В советское время в Новосибирской области был аэродром, на котором базировалась авиация войск Противовоздушной обороны (ПВО) страны. В районном центре Купино, который стоит на железной дороге Омск – Семипалатинск в 260 км от Омска по прямой, базировался 846 ИАП (истребительный авиационный полк). В музее ВВС и ПВО СибВО в прошлом голу удалось найти машинописную историю этого полка. И она оказалась тесно связанной с Новосибирском и Толмачево.
01. Ил-2 в полете
849-й полк был сформирован 2 июля 1943 года. На вооружении был штурмовик Ил-2. Деталей боевых действий в истории почему-то нет. Указано только, что «в течение 1944-45 годов полк совершенствовал свое боевое мастерство». Где – не указано.
После окончания Великой Отечественной войны, 16 июня 1945 года полк перебазировался в Читинскую область на «аэродром 77 разъезда».
02. Про Безречную в 1980-х.
Через месяц, 18 июля полк совершил еще одно перебазирование – в Монголию «на точку 418» и с 9 августа по 3 сентября участвовал в боевых действиях против милитаристов Японии.
15 сентября полк возвращается на 77 разъезд – это станция Безречная (в районе Борзи, ближе к восточной части Монголии) со своей военной историей, в картинках 1988 года, например. В 1946-47 годах полк переучивается на штурмовик Ил-10.
03. Китайский Ил-10, интернет.
С октября 1950 по июль 1951 года полк перебазируется на территорию Китая, аэродром Сюйчжоу, для обучения летного и инженерно-технического состава на самолеты Ил-10.
Аэродром Сюйчжоу относится к классу аэродромов совместного использования. В период с марта 1950 года по ноябрь 1950 года на аэродроме располагались части и соединения Шанхайской группы войск ПВО для организации противовоздушной обороны Китая и противодействия налетам авиации Гоминьдана. …Для использования в гражданских целях аэропорт Сюйчжоу открыт 8 ноября 1997 года. вики . Он находится примерно на половине прямой между Пекином и Шанхаем.
Летом 1951 года полк перебазируется на аэродром Шонгуй под Мурманском.
С июня 1956 года полк переводится в войска ПВО и перебазирован на аэродром Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области. К середине 1957 года завершено переучивание на МиГ-15бис.
04. Нашлась в интернете такая аутентичная картинка по географию полка, с созданием в Смоленке Читинской области:
В марте 1958 года полк перебазируется на аэродром Толмачево Новосибирской области (в это время это уже аэродром совместного базирования с базовыми Ту-104). В течение 1959 года личный состав полка переучился на новый сверхзвуковой самолет Су-9.
05. Опытный Т-43, будущий Су-9. Интернет
Цитата: «…Серийное производство Т-43 было развернуто в Новосибирске... Образцом для серии стал самолет №02-10. При этом Т-43 получил новый внутризаводской шифр изделие 34. Заводские летчики Т.Т.Лысенко, Б.З.Попков и др. в 1958 г. освоили новый самолет и с осени приступили к приемосдаточным испытаниям. В связи с аварийным состоянием заводской ВПП самолеты в первом же полете перегоняли на аэродром Толмачево, где и проходили испытания. Работа заводских летчиков была ничуть не легче, чем у их коллег из ОКБ: в течение 1959 г. при облетах серийных Т-43 было зафиксировано 5 летных происшествий, в т.ч. два из-за отказов двигателей. В обоих случаях летчики В.А.Богданов и Ю.Н.Харченко сумели посадить машины на вынужденную. В тот же период испытатель военной приемки В.П.Круглов сажал самолет с невыпустившейся левой основной опорой шасси. 19 ноября остановка двигателя произошла на перехватчике, пилотируемом заводским летчиком А.Д.Дворянчиковым. На этот раз вынужденная посадка окончилась трагически - пилот погиб. В 1960 г. во время заводских испытаний была потеряна еще одна машина, на этот раз летчик-испытатель В.Т.Выломов остался жив, благополучно покинув самолет.
В Новосибирске Су-9 выпускались с 1958 по 1962 год. Кроме того, производство самолета параллельно с Ил-18 развернули на московском заводе №30 (ныне МАПО)…» Источник - airwar.ru .
20 июля 1962 года полк перебазировался на аэродром Купино. В 1965 году полк осваивал заполярные аэродромы Подкаменная Тунгуска, Норильск, Тикси, Хатанга. С 1960 по 1979 год полк ежегодно проводил стрельбы на полигоне «Телемба» в Бурятии.
06. Су-9 в Купино
В 1980 году полк приступил к переучиванию на самолет МиГ-23МЛА. 5 июня прибыли первые шесть МиГ-23УТ.
07. МиГ-23 в Купино
08. Купино, 1981
Старые фотографии Купино взяты на форуме полка на strizhi.ru.
На этом имеющаяся в музее история полка заканчивается.
По данным вики, в 1998 году полк был расформирован.
09-10. Современные виды в Купино
Добавлю, что в Омске с 1958 года базировался 64 ИАП (переведенный из Клина Московской области), также оснащенный Су-9. В 1967 году он был переучен на Ту-128.
11. Кроме военного аэродрома, в Купино был и гражданский (на севере).
Пилоты-ветераны Новосибирского авиаотряда рассказывают, что во время распутицы весной и осенью гражданские самолеты могли садиться (и садились) на бетонную полосу военного аэродрома.
Были единичные случаи посадок сюда на запасной и толмачевских Ту-104 (найду источник, добавлю).
Из Омска в районе 1950-х в Купино летали По-2 - отсюда
12. Из публикаций 1971 года. Есть даже рейс в Омск. Про Павлодар не знаю, но в Карасук казахский Ан-2 в 1980-е годы летал регулярно.
13. Еще про Купино. Упоминание "штурманской школы" и Ил-28. Возможно, такая школа была в Купино до 1960 года, когда сократили армию и ВВС.
Также попадались упоминания учебных летных процессов в Купино во время Великой Отечественной. Но тут еще надо покопать.
14. Из книги "Аляска-Сибирь-Фронт" (это было не училище, а что-то более мелкое учебное, думаю).
ПС. Остающиеся вопросы в части Купино:
- что было в Купино во время войны
- что было в Купино в 1953 году - вероятно, открытие гражданского аэродрома - отсюда. Тут есть упоминание связки рейсов из Новосибирска в Купино через Барабинска.
- что было в Купино на 1962 год (перебазирование 849 ИАП из Толмачево)
- было ли какое-то учебное штурманское подразделение на Ил-28?
- расписание регулярных рейсов из Купино, в т.ч. в Омск и были ли рейсы в Павлодар.