43-й истребительный авиационный Севастопольский Краснознамённый, ордена Кутузова полк (в н. в. 43-й отдельный морской штурмовой Севастопольский Краснознаменный ордена Кутузова авиационный полк МА ЧФ) — воинская часть Военно-воздушных сил (ВВС) РККА, принимавшая участие в боевых действиях Великой Отечественной войны с первого до последнего дня. По числу сбитых самолётов противника во время Великой Отечественной войны полк является одним из самых результативных в ВВС КА. После войны полк несколько раз переподчинялся, перевооружался и менял место дислокации, пока в конце 20 века не был передан в состав Черноморского флота, где он и поныне является основной ударной силой МА ЧФ.
43-й истребительный авиационный полк начал формирование в мае и окончательно сформирован 13 мая 1938 года в Киевском особом военном округе на аэродроме Васильков на основе личного состава 71-й, 5-й и 109-й отдельных истребительных авиационных эскадрилий в составе 4-х авиационных эскадрилий. Вошёл в 51-ю авиационную бригаду ВВС КОВО.
За весь период своего существования полк неоднократно переформировывался и менял своё наименование в зависимости от присвоенных почётных наименований, наград и изменения рода авиации:
В составе действующей армии:
Звание | Имя | Период | Примечание |
---|---|---|---|
майор | Срывкин Владимир Алексеевич | 1938 — 1939 | |
подполковник | Сюсюкалов Никита Тимофеевич | 22.06.1941 — 04.08.1942 | погиб |
батальонный комиссар | Щербаков Георгий Сергеевич | 08.1942 — 20.09.1942 | |
майор | Мельников Евгений Петрович | 09.1942 — 27.11.1942 | |
капитан, майор, подполковник | Дорошенков Александр Андриянович | 25.12.1942 — 05.1945 | |
подполковник | Левитин Самуил Григорьевич | 05.1945 — 12.1945 |
Период | Фронт (округ) | Армия | Корпус | Дивизия | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
06.05.1938 г. | Киевский особый военный округ | ВВС округа | 51-я авиационная бригада | Васильков | |
03.09.1939 г. | Киевский особый военный округ | ВВС округа | 22-я истребительная авиационная бригада | И-16, И-15бис | |
17.09.1939 г. | Украинский фронт | ВВС фронта | 22-я истребительная авиационная бригада | И-16, И-15бис | |
28.09.1939 г. | Киевский особый военный округ | ВВС округа | 22-я истребительная авиационная бригада | И-16, И-15бис | |
28.06.1940 г. | Южный фронт | ВВС фронта | 22-я истребительная авиационная бригада | И-16 | |
01.08.1940 г. | Киевский особый военный округ | ВВС округа | 36-я истребительная авиационная дивизия | И-16, И-15бис | |
22.06.1941 г. | Юго-Западный фронт | ВВС фронта | 36-я истребительная авиационная дивизия | 54 И-16 и И-15бис (из них 2 неисправных) | |
19.09.1941 г. | Юго-Западный фронт | 21-я армия | ВВС 21-й армии | 19-я смешанная авиационная дивизия | И-16, И-15бис |
24.10.1941 г. | Юго-Западный фронт | 21-я армия | ВВС 21-й армии | 16-я смешанная авиационная дивизия | И-16, И-15бис |
10.02.1942 г. | Юго-Западный фронт | 21-я армия | ВВС 21-й армии | И-16, И-15бис | |
09.06.1942 г. | Юго-Западный фронт | 21-я армия | ВВС 21-й армии | И-16 и У-2, переформирован в сап | |
09.06.1942 г. | Юго-Западный фронт | 21-я армия | ВВС 21-й армии | И-16 и У-2, переформирован в сап | |
09.06.1942 г. | Юго-Западный фронт | 8-я воздушная армия | И-16 и У-2 | ||
21.06.1942 г. | ПВО ТС | Сталинградский район ПВО | 102-я истребительная авиационная дивизия ПВО | переучивание на Як-1 | |
28.07.1942 г. | ПВО ТС | Сталинградский район ПВО | 102-я истребительная авиационная дивизия ПВО | приступил к боевой работе на Як-1 | |
13.08.1942 г. | Сталинградский фронт | 8-я воздушная армия | 220-я истребительная авиационная дивизия | Як-1 | |
07.09.1942 г. | Сталинградский фронт | 16-я воздушная армия | 220-я истребительная авиационная дивизия | Як-1 | |
20.09.1942 г. | Донской фронт | 16-я воздушная армия | 220-я истребительная авиационная дивизия | Як-1 | |
27.11.1942 г. | Донской фронт | 16-я воздушная армия | 220-я истребительная авиационная дивизия | убыл в тыл на переформирование | |
25.12.1942 г. | Сибирский военный округ | ВВС округа | 19-й запасной истребительный авиационный полк | ст. Обь, Як-7б. Лётный состав (32 лётчика) передан из 48-го иап ДВФ, техсостав поступил из 20-го зиап | |
17.02.1943 г. | Резерв Ставки ВГК | Авиация Резерва ВГК | 278-я истребительная авиационная дивизия | Як-7б | |
21.02.1943 г. | Резерв Ставки ВГК | Авиация Резерва ВГК | 3-й истребительный авиационный корпус | 278-я истребительная авиационная дивизия | Як-7б |
17.04.1943 г. | Северо-Кавказский фронт | 4-я воздушная армия | 3-й истребительный авиационный корпус | 278-я истребительная авиационная дивизия | Як-7б |
23.06.1943 г. | Резерв Верховного Главнокомандования | авиация резерва ВГК | 3-й истребительный авиационный корпус | 278-я истребительная авиационная дивизия | Липецкая область, получил Як-1 и Як-9Т |
01.09.1943 г. | Южный фронт | 8-я воздушная армия | 3-й истребительный авиационный корпус | 278-я истребительная авиационная дивизия | Як-1, Як-9Т |
20.10.1943 г. | 4-й Украинский фронт | 8-я воздушная армия | 3-й истребительный авиационный корпус | 278-я истребительная авиационная дивизия | Як-1, Як-9Т |
13.05.1944 г. | Резерв Верховного Главнокомандования | авиация резерва ВГК | 3-й истребительный авиационный корпус | 278-я истребительная авиационная дивизия | Курск, Як-1, Як-9Т |
22.06.1944 г. | 3-й Белорусский фронт | 1-я воздушная армия | 3-й истребительный авиационный корпус | 278-я истребительная авиационная дивизия | Як-1, Як-9Т |
10.09.1944 г. | Резерв Верховного Главнокомандования | авиация резерва ВГК | 3-й истребительный авиационный корпус | 278-я истребительная авиационная дивизия | Западная Украина, Як-9Т |
21.11.1944 г. | 1-й Белорусский фронт | 16-я воздушная армия | 3-й истребительный авиационный корпус | 278-я истребительная авиационная дивизия | Як-9 |
01.12.1944 г. | 1-й Белорусский фронт | 16-я воздушная армия | 3-й истребительный авиационный корпус | 278-я истребительная авиационная дивизия | Як-9У |
18.02.1945 г. | 1-й Белорусский фронт | 16-я воздушная армия | 3-й истребительный авиационный корпус | 278-я истребительная авиационная дивизия | Кенигсберг-на-Одере, Як-9У |
09.05.1945 г. | 1-й Белорусский фронт | 16-я воздушная армия | 3-й истребительный авиационный корпус | 278-я истребительная авиационная дивизия | Як-9 |
10.06.1945 г. | Группа советских оккупационных войск в Германии | 16-я воздушная армия | 3-й истребительный авиационный корпус | 278-я истребительная авиационная дивизия | Як-9 |
01.04.1946 г. | Группа советских оккупационных войск в Германии | 16-я воздушная армия | 3-й истребительный авиационный корпус | 278-я истребительная авиационная дивизия | Як-3 |
10.05.1948 г. | Группа советских оккупационных войск в Германии | 16-я воздушная армия | 3-й истребительный авиационный корпус | 278-я истребительная авиационная дивизия | Ла-9 |
20.02.1949 г. | Группа советских оккупационных войск в Германии | 24-я воздушная армия | 71-й истребительный авиационный корпус | 263-я истребительная авиационная дивизия | Ла-9 |
01.02.1950 г. | Группа советских оккупационных войск в Германии | 24-я воздушная армия | 71-й истребительный авиационный корпус | 263-я истребительная авиационная дивизия | МиГ-15 |
30.09.1953 г. | Прибалтийский военный округ | 30-я воздушная армия | 263-я истребительная авиационная дивизия | аэродром Тукумс, Латвия, МиГ-17 | |
01.04.1960 г. | Прибалтийский военный округ | 30-я воздушная армия | 263-я истребительная авиационная дивизия | аэродром Тукумс, Латвия, МиГ-17 переформирован в апиб | |
25.08.1960 г. | Прибалтийский военный округ | 30-я воздушная армия | аэродром Тукумс, Латвия, МиГ-17 | ||
01.10.1968 г. | Забайкальский военный округ | 23-я воздушная армия | 29-я авиационная дивизия истребителей-бомбардировщиков | аэродром Чойбалсан, МНР, МиГ-17 | |
01.10.1969 г. | Забайкальский военный округ | 23-я воздушная армия | 29-я авиационная дивизия истребителей-бомбардировщиков | аэродром Чойбалсан, МНР, Су-7Б | |
01.10.1970 г. | Забайкальский военный округ | 23-я воздушная армия | 29-я авиационная дивизия истребителей-бомбардировщиков | аэродром Чойбалсан, МНР, Су-17 | |
01.10.1971 г. | Забайкальский военный округ | 23-я воздушная армия | 29-я авиационная дивизия истребителей-бомбардировщиков | аэродром Чойбалсан, МНР, Су-17, Су-7У | |
01.10.1979 г. | Забайкальский военный округ | 23-я воздушная армия | 29-я авиационная дивизия истребителей-бомбардировщиков | аэродром Чойбалсан, МНР, Су-17М3, Су-17УМ3 | |
11.06.1990 г. | Одесский военный округ | 5-я воздушная армия | аэродром Гвардейское, Крым, Су-17М3, Су-17УМ3 | ||
01.12.1990 г. | Черноморский флот | ВВС Черноморского флота | аэродром Гвардейское, Крым, Су-17М3, Су-17УМ3 | ||
01.01.1992 г. | Черноморский флот ВМФ России | ВВС Черноморского флота | аэродром Гвардейское, Крым, Су-17М3, Су-17УМ3 | ||
01.01.1998 г. | Черноморский флот ВМФ России | ВВС Черноморского флота | аэродром Гвардейское, Крым, Су-24, Су-24МР | ||
01.01.1998 г. | Черноморский флот ВМФ России | ВВС Черноморского флота | аэродром Гвардейское, Крым, Су-24, Су-24МР | ||
01.07.2014 г. | Черноморский флот ВМФ России | ВВС Черноморского флота | аэродром Саки, Крым, Су-24, Су-24МР |
Лётчиками полка В Ивановым и В. Алексеевым 12 марта 1953 года сбит английский самолёт-разведчик «Линкольн».
Освобождение Западной Украины — с 17 сентября 1939 года по 28 сентября 1939 года
Освобождение Бессарабии — с 28 июня 1940 года по 9 июля 1940 года
Великая Отечественная война 1941—1945 гг.:
43-му истребительному авиационному полку 24 мая 1944 года за отличие в боях с немецкими захватчиками за освобождение города Севастополь присвоено почётное наименование «Севастопольский»
За проявленные образцы мужества и героизма Верховным Главнокомандующим воинам полка объявлялись благодарности:
За проявленные образцы мужества и героизма Верховным Главнокомандующим дивизии в составе корпуса объявлялись благодарности:
Всего за годы Великой Отечественной войны полком:
Выполнено боевых вылетов | Сбито самолётов в воздухе | Уничтожено самолётов всего |
---|---|---|
13251 | 460 | 509 |
Свои потери:
Потеряно самолётов, всего | Погибло лётчиков всего | Погибло лётчиков в воздушных боях | Не вернулись с боевого задания | Погибло при налётах и прочие небоевые потери | Погибло в авиакатастрофах |
---|---|---|---|---|---|
147 | 76 | 10 | 27 | 0 | 3 |
Период | Аэродромы |
---|---|
05.1945 — 08.1949 | Эльсталь, Германия |
09.1949 — 01.1951 | Пенемюнде, Германия |
09.1949 — 01.1951 | Дамгартен, Германия |
10.1953 — 25.05.1968 | Тукумс, Латвийская ССР |
25.05.1968 — 11.06.1990 | Чойбалсан, Монголия |
14.06.1990 — 01.07.2014 | Гвардейское, Крым |
01.07.2014 — н/в | Саки, Крым |
Период | Самолёты |
---|---|
1938 — 1941 | И-15 бис |
1938 — 1942 | И-16 |
1940 — 1942 | И-153 |
1942 — 1944 | Як-1 |
1942 — 1943 | Як-7Б |
1943 — 1946 | Як-9 |
1946 — 1948 | Як-3 |
1948 — 1950 | Ла-9 |
1950 — 1953 | МиГ-15 |
1953 — 1974 | МиГ-17 |
1974 — 1979 | УТИ МиГ-15, Су-7У, Су-17 |
1979 — 1998 | Су-17М3, Су-17УМ3 |
1998 — 2014 | Су-24, Су-24МР |
2014 — н/в | Су-24, Су-24МР, Су-30СМ, Ту-134-А4
. |
В 1963 году в отряд космонавтов был зачислен заместитель командира 43-го иап по политчасти подполковник Г. Т. Добровольский. 30 июня 1971 г. при возвращении на Землю из-за разгерметизации кабины спускаемого аппарата КК «Союз-11» экипаж в составе космонавтов Г. Т. Добровольского, В. Н. Волкова и В. К. Пацаева погиб. Приказом Министра обороны СССР летчик-космонавт Герой Советского Союза Г. Т. Добровольский навечно зачислен в списки полка.
Дислоцируясь в Монголии, полк выполнял несвойственные для ИБА задачи: имея на вооружении истребители-бомбардировщики Су-17М3, полк в дневное время выполнял также и задачи по ПВО, так как поблизости не размещалось ни одного истребительного полка. На самолёты подвешивались пушечные контейнеры СППУ-23 и ракеты В-В Р-60.
После вывода из Монголии в Крым в 1990 году в полку имелось 44 истребителей-бомбардировщиков типа Су-17 различных модификаций и 18 самолётов Ту-16, доставшиеся «в наследство» от расформированного 124-го морского ракетоносного авиаполка Черноморского флота. Впрочем, все Ту-16 не летали и стояли на хранении, и через год были изъяты с баланса части и затем распилены.
После распада СССР в декабре 1991 года 43-й омшап остался под юрисдикцией Российской Федерации.
Из-за низкой исправности парка (изношенности самолётов) в 1995 году полк был сокращен до двух эскадрилий, а вскоре на основании директивы ГШ ВМФ № 730/10422 от 10.07.19 1995 г. его свернули в 43-ю отдельную морскую штурмовую авиационную эскадрилью.
В 1997 году начался раздел имущества Черноморского флота между Украиной и Россией. Было принято решение о перевооружении эскадрильи на Су-24, которые собирали откуда только могли: в основном из частей Балтийского и Тихоокеанского флотов. По международному договору, со всех самолётов было снято специальное оборудование для применения ядерного оружия (кодо-блокировочное устройство, необходимо для «взведения» заряда перед его применением). Первые 4 Су-24 перелетели на аэродром Гвардейское в декабре 2000 года. До этого времени эскадрилья по сути не летала, занимаясь утилизацией Су-17.
В декабре 2004 года эскадрилья развёрнута в полк двухэскадрильного состава.
В августе 2008 года 6 экипажей полка под командованием заместителя командира полка по летной подготовке В. Цуранова были перебазированы в Анапу и Ейск. Оттуда самолёты сделали несколько боевых вылетов в Южную Осетию.
43-й омшап был последней авиационной частью, в эксплуатации которой имелись немодернизированные самолёты Су-24. 31 августа 2016 года на аэродроме Саки состоялась торжественная церемония прощания с последним летающим Су-24. Самолёт борт. № 03 выполнил свой последний демонстрационный полёт над аэродромом. Управляли самолётом командир экипажа капитан Николай Сушков и штурман эскадрильи майор Александр Бордунов. 1 сентября 2016 года тип Су-24 официально снят с вооружения в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В штате полка числится один пассажирский самолёт Ту-134-А4 (переделанный Ту-134УБ-Л), предназначенный для перевозок командования Черноморского флота.