Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

У народа один дом – Родина.

587-й бомбардировочный авиационный полк/125-й гвардейский бап. имени М.Расковой.

Назад

 

Я уже писал про один из трех женских авиаполков времен Великой Отечественной войны - 586 иап

А сейчас хочу рассказать про 587-й полк, в котором служила и сама Марина Раскова. Полное название 587-й бомбардировочный авиационный полк имени М.Расковой, позже переименованный в 125-й гвардейский бомбардировочный авиационный Борисовский полк имени М. Расковой.

Также как и два других женских полка, он был сформирован осенью 1941 года, однако на фронт был отправлен позже остальных. Связано это было с трудностями оснащения полка самолетами и обучением личного состава. Изначально полк собирались вооружить самолетами Су-2, но позже это решение изменили и полк получил самолеты Пе-2.

Экипаж состоял из трёх человек — командира, штурмана и стрелка-радиста.

Отношение к самолёту среди личного (лётного и технического) состава полков было весьма двоякое. С одной стороны, это была современная машина для того времени, с отличными лётными характеристиками, неплохим оборудованием и автоматикой. С другой стороны — самолёт был сложен в пилотировании, особенно при взлёте и посадке — профиль крыла требовал повышенных скоростей, и в случае ошибок пилотирования были случаи сваливания при низких скоростях, приводившие к авариям. На разбеге самолёт имел тенденцию к развороту, на посадке частенько «козлил», из-за конструктивных особенностей амортизаторов шасси. В случае небрежностей управления при торможении самолёт проявлял склонность к капотированию во время пробега из-за специфики расположения основных стоек шасси.

Также надо отметить, что не смотря на то, что самолет Пе-2 называли пикирующим, по факту он таким образом практически не использовался. Бомбы сбрасывались или с горизонтального полета или с полого пикирования. Лишь после войны началась плановая работа по обучению личного состава бомбардировочных полков бомбометанию из глубокого пикирования.

Командиром полка была Марина Раскова, инициатор создания всех трех женских авиаполков.

25 ноября 1942 года был подписан акт о готовности полка. 28 декабря 1942 года полк вошёл в состав 270-й бомбардировочной авиационной дивизии. В начале января 1943 года полк был отправлен на фронт. Однако еще до начала боев в полку произошла трагедия, погибла Марина Раскова.

Обстоятельства её гибели были туманны, так что неудивительно что тут же появились мифотворцы. В частности попадалось мнение что по вине Марины Расковой в полном составе разбился целый полк! И это разумеется тут же скрыли. Интересно, автор этого "идеи" вообще представляет, каким образом можно скрыть гибель целого авиаполка? 

На деле же было следующее. Проводив 1-ю эскадрилью на фронт, Раскова 28 декабря на самолёте УТ-2 возвратилась обратно на аэродром, где оставался её Пе-2, а также ещё два экипажа 1-й эскадрильи, лётчиц Губиной и Ломановой, чьи самолёты были неисправны. Марина Раскова решила дождаться их ремонта и проконтролировать отправку на фронт. Из-за сильного ветра и пурги экипажам Расковой, Губиной и Ломановой удалось вылететь только в 14 часов 01 мин 4 января 1943 года. По пути группа попала в густую низкую облачность. Примерно в 17 часов 56 мин Раскова дала сигнал на пробивание облаков и первая вошла в облака. Благополучно совершить посадку на правом берегу Волги удалось только самолёту Губиной, экипаж которой днём 5 января вышел к деревне Ищейкино. Накануне вечером в соседнюю деревню вышел в полном составе и экипаж Ломановой (две женщины и двое мужчин).

Утром 7 января 1943 года экипаж Губиной обнаружил недалеко от села Михайловка Саратовского района разбитый Пе-2 Расковой. Вместе с Расковой погибли штурман — Хиль Кирилл Ильич, стрелок-радист — Ерофеев Николай Николаевич и инженер полка — Круглев Владимир Иванович.

И тут надо признать, что без шуток героическая женщина была малоопытным пилотом и потому совершила ряд ошибок приведших её к гибели. Суммарный налёт М. Расковой составлял всего 30 часов на самолётах У-2 и СБ в лётной школе, а также 30 часов на самолёте Пе-2 в полку. И это неудивительно, учитывая что изначально она была не летчиком, а штурманом.

 1 февраля 1943 года новым командиром полка был назначен Валентин Марков

Боевой путь 

боевой путь полка

За время войны полк выполнил 1134 боевых вылета и сбросил на войска Германии и её союзников более 980 тонн бомб. Сбито 5 истребителей противника. 

Потери полка составили: 15 самолетов Пе-2, 5 лётчиков, 5 штурманов, 5 стрелков-радистов и 6 человек технического состава.

За отличные боевые действия и проявленный личным составом героизм 587-й полк был преобразован в 125-й Гвардейский, удостоен почетного наименования "Борисовский", награжден орденами Суворова и Кутузова 3-й степени. Пять девушек - пилотов и штурманов этого полка стали Героями Советского Союза: 

Гвардии майор Джунковская Галина Ивановна, штурман эскадрильи;

Гвардии капитан Долина Мария Ивановна, заместитель командира 2-й эскадрильи; 

Гвардии старший лейтенант Зубкова Антонина Леонтьевна, штурман 1-й эскадрильи; 

Гвардии майор Федутенко Надежда Никифоровна, командир 1-й эскадрильи; 

Гвардии капитан Фомичева Клавдия Яковлевна, командир 2-й эскадрильи.

После войны большую часть летчиц демобилизовали. Окончательно полк был расформирован в марте 1947 года.

Ну и еще немного фотографий

Штурман Галя Брок (в центре), командир экипажа Тоня Спицина и стрелок-радист Рая Радкевич.

Пе-2 с серийным номером 14/136, красным бортовым номером 89 и рисунком ласточки. Фото 1944 года.

Штурман, гвардии младший лейтенант Людмила Попова. Июнь 1945 г. 


Источник: https://author.today/post/174804
Автор: _ Администрация сайта

Яндекс.Метрика
© 2015-2024 pomnirod.ru
Кольцо генеалогических сайтов