Подразделение было сформировано в 1943 году из 4-го и 12-го гвардейских бомбардировочных полков Авиации Дальнего Действия. В августе 1943 года 110-й полк выполнял боевые задачи при битве на Курской дуге, а позже – вылеты в интересах Западного фронта. В 1944 году соединение участвовало в сражениях под Нарвой и Псковом, отличилось в налетах на Финляндию.
С лета 1944 принимал участие в операции «Багратион», а потом бомбардировал немецкую станцию Инстербург. За освобождение столицы Белоруссии получил почетное наименование Минский. В этом же году реорганизован в 33-й гвардейский Минский бомбардировочный полк Дальнего Действия.
В 1946 году соединение перевели на штат мирного времени и дважды переформировали: в феврале оно стало называться 196-м гвардейским Минским дальнебомбардировочным полком, а в апреле – 196-м отдельным транспортным авиационным полком. В 1949 году была проведена еще одна реорганизация, и полк получил наименование 196-го гвардейского Минского транспортно-десантного.
В 1956 г. полк переформирован из транспортно-десантного в военно-транспортный и с августа 1958 году стал базироваться на аэродроме Тарту в Эстонии. Во времена СССР соединение проводило ряд международных учений. За боевые заслуги полк награжден вымпелом Министерства обороны.
После того, как Эстония вышла из состава СССР, подразделение переведено в Тверь. С 1992 года базируется на аэродроме Мигалово. Среди его заслуг – участие в ликвидации последствий землетрясения на Курильских островах и наводнения в Юго-Восточной Азии, выполнение боевых задач на территории Таджикистана, Северного Кавказа и Балкан.
Первое, что вызывает интерес – это тренировки самих летчиков. Подготовка специалистов, служащих в в/ч 41486, проводят на комплексном тренажере КТС-32. У солдат есть возможность отработать различные варианты взлета и посадки, загрузки и балансировки летательного аппарата, а также научиться самостоятельно определять маршруты полета. Правда, у такой подготовки два негативных момента: оборудование немного устарело, больше соответствует уровню ХХ века. Во-вторых, молодых военнослужащих допускают к вылетам только после полугодичной подготовки и сдачи всех нормативов.
Материально-бытовые условия службы в таком подразделении, как воинская часть 41486 называют удовлетворительными. Бойцы проживают в казарме стандартной комплектации, где недавно был проведен ремонт отопительных систем. До этого времени в помещении было достаточно холодно. Душевая – общая, она находится на этаже. По пятницам проводят банный день и выдают перемену белья.
Неуставных отношений и дедовщины служившие в в/ч 41486 не отмечают. Напротив, рассказывают, что дважды в день проводится телесный и медицинский осмотр. По всему периметру части, в казарме и учебных классах установлены камеры.
Для общения с родственниками по мобильному бойцам такого подразделения как воинская часть 41486 отведен один день – воскресенье. Телефоны выдают в 16.00 до отбоя. В остальное время мобильные хранятся у командира подразделения.
Дату присяги военнослужащие сообщают по телефону. Принимают ее в 10.00, но приезжать рекомендуют к 9.00, чтобы оформить пропуск на КПП. Присягу проводят на аэродроме Мигалово, возле мемориала Звезда. В части есть день открытых дверей. Проводится он, как правило, на день ВВС (12 августа).