11-я гвардейская бомбардировочная авиационная Орловско-Берлинская Краснознамённая дивизия (11-я гв. бад) — авиационное соединение бомбардировочной авиации Военно-воздушных сил РККА Вооружённых сил СССР, принимавшее участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны (1941—1945).
11-я гвардейская бомбардировочная авиационная Орловская дивизия 26 декабря 1944 года преобразована из 1-й гвардейской авиационной Орловской дивизии Дальнего действия Директивой Генерального Штаба № орг.10/315706 от 26 декабря 1944 года, а 1-й гвардейский авиационный корпус дальнего действия, куда входила дивизия — в 1-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус.
Весь свой боевой путь дивизия прошла в составе 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии. Сразу после переформирования в гвардейскую дивизия приняла участие в Будапештской операции. За образцовое выполнение заданий командования при овладении городом Будапешт Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1945 года дивизия награждена орденом «Боевого Красного Знамени».
С марта 1945 года дивизия дислоцировалась в Белостоке и действовала в интересах 1-го и 2-го Белорусских фронтов, принимая участие в Восточно-Померанской, Кёнигсбергской и Берлинской наступательных операциях. За период войны на только на столицу Германии город Берлин полки дивизии выполнили 364 боевых вылета, сбросив 454 тонны бомб, а за период только Берлинской операции выполнили 335 боевых вылетов. На крупный порт и морскую базу Свинемюнде лётчики дивизии выполнили 39 боевых вылетов, сбросив 44 тонны бомб.
За отличие в боях при овладении городом Берлин дивизии было присвоено почётное наименование «Берлинская».
Всего за время войны воины дивизии выполнили 15 648 боевых вылетов, из них днём — 714, с общим налётом — 59 693 часа, сброшено на объекты противника 141 879 бомб общим весом 16 021 тонн.
В составе действующей армии дивизия находилась с 26 декабря 1944 года по 9 мая 1945 года.
Звание | Имя | Период | Примечание |
---|---|---|---|
Полковник, Генерал-майор авиации | Балашов Иван Филиппович | 26 декабря 1944 года — сентябрь 1946 года | убыл на курсы усовершенствования |
Генерал-майор авиации | Балашов Иван Филиппович | 1947 — август 1948 года | убыл командиром 4-го гв. бак |
Дата | Армия | Корпус |
---|---|---|
26.12.1944 г. | 18-я воздушная армия | 1-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус |
09.05.1945 г. | 18-я воздушная армия | 1-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус |
10.06.1945 г. | 18-я воздушная армия | 1-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус |
01.04.1946 г. | 1-я воздушная армия дальней авиации | 1-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус |
20.02.1949 г. | 50-я воздушная армия дальней авиации | 51-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус |
1952 г. | 50-я воздушная армия дальней авиации | 51-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный корпус |
01.08.1956 г. | 50-я воздушная армия дальней авиации | |
01.07.1960 г. | 50-я воздушная армия дальней авиации |
После окончания войны дивизия входила в состав 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного Смоленско-Берлинского корпуса 18-й воздушной армии. С аэродромов под Белостоком в Польше дивизия перебазировалась на аэродромы Шаталово (Смоленская область), Климово (Брянская область) и Сеща (Брянская область). С апреля 1946 года в составе 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного Смоленско-Берлинского корпуса 1-й воздушной армии дальней авиации, созданной на базе 3-й воздушной армии. В 1949 году 1-й гвардейский бомбардировочный авиационный Смоленско-Берлинский корпус переименован в 51-й гвардейский бомбардировочный авиационный Смоленско-Берлинский корпус, а 1-я воздушная армия дальней авиации — в 50-ю воздушную армию дальней авиации. В 1952 году полки дивизии стали получать новую авиационную технику — самолёты Ту-4, оснащённые системой дозаправки топливом в воздухе и способные нанести ответные удары по передовым базам США в Западной Европе, в том числе в Англии. Дивизия и её полки к наименованию получили дополнительное наименование «тяжёлая». С 1952 года дивизия именуется как 11-я гвардейская тяжёлая бомбардировочная авиационная дивизия.
С 1956 года все полки дивизии переучивались на новые самолёты — Ту-16, тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт с возможностью доставки ядерных боеприпасов. В августе 1956 года 51-й гвардейский тяжёлый бомбардировочный авиационный Смоленско-Будапештский корпус расформирован и дивизия вошла в прямое подчинение 50-й воздушной армии дальней авиации.
В связи со значительным сокращением Вооружённых Сил СССР дивизия была расформирована в июне 1960 года в соответствии с Законом Верховного Совета СССР «О новом значительном сокращении ВС СССР» от 15.01.1960 г. Полки дивизии:
За весь период своего существования боевой состав дивизии претерпевал изменения:
Наименование | Вооружение |
---|---|
2-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк | В-25 |
5-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк | Ил-4 |
16-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк | Ил-4 |
Воинам дивизии объявлены благодарности Верховного Главнокомандующего: