Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Семья дает человеку путевку в жизнь.

Общие сведения: 81-й авиационный полк дальнего действия.

Назад

 

Наименования:

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор Николай Васильевич Микрюков 03.40 - ?  
майор А.Самохин    
майор Александр Михайлович Омельченко 18.08.42 - 02.03.44  
подполковник Н.Шонин ? - 05.45  

 

В действующей армии:

  • 22.06.41 - 18.03.42 (81 дбап)
  • 18.03.42 - 18.08.42 (81 ап дд)
  • 18.08.42 - 26.12.44 (5 гап дд)
  • 26.12.44 - 09.05.45 (5 гбап)

Формирование полка началось на аэродроме Хотунок (близ Новочеркасска) по приказу Командующего ВВС Северо-Кавказского округа от 13.03.40 г. Основой формирования явились кадры летно-технического и руководящего состава 12 дбап и 1 тбап. Позже полк был пополнен выпускниками Краснодарского и Чкаловского авиационных училищ, Ленинградского и Вольского авиационно-технических училищ. Формирование было завершено 27.06.40 г. Полк получил наименование 81 дбап.

Входил в состав 50 дбад.

Полк формировался на самолетах ТБ-3, но на вооружение получил бомбардировщики ДБ-3ф. На конец июня 1940 г. полк имел 61 самолет ДБ-3ф (из них исправных - 31). Накануне войны в полку был 61 самолет и 62 боеготовых экипажа.

Первый боевой вылет выполнен в ночь на 24.06.41 г.

В июне-сентябре 1941 г. экипажи полка работали со средних и малых высот днем мелкими группами без прикрытия истребителей. Полк действовал в интересах Южного фронта, основными объектами ударов стали механизированные колонны войск противника в районах Кременчуга, Днепропетровска, Запорожья, Никополя, Борославля. Одиночные экипажи днем со средних высот производили разведку движения войск, ж.д. перевозок и мест базирования авиации противника.

В августе 1941 г. основные усилия были сосредоточены на срыве продвижения противника к Полтаве и Мелитополю, а также на ударах по днепровским переправам. Наряду с дневными вылетами, экипажи произвели 58 боевых вылетов ночью.

В сентябре 1941 г., не прекращая боевых действий днем, полк подготовил 25 ночных экипажей. Ночники начали выполнять налеты на крупные ж.д. узлы в темное время суток. Удары же по небольшим ж.д. станциям, слабо прикрытым средствами ПВО, и эшелонам на перегонах наносились днем с небольших высот.

В октябре 1941 г. принимал участие в боях за Мариуполь, Таганрог, Ростов. Напряжение боевой работы было высоким, иногда в сутки каждый самолет выполнял по пять боевых вылетов. Полеты осуществлялись как днем, так и ночью. Большое количество боевых вылетов в сутки объясняется нетипичными для дальней авиации задачами, которые приходилось выполнять полку, и близостью аэродрома базирования к линии фронта - 35-50 км.

С декабря 1941 г. по апрель 1942 г. основными задачами полка являлись: нарушение нормальной работы ж.д. узлов Иловайская, Павлоград, Славянск, Волноваха и налеты на аэродромы люфтваффе в Мокрой, Кировограде, Мариуполе, Таганроге. Одиночные экипажи днем выполняли задания по разведке оборонительных рубежей, аэродромов противника, ж.д. узлов, путей сообщения.

В апреле-июле 1942 г. боевая работа велась, главным образом, ночью; дневные боевые вылеты почти не выполнялись. Полк по-прежнему наносил удары по ж.д. узлам (Полтава, Днепропетровск, Новомосковск, Херсон, Николаев, Джанкой, Сталино), к списку приоритетных целей добавились металлургические заводы в Мариуполе, которые немцы пытались ввести в строй, и портовые сооружения Николаева. Несколько ночных налетов было выполнено по аэродромам Полтава, Чугуев и Славянск.

Приказом Наркома обороны СССР No. 250 от 18.08.42 г. преобразован в 5-й гв. ап ДД.

Летом 1942 г. положение на фронте обострилось, и полк вновь стал действовать днем по объектам, расположенным в непосредственной близости к фронту. Вторую половину 1942 г. полк попрежнему действовал на южном участке советско-германского фронта, принимал участие в обороне Кавказа. Экипажи наносили удары по переправам через Терек, по местам скопления живой силы и техники. В составе полка был произведен налет на скопление войск противника в Моздоке. Постоянными объектами налетов оставались аэродромы противника.

С декабря 1942 г. по март 1943 г. экипажи полка действовали днем в сложных метеоусловиях с малых высот и ночью со средних высот по ж.д. узлам, эшелонам на перегонах, переправам через Керченский пролив, по аэродромам Буденновск и Армавир.

Весной 1943 г. приоритетными были удары по аэродромам противника. За время проведения Кубанской операции с 27.02. по 12.06.43 г. полк выполнил по аэродрому Керчь-2 103 самолето-вылета, по аэродрому Багерово - 62, по аэродрому Саки - 21, по аэродрому Тамань - 25 самолето-вылетов. На земле было уничтожено несколько десятков самолетов противника, собственные боевые потери составили три Ил-4, сбитых над Керчью и Багерово. Помимо аэродромов, полк бомбил портовые сооружения и плавсредства в Анапе, Керчи, Темрюке, Новороссийске, ж.д. станцию Керчь, узлы обороны противника на "Голубой линии". Наносил удары по войскам противника в районе Русская (район станицы Крымской), металлургическим заводам в Мариуполе.

