718-й истребительный авиационный полк (718-й иап) — воинская часть Военно-воздушных сил (ВВС) РККА, принимавшая участие в боевых действиях Великой Отечественной войны и Советско-японской войны.
За весь период своего существования полк своё наименование не менял:
718-й истребительный авиационный полк сформирован 1 января 1942 года в ВВС 36-й армии Забайкальского фронта на аэродроме Разъезд № 77 Читинская области по штату 015/134 на самолётах И-16. Полк занимался по плану учебно-боевой подготовки. 5 августа полк вошёл в состав вновь сформированной 245-й истребительной авиационной дивизии ВВС Забайкальского фронта. 10 августа 2-я эскадрилья передана на формирование 940-го иап, вместо неё в состав полка принята 2-я аэ 56-го иап. В составе 245-й истребительной авиационной дивизии 15 августа был передан в состав 12-й воздушной армии Забайкальского фронта.
Подготовленный лётный состав полка 5 декабря 1942 года во главе с командиром полка убыл на советско-германский фронт, вместо убывших прибыли молодые пилоты из 24-го запасного авиаполка 12-й воздушной армии Забайкальского фронта. Полк переформирован по штату 015/284. К 14 мая 1944 года полк полностью перевооружён на истребители Як-9Д, а в июле 1944 года — переформирован по штату 015/364. К началу войны с Японией (08.08.1945 г.) полк имел в боевом составе 36 самолётов Як-9.
Полк 9 августа 1945 года в составе 245-й истребительной авиационной дивизии 12-й воздушной армии Забайкальского фронта вступил в боевые действия в советско-японской войне на самолётах Як-9. Базировался на полевых аэродромах Монголии.
В составе действующей армии полк находился с 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 года.
По окончании боевых действий до 15 сентября 1945 года вместе с дивизией базировался на аэродроме Чойбалсан. С 16 сентября 1945 года в составе 245-й истребительной авиационной дивизии передан из 12-й воздушной армии в 9-ю воздушную армию Приморского военного округа с перебазированием на аэродром Дальянь (Чжоушуйцзы) в Китай. В августе 1946 года полк перевооружён с Як-9М на самолёты Р-63 «Кингкобра».
В январе 1951 года полк вместе с дивизией передан в состав войск ПВО, был переименован в 718-й иап ПВО и перебазировался на аэродром Хомутово о. Сахалин, где в 1952 году полк начал переучиваться на самолёты МиГ-15, а с 1954 года — МиГ-17. Находясь постоянно на Сахалине полк выполнял задачи ПВО. В связи с реформированием системы ПВО полк 23 мая 1958 года был расформирован вместе с дивизией на аэродроме Хомутово.
Период | Фронт (округ) | армия (корпус) | дивизия | примечание |
---|---|---|---|---|
01.01.1942 г. | Забайкальский фронт | 36-я армия | ВВС 36-й армии | И-16 |
05.08.1942 г. | Забайкальский фронт | ВВС фронта | 245-я истребительная авиационная дивизия | |
15.08.1942 г. | Забайкальский фронт | 12-я воздушная армия | 245-я истребительная авиационная дивизия | |
08.08.1942 г. | Забайкальский фронт | 12-я воздушная армия | 245-я истребительная авиационная дивизия | |
03.09.1942 г. | Забайкальский фронт | 12-я воздушная армия | 245-я истребительная авиационная дивизия | |
16.09.1945 г. | Приморский военный округ | 9-я воздушная армия 7-й бомбардировочный авиационный корпус |
245-я истребительная авиационная дивизия | |
20.02.1949 г. | Приморский военный округ | 54-я воздушная армия 83-й смешанный авиационный корпус |
153-я истребительная авиационная дивизия | |
01.01.1951 г. | Приморский военный округ | 54-я воздушная армия 55-й истребительный авиационный корпус |
153-я истребительная авиационная дивизия | |
01.04.1958 г. | Приморский военный округ | 54-я воздушная армия | 153-я истребительная авиационная дивизия | |
23.05.1958 г. | Приморский военный округ | 54-я воздушная армия | 153-я истребительная авиационная дивизия | расформирован |
За проявленные образцы мужества и героизма Верховным Главнокомандующим лётчикам полка в составе 245-й иад объявлены благодарности за занятие Маньчжурии, Южного Сахалина и островов Сюмусю и Парамушир.
Всего за годы Советско-японской войны полком:
Выполнено боевых вылетов | Сбито самолётов в воздухе |
---|---|
264 | Встреч с самолётами противника и воздушных боёв не было |
Свои потери:
Потеряно самолётов, всего | Погибло лётчиков всего |
---|---|
1 (Як-9) | нет |
Период | Самолёты | Фото | Период | Самолёты | Фото |
---|---|---|---|---|---|
09.1941 — 1943 | И-16 | 09.1941 — 1942 | И-153 | ||
02.1943 — 1945 | Як-7б | 1945 — 1946 | Як-9 | ||
08.1946 — 1952 | Bell P-63 Kingcobra | 02.1952 — 1954 | МиГ-15 | ||
1954 — 1958 | МиГ-17 |
Период | Аэродромы |
---|---|
01.01.1942 — 08.1945 | Разъезд № 77, Читинская область |
08.1945 — 15.09.1945 | Чайбалсан, Монголия |
01.10.1945 — 01.1951 | Дальянь, Китай |
01.1951 — 05.1958 | Хомутово, Приморский край |