Основные приметы в бомбардировочных полках не отличались от тех, которые бытовали в истребительных и штурмовых полках. Самой распространенной была про запрет на бритье перед полетом.
«Нельзя было бриться перед полетом, иначе не вернешься», – Рапопорт Борис Элевич, 661-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк.
Но были и те, кто не верил в данную примету.
«Я в это не верил. Я был молодой, симпатичный парень, одевался с форсом. Летчики народ такой. Когда нужно, они серьезные, а на отдыхе хочется молодцевато выглядеть. Всегда побриты, пострижены, поглажены», – Максименко Алексей Афанасьевич, 640-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк.
Также очень распространенными были приметы, связанные с «чёртовой дюжиной», числом 13.
«Самолета с номером 13 в полку не было. Вместо номера на фюзеляже нарисовали чайку», – Рапопорт Борис Элевич, 661-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк.
«Самолет с номером 13 всегда «находился на ремонте» – его в полку попросту не было», – Пшенко Владимир Арсеньевич, 16-го Гвардейский авиационный дальнебомбардировочный полк.
« Не летать 13-го и в понедельник, иначе - обязательно собьют», – Коледа-Гельфанд Федор Андреевич, 989-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк.
«В полку не было самолета под номером 13. Старались летать только на своем самолете. Бывает, что самолет неисправен, на другой старались не пересаживаться», – Малютина Елена Мироновна, 125-й бомбардировочный авиационный полк.
Была распространена и вера в амулеты, «счастливые» и «несчастливые» предметы.
«Я лично верил только в одну примету – черная кошка. А многие были просто «помешаны» на всяких приметах и ритуалах. Дело доходило просто до табуирования предметов. Многие элементы быта были в зависимости от летных суеверий», – Овсищер Лев Петрович, 901-й ночной бомбардировочный авиационный полк.
«Считалось, что те, кто обогащается, трофеями занимается – тот погибает. Знаешь почему? Они дрожали в полетах, думали о своих трофеях и гибли. Я со скрипкой летал. Как не возьму скрипку, так нас или собьют или садимся на вынужденную», – Макаров Борис Васильевич, 392-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк.
«В карман комбинезона в нашем полку было принято положить кусок черного хлеба. На аэродром надо было идти пешком, если кто-то предлагал подвезти на машине до самолета, сразу отказывались. Считалось, что если ногами дойдешь, то и вернешься на своих ногах. Летали с документами и орденами. Плохая примета – лететь на задание со стажером. По возвращении с задания свертывали самокрутку и обязательно курили и только потом шли с докладом в землянку к командиру. Были какие-то амулеты, разные предметы – обереги, но в открытую никто на шее крестов не носил и молитв не читал», – Рапопорт Борис Элевич, 661-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк.
«Я суеверный. У меня однажды пропали перчатки. Было холодно, и я попросил их у радиста командира эскадрильи.
- Борька, я дал бы тебе перчатки, мне не жалко. Но у меня вот этот взял перчатки, его сбили.
Не стал я брать у него перчатки», – Свердловский Борис Григорьевич, 861-й бомбардировочный авиационный полк.
«У меня нет, а у ребят были. Харитон Сахиев завел бороду, хотя у нас бород никто не носил, и говорил, что она его охраняет. Мы, пацаны, шутили: «Дай, Харитон, подержаться за бороду, может, и меня не собьют». – «100 грамм, тогда трогай». У нас были шелковые черно-белые шарфики, некоторые считали, что это талисман», – Калиниченко Андрей Филиппович, 12-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный полк.
Некоторых же летчиков не обходили стороной предчувствия.
«В Венгрии летчик и штурман вдруг напились и плачут оба: «Мы погибнем». Прощаются с нами. Думаем, напились люди, нервный срыв. Полетели в очередной полет, и их сбили», – Макаров Борис Васильевич, 392-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк.
«У каждого это по-своему было, но, как правило, об этом никому не рассказывали. Все-таки это очень личное, интимное, но оно есть у всех. Какие-то предчувствия, безусловно, бывали, потому что некоторые так прямо и говорили: «Нет, сегодня лететь нельзя!» Но во время войны, конечно, с этим никто не считался. Боевое задание получили, все, значит надо выполнять», – Вяткин Александр Васильевич, 208-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия.
Шhttps://vk.com/wall-55580823_15066