Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Много ли пригодится, что нам приснится во сне?. (грузинская)

Общие сведения 146-й истребительный авиационный полк.

Назад

 

146-й истребительный авиационный полк
115-й гвардейский истребительный Оршанский орденов Кутузова и Александра Невского авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор, подполковник Константин Дмитриевич Орлов 06.41 - 14.10.42  
полковник Семен Александрович Шестаков 14.10.42 - 01.08.43 Погиб
майор Петр Александрович Дранко 09.08.43 - 06.07.44  
майор, подполковник Александр Филиппович Косс 06.07.44 - 15.11.45  

 

В действующей армии:

  • 22.06.41 - 30.05.42 (146 иап)
  • 13.08.42 - 19.02.43 (146 иап)
  • 05.05.43 - 20.08.43 (146 иап)
  • 16.10.43 - 06.03.44 (115 гиап)
  • 20.06.44 - 10.09.44 (115 гиап)
  • 14.11.44 - 11.05.45 (115 гиап)

Сформирован в феврале 1940 г. в ВВС Московского военного округа, в подмосковных Люберцах.

Первоначально часть получила истребители И-16 с мотором М-63 и усиленно готовилась к боевым действиям против финских ВВС. Однако заключение перемирия с соседом изменило планы советского командования. В мае 1940 г. перебазировался в Качу и вошел в состав 55 авиабригады ВВС ОдВО, а затем частично принял участие в обеспечении "освободительного похода Красной Армии в Бессарабию". При этом полк воздушных боев с румынами не вел. В 1940 г. полк имел относительно большой налет, в том числе на И-16 с закрылками, поэтому летчикам части одним из первых было доверено с весны 1941 г. начать освоение новых истребителей МиГ-1 и МиГ-3.

В начале февраля 1941 г. в полк прибыли 10 МиГ-1 и 10 МиГ-3. С 24.02 по 12.03.41 г. удалось переучить на новую технику без серьезных летных происшествий 21 летчика.

К началу Великой Отечественной войны входил в состав 20 сад ВВС Одесского ВО (преобразованы в ВВС Южного фронта).

В боевые действия вступил 22.06.41 г. и уже 23 июня летчики полка сбили от 4 до 6 самолетов противника над территорией Молдавии.

С 07 по 17.07.41 г. базировался у Котовска, входя в состав 20 сад, затем в течение трех дней полк находился на аэродроме Христиновка, подчиняясь непосредственно командующему ВВС Южной группы Юго-Западного фронта генералу Т.Т.Хрюкину. Затем полк до 14.08.41 г. включили в состав 64 ад, и он последовательно занимал аэродромы Хмелевое, Гребенка, Богодуховка.

14.08.41 г. полк сдал оставшиеся 14 МиГ-3 другим частям и был выведен в тыл на переформирование.

На фронт полк вернулся в двухэскадрильном составе (22 МиГ-3), когда противник завершал окружение советских войск восточнее Киева. 11.09.41 г. летчики поспешно перелетели на Центральный аэродром Харькова, а группа командиров и техсостава, руководимая военкомом полка батальонным комиссаром П.П.Черепковым, была настигнута наступающими танками противника. За 15 и 16.09.41 г. в районе Слыча погибли или пропали без вести 98 военнослужащих.

С 21.09.41 г. до 23.09.41 г. входил в состав 19 ад.

С 24.09.41 г. входил в состав 76 сад.

Базируясь западнее Ворошиловограда на аэродроме "Шахта No. 6", прикрывал войска 37 армии в ходе проведения Барвенково-Лозовской операции, разворачивавшейся во второй половине января 1942 г. Серьезного противодействия в воздухе противник не оказывал, поэтому в списке успехов части значились уничтоженные автомашины, повозки, бензоцистерны, железнодорожные вагоны и другая техника неприятеля; десятки германских солдат и офицеров были убиты или ранены.

