожди) и размокания летных полей боевые действия вели ограниченно, выполняя преимущественно прикрытие войск на Одере и воздушную разведку. С выходом советских войск на Одер и захватом плацдармов на его западном берегу в районе Кюстрина завершилась Висло-Одерская операция. Она закончилась разгромом немецко-фашистской группы армий «А» и полным освобождением Польши. Советская Армия вышла на подступы к Берлину, до которого оставалось 60 — 70 км.
В операции от Вислы до Одера корпус в составе 16-й воздушной армии, удерживая господство в воздухе, оказывал непосредственную поддержку войскам фронта. При развитии прорыва и преследовании немецко-фашистских войск штурмовики, тесно взаимодействуя с подвижными соединениями фронта, уничтожали отходившие вражеские колонны и не давали возможности противнику закрепиться на промежуточных рубежах.
В феврале 1945 года, после завершения Висло-Одерской операции, корпус взаимодействует с войсками 1-го Белорусского фронта, которые продолжали боевые действия по расширению плацдармов в районе Кюстрина, по овладению крепостями Познань и Шнайдемюль, отражали контратаки противника на правом крыле фронта и вели подготовку к Восточно-Померанской операции. В период с 4 по 26 февраля авиация корпуса кроме поддержки войск фронта на Одере и борьбы за господство в воздухе содействовала войскам в уничтожении вражеского гарнизона в познаньской крепости и в районах Шнайдемюля и Штаргарда. 12 марта 1945 г. Москва салютовала войскам 1-го Белорусского фронта, овладевшим городом Кюстрин.
В конце марта — начале апреля 1945 года части корпуса ведут подготовку к штурму Берлина и разведку с воздуха в полосе наступления советских войск — около 120-ти километров в ширину и до 90 км в глубину, включая Берлин. С 16 апреля 1945 года корпус принимает участие в Берлинской операции.
В составе действующей армии корпус находился с 1 февраля по 25 марта 1944 года, с 7 июля по 8 сентября 1944 года и с 25 ноября 1944 года по 9 мая 1945 года После войны197-я штурмовая авиационная Демблинская дивизия и 198-я штурмовая авиационная Варшавская Краснознамённая дивизия базировались в составе 6-го штурмового Люблинского Краснознаменного авиакорпуса 16-й воздушной армии со 2 июня 1945 года в составе Группы советских оккупационных войск в Германии. 197-я штурмовая авиационная Демблинская дивизия базировалась на аэроузле Штраусберг в Германии (земля Бранденбург), а 198-я штурмовая авиационная Варшавская Краснознамённая дивизия базировались на аэродромном узле Вернойхен (Вернойхен). В ноябре дивизия передала 41-й штурмовой авиаполк в состав 3-й гвардейской шад, а 1 декабря — 567-й штурмовой авиаполк в состав 197-й шад.
198-я штурмовая авиационная Варшавская Краснознамённая дивизия вместе с 945-м штурмовым авиаполком расформрованы в декабре 1945 года в составе авиакорпуса на аэродромном узле Вернойхен (Вернойхен). 197-я штурмовая авиационная Демблинская дивизия приняла в свой состав в декабре 1945 года 567-й штурмовой авиаполк из состава расформировываемой 198-й штурмовой авиадивизии. 15 июля 1945 года полк перелетел на аэродром Виттшток (75 км северо-западнее Берлина). 1 декабря 1945 года полк без самолётов вошёл в состав дивизии и перебазировался на аэродром Деммин (100 км северо-западнее Штеттина).
В феврале 1946 года 197-я штурмовая авиационная Демблинская дивизия из состава корпуса и перебазирована в состав 11-й воздушной армии Тбилисского военного округа на аэродромы Армении: Октемберян, ныне Армавир и Аржис Армянской ССР. После перебазирования на новый аэроузел дивизия была перевооружена на новые самолёты Ил-10, а 28 июня 1946 года дивизия вместе с полками расформирована в составе 11-й воздушной армии Тбилисского военного округа.
В состав корпуса вошли 2-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия и 11-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия.6-й штурмовой авиационный Люблинский Краснознаменный корпус 20 февраля 1949 года Директивой ГШ № ОРГ/1/120016 от 10 января 1949 года переименован в 75-й штурмовой авиационный Люблинский Краснознаменный корпус, 2-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия переименована в 114-ю гвардейскую, 11-я гвардейская — в 200-ю гвардейскую штуромовые авиадивизии.
В связи со занчительным сокращением авиации ВС СССР корпус 20 апреля 1956 года был расформирован на аэродроме Финстервальде. 114-я гвардейская штурмовая авиационная Черниговско-Речицкая ордена Ленина Краснознамённая ордена Суворова дивизия в августе выведена на территорию Украинской ССР на аэродром Сталино, где перефооружена на МиГ-15 и переформирована в 161-ю гвардейскую истребительную авиационную Черниговско-Речицкую ордена Ленина Краснознамённую ордена Суворова дивизию ПВО. 200-я гвардейская штурмовая авиационная Нежинская Краснознамённая ордена Суворова дивизия в июле выведена на территорию Воронежской области на аэродром Воронеж, где также перефооружена на МиГ-15 и переформирована в истребительно-бомбардировочную дивизию, получив наименование 200-я гвардейская истребительно-бомбардировочная авиационная Нежинская Краснознамённая ордена Суворова дивизия. В 1957 году дивизия расформирована.
полковник П. М. Тупанов
Объединение | Период |
---|---|
Резерв Верховного Главного Командования | 01.1944 — 01.02.1944 |
5-я воздушная армия 2-го Украинского фронта | 01.02.1944 — 25.03.1944 |
Резерв Верховного Главного Командования | 25.03.1944 — 01.04.1944 |
Военно-Воздушные Силы Харьковского Военного Округа | 01.04.1944 — 07.07.1944 |
6-я воздушная армия 1-го Белорусского фронта | 07.07.1944 — 01.08.1944 |
16-я воздушная армия 1-го Белорусского фронта | 01.08.1944 — 08.09.1944 |
Резерв Верховного Главного Командования | 08.09.1944 — 25.11.1944 |
16-я воздушная армия 1-го Белорусского фронта | 25.11.1944 — 10.06.1945 |
16-я воздушная армия Группа советских оккупационных войск в Германии | 10.06.1945 — 20.02.1949 |
24-я воздушная армия Группа советских оккупационных войск в Германии | 20.02.1949 — 11.1954 |
Воинам корпуса Верховным Главнокомандующим объявлены благодарности: