3-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк
3-й авиационный полк дальнего действия
23-й гвардейский Белгородский Краснознаменный авиационный полк дальнего действия
239-й гвардейский бомбардировочный Белгородский Краснознаменный авиационный полк
Звание | Имя | Период | Примечание |
---|---|---|---|
подполковник, полковник | Степан Константинович Зарянский | 14.11.40 - 22.08.41 | |
майор, подполковник | Степан Федорович Осадченко | 22.08.41 - 03.43 | |
майор, подполковник | Григорий Алексеевич Шамраев | 03.43 - 05.45 |
В действующей армии:
Сформирован в июне 1938 г. из летных частей 47-й авиадесантной бригады особого назначения с дислокацией в местечке Боровское Смоленской области с подчинением командующему ВВС Белорусского ОВО. Основой формирования послужили 51-я и 52-я отдельные тяжелые бомбардировочные эскадрильи и частично 14-я разведывательная эскадрилья, входящие ранее в состав 47-й авиадесантной бригады ОН. Полк состоял из четырех бомбардировочных эскадрилий (две эскадрильи, вооруженные самолетами ТБ-3 с моторами М-34Р, и две эскадрильи с моторами М-17) и истребительной эскадрильи. Технический состав истребительной аэ формировался за счет техников 40-й, 41-й, 61-й и 107-й истребительных эскадрилий. Директива Военного совета Белорусского особого военного округа о формировании полка за No. 0087745/66 была подписана 17.02.1938 г. Вновь сформированный авиаполк вошел в непосредственное подчинение командующему БОВО по авиации.
В сентябре 1939 г. полк участвовал в "освободительном походе" в Польшу и Западную Белоруссию, выполняя транспортные задачи по переброске летно-технического состава перемещающихся ближе к фронту авиационных полков, обеспечению наземных частей горючим, боеприпасами и продовольствием. 20 – 24.09.39 г. было доставлено 100 тонн горючего для конно-механизированной группы Белорусского военного округа, двигавшейся к Гродно. Кроме транспортной работы, полк привлекался к сбросу листовок.
Полк принимал участие в советско-финляндской войне. Для этого 18.12.39 г. полк перебазировался в Лодейное Поле. Из его состава были выделены две группы для действий в интересах 9-й и 14-й армий, но основная часть полка, включая управление, осталась в ВВС 8-й армии, а с 18.02.40 г. передана во вновь сформированные ВВС 15-й армии.
06.11.40 г. полк в составе 4-х эскадрилий ТБ-3 вошел в состав 52 дбад с передислокацией на аэродром Марьина Горка и размещением личного состава в Пуховичах (Минская область).
22.06.41 г. полк размещался на полевых аэродромах Сенча и Скобровка. На вооружении было 45 кораблей ТБ-3, 24 из которых находились в исправном состоянии.
Уже в ночь на 23.06.41 г. без потерь нанес удар по войскам противника в районах Сейма, Сопоцкина, Радина и Венгрова. А на следующую ночь 3-й и 1 тбап атаковали немецкие аэродромы в Сувалках, Можедове, Бела-Подляске и Остроленке.
03.07.41 г. полк выведен из состава 52 дбад и вошел в подчинение командующему ВВС Западного особого военного округа с подчинением в оперативном отношении командиру 3-го авиадесантного корпуса. Предполагалось использование 3 тбап наряду с другими полками ТБ-3 для проведения десантных операций. Тем не менее 3 тбап в этот период преимущественно привлекался для нанесения бомбовых ударов, в том числе активно атаковал вражеские аэродромы в ходе Смоленской операции. За июль было 17 вылетов на бомбардировку аэродромов.
С 15.08.41 г. входил в состав 23 тбад -> 53 ад дд.
Осенью 1941 г. принимал участие в отражении немецкого наступления на Москву, с декабря участвовал в контрнаступлении советских войск под Москвой. В боевой работе участвовало ограниченное количество ТБ-3 по причине того, что в полку оставалось малое количество исправных кораблей. Редко удавалось выпустить на задание 5-7 ТБ-3.
К концу 1941 года экипажами полка совершено 618 боевых вылетов, из них 10 днем, сброшено 850 000 кг бомб, 20 000 000 экземпляров листовок и 146 парашютистов. Транспортировано 1900 человек, 120 000 кг боеприпасов и 250 000 кг других грузов.
