Советская авиация с первых дней своего существования была составной частью вооруженных сил нашего государства, поэтому ее развитие и укрепление неотделимы от общего строительства вооруженных сил Советской республики.
Коммунистическая партия наряду с созданием первых вооруженных отрядов вела большую работу среди солдатских масс всех родов войск старой армии, готовя их к социалистической революции.
Красная гвардия, созданная Коммунистической партией, вместе с революционными солдатами и матросами явилась решающей вооруженной силой в вооруженном восстании в октябре 1917 г. С помощью этой вооруженной силы русский пролетариат, руководимый Коммунистической партией, сверг господство буржуазии и помещиков, в кратчайший срок подавил антисоветский мятеж Краснова — Керенского, ликвидировал очаги контрреволюции и утвердил советскую власть во всех основных районах страны.
Победа Великой Октябрьской социалистической революции, образование Советского правительства и первые его директивы — все это вызвало бешеную злобу и ненависть свергнутых классов внутри страны и империалистов всех стран к Советской России. Особую ненависть к первому в мире пролетарскому государству проявили американские империалисты, давно мечтавшие о превращении нашей страны в свою колонию. Победа социалистической революции нарушила эти планы империалистов и нанесла сокрушающий удар по всей системе империализма.
Главными организаторами и вдохновителями военной интервенции против молодой Советской республики, которая одним фактом своего существования действовала революционизирующе на трудящиеся массы капиталистических стран, выступили американские империалисты. Для этого они мобилизовали силы как международной реакции, так и внутренней контрреволюции.
Такое объединенное выступление внутренних и внешних сил контрреволюции против молодого Советского государства не было неожиданным. Его прозорливо предвидел В. И. Ленин, который неоднократно призывал трудящихся быть готовыми дать вооруженный отпор силам международной реакции.
Малочисленные, разрозненные и слабо обученные отряды Красной гвардии не могли долго противостоять многочисленным армиям объединенных сил контрреволюции. Чтобы разбить эти силы реакции, отстоять и защитить завоевания Октября, нужны были новые вооруженные силы, построенные на началах регулярной, строго централизованной, хорошо дисциплинированной и обученной армии.
Практическая работа по созданию таких вооруженных сил началась сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В то же время началось и формирование первых социалистических авиационных отрядов, явившихся основой советских Военно-воздушных сил.
Коммунистическая партия гениально предвидела, что авиация будет иметь огромное значение для Советской республики в борьбе с интервентами и внутренней контрреволюцией. Поэтому наряду с созданием беспредельно преданных Советской власти частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии партия проявляла большую заботу о формировании первых социалистических авиаотрядов.
Основными центрами формирования первых социалистических авиационных отрядов были Петроград и Москва. Питерские и московские рабочие стали костяком воинских формирований молодого Советского государства.
Работу по организации первых авиаотрядов в Петрограде проводило созданное 28 октября 1917 г. в Смольном по инициативе В. И. Ленина Бюро авиационных комиссаров, а в Москве — Военно-революционный комитет по авиации при Военном комиссариате Московского военного округа.
Бюро авиационных комиссаров, ставшее первым революционным органом строительства советской авиации, формировало новые социалистические отряды, способные выполнять задания Советского правительства.
За два месяца своего существования Бюро авиационных комиссаров провело большую работу. На основе разработанных им штатов в течение этого времени были созданы первые шесть советских авиаотрядов по 12 самолетов в каждом. Среди них были:
1-й социалистический (разведывательный) авиационный отряд и 2-й, сформированный на базе 12-го армейского авиационного отряда, личный состав которого после возвращения с Северного фронта одним из первых перешел на сторону Советской власти (декабрь 1917 г.); созданный на базе бывшего ‘Кронштадтского авиаотряда 3-й социалистический отряд; на базе Петроградского авиационного отряда, находившегося в Царском Селе, — 4-й социалистический отряд, командиром которого был избран солдат-летчик Петр Кузнецов;
сформированный в Петрограде 5-й социалистический отряд, а в Пскове — 2-й революционный отряд Военно-революционного комитета Северного фронта.
Эти социалистические отряды, а также сформированные впоследствии новые авиационные отряды принимали 1активное участие в обороне Петрограда, в боях против контрреволюционных войск в Финляндии, Прибалтике и на Украине.
Декреты и постановления Советского правительства «О постепенном переходе к демобилизации старой армии» (23 ноября 1917 г.), «О прекращении производства в офицеры» (27 ноября 1917 г.), «О выборном начале и об организации власти в армии» (29 декабря 1917 г.), «Об уравнении в правах всех военнослужащих» (29 декабря 1917 г.) и др. вырвали основную массу старой армии из-под влияния контрреволюционного офицерства, указали начальный путь организационного строительства вооруженных сил социалистического государства.
Как и во всей армии, управление в советской авиации в этот период строилось по принципу коллегиальности. Оно осуществлялось Всероссийской авиационной коллегией, созданной 20 декабря 1917 г. Выполняя указания ЦК Коммунистической партии, коллегия решала сложные задачи по сбору и сохранению авиационных кадров и имущества, по организации авиационного производства и многие другие.
В январе 1918 г. Всероссийская авиационная коллегия по поручению ЦК РКП (б) и лично В. И. Ленина обратилась ко всем авиачастям с призывом о немедленном организованном переходе в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Вместе с тем она призывала командиров авиачастей и солдатские комитеты привести вверенные им отряды и дивизионы в боевую готовность, подготовить личный состав и самолеты к предстоящим боевым действиям по защите завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции.
Но контрреволюционные силы, главным образом офицерский состав, саботировали эти мероприятия Советской власти. Они всячески тормозили эвакуацию авиачастей с фронта или уходили в лагерь врагов Советской республики.
Только благодаря энергичной деятельности в авиаотрядах представителей нашей партии и членов Всероссийской авиационной коллегии удалось эвакуировать почти весь личный состав и авиационную технику Северного и Западного фронтов.
Значительно труднее обстояло дело на Южном, Юго-Западном и Румынском фронтах. Но и здесь представители Коммунистической партии проявили исключительную энергию и настойчивость, сумев сохранить материальную часть большинства авиаотрядов и передать ее Советской республике. С этой целью они провели формирование Украинского и Одесского управлений воздушного флота, с помощью которых ряд авиаотрядов был направлен на север, в Советскую Россию.
Порядок эвакуации старых авиационных частей с фронта был установлен Всероссийской авиационной коллегией в специальном приказе, отданном в феврале 1918 г.
В соответствии с этим приказом для всех авиационных и воздухоплавательных частей, прибывающих с фронта, назначались места дислокаций, откуда они, пополнившись личным составом, направлялись в состав действующих советских войск.
В приказе были предусмотрены и конкретные мероприятия по эвакуации оборудования авиационных заводов из районов, подверженных угрозе вражеской оккупации. Выполнение этого приказа было связано с большими трудностями, которые не могли не отразиться на формировании новых советских боевых авиаотрядов.
Так, например, были случаи, когда прибывал полностью личный состав, но без материальной части и имущества или, наоборот, прибывало несколько десятков вагонов с самолетами и имуществом и только несколько человек личного состава.
В ряде случаев личный состав пробивался к Москве с оружием в руках (группа И. У. Павлова). Личный состав тех авиаотрядов, которые не удалось организованно эвакуировать с фронта, самостоятельно пробирался к Москве и Петрограду, где вставал на учет и в дальнейшем направлялся на формирование.
В результате принятых мероприятий удалось спасти и вывести в центр Советской России около 38 авиаотрядов, т. е. примерно 37% всей авиации старой армии.
Из этого количества было эвакуировано с фронта и прибыло в район Москвы 18 авиаотрядов, в район Петрограда — 5, Саратова — 6, Тулы — 9. Уместно отметить, что большую работу по приему стекавшихся с фронта и по формированию новых авиаотрядов провел созданный в декабре 1917 г. Военно-революционный комитет по авиации Московского военного округа (преобразованный в феврале 1918 г. в Окружную коллегию по управлению воздушным флотом).
В Москве были сформированы следующие авиационные отряды и группы:
1. Отряд особого назначения для агитационных и специальных целей.
2. Истребительный отряд противовоздушной обороны (на базе прибывшей с Северного фронта 4-й боевой истребительной авиагруппы).
3. Кубанский авиаотряд.
4. 1-я Советская боевая авиагруппа под командованием И. У. Павлова, направленная под Казань.
5. Калужская авиагруппа.
6. Три эскадрильи Московского летательного отряда, которые еще в конце декабря 1917 г. были направлены на Украину для борьбы с южной контрреволюцией.
Большое внимание Коммунистическая партия уделяла воспитанию летно-технического состава первых советских авиаотрядов. На должности комиссаров отрядов направлялись деятельные коммунисты, которые создавали партийные организаций, воспитывали личный состав в духе советского патриотизма, беспредельной преданности Родине и Коммунистической партии. Об огромном авторитете и влиянии нашей партии среди летно-технического состава свидетельствует численный состав коммунистов в авиаотрядах. Если при организации авиаотрядов в них насчитывалось лишь несколько членов Коммунистической партии, то в июне 1919 г. из 302 летчиков 125 были коммунистами.
В первых социалистических авиационных отрядах воспитывались новые командные кадры нашей советской авиации.
Дальнейший количественный и качественный рост авиационных отрядов позволил Советскому правительству уже в начальный период строительства Вооруженных Сил Советской республики приступить к созданию Красного воздушного флота.
В марте 1918 г. приказом Всероссийской коллегии было завершено создание Рабоче-Крестьянского Красного Военно-воздушного флота. В его состав постепенно вошли все сохранившиеся и пришедшие с фронта авиационные и воздухоплавательные части, управления и учреждения.
В марте 1918 г. Всероссийская коллегия и управление Военно-воздушного флота (которое было сохранено при коллегии, как административный аппарат) переехали со всеми отделами в Москву.
В Петрограде была организована Окружная коллегия по управлению Военно-воздушным флотом Петроградского округа.
В дальнейшем, в связи с осложнившейся обстановкой на фронте, Советское правительство приняло ряд новых мер по укреплению всех вооруженных сил Советской республики.
Советским правительством была отменена выборность командиров, упразднена Всероссийская авиационная коллегия и вместо нее 24 мая 1918 г. создано Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Военно-воздушного флота (Увофлот), на которое было возложено руководство боевой деятельностью авиации и ее материально-техническое обеспечение.
22 сентября 1918 г. при штабе Главкома было создано Полевое управление Красного воздушного флота, получившее сокращенное наименование «Авиадарм», которое занималось руководством боевой деятельностью всех авиационных и воздухоплавательных частей, с сохранением за Главным управлением вопросов формирования и снабжения авиачастей.
Таким образом, первые социалистические и красногвардейские авиаотряды явились ядром Военно-воздушных сил молодой Советской Армии.