54-я бомбардировочная авиационная Орловская дивизия (54-я бад) — соединение Военно-Воздушных сил (ВВС) Вооружённых Сил РККА бомбардировочной авиации, принимавшее участие в боевых действиях Великой Отечественной и Советско-японской войн.
Дивизия в боях с 26 декабря 1944 года по 9 мая 1945 года в составе 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса принимала участие в операциях:
По окончании Берлинской наступательной операции дивизия была перебазирована на Забайкальский фронт в состав 12-й воздушной армии. Исполнительная директива командующего ВВС Советской Армии на осуществление перегруппировки авиационных соединений с запада на Дальний Восток была отдана 24 июня 1945 года. Дивизия вошла в состав 12-й воздушной армии 9 августа 1945 года в следующем составе:
На дивизию, оснащённую самолётами Ли-2, в Харбино-Гиринской наступательной операции с 9 августа по 2 сентября 1945 года возлагались большие задачи по обеспечению войск топливом и боеприпасами. В связи с быстрым продвижением наземных войск, растянутостью коммуникаций, недостаточностью и малой проходимостью шоссейных и грунтовых дорог очень остро встал вопрос об обеспечении войск, в том числе и авиационных частей, боеприпасами, горючим и продовольствием. В связи с успешным завершением первого и второго этапов наступления советские войска продолжали неотступно преследовать врага в глубине Маньчжурии и на островах. 18 августа японцы стали прекращать организованное сопротивление и начали капитулировать. Лишь на отдельных участках они продолжали оказывать сопротивление небольшими разрозненными группами.
В то же время возникшие перед советскими войсками задачи по овладению важными административно-политическими и промышленными центрами противника требовали проведения широких десантных операций. Всё это на третьем этапе наступления поставило перед авиацией новые задачи. Надо было доставить по воздуху большое количество боеприпасов, продовольствия и горючего для обеспечения действий сухопутных войск в глубоком вражеском тылу; надо было высадить небольшие по численности авиадесанты с одновременным боевым и материальным обеспечением их действий.
Дивизия вместе с 21-й гвардейской транспортной авиационной дивизии на самолётах Ли-2 занималась высадкой авиадесантных групп на аэродромах и в пунктах Харбин, Гирин, Янцзы, Вонсан (Гензан), Хамхын (Канко), Пхеньян (Хейдзио), Чаньчунь, Шеньян (Мукден), Делянь (Дайрен), Люйшунь (Порт-Артур). Для усиления основных десантов в районы действий последних авиация неоднократно высаживала дополнительные авиадесантные группы. Захват важных административно-политических и промышленных центров Маньчжурии воздушными десантами окончательно дезорганизовал управление войсками и резервами противника. Убедившись в бесполезности дальнейшего сопротивления, японцы почти повсеместно прекратили военные действия.
В составе действующей армии:
Звание | Имя | Период | Примечание |
---|---|---|---|
генерал-майор авиации | Щёлкин Василий Антонович | с 26 декабря 1944 года |
Дата | Фронт (округ) | Армия | Корпус | Примечания |
---|---|---|---|---|
29.12.1944 г. | Дальняя авиация | 18-я воздушная армия | 4-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус | - |
09.05.1945 г. | Дальняя авиация | 18-я воздушная армия | 4-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус | - |
09.08.1945 г. | Забайкальский фронт | 12-я воздушная армия | - | |
03.09.1945 г. | Забайкальский фронт | 12-я воздушная армия | - | |
09.10.1945 г. | Дальняя авиация | 18-я воздушная армия | - | |
03.04.1946 г. | Десантно-транспортная авиация | - | ||
12.10.1955 г. | Военно-транспортная авиация | - | ||
17.11.1959 г. | Военно-транспортная авиация | расформирована |
За весь период своего существования боевой состав дивизии претерпевал изменения:
Период | Наименование | Вооружение |
---|---|---|
26.12.1944 — 15.12.1945 г. | 7-й гвардейский бомбардировочный авиационный Гатчинский Краснознамённый полк | Ли-2, переименован в 206-й гвардейский бомбардировочный авиационный Гатчинский Краснознамённый полк |
26.12.1944 — 15.12.1945 г. | 29-й гвардейский бомбардировочный авиационный Красносельский полк | Ли-2, переименован в 214-й гвардейский бомбардировочный авиационный Красносельский полк |
26.12.1944 — 17.10.1945 г. | 340-й бомбардировочный авиационный полк | Ли-2, присвоено почётное наименование Бреславский |
17.10.1945 — 27.04.1946 г. | 340-й бомбардировочный авиационный Бреславский полк | Ли-2, переименован в 340-й тап |
15.12.1945 — 27.04.1946 г. | 206-й гвардейский бомбардировочный авиационный Гатчинский Краснознамённый полк | Ли-2, убыл из состава дивизии |
15.12.1945 — 01.08.1949 г. | 214-й гвардейский бомбардировочный авиационный Красносельский полк | Ли-2, убыл в 95-ю сад |
27.04.1946 — 12.10.1955 г. | 340-й транспортный авиационный Бреславский полк | Ли-2, переименован в 340-й втап |
27.04.1946 — 1947 г. | 331-й транспортный авиационный полк | Ли-2, убыл из состава дивизии |
1947 — 12.10.1955 г. | 51-й гвардейский транспортный авиационный полк | Ли-2, переименован в 51-й гв. втап |
12.10.1955 — 17.11.1959 г. | 340-й военно-транспортный авиационный Бреславский полк | Ли-2, переформирован в 40-й отдельный вертолётный Бреславский полк |
12.10.1955 — 17.11.1959 г. | 51-й гвардейский военно-транспортный авиационный полк | Ли-2, переформирован в 51-й отдельный гвардейский вертолётный полк |
После войны с Японией дивизия базировалась в Чите с июля по октябрь 1945 года. После чего перебазировалась в Хабаровск. Формально дивизия после окончания войны продолжала входить в состав 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса. В апреле 1946 года дивизия вошла в подчинение Командования воздушно-десантных войск и 27 апреля 1946 года дивизия переименована в 54-ю транспортную авиационную дивизию.
Состав дивизии на 1946 год:
В 1947 году 331-й транспортный авиационный полк заменён на 51-й гвардейский транспортный авиационный полк, а в августе 1949 года из состава дивизии убыл 214-й гвардейский транспортный авиационный Красносельский Краснознамённый полк.
В 1948 году дивизия перебазировалась на Сахалин с базированием штаба в городе Шахтёрск, где пробыла до 1955 года. В 1955 году перебазировалась на аэроузел города Комсомольск-на-Амуре.
Состав дивизии на 1954 год:
12 октября 1955 года дивизия переименована в 54-ю военно-транспортную авиационную дивизию и переподчинена Командованию Военно-транспортной авиации. В 1956 году дивизия перебазировалась на Кировоградский аэроузел. Штаб дивизии располагался в городе Александрия Кировоградской области. В 1958 году состав дивизии включал в себя:
В 1957 году полки дивизии приступают к переучиванию с самолётов Ли-2 на новую боевую технику — вертолёты Ми-4, лётный состав переучивался в ЦБП в городе Торжок, а технический состав — на Казанском авиационном заводе. Согласно Директиве ДГШ ВС от 17.11.1959 года 51-й гвардейский военно-транспортный авиационный полк переименовывается в 51-й гвардейский отдельный вертолётный полк. Также был переименован 340-й военно-транспортный авиационный Бреславский полк.
17 ноября 1959 года дивизия расформирована в Александрии Кировоградской области.