Рейтинг@Mail.ru
Уважаемый пользователь! Ваш браузер не поддерживает JavaScript.Чтобы использовать все возможности сайта, выберите другой браузер или включите JavaScript и Cookies в настройках этого браузера
Регистрация Вход
Войти в ДЕМО режиме

Само дерево горько, а сливы сладки. (татарская)

Персоналии. 609-й истребительный авиационный полк ПВО.

Назад

 

    Командир полка:

    Майор Гальченко Леонид Акимович – с 22 октября 1941 года по 10 ноября 1942 года. Назначен на должность заместителя командира 259-й истребительной авиационной дивизии.
    Майор (подполковник) Шевелев Павел Захарович – с 10 ноября 1942 года по 2 июля 1946 года.

    Военный комиссар полка – заместитель командира полка по политической части.

    Батальонный комиссар Глиненко (требует проверки)
    Батальонный комиссар (майор) Шимарев Константин Филиппович – с 1941 года по 17 июня 1943 года.

    Начальник штаба полка:

    Майор Шиманский Степан Иванович – с октября 1941 года по ?
    Гвардии майор Григорьев  – с ? по май 1943 года.
    Гвардии майор Тимофеев Дмитрий Константинович – с июля 1943 года до окончания войны.

    Герои Советского Союза проходившие службу в полку (2)

    • Гальченко Леонид Акимович – с 22 октября 1941 года по 10 ноября 1942 года.
    • Миронов Виктор Петрович – с октября 1941 года по 16 февраля 1943 года.


    Лётчики-ассы проходившие службу в полку (11)

    • Гальченко Леонид Акимович – с 22 октября 1941 года по 10 ноября 1942 года. 4 групповые победы в составе полка.
    • Демьяненко Андрей Николаевич – с октября 1941 года до окончания войны. 5 личных и 9 групповых побед в составе полка.
    • Дмитриев Пётр Григорьевич – с октября 1941 года до окончания войны. 6 личных и 2 групповые победы в составе полка.
    • Дрожжин Василий Иванович – с октября 1941 года по ноябрь 1942 года. 4 групповые победы в составе полка.
    • Закожурников Юрий Иванович – с ноября 1943 года по 27 октября 1944 года. 5 личных побед в составе полка.
    • Зеленов Павел Тихонович – с декабря 1941 года по декабрь 1944 года. 5 личных и 2 групповые победы в составе полка.
    • Иссерж Бениамин Давыдович – с ноября 1943 года до окончания войны. 4 личные победы в составе полка.
    • Майданик Иван Прокофьевич – с мая 1942 года до окончания войны. 6 личных и 1 групповая победа.
    • Миронов Виктор Петрович – с октября 1941 года по 16 февраля 1943 года. 2 личные и 4 групповые победы в составе полка.
    • Пузанов Николай Васильевич – с декабря 1941 года до окончания войны. 5 личных и 6 групповых побед в составе полка.
    • Селезнёв Алексей Петрович – с декабря 1944 года до окончания войны. Побед в составе полка нет.
    • Семёнов Евгений Михайлович – с октября 1941 года по 1944 год. 4 личные и 2 групповые победы в составе полка.
    • Юрилин Николай Васильевич – с 1943 года до окончания войны. 6 личных побед в составе полка.


    Личный состав полка:

    • Анисимов Николай Фёдорович
    • Баркалов Павел Алексеевич
    • Баюмов Виктор Васильевич
    • Белецкий Николай Андреевич
    • Беликов Василий Иванович
    • Бодянский Николай Андреевич
    • Борзенко Михаил Григорьевич
    • Борзенков Николай Ильич
    • Булатов Анатолий Дмитриевич
    • Бунаков Яков Фёдорович
    • Буцкалев Виктор Захарович
    • Быков Сергей Андреевич
    • Вавакин Иван Васильевич
    • Ваулин Вячеслав Петрович
    • Величко Василий Никитович
    • Веревкин Николай Александрович
    • Верещагин Алексей Дмитриевич
    • Власов Иван Михайлович
    • Гайдаенко Иван Дмитриевич
    • Галов Алексей Иванович
    • Гальченко Леонид Акимович
    • Гордеев Валерий Николаевич
    • Грачёв Иван Петрович
    • Гресь Василий Тимофеевич
    • Гришин Алексей Михайлович
    • Демьяненко Андрей Николаевич
    • Дмитриев Пётр Григорьевич
    • Дробович Александр Касьянович
    • Дрожжин Василий Иванович
    • Дрягин Алексей Александрович
    • Дубровский Максим Владимирович
    • Дурнов Василий Иванович
    • Егоров Илья Ильич
    • Елизарьев Прокопий Фёдорович
    • Елисеев Григорий Григорьевич
    • Ермолаев Виктор Иванович
    • Закожурников Юрий Иванович
    • Зачек Павел Сергеевич
    • Зеленов Павел Тихонович
    • Игнатьев Василий Иванович
    • Исаев Илья Григорьевич
    • Иссерж Бениамин Давыдович
    • Калмыков Иван Семёнович
    • Кипоренко Иван Павлович
    • Коваленко Григорий Артемьевич
    • Кожухов Георгий Константинович
    • Кожухов Григорий Константинович
    • Колесников Александр Иванович
    • Коновалов Иван Тимофеевич
    • Константинов Сергей Сергеевич
    • Костин Николай Михайлович
    • Котенев Василий Николаевич
    • Кравченко Константин Кузьмич
    • Куимов Михаил Герасимович
    • Кулагин Валентин Михайлович
    • Кулаковский Фёдор Степанович
    • Кушниров Георгий Ильич
    • Лебедин Василий Матвеевич
    • Левченко Александр Николаевич
    • Левченко Анатолий Николаевич
    • Лобачёв Иван Иванович
    • Логванев Фёдор Андреевич
    • Майданик Иван Прокофьевич
    • Миронов Виктор Петрович
    • Михайлов Алексей Иванович
    • Михайловский Иван Иванович
    • Морозов Юрий Сергеевич
    • Мусаев Мувлит Талеевич
    • Муштаков Василий Александрович
    • Напольских Пётр Андреевич
    • Никулин Фёдор Иванович
    • Панин Иван Григорьевич
    • Пелевин Анатолий Николаевич
    • Петров Иван Александрович
    • Платонов Анатолий Иванович
    • Платонов Григорий Сергеевич
    • Платонов Николай Никифорович
    • Поверинов Михаил Филиппович
    • Попов Семён Павлович
    • Прокопенко Алексей Фёдорович
    • Пузанов Николай Васильевич
    • Пушкарёв Анатолий Васильевич
    • Рассказов Иван Егорович
    • Родионов Роман Егорович
    • Савельев Алексей Григорьевич
    • Светличный Егор Яковлевич
    • Селезнёв Алексей Петрович
    • Селиванов Иван Николаевич
    • Семёнов Евгений Михайлович
    • Скляренко Григорий Прокофьевич
    • Слободчиков Авдий Викторович
    • Смирнов Александр Иосифович
    • Смирнов Иван Фёдорович
    • Суханов Алексей Иванович
    • Сучков Константин Иванович
    • Тимофеев Дмитрий Константинович
    • Тумаков Иннокентий Николаевич
    • Тяпкин Василий Егорович
    • Усачёв Николай Степанович
    • Ушаков Иван Иванович
    • Хорольский Андрей Митрофанович
    • Хорхордин Константин Иванович
    • Хохлов Михаил Тимофеевич
    • Чебыкин Иван Павлович
    • Чернышев Лев Николаевич
    • Чистяков Константин Дмитриевич
    • Шакин Николай Игнатьевич
    • Шашунов Николай Васильевич
    • Шевелев Павел Захарович
    • Шевченко Степан Васильевич
    • Шейвенко Степан Васильевич
    • Шельпяков Афанасий Александрович
    • Шестаков Георгий Ефремович
    • Шиманский Степан Иванович
    • Шимарев Константин Филиппович
    • Юдин Евгений Вениаминович
    • Юдовский Максим Иванович
    • Юрилин Николай Васильевич
    • Ярусов Николай Петрович


    О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

    Версия от 19 апреля 2019 года.

    Гальченко Леонид Акимович

    Родился 2 апреля 1912 года в городе Петровск-Порт (ныне Махачкала, республика Дагестан). Окончил 7 классов, учился в дорожно-строительном техникуме и Краснодарской школе сельскохозяйственной авиации. С 1933 года в Красной Армии. В 1935 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков, служил в Ленинградском военном округе.
    Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг. в должности флаг-штурмана 5-го смешанного авиационного полка. Летал на И-15бис, выполнил более 50 боевых вылетов, из них 23 - на штурмовку войск противника. Награждён орденом Красного Знамени. С 1940 года старший лейтенант Л. А. Гальченко служил в 145-м истребительном авиационном полку. В 1941 году окончил курсы усовершенствования командного состава в Липецке.
    С 22 июня 1941 года капитан Л. А. Гальченко на фронтах Великой Отечественной войны в составе 145-го ИАП (1-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 14-й армии, Карельский фронт), командовал эскадрильей. Летал на И-16 и ЛаГГ-3. К октябрю 1941 года совершил 77 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов противника. За эти подвиги представлен к званию Героя Советского Союза, которого удостоен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 года с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 872).
    22 октября 1941 года майор Гальченко назначен командиром вновь сформированного 609-го истребительного авиационного полка, который до ноября 1942 года прикрывал с воздуха Кандлакшское направление в составе ВВС 32-й армии (затем - 7-й Воздушной армии). В ноябре 1942 года назначен заместителем командира вновь формируемой 259-й истребительной авиационной дивизии 7-й Воздушной армии. Затем занимал такую же должность в 258-й и 261-й смешанных авиадивизиях. В мае 1944 года назначен заместителем командира 324-й истребительной авиадивизии. Летал на ЛаГГ-3 и Ла-5. Всего к 1 ноября 1944 года подполковник Л. А. Гальченко выполнил 310 боевых вылетов, провёл около 40 воздушных боёв, в которых сбил 12 самолётов противника (по документам найдено 6 лично и 5 в группе). С ноября 1944 года вместе с дивизией находился в резерве в Московском Военном округе, до конца войны в боевых действиях более не участвовал.
    После войны продолжал служить в авиации, занимал различные командные должности в ВВС Закавказского военного округа. В 1950 году переведён в Заполярье, под Мурманск, командиром 16-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии ВВС Северного округа. В 1952 году зачислен слушателем Высшей военной академии (Военная академия Генерального штаба). С 1954 года полковник Л. А. Гальченко - в запасе. Жил в Махачкале. Умер 26 сентября 1986 года.
    Награждён орденами: Ленина (06.06.1942), Красного Знамени (05.02.1940, 16.01.1942, 23.07.1944, ...), Отечественной войны 1-й степени (13.02.1944, 06.04.1985), Красной Звезды; медалями, в том числе "За боевые заслуги" (03.11.1944).
    Сейчас от Москвы до Тулы поезд идёт около 3 часов, до войны же на это расстояние приходилось затрачивать в 2 раза больше времени. Но всё равно Леонид Гальченко любил эти поездки. Бежит паровоз средь полей и лесов, то бескрайняя степная ширь, то зелёные ели и берёзы обступают мчащиеся по рельсам вагоны. Редко промелькнёт деревушка, и опять поля и леса.
    Чем ближе к Москве, тем деревни встречаются чаще. Потом города Серпухов, Подольск. От Подольска за окном индустриальный пейзаж. А стоит проехать Москворечье, сразу как на ладони возникает Москва. И светло и радостно на душе от каждого нового приезда в столицу.
    Так уж сложилась судьба у Леонида Акимовича Гальченко: родился в Махачкале, а жить приходилось то в Краснодаре, то в Туле, а затем и в Москве. Войну же встретил за Полярным кругом. Но до этого было много других событий.
    "Гальченко Леонид Акимович, майор, командир эскадрильи 19-го Гвардейскою истребительного авиационного полка 1-й авиадивизии. Под командованием Гальченко эскадрилья провела 86 воздушных боёв и уничтожила 26 самолётов противника. Гальченко сбил в воздушных боях лично 9 и в группе 12 вражеских самолётов. Родился в 1912 году в Махачкале. До войны жил на станции Шонгуй, Мурманской области. Звание Героя Советского Союза присвоено 6 июня 1942 года".
    Скупые строки времён войны, взятые из наградного листа... А между тем за ними целая крылатая жизнь, полная тревог, воздушных сражений и радости побед. Как она началась ?   Думаю об этом, и мне видится парнишка, озорной и проворный, спешащий к морю и завидующий чайкам, которые поднимаются высоко в небо и первыми видят восходящее солнце. Вот он бредёт по песчаному берегу Каспийского моря, подальше от шумного Махачкалинского порта. Солёный ветер треплет непокорные чёрные волосы. Мать его недавно умерла, отец - плотник, вечно занят на работе, и Лёня всё своё свободное время проводил у моря. Крепкий загорелый паренек с наслаждением вдыхает пахнущий морской травой воздух, вглядывается в белые гребешки набегающих на берег волн. С волнами он всегда готов поспорить. Силы ему не занимать. Он заплывает подальше, ложится на спину и смотрит в небо. Чайки, взмывая над волнами, стремительно бросаются вниз, хватают зазевавшуюся рыбёшку и снова взмывают вверх. Какие же надо иметь крепкие и гибкие крылья, чтобы так летать !   Лёня взмахивает обеими руками. Нет, плыть, как рыба, он может, а летать, как чайка, - не получается.
    В детстве Лёня Гальченко ни чем особенным не отличался от своих сверстников. Учась в школе имени В. И. Ленина, Леонид очень хорошо рисовал, выпускал стенгазету. Он был изобретателен, мастерил воздушные змеи, строил модели планеров и самолётов. С 1933 года учился в индустриально - строительном техникуме, но мечта о небе не оставляла его.
    Однажды он увидел летящий над морем самолёт. Как всегда, он заплыл подальше от берега, лёг на спину и стал смотреть в небо. И вдруг услышал нарастающий гул. Самолёт появился со стороны берега совершенно неожиданно, пролетел над самыми волнами и, развернувшись, пошёл обратно. Когда самолёт накренился набок, Лёня увидел лётчика, который помахал ему рукой. Паренёк, зарываясь в волны, поплыл к берегу. Теперь уже ничто не могло удержать его. Летать, только летать, подняться в небо выше всех, чтобы первым увидеть солнце. Леонид упорно готовился к поступлению в лётное училище, хотел быть истребителем. И вскоре стал им, окончив Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков.
    После окончания училища, Гальченко направили в авиачасть под Ленинград, на вооружении которой были истребители И-5. Коллектив там был дружный, спаянный, увлечённый своим делом. Видимо, не случайно из их полка многих лётчиков позднее отобрали для боевых действий на Карельском перешейке.
    Боевое крещение в войне