219-я бомбардировочная авиационная Ченстоховская орденов Суворова и Кутузова дивизия (219-я бад) — авиационное соединение Военно-Воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил РККА бомбардировочной авиации, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной войны.
219-я бомбардировочная авиационная дивизия сформирована Приказом НКО СССР № 0085 от 7 мая 1942 года по штату 015/145 на базе управления и частей ВВС 9-й армии в составе: управление дивизии (штаб, политический отдел, начальники служб). Дислокация формирования — аэродром Шмидта (23 км южнее Ворошиловграда).
С 22 мая 1942 года дивизия в составе 4-й воздушной армии Южного фронта вступила в боевые действия, приняв участие в Харьковской операции. Полки дивизии базировались на аэродромах южнее и юго-восточнее Ворошиловграда: Шмидта, Краснодон и Будённовка. В период оборонительных боёв наземных войск части дивизии занимались уничтожением механизированных частей Вермахта на Южном фронте на линии протяжением от Северского Донца (район Красный Лиман) до Таганрога. Помимо основных задач по бомбардировке войск противника дивизия также вела разведывательную работу. Всего за период с 22 мая по 10 июля дивизия выполнила 618 боевых вылетов на бомбардировку и 503 боевых вылета на разведку с последующей бомбардировкой. После отхода войск РККА с 11 июля части дивизии перебазировались на аэродромы Белой Калитвы и выполняли боевые задачи в районе Миллерово и станицы Чернышевской. С 13 июля части дивизии перебазировались на аэродромы в районе станицы Константиновская и выполняли боевые задачи в районе станиц Морозовская и Чернышевская.
С 16 июля части дивизии перебазировались на аэродромы в районе станицы Новозолотовская (ныне Семикаракорский район Ростовской области), к исходу дня перебазировались аэродромы в районе станции Верблюд (ныне город Зерноград), откуда полки дивизии приступили к нанесению ударов механизированным колоннам противника и по переправам на р. Дон в районах станиц Николаевская, Константиновская и Раздорская, также по выполнению воздушной разведки в интересах Южного фронта.
С 25 июля полки дивизии приняли участие в Битве за Кавказ. С 27 июля — с аэродромов в районе Белая Глина, с 30-го июля — с аэродромов в районе Изобильно-Тищенская, со 2 августа — с аэродромов в районе Петровское, с 4-го августа — Архангельское, с 8-го августа — Моздок. С этих аэродромов части дивизии выполняли задачи по нанесению ударов механизированным колоннам противника и по переправам на р. Дон, в районах Манычского канала и Батайска.
С 10 августа дивизия боевых действий не вела, перебазировалась на аэродромы в районе Тулатово, а 11 августа — в районе Грозного.
За период боевых действий с 11 июля по 11 августа 1942 года дивизия при постоянном отходе наземных частей и перебазировании на новые аэродромы выполнила 305 боевых вылетов на бомбометание и 228 боевых вылетов на воздушную разведку.
Особенно напряжённой боевой работой для дивизии стали август и сентябрь 1942 года. В этот период части дивизии выполнили 3897 боевых вылетов по разгрому прохладненско-моздокской группировки противника. В период наступательных операций в районах Гизель и Ардон части дивизии нанесли большой урон противнику. Только за период этих наступательных операций с 12 по 25 августа выполнено 1206 боевых вылетов.
В ходе боевых действий части дивизии получили пополнение материальной части самолётов Пе-2 для 366-го бомбардировочного авиационного полка, в состав дивизии прибыли 859-й и 244-й бомбардировочные авиационные полки на самолётах DB-7 Boston, для истребительного прикрытия придан 926-й истребительный авиационный полк (с 13 августа) на самолётах ЛаГГ-3, 288-й бомбардировочный авиационный полк передан в состав 216-й истребительной авиационной дивизии.
С 11 августа дивизия выполняла боевые задачи с Грозненского аэроузла: уничтожала танки, артиллерию, живую силу противника и переправы в районах Ищёрская, Моздок, Советская, Прохладный, Малка, Куба, Баксан.
