5-я минно-торпедная авиационная Киркенесская Краснознамённая дивизия ВВС Северного флота — воинское соединение Вооружённых сил СССР во Второй мировой войне.
Условное наименование — в/ч 26801
30 октября 1942 года, на основании Приказа НК ВМФ № 00373 от 23.10.1942 г. и Приказа Командующего ВВС СФ № 0187 от 23.11.1942 г., в составе ВВС СФ была сформирована 5-я бомбардировочная авиационная бригада (в/ч 26801). Новое соединение с дислокацией управления и частей на аэродроме Ваенга-1 было сформировано вместо Особой морской авиационной группы Резерва Ставки ВГК (ОМАГ). В состав бригады вошли 24-й МТАП (с мая 1943 года — 9-й Гв. МТАП), 29-й ПБАП и 255-й ИАП. Управление бригады формировалось на базе управления ОМАГ. С 12 ноября 1942 года в состав бригады был включен 121-й БАП, ранее входивший в состав ОМАГ.
Состав и дислокация 5-й БАБ ВВС СФ на 1 декабря 1942 года:
аэродром Ваенга-1: 18/11 «Хемпден», 6/4 ДБ-3ф;
аэродром Амдерма 1/0 ДБ-3;
аэродром Нарьян-Мар: 3/2 ДБ-3ф.
аэродром Ваенга-1: 8/6 Пе-2;
аэродром Ягодник: 6/4 Пе-2.
аэродром Ваенга-1: 8/7 Пе-3;
аэродром Холмогоры: 1/0 Пе-3.
аэродром Ваенга-1: 7/2 ЛаГГ-3, 9/5 Як-1, 3/0 МиГ-3.
В феврале 1943 года в оперативное подчинение командира 5-й БАБ был придан 95-й АП ВВС СФ.
На основании Приказа НК ВМФ № 0528 от 09.07.1943 г. с 20 июля 1943 года 5-я БАБ была переформирована в 5-ю минно-торпедную авиационную дивизию ВВС СФ. 6 ноября 1943 года дивизии было вручено Боевое Знамя части.
С 25 апреля 1944 года в состав 5-й МТАД вошел 36-й МТАП ВВС ЧФ, вооруженный 14 самолетами А-20G, передислоцированный на аэродром Ваенга-1.
В июне 1944 года 29-й бомбардировочной полк вышел из состава дивизии, и был перебазирован на Чёрное море.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.10.1944 г., за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение городом Петсамо (Печенга) и проявленные при этом доблесть и мужество 5-я МТАД награждается орденом Красного Знамени.
14 ноября 1944 года, за мужество и героизм, проявленные личным составом в Петсамо-Киркенесской операции Приказом Верховного Главнокомандующего № 0369 дивизии было присвоено почетное наименование «Киркенесская».
За проявленные мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны 1722 военнослужащих соединения награждены орденами и медалями. 31 воспитанник дивизии удостоен звания Героя Советского Союза, а В. С. Ефремов стал дважды Героем Советского Союза.
Согласно официальным данным, за годы Великой Отечественной Войны экипажи соединения нанесли врагу следующий урон:
По состоянию на 1 января 1945 года в составе управления дивизии имелось три самолета А-20G «Бостон».
В июле 1945 года 36-й МТАП выбыл из состава дивизии в связи с передачей во 2-ю МТАД ВВС ТОФ. Вместо него в состав дивизии был передан 46-й ШАП, расформированный в октябре 1947 года.
По состоянию на 1 января 1946 года в дивизию входили 9-й гв. МТАП, 46-й ШАП и 255-й ИАП.
В 1947 году в состав дивизии был включен 574-й МТАП (бывший 95-й АП).
В 1950 году, в связи с реорганизацией МТА, 255-й ИАП на самолетах ЛаГГ-3 и Як-1 передан в состав 91-й ИАД ВВС СФ.
В августе 1951 года 9-й гв. МТАП первым из частей СФ переучивается на реактивную технику — торпедоносцы Ту-14.
В 1952 году в состав 5-й МТАД вошел вновь сформированный 1941-й МТАП (с 1955 года — 987-й МТАП), дислоцирующийся на аэродроме Североморск-1, на самолетах Ил-28.
В начале 1950-х гг. дивизия имела следующий состав: 9-й гв. МТАП, 574-й МТАП и 1941-й МТАП. В это время минно-торпедные полки были перевооружены на Ту-14 и Ил-28.
В августе 1954 года 574-й МТАП из 5-й МТАД был передан в состав 599-й САД БелВФ.
В апреле 1955 года в состав дивизии был принят 924-й Гв. МТАП, прибывший из Порт-Артура на аэродром Североморск-3. На тот же аэродром перебазировался 987-й МТАП.
В 1956—1958 годах части дивизии начали переучивание на самолеты Ту-16 различных модификаций. В 1957 году 924-й Гв. МТАП закончил переучивание на новую технику.
На основании Директивы ГШ ВМФ № ОМУ/4/30335 от 03.10.1957 г. 5-я МТАД была переименована в 5-ю минно-торпедную авиационную дивизию Дальнего Действия.
В июле 1960 года экипажи 5-й МТАД впервые в Морской Авиации осуществили практический пуск АКР К-10 на полигоне № 77 на Каспии, взлетев с аэродрома Водопой (33-й ЦБП и ПЛС в г. Николаев). Пуск первой АКР экипажем полковника Мызникова был произведен по танкеру «Чкалов» с недолетом 40 км, шедший следом экипаж подполковника Ковалева добился прямого попадания.
С 1 мая 1961 года, в связи с преобразованием МТА в морскую ракетоносную авиацию (МРА), на основании Приказа МО СССР № 0028 от 20.03.1961 г. и Приказа ГК ВМФ № 048 от 13.04.1961 г., 5-я МТАД ДД была переименована в 5-ю морскую ракетоносную авиационную дивизию.
Дивизия имела в своем составе: Управление, 9-й гв. МРАП, вооруженный Ту-16КС, 924-й гв. МРАП, вооруженный Ту-16К-10 — оба на аэродроме Североморск-1; 987-й МРАП на аэродроме Североморск-3, вооруженный Ту-16К-10.
22 августа 1962 года командир 924-го гв. МРАП подполковник В. Ф. Курпяков осуществил пуск ракеты К-10С с ЯБЧ по наземной цели на Новоземельском полигоне.
В 1965 году 924-й гв. МРАП и управление 5-й МРАД были перебазированы на аэродром Оленья (п. Оленегорск), где и дислоцировались до расформирования.
В 1968 году в отряде управления 5-й МРАД имелось 2 самолета Ту-104 для перевозки руководящего состава дивизии и флота.
В 1970 году дивизия участвовала в военно-морских маневрах «Океан-70». В том же году полки приступили к освоению ракетного комплекса Ту-16К-26.
1 июня 1971 года 9-й гв. МРАП был исключен из состава 5-й МРАД и передан в состав Авиации Балтийского флота с перебазированием на аэродром Веретье (г. Остров Псковской обл.).
В 1975 году 5-я МРАД всем составом участвовала в учениях ВМФ СССР «Океан-75».
В феврале 1983 года согласно Директиве ГШ ВМФ от 03.12.1982 г. и Директиве Командующего СФ от 02.02.1983 г. в состав 5-й МРАД был снова включен 574-й ОМРАП, дислоцирующийся на аэродроме Лахта (п. Катунино, район Архангельска).
Главной боевой задачей дивизии было нанесение поражения авианосным и корабельным группировкам противника в Норвежском море и северной части Атлантического океана.
В 1988 году 924-й гв. МРАП, а в 1991 году — 574-й МРАП начали переучивание с Ту-16 сразу на Ту-22М3. При этом 924-й гв. МРАП получил новую авиационную технику с Казанского авиазавода, а 574-й МРАП — из состава 170-го гв. МРАП ВВС БФ. Третий полк дивизии — 987-й МРАП оставался вооруженным Ту-16.
На 1 января 1991 г. 5-я МРАД имела на вооружении 76 самолетов: 42 Ту-22М3 и 34 Ту-16 различных модификаций. Части дивизии базировались:
В конце 1993 года 987-й МРАП был расформирован, в связи со снятием с вооружения самолетов типа Ту-16. С этого времени на вооружении дивизии остались только ракетоносцы Ту-22М3.
В 1995 году полками дивизии были успешно осуществлены практические пуски 4-х АКР Х-22.
На 1 января 2000 года дивизия имела на вооружении 40 Ту-22М3 в составе обоих полков, и была последней авиационной дивизией в составе Морской авиации — все остальные авиационные дивизии к тому времени были расформированы.
1 сентября 2002 года, на основании Директивы ГШ ВМФ № 730/1/091 от 01.11.2001 г. управление 5-й МРАД и 574-й МРАП подлежали расформированию.
30 августа 2002 года, за два месяца до своего 60-летнего юбилея, дивизия простилась с Боевым Знаменем. Почетное наименование «Киркенесский» и орден Красного Знамени были переданы 830-му отдельному корабельному противолодочному вертолетному полку ВВС СФ, дислоцированному на аэродроме Североморск-1.
Командующий ВВС СФ.