С 21.09.41 по 10.03.42 г. полк выполнил 831 боевой вылет, из которых в 451 он штурмовал вражеские наземные войска. При этом боевые потери составили девять МиГ-3 и семь летчиков.

23.03.42 г. полк приступил в тылу к изучению Як-1, сдав 14 оставшихся МиГ-3 в 16 гиап.

В период 19.03.42 - 29.05.42 г. действовал в составе 3 уаг на Юго-Западном фронте.

01.06.42 г. убыл в тыл на доукомплектование и переучивание. В июне - августе в 3 запасной авиабригаде Приволжского ВО переучился на самолеты Як-7б.

С 13.08.42 г. на самолетах Як-7б действовал в составе 234 иад на Западном фронте.

С 01.09.42 г. dел боевые действия в составе 202 иад 1 ВА Западного фронта.

20.09.42 г. вернулся в состав 234 иад, боевой работы не вел, находился в резерве командования 1 ВА. Зимой 1942/43 г. переформирован по штату 015/284.

С 20.02.43 г. в составе 234 иад находился в Резерве СВГК в Московском ВО.

05.05.43 г. включен в состав 7 гиад и с 26 мая приступил к боевой работе на Воронежском фронте. До 21.08.43 г. воевал на Воронежском, Западном и Брянском фронтах.

21.08.43 г. в составе 7 гиад находился в Резерве СВГК, боевой работы не вел. До середины октября переформирован по штату 015/364 и перевооружен на Як-9.

Преобразован Приказом НКО СССР No. 266 от 03.09.43 г. в 115 гиап.

06.10.43 г. в составе 7 гиад приступил к боевой работе на самолетах Як-9 в З ВА на Калининском (с 20.10.43 - 1 Прибалтийском) фронте.

В период 07.03.44 - 19.06.44 г. вместе с 7 гиад находился в Резерве СВГК.

20.06.44 г. приступил к боевой работе на 3 Белорусском фронте.

27.06.44 г. за отличия в боях за освобождение г. Орша полку присвоено почетное наименование Оршанский.

В период 11.09.44 - 13.11.44 г. вместе с 7 гиад находился в Резерве СВГК. В этот период частично перевооружен на самолеты Як-3.

14.11.44 г. приступил к боевой работе на 1 Украинском фронте.

05.04.45 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования в боях с немецкими захватчиками при форсировании реки Одер северо-западнее города Бреслау (Бреславль) и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 115 гиап награжден орденом Александра Невского.

11.05.45 г. исключен из действующей армии.

28.05.45 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования в боях при прорыве обороны на реке Нейссе и овладении городами Котбус, Люббен, Цоссен, Беелитц, Лукенвальде, Тройенбритцен, Цана, Мариенсфельде, Треббин, Рантсдорф, Дидерсдорф, Кельтов и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума ВС СССР 115 гиап награжден орденом Суворова III степени.


Источники информации:

1. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

2. Анохин В.А. Все истребительные авиаполки Сталина. Первая полная энциклопедия / Владимир Анохин, Михаил Быков. — М. : Яуза-пресс, 2014. — 944 с. — (Элитная энциклопедия ВВС. Такой книги еще не было!). ISBN 978-5-9955-0707-9

3. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.

4. Медведь А.Н., Хазанов Д.Б., Маслов М.А. Истребитель МиГ-3. - М.: "Русское авиационное общество" (РУСАВИА), 2003.

5. Данные Андрея Симонова.

6. Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 / М.Л.Дударенко, Ю.Г.Перечнев, В.Т.Елисеев и др. — М.: Воениздат, 1985.

7. Карленко Д., Антипов В. Харьков, май 1942: хроника событий. - Мир Авиации, 2003, No. 1.

8. ЦАМО, Ф. 346, оп. 5755, д. 23. Доклад о боевой работе 19 авд.

9. Синичкиянц А.М. Отечества крылатые сыны. - М.: "Мозаика", 2002.


Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов