04.03.1942 - 03.09.1945
840-й авиационный полк дальнего действия начал формироваться 4 апреля 1942 года в составе Брянского фронта на базе личного состава 139-го бомбардировочного авиационного полка на аэродроме Лебедянь. Первоначально имел двухэскадрильный состав, на вооружении имел самолеты ДБ-3.
С мая 1942 года введен в состав авиации дальнего действия, с 24 июня полк действовал в составе 134-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В июле, не прерывая боевую работу, перевооружился на самолеты Ил-4.
Летом 1942 года действовал в интересах Западного, Воронежского и Брянского фронтов.
В августе 1942 года в полк вошла 3-я авиационная эскадрилья из расформированного 820-го дальнебомбардировочного авиационного полка.
Осенью 1942 года основным районом боевой работы полка стал Сталинград. С августа по сентябрь в районе Сталинграда произведено 272 боевых вылета, сброшено 305 тонн бомб. Наиболее подготовленные экипажи всю осень выполняли одиночные ночные налеты на железнодорожные узлы Лихая, Касторная, Миллерово и аэродром Курск. В интересах Западного фронта полк работал по аэродромам Сеща, Орша, Болбаново, Витебск, по железнодорожным узлам Смоленск, Рославль, Ельня. В ноябре налетам подверглись штабы и скопления пехоты и техника противника в Великих Луках, Невеле и Сычевке.
В январе 1943 года полк привлекался к прорыву блокады Ленинграда, выполнено 94 боевых вылета, сброшено 103 тонн бомб. Параллельно наносились удары по железнодорожному узлу Брянск и по скоплениям войск противника в полосе Брянского фронта.
В феврале 1943 года переведен из состава авиации дальнего действия в состав Военно-Воздушных Сил и переименован в 840-й дальнебомбардировочный авиационный полк. В апреле личный состав вернулся в авиацию дальнего действия, полк же вместе со всей материальной частью остался в ВВС. Личный состав был набран в основном за счет молодого пополнения. В преддверии Курской битвы молодые летчики фактически доучивались: осваивали полеты днем в строю девяток. С мая полк базировался на аэродромах Тульского аэроузла и действовал днем под прикрытием истребителей. Наибольшее количество боевых вылетов выполнялось в интересах Брянского фронта.
В мае 1944 года самолеты Ил-4 в количестве 38 машин были сданы в другие полки 113-й авиационной дивизии. Личный состав полка (32 экипажа) с июня по ноябрь осваивал новую технику – бомбардировщики Ту-2. На Ту-2 переучилось 45 летчиков, 38 штурманов, 38 радистов и 38 воздушных стрелков. Теоретическую подготовку летный состав проходил в Москве, на авиазаводе № 23 и в ЦИАМЕ.
С 20 октября 1944 года полк в составе 326-й бомбардировочной авиационной Тарнопольской дивизии 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта.
С 23 ноября по 15 декабря 1944 года полк перебазировался с аэродрома Григорьевское (Подмосковье) на аэродром Шавли (Шауляй). Боевые вылеты выполнялись днем под прикрытием истребителей. Бомбометание производилось с горизонтального полета, с высот 2000-3000 м. Первые боевые вылеты на Ту-2 совершены по переднему краю и артиллерийским позициям немецких войск в окрестностях Либавы (Лиепая) и в районе Прекуле. Затем маршруты полетов удлинились до Восточной Пруссии. Летали днем, под сильным истребительным прикрытием (Ла-5 и «Аэрокобр»).
21 декабря 1944 года полк в составе девятки, наносил бомбовый удар по штабу корпуса противника в районе Салдуса.
29 декабря 1944 года при выполнении боевого задания в составе девятки, по уничтожению живой силы и техники противника в районе Скрунда, группа была атакована 8 ФБ-190, в бою 1 самолёт противника сбит, боевые потери полка составили один Ту-2.
С декабря 1944 по январь 1945 года полк произвел 108 боевых вылетов.
С января по май 1945 года полк действовал в интересах 1-го Прибалтийского и 2-го Белорусского фронтов, удары наносились по городам Кусен, Гросс-Дейшкайм, Пиллау, Данциг, Гросс-Хайлкруг, Дюссердорф, Берлин. За этот период выполнено 330 боевых вылетов, сброшено 450 тонн бомб. Последние в Европе боевые вылеты летчики полка произвели 28 и 29 апреля по Берлину.
До 1 июня 1945 года полк базировался в Шнайдемюле, когда началась операция по переброске 6-го бомбардировочного авиационного Донбасского корпуса на Дальний Восток. Перебазирование в Монголию по маршруту Кобрин – Кубинка – Казань – Свердловск – Омск – Новосибирск – Белой. В самолетах помимо летчиков и штурманов находились инженеры эскадрилий и отрядов по спецоборудованию и вооружению. Остальной технический состав прибыл в Монголию по железной дороге, большинство прибыло к месту новой дислокации части с большим опозданием, когда война с Японией закончилась. По пути, в Раменском, изношенную материальную часть заменили на новые Ту-2.
С 5 августа 1945 года полк базировался на монгольском аэродроме Рудовка – 17 Ту-2. 9 августа в полк поступил приказ на боевой вылет – нанести бомбовый удар по опорному пункту японцев в г. Хайлар. На задание ушли три девятки, зенитный огонь над целью оказался слабым, поэтому бомбы легли, как показал фотоконтроль, кучно и точно. Потерь в самолетах и летном составе не имелось. Из-за отсутствия техников летчики, штурманы, воздушные стрелки сами готовили бомбардировщики к боевым вылетам под руководством перелетевших вместе с ними инженеров. Чтобы хоть как-то снизить физические нагрузки на экипажи, ограничились только подвеской бомб и заправкой горючим. Командир полка строго запретил открывать огонь из пушек и пулеметов без крайней необходимости. Бомбовым ударам подверглись города Салунь, Линьдунь и Долонор, Ванемяо. В период войны с Японией полк выполнил 3 боевых вылета (32 самолетовылета), сбросив 433 тонн бомб.
Всего за годы боевых действий 840-й бомбардировочный авиационный полк выполнил 1 680 боевых вылетов, было сброшено 1 894 тонн бомб, разбросано 1 859 000 листовок. Семь раз полку объявлялась Благодарность Верховного Главнокомандующего.