В период Прохладненско-Моздокской операции с 12 по 25 августа частями дивизии выполнено 1206 боевых вылетов, в наиболее напряжённые дни проводилось по 100—120 вылетов. В период с 1 по 16 сентября части дивизии уничтожали переправы и переправочные средства через реку Терек южнее Моздока. В октябре и ноябре 1942 г. дивизия наносила удары по противнику в районе Моздок, восточнее Владикавказа и на северном берегу реки Терек в районе станицы Ищерская. В этот период выполнено 1222 вылетов бомбардировщиков, 1000 вылетов истребителей и 1121 вылет на воздушную разведку, уничтожено 138 самолётов противника, 250 танков, до 2000 автомашин, 8 железнодорожных вагонов, до 200 цистерн с горючим, 15 складов с боеприпасами, до 80 артиллерийских орудий, 25 зенитных точек, разрушено 7 переправ, уничтожено и рассеяно до 10 000 солдат и офицеров.
В дальнейшем действуя в наступлении на Таманском полуострове дивизия наносила удары по железнодорожным станциям, перегонам, мостам и скоплениям автомашин противника в узких местах и на переправах, уничтожала технику и живую силу противника. В этот период выполнено 1130 вылетов бомбардировщиков, 900 вылетов истребителей и 103 вылета на воздушную разведку. Истребителями дивизии уничтожено в воздушных боях 128 самолётов противника. Бомбардировочными ударами уничтожено до 200 автомашин, до 50 артиллерийских орудий, 25 дзотов, 15 складов с боеприпасами, разрушено 4 переправ и 2 моста у Канглы и Сосыка, до 80 железнодорожных вагонов с военным имуществом, уничтожено и рассеяно до 1500 солдат и офицеров.
С началом 1943 года дивизия постоянно перебазировалась вслед за наступающими войсками, 8 января с Грозненского аэроузла на полевые аэродромы продолжая выполнять боевые задачи по нанесению бомбовых ударов по железнодорожным станциям, перегонам, мостам и скоплениям автомашин, технике и живой силе противника.
В воздушных сражениях на Кубани с апреля по июль 1943 года принимала активное участие всеми своими силами. Всего за период с момента своего формирования по 25 июля 1943 года дивизия выполнила: 9231 боевой вылет, из них на разведку — 2171, по механизированным частям — 2627, по мостам и переправам — 356, по аэродромам — 74, железнодорожным объектам — 248, по войскам на поле боя — 946, истребителями на сопровождение бомбардировщиков — 1509, на прикрытие войск — 338. Проведено 285 воздушных боёв, сбито самолётов противника — 312, уничтожено на земле 52.
В сентябре 1943 года дивизия вышла из состава 4-й воздушной армии и была пополнена тремя бомбардировочными полками. Вошла в состав 4-го бомбардировочного авиационного корпуса. В составе корпуса дивизия принимала участие в ходе Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Берлинской и Пражской наступательных операциях. В январе 1945 г. за отличия в Сандомирско-Силезской операции дивизии присвоено почётное наименование Ченстоховская. За успешное выполнение заданий командования дивизия награждена орденами Суворова II степени и Кутузова II степени.
В составе действующей армии дивизия находилась:
Звание | Имя | Период | Примечание |
---|---|---|---|
Полковник | Батыгин Иван Терентьевич | 07.05.1942 — 15.02.1943 | |
Полковник | Анисимов Пётр Николаевич | 15.02.1943 — 11.1945 |
Дата | Фронт (округ) | Армия | Корпус | Примечания |
---|---|---|---|---|
22.05.1942 г. | Южный фронт | 4-я воздушная армия | - | |
28.07.1942 г. | Северо-Кавказский фронт | 4-я воздушная армия | - | |
10.08.1942 г. | Закавказский фронт Северная группа войск |
4-я воздушная армия | - | |
24.01.1943 г. | Северо-Кавказский фронт | 4-я воздушная армия | - | |
25.08.1943 г. | Резерв ВГК | - | ||
01.10.1943 г. | Московский военный округ | ВВС округа | - | |
26.02.1944 г. | 1-й Украинский фронт | 2-я воздушная армия | 4-й бомбардировочный авиационный корпус | - |
08.09.1944 г. | Резерв ВГК | 6-я воздушная армия | 4-й бомбардировочный авиационный корпус | - |
31.10.1944 г. | Резерв ВГК | 4-й бомбардировочный авиационный корпус | - | |
12.11.1944 г. | 1-й Украинский фронт | 2-я воздушная армия | 4-й бомбардировочный авиационный корпус | - |
11.05.1945 г. | 1-й Украинский фронт | 2-я воздушная армия | 4-й бомбардировочный авиационный корпус | - |
10.06.1945 г. | Центральная группа войск | 2-я воздушная армия | 4-й бомбардировочный авиационный корпус | - |
01.07.1945 г. | Центральная группа войск | 2-я воздушная армия | - | |
01.12.1945 г. | Центральная группа войск | 2-я воздушная армия |
После войны дивизия базировалась на аэродромах Германии и Венгрии в составе 4-го бомбардировочного авиационного корпуса 2-й воздушной армии вновь образованной Центральной группы войск, в июне 1945 года после расформирования 4-го бомбардировочного авиационного корпуса дивизия вошла в прямое подчинение 2-й воздушной армии, а в ноябре дивизия в связи с сокращением вооружённых сил была расформирована в составе 2-й воздушной армии Центральной группы войск.
За весь период своего существования боевой состав дивизии претерпевал изменения:
Период | Наименование | Вооружение |
---|---|---|
07.05.1942 — 23.07.1942 г. | 8-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк | Пе-2, убыл на переформирование по израсходованию матчасти |
07.05.1942 — 11.08.1942 | 288-й ближний бомбардировочный авиационный полк | Су-2 |
07.05.1942 — 01.12.1945 | 109-я отдельная рота связи | |
07.05.1942 — 01.12.1945 | полевая почтовая станция 1849 | |
22.05.1942 — 12.12.1942 г. | 366-й бомбардировочный авиационный полк | Пе-2 |
01.07.1942 — 12.12.1942 г. | 9-я отдельная разведывательная авиационная эскадрилья | Пе-2, Пе-3, вошла в состав 366-го орап |
13.08.1942 — 18.09.1942 г. | 926-й истребительный авиационный полк | ЛаГГ-3, убыл на переформирование по израсходованию матчасти |
25.08.1942 — 02.09.1942 г. | 927-й истребительный авиационный полк | ЛаГГ-3, убыл на переформирование |
06.09.1942 — 17.03.1943 г. | 790-й истребительный авиационный полк | ЛаГГ-3, передан в состав 229-й иад |
11.09.1942 — 21.09.1942 г. | 863-й истребительный авиационный полк | ЛаГГ-3, убыл на переформирование |
17.08.1942 — 15.09.1942 | 244-й ближний бомбардировочный авиационный полк | 20 DB-7B Бостон Мк III (Бостон-3), убыл в Кировабад на доукомплектование |
11.08.1942 — 12.12.1942 | 859-й ближний бомбардировочный авиационный полк | 20 DB-7B Бостон Мк III (Бостон-3) |
19.09.1942 — 10.10.1943 | 277-й ближний бомбардировочный авиационный полк | 20 DB-7B Бостон Мк III (Бостон-3) |
12.12.1942 — 25.04.1943 | 452-й бомбардировочный авиационный полк | 20 DB-7B Бостон Мк III (Бостон-3) |
12.12.1942 — 25.08.1943 г. | 366-й отдельный разведывательный авиационный полк | Пе-2 |
05.03.1943 — 21.08.1943 г. | 298-й истребительный авиационный полк | Р-39 Аэрокобра, передан в состав 9-й гв. иад |
22.03.1943 — 10.10.1943 | 244-й ближний бомбардировочный авиационный полк | A-20B (Douglas A-20 Havoc), убыл в 132-ю бад |
28.08.1943 — 01.12.1945 | 38-й бомбардировочный авиационный полк | Пе-2 |
26.02.1944 — 01.12.1945 | 6-й бомбардировочный авиационный полк | Пе-2 |
01.01.1944 — 01.12.1945 | 35-й бомбардировочный авиационный полк | Пе-2 |
Наименование | Вооружение |
---|---|
6-й бомбардировочный авиационный полк | Пе-2 |
35-й бомбардировочный авиационный полк | Пе-2 |
38-й бомбардировочный авиационный полк | Пе-2 |
Наименование | Вооружение |
---|---|
6-й бомбардировочный авиационный полк | Пе-2, убыл в 1-ю гв. бад |
35-й бомбардировочный авиационный полк | Пе-2, убыл в 8-ю гв. бад |
38-й бомбардировочный авиационный полк | Пе-2, убыл в 132-ю бад |
Воинам дивизии объявлены благодарности Верховного Главнокомандующего:
Период | Место базирования |
---|---|
04.1945 — 01.07.1945 | Германия |
01.07.1945 — 12.1945 | аэродром Дьёр (город Пер, Венгрия) |