Самый молодой полк в Дальней Авиации – 184-й ТБАП. Полк сформирован на аэродроме Энгельс в соответствии с Директивами Первого заместителя Министра обороны РФ от 24 февраля 2000 г., Главного штаба ВВС от 4 марта 2000 г. и Командующего 37-й ВА ВГК (СН) от 13 марта 2000 г. Формирование началось в июле 2000 г. и было завершено к 1 сентября. С 1 сентября 2000 г. полк приступил к выполнению задач боевой подготовки.
На самом деле этот полк мог бы быть одним из старейших в ВВС. Номер- полка – 184-й – совсем не случаен: 184-й гвардейский Полтавско-Берлинский ордена Ленина Краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк уже существовал. Столь заслуженных частей и соединений в отечественных вооруженных силах немного. Тот 184-й полк остался на Украине, в Прилуках. Полк первым осваивал Ту- 160, но самолет оказался Украине не по карману. Нет самолета – нет и полка. Была надежда на передачу Боевого гвардейского знамени с Украины в Россию. Пока этого не произошло, но – надежда умирает последней. В любом случае историю прославленного полка, в котором служили и русские, и украинцы (так же, как и в «просто» 184- м ТБАП), забывать нельзя.
Формирование 51-го скоростного бомбардировочного авиаполка началось 22 июля 1938 г. в Курске. Весной 1 939 г. полк стал именоваться не «скоростной» а дальнебомбардировочный: взамен СБ на вооружение начали поступать бомбардировщики ДБ-3. Две эскадрильи полка принимали участие в финской войне. Личный состав полка прошел всю Великую Отечественную войну от первого до последнего дня. Первый боевой вылет был выполнен 16 июня 1941 г., последний – 28 апреля 1 945 г. Всего за войну экипажи выполнили 8540 боевых вылетов, 13 человек были удостоены звания Герой Советского Союза. Приказом НКО № 137 от 26 марта 1943 г. 749-й бомбардировочный авиационный полк Дальнего действия (номер с 51-го на 749-й изменен приказом НКО № 0056 от 12 марта 1942 г.) преобразован в 9-й гвардейский БАП ДД. Орденом Красного Знамени полк награжден 24 мая 1944 г., а через три дня, 27 мая, приказом НКО № 0137 полку присвоено почетное наименование «Полтавский», приказом ВТК № 0111 от 11 июня 1945 г. – наименование «Берлинский».
Штурман авиаполка майор Деменьев А.И. и заместитель командира полка подполковник Кузнецов В.Н. у модели своего рабочего места
Именной самолет 184 го aп sanitized_by_modx& #39Калугаsanitized_by_modx& #39
Погрузка крылатой ракеты в бомбоотсек и проворот турели /внизу)
15 декабря 1945 г. полк вновь сменил номер – стал именоваться 184-й гвардейский бомбардировочный авиационный Полтавско-Берлинский Краснознаменный полк. Орденом Ленина полк награжден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1988 г. за освоение самолетов Ту-160.
В послевоенные годы через полки прошел «традиционный» набор типов Дальней Авиации: Ил-4, В-25 (промежуточный тип для переучивания на Ту-4), Ту-4, Ту-16, Ту-22М3. В апреле 1987 г. в Прилуки прибыл первый Ту- 160. Уже в составе ВВС Украины личный состав начал по второму кругу осваивать Ту-22М3.
Именной самолет 184-го on "Москваsanitized_by_modx& #39
Ту-95МС над взлетной полосой
Ту-95 идут "за угол "
Формирование 184-го ТБАП российской Дальней Авиации также связано с Украиной. С 1998 г. на вооружении двух эскадрилий 121-го полка состояли ракетоносцы Ту-95МС. Поступление с Украины восьми Ту-160 позволило перевести 121-й полк на один тип. На базе 2-й и 3-й эскадрилий 121 -го ТБАП и был сформирован 184-й ТБАП. В полку продолжают службу многие летчики и техники, которые ранее служили в 182-м гвардейском ТБАП.
Начиная с 2001 г. полк принимал участие почти во всех крупных командно-штабных учениях, став одним из самых «летающих» в Дальней Авиации. Начало было положено КШУ, которые проводились под руководством начальника Генерального Штаба ВС РФ, в феврале 2001 г. В ходе учений экипажи подполковника A.M. Печатнова и майора В.А. Костикова выполнили практические пуски ракет. Дважды в
Дозаправка от Ил-78
В прицеле кормовой стрелковой установки другого Ту-95
Норвежское море. Партнерство ради мира ?
Мыс Канин нос с места кормового стрелка
Заместитель командира полка по летной подготовке подполковник Гоачек Ю.А. Под крылом – Волга
2001 г. полк принимал участие в показах военной техники. В 2002 г. отрабатывались действия с оперативных аэродромов, а также проверка системы ПВО с постановкой активных помех. Дважды выполнялись практические пуски ракет. Майские учения 2003 г., в ходе которых Ту-160 и Ту- 95МС сходили не привычным маршрутом «за угол» в Северное море, а на юг – в море Аравийское, нашумели на весь мир. В учениях принимали участие экипажи подполковников В.Н. Кузнецова, И.В. Горлова, Е.И. Дмитриева, B.C. Земнухова. В июле два экипажа выполнили проверку функционирования ПВО страны, а в августе (также два экипажа) – проверку системы ПВО стран СНГ.
Именной самолет 184-ю ап "Тамбов"
Экипаж "Воркуты"после полета
Народный артист СССР Кирилл Лавров в кабине Ту-95МС из 184-го полка. В послевоенные годы Кирилл Лавров служил в бомбардировочной авиации
Командир полка полковник Попов В.А
Встреча после полета в Индийский океан
На вооружении полка состоят именные Ту-95МС «Воркута», «Москва», «Калуга», «Саратов». Стоит отметить необычную «цветную» окраску «Саратова» и «Москвы». У Ту-95МС в лазоревый цвет окрашен носок киля, а вся нижняя поверхность фюзеляжа Ту- 95МС «Москва» выкрашена в серый цвет.
В июне 2004 г. планировался перелет Ту-95МС «Москва» по «чкаловско- му» маршруту через Северный полюс в Портленд, но, увы, полет не состоялся. Самолет стоял «под парами», подготовленный экипаж ожидал команды. Верха не договорились. США выдвинули требование об обязательном включении в состав экипажа своего штурмана, наши с этим требованием не согласились.
Командиры год вступления 184-го ТБАП в должность
полковник Афиногентов Александр Иванович 2000
полковник Попов Владимир Александрович 2002
В статье использованы фотоматериалы, предоставленные штабом 184- го ТБАП, снимки Е. Казеннова и М. Никольского
фото М. Никольского. Е.Казёнова
Владимир Ригмант