Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Сколько бы ни бодался баран, горы не разрушит. (татарская)

Общие сведения: 64-й истребительный авиационный корпус (64 иак).

Назад

 

64-й истребительный авиационный корпус (64 иак) — соединение военно-воздушных сил (ВВС) и противовоздушной обороны (ПВО) Вооружённых Сил (ВС) СССР, принимавшее участие в Корейской войне (1950—1953). В составе корпуса находились все советские лётные и зенитные части, задействованные на корейском театре военных действий.

Советская боевая авиация была направлена в Китай ещё в начале 1950 года для защиты района Шанхая от налётов ВВС Гоминьдана. С началом Корейской войны территория Китая стала периодически подвергаться налётам американской авиации. Когда Китай вступил в войну в октябре 1950 года, на советскую авиацию была возложена задача прикрытия китайских войск и тыловых коммуникаций от действий штурмовой и бомбардировочной авиации ООН (главным образом ВС США). Первый боевой вылет советские лётчики совершили 1 ноября. К этому времени в Северо-Восточном Китае были сосредоточены три истребительные авиадивизии СССР, которые 27 ноября были объединены в 64-й истребительный авиакорпус.. Изначально он входил в состав Оперативной группы советских ВВС на территории Китая, а в ноябре 1951 года был включён в Объединённую воздушную армию (в составе которой также действовали корейские и китайские лётные части).

В задачи авиакорпуса входило обеспечение прикрытия мостов и Супхунской ГЭС на реке Ялуцзян (пограничная река между Кореей и Китаем), военных и экономических объектов на территории КНДР, а также тыловых коммуникаций китайских и корейских войск. Помимо этого, лётчики авиакорпуса участвовали в подготовке лётчиков ВВС Китая и Северной Кореи. Основным боевым самолётом корпуса был истребитель МиГ-15.

По окончании боевых действий корпус перебазировался в Петрозаводск и вошёл в состав 22-й воздушной армии.

Командиры корпуса

Звание Имя Период Примечание
Генерал-майор авиации Иван Васильевич Белов 14.11.1950 — 17.09.1951  
 Генерал-майор авиации Георгий Агеевич Лобов 18.09.1951 — 25.04.1953  
 Генерал-лейтенант авиации Сидор Васильевич Слюсарев 25.04.1953 — 12.05.1955 активные боевые действия продолжались до 27 июля 1953 г.

 

Базирование корпуса

  • Штаб корпуса — г. Мукден (КНР) / г. Аньдун (КНР), с сентября 1953 года — Петрозаводск.
  • Основные аэродромы находились на территории КНР: Мукден, Аньшан, Аньдун / Мяогоу

Состав

Состав корпуса был непостоянным. За время войны через него прошли 12 истребительных авиадивизий, 2 отдельных ночных истребительных авиаполка, 2 истребительных авиаполка ВМФ, 4 зенитно-артиллерийские дивизии и различные тыловые части. Численность корпуса на 1952 год составляла около 26 000 человек; на 1 ноября того же года в боевых подразделениях был 321 самолёт

Участие Советского Союза в войне было секретным, поэтому лётчикам было запрещено приближаться к линии фронта и летать над морем. Самолёты несли китайские опознавательные знаки, лётчикам была выдана китайская форма и китайские документы. На раннем этапе действий корпуса от лётчиков также требовалось не говорить во время вылетов по-русски; им пришлось учить необходимые в воздушном бою корейские фразы, однако уже после первых боёв это требование было снято из-за его практической невыполнимости. Сам факт участия советских лётчиков в войне был обнародован в СССР только в 1970—1980-е годы. Несмотря на всю секретность, лётчики авиации ООН были прекрасно осведомлены о том, кто является их противником.

Авиационные части корпуса

Основу 64-го авиакорпуса с 27 ноября 1950 г. по март 1951 г. составили три дивизии:

Формирование 50-й иад и переброска 151-й гвардейской истребительной авиационной дивизии производилась за счёт ресурсов ВВС Московского ВО и 67-го истребительного авиационного корпуса (ВВС ДВО). Боевую поддержку в первый период оказывали также части 149-й иад (3-й, 18-й, 582-й иап) 55-го отдельного истребительного авиационного корпуса ПВО генерал-майора П. Ф. Батицкого (Приморский ВО).

Первой военной весной их сменили (на период февраль 1951 — февраль 1952 гг.)

В июле 1952 г. в небе Кореи появились новые части:

В феврале 1953 г. произошла смена ночных истребительных авиационных полков: 351-й истребительный авиационный полк был заменён на 298-й истребительный авиационный полк (15.02.1953 — 27.07.1953)

Последними в Корею отправились (июль 1953 г.)

Части ПВО и обеспечения корпуса

Зенитно-артиллерийские дивизии имели различные типы оснащения. Так 87-я зенад имела 59 85-мм и 56 37-мм зенитных орудий; 92-я зенад — 96 85-мм и 84 37-мм зенитных орудий. Подразделения того времени имели следующую организацию: 4-х орудийные батареи и 12-орудийные дивизионы.
Каждый зенитно-прожекторный полк имел на оснащении 36 радиопрожекторных станций РАП-150. Полк состоял из 3-х прожекторных батальонов (3 прожекторные роты по 12 прожекторных станций в каждом). Прожекторный взвод имел на оснащении 2 РАП-150 и 2 зенитные прожекторные станции 3-15-3. В то же время прожекторный взвод, выделявшийся для обеспечения ночных боевых действий манёвренных батарей МЗА первоначально имел в своём составе по одной станции РАП-150 и по три станции 3-15-4. Практика боевой работы показала нецелесообразность использования станций РАП-150 при стрельбе по низко летящим целям, так как в условиях горной местности помехи наблюдались на всей дальности действия станции. Кроме того, невозможность корректировки радиолокаторов станций РАП-150 по углу места при частой смене позиций, недостаточная манёвренность станций и трудности её маскировки заставили отказаться от использования РАП-150 в манёвренных взводах.

Итоги

За время своего участия в войне (ноябрь 1950 — июль 1953) лётчики 64-го авиакорпуса совершили около 64 000 боевых вылетов и провели 1872 воздушных боя. Согласно итоговым данным корпуса (несколько завышенным), всего было сбито около 1250 самолётов противника, в том числе 1100 самолётов было уничтожено истребителями группы и 150 — зенитной артиллерией. Собственные потери составили 335 самолётов, погибло не менее 120 пилотов и 68 зенитчиков.


Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов