Если вам не интересно читать большой блок текста, то вы можете его пролистать и сразу перейти к просмотру фотографий. Но ведь так не будет интересно, правда? :)
1 июня 1938 г. на основании Приказа №0087 от 19.05.1938 г по ВВС ТОФ, в составе Военно-Воздушных Сил Тихоокеанского флота была сформирована 29-я авиационная бригада с управлением в селе Воздвиженка, которое уже спустя 20 дней было перенесено в село Романовка.
Вплоть до 1942 г. 29-я авиационная бригада являлась единственным ударным соединением ТОФ, а в её составе было множество постоянно меняющихся и переформировывающихся авиационных соединений. Историю всех этих соединений мы упустим т.к. речь сейчас не о них, да и если о всех их рассказывать, то текст будет стремиться к бесконечности. :)
22 февраля 1943 г. Указом НК ВМФ № 0528 Президиума ВС СССР, 29-й авиационной бригаде ВВС ТОФ было присвоено имя бывшего погибшего командира бригады генерал-майора Николая Острякова.
В середине того же года бригада была переформирована во 2-ю минно-торпедную авиационную дивизию ВВС ТОФ, в составе которой находились минно-торпедные авиационные полки.
На протяжении ВОВ из дивизии на западный фронт обучались и отправлялись лётные экипажи, а в 1945 г. лётные экипажи дивизии участвовали в боевых действиях в Советско-Японской войне, по завершении которой дивизия была награждена Орденом Красного Знамени и на основании Приказа НК ВМФ № 0519 от 25.09.1945 г. ей было присвоено почётное наименование "Рананская".
8 апреля 1946 г. дивизии было вручено Боевое Знамя части, а спустя год 2-я МТАД была переименована в 3-ю МТАД ВВС ТОФ.
В ноябре 1952 г. на основании Директивы начальника ГОУ МГШ № Орг/8/23017 и Циркуляра НШ 5-го ВМФ № 00190, управление дивизии в.ч. 34233 было передислоцировано для постоянного базирования на аэродром "Западные Кневичи" и с этого момента начинается история создания защищённого командного пункта дивизии, о котором собственно данный пост.
Фото 1961 г. с офицерами 3-й МРАД и 49-го МРАП, взятое из видео за авторством подполковника запаса А. Алексеева, посвящённого памяти дивизии.
В 1959 г. 49-й минно-торпедный авиационный полк в составе дивизии начал переучивание на новые первые серийные советские реактивные дальние бомбардировщики Ту-16, для которых на аэродроме "Западные Кневичи" началось строительство новой ВПП, а сама дивизия была переименована в 3-ю МТАД дальнего действия.
В 1960 г. дивизия была переформирована в двух-полковую и вместо ликвидированных авиаполков, к 49-му МТАП ДД добавился 169-й Гвардейский МТАП ДД.
1 мая 1961 г. на основании приказа МО СССР No. 0028 от 20.03.61 г. 3-я МТАД ДД была переформирована в 3-ю морскую ракетоносную авиационную дивизию, а соответственно её полки также стали ракетоносными с дислокацией на аэродромах "Западные Кневичи" и "Хороль".
А летом 1971 г. произошло ЧП, в ходе которого из за предательства начальника разведки 50-го гвардейского отдельного дальнеразведывательного авиационного полка майора В. К. Шавдия, который передал США секретные сведения о местах дислокации и составе частей ВВС ТОФ, в срочном порядке ряд авиационных соединений были переименованы.
Так 3-я МРАД поменяла номер на 25-ю, а её 49-й МРАП сменил номер на 183-й.
Фото 1978 г. с офицерами командно-руководящего состава ВВС ТОФ, взятое из видео за авторством подполковника запаса А. Алексеева, посвящённого памяти дивизии.
23 февраля 1978 г. дивизия была награждена вторым орденом Красного Знамени и стала именоваться Дважды Краснознамённой Рананской 25-й Морской Ракетоносной Авиационной Дивизией ВВС Тихоокеанского флота им. Острякова.
Старое фото 1984 г. с офицерами штаба дивизии, выложенное на форуме дивизии В. Макловым.
А 7 февраля 1981 г. при взлёте с аэродрома "Пушкин" самолёта Ту-104 отряда управления 25-й МРАД произошла катастрофа, в которой погиб практически весь руководящий состав авиации Тихоокеанского флота и самого флота, включая командующего ВВС ТОФ генерал-лейтенанта авиации Г. В. Павлова.
Фото 1986 г. с офицерами штаба 25-й МРАД ВВС ТОФ, взятое из видео за авторством подполковника запаса А. Алексеева, посвящённого памяти дивизии.
В 1982 г. 169-й гвардейский МРАП был переформирован в смешанный авиаполк и передислоцирован с аэродрома "Хороль" на аэродром ПМТО "Камрань", а в 1986 г. его место в дивизии занял 141-й гвардейский МРАП в.ч. 36158, развёрнутый из 341-й гвардейской отдельной морской разведывательной авиационной эскадрильи, пополненной 134-й гвардейская отдельной дальнеразведывательной эскадрильей с аэродрома "Пристань".
В конце 1991 г в 183-й МРАП получил на вооружение новые многоцелевые тяжёлые сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М2 из 170-го гвардейского МРАП ВВС БФ, передислоцированных с аэродрома "Быхов".
Фотографии командиров 25-й МРАД ВВС ТОФ в разные годы, найденные в видео за авторством подполковника запаса А. Алексеева, посвящённом памяти дивизии.
Фото последнего парада 25-й МРАД ВВС ТОФ в 1993 г., взятое из видео за авторством подполковника запаса А. Алексеева, посвящённого памяти дивизии.
Закончилась история дивизии 1 декабря 1993 г. расформированием на основании Директивы ГШ ВМФ №730/1/0530 от 11 июня 1993 г., 25-й МРАД ВВС ТОФ и входивших в неё 141-го гвардейского и 183-го морских ракетоносных авиационных полков, после чего соответственно был заброшен и бункер защищённого командного пункта дивизии.
Сам бункер был построен на сопке недалеко от г. Артём. Раньше на улице возле него располагались кунги мобильных радиостанций и СКС.
Так он выглядит схематично.
Оголовки вентиляционных шахт, торчащих из искусственного холма. Можно заметить, что монолитный бетон вентиляционных шахт был обработан гидроизоляцией, а поверх дополнительно обложен кирпичной "рубашкой".
Вход в объект был снаружи дополнительно защищён сквозником, характерным для объектов 1930-х - 1940-х гг.
История умалчивает, но возможно это сооружение было построено раньше, чем принято считать, а в 1950-х было передано под нужды ЗКП дивизии. Но это не точно.
Далее шёл ряд тамбур-шлюзов с несколькими гермодверями, от которых остались лишь короба на дверных проёмах.
Внутри самого сооружения было несколько коридоров с различными помещениями по обе стороны.
Помимо помещений командного состава ЗКП в бункере для осуществления управления дивизией также размещались помещения с аппаратурой узла связи, которую обслуживала отдельная рота связи в.ч. 36182.
Но за более чем за четверть века заброшенности, мародёры полностью разграбили сооружение и выпилили из него весь металл.
И теперь если не знать историю этого объекта, то человек даже не поймёт в чём его особенность.
И конечно для обеспечения электроэнергией такого важного объекта, на случай выхода из строя основной линии электроснабжения, внутри была предусмотрена своя дизель-генераторная электростанция.
От которой к сожалению также ничего не сохранилось.
Ну и аварийный выход через вентиляционную шахту.
А на этом всё.