С января по апрель 1942 г. экипажи полка принимали посильное участие в десантных операциях, производимык на Западном фронте, привлекались к решению транспортных задач в интересах различных фронтов, оказывали помощь окруженным частям 33 армии, конникам генерала П.А.Белова, партизанам.
По состоянию на 28.02.42 г. в полку оставалось 11 ТБ-3, из них 4 исправных.
16.03.42 г. в составе дивизии передан в АДД.
18.03.42 г. переименован в 3 ап дд.
В апреле-мае 1942 г. экипажи полка транспортировали грузы войскам Северо-Западного фронта в районе Старой Руссы. Вылеты осуществлялись с аэродрома Монино с использованием аэродромов подскока Хотилово и Хвойная.
С конца мая 1942 г. полк небольшим количеством самолетов наносил бомбовые удары по войскам, технике противника на Западном фронте.
Последний боевой вылет на самолетах ТБ-3 полк произвел 07.07.42 г., когда два ТБ-3 бомбили скопления немецких танков в районе населенного пункта Петино близ Воронежа.
С 07.07.42 по 20.08.42 г. полк боевой работы не вел в связи с переучиванием на новую материальную часть. За 44 дня летный и технический состав освоил самолеты Ли-2. Переучивание началось в Ногинске, а продолжилось на аэродроме Добрынское в районе Владимира.
С 17.08.42 г. часть летного состава, освоившая Ли-2, приступила к выполнению первых транспортных заданий на новом самолете.Другая часть продолжала переучивание. Полностью оно завершилось в октябре. С ноября все экипажи авиаполка были способны выполнять различного рода задания на самолете Ли-2. Оставшиеся ТБ-3 были переданы в другие полки дивизии. Тем не менее, в полку еще оставались единичные ТБ-3 и после перехода на Ли-2. Последний зафиксированный полет ТБ-3 из 3 апдд датируется в ночь на 09.06.43 г., когда корабль капитана Мельниченко бомбардировал ж.д. станцию Людиново.
В августе 1942 г. полк в составе 53 аддд перебазировался на Мичуринский аэроузел и разместился у д. Никифоровка. Отсюда начал боевую работу в ходе Сталинградской битвы. Наносились бомбовые удары по войскам противника, железнодорожным объектам и аэродромам противника. В сентябре полк работал особенно напряженно, лишь в две ночи экипажи не поднимались в воздух. В октябре полк отработал 20 ночей, в ноябре и декабре напряженность работы снизилась до 10 и 9 ночей - сказалась неблагоприятная метеообстановка. В январе 1943 г. полк решал преимущественно транспортные задачи, доставляя войскам боеприпасы, горючее, продовольствие, вывозил раненных.
16.04.43 значительная часть полка перебазировалась в Ново-Александровскую, откуда до 23.05.43 г. вела боевую работу на Северном Кавказе.
С апреля по июль 1943 г. (в апреле-мае той частью полка, которая оставалась в Мичуринске) действия полка были направлены на срыв подготовки противника к боям на Курском направлении. Бомбардировке подвергались аэродромы Орел, Сеща, Брянск, Сталино, Запорожье, Карачев, ж.д. узлы и станции Курск, Орел, Бахмач, Конотоп, Полтава, Брянск, Карачев, Рославль, Унеча и др, а также войска противника.
Приказом Наркома обороны СССР No. 274 от 18.09.43 г. преобразован в 23 гап дд.
За отличия в боях за освобождение г. Белгород полку присвоено почетное наименование Белгородский.
Переименован Директивой Генерального штаба No. Орг/10/315706 от 26.12.44 г. в 239 гбап.
Источники информации:
1. Перечень No.9 соединений и частей авиации дальнего действия со сроками вхождения их в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны.
2. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
3. Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Оборонительный период. - М.: Издательский Дом "Техника-молодежи", 1999.
4. Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Контрнаступление. - М.: Издательский Дом "Техника-молодежи", 2001.
5. Авиация и космонавтика. - 2003, No. 5-6.
6. Иринархов Р.С. Западный Особый... — Мн.: Харвест, 2002.
7. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.
8. Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 / М.Л.Дударенко, Ю.Г.Перечнев, В.Т.Елисеев и др. — М.: Воениздат, 1985.
9. Раткин В. Боевой Счет ТБ-3. - Мир Авиации, 1997, No. 2.
10. Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная. — М.: ООО "Дельта НБ", 2004.
11. Сергиенко A.M. История 23-го гвардейского Белгородского Краснознаменного авиационного полка дальнего действия. — Белгород: Константа. 2013.