В июле 1943 г. полк действовал в интересах наземного командования, принимая участие в Орловско-Курско-Белгородской операции. Экипажи наносили удары по переправам через Северский Донец, бомбили войска противника в районе Тамаровки, Чаплинки, Белгорода, Сухой, Каменки. Ударам гвардейцев подверглись аэродромы Сталино и Кутейниково, ж.д. узлы Барвенково, Дебальцево. В этот период полк действовал исключительно напряженно. Экипажи производили по 2-3 вылета каждую ночь.

В августе и первой половине сентября 1943 г. полк поддерживал действия наземных войск, наступавших на Мариуполь, Барвенково, Волноваху, Чаплино.

Во второй половине сентября, октябре, ноябре 1943 г. полк участвовал в срыве эвакуации противника из Крыма, бомбардируя ж.д. узел Джанкой, прилегающие ж.д. перегоны и станции, наносил удары по ж.д. мостам в Днепропетровске и Запорожье, переправам через Днепр у Никополя, Херсона и Борислава.

В январе и марте 1944 г. оперативная группа полка с аэродрома Хотилово (район Бологого) принимала участие в стратегической операции Верховного Главнокомандования - налетам на столицу Финляндии. Самолеты оперативной группы выполнили 46 вылетов на бомбардирование Хельсинки. Из Хотилрва также наносились удары по ж.д. узлам Идрица, Псков и по скоплениям войск противника в районе Идрицы и Нарвы, а также на Таллин.

В апреле экипажи полка летали на Румынию. Объектами ударов стали порты и ж.д. станции Констанца, Галац. Кроме того, совершались удары по Львову, Вельску, Кишеневу, Севастополю. По позициям артиллерии и оборонительным линиям под Севастополем полк выполнил 125 самолето-вылетов. За отличные боевые действия при освобождении Севастополя приказом от 24.05.44 г. полку присвоено почетное наименование Севастопольский.

Летом 1944 г. полк поддерживал наземные войска, принимавшие участие в операции "Багратион". Наибольшее число боевых вылетов было совершено с целью разрушения опорных пунктов обороны противника на Бобруйском направлении. Другой важнейшей задачей, которую личный состав полка выполнял летом 1944 г., стали налеты на столицу Венгрии Будапешт. В июле-августе экипажи совершили 86 боевых вылетов на Будапешт, в ночь на 20 сентября Будапешт бомбили 22 самолета полка.

В связи с преобразованием Авиации Дальнего Действия в 18-ю воздушную армию, полк переименован Директивой Генерального штаба No. Орг/10/315706 от 26.12.44 г. в 5 гбап.

28.12.44 г. вошел в состав 11 гбад.

Войну полк заканчивал, поддерживая наземные войска, действовавшие в Восточной Пруссии и на Берлинском направлении. В феврале 1945 г. бомбил Кенигсберг, в марте 19 экипажей летали на Данциг. 16 апреля экипажи произвели 31 боевой вылет на бомбометание опорных пунктов обороны Берлина. Последние за войну в Европе боевые вылеты состоялись 30.04.45 г.: объект удара - порт Свинемюнде.

За период Великой Отечественной войны экипажи полка произвели 7 624 боевых вылета (928 днем и 6696 ночью), суммарный налет при этом составил 24 111 ч. На цели сброшено 73 168 бомб общей массой 8 017 т. Согласно документам полка в результате боевой работы уничтожено: танков и бронемашин - 123, автомашин - 351, емкостей с горючим - 170, складов с горючим - 74, штабов - 2, разрушено мостов - 6, переправ - 39, ангаров - 6, ж.д. депо - 4, эшелонов - 129, пакгаузов - 15, ДЗОТов - 12, самолетов на земле - 195, самолетов в воздухе - 44, потоплено морских транспортов - 2, потоплено барж с войсками - 7.

18.08.45 г. за боевую работу в годы войны полк был награжден орденом Красного Знамени.


Источники информации:

1. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 1.

2. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные дивизии, корпуса, эскадрильи 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 3.

3. Главный маршал авиации Голованов: Москва в жизни и судьбе полководца: сборник документов и материалов / Сост.: О.А.Голованова, А.В.Тимофеев. - М.: Изд-во объединения "Мосгорархив", 2001.

4. Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная. — М.: ООО "Дельта НБ", 2004.

5. Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 / М.Л.Дударенко, Ю.Г.Перечнев, В.Т.Елисеев и др. — М.: Воениздат, 1985.

6. Дальняя авиация России. — Авиация и космонавтика, 2004, Спец. выпуск.

7. Перечень No.9 соединений и частей авиации дальнего действия со сроками вхождения их в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны.

8. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

9. Давыдов А.И. Меч Минского неба: История и боевой путь 121 Гв.ТБАП - Смоленск, “Хартекс”. 2015. - 190 с.


Источник: http://allaces.ru/sssr/struct/p/apdd81.php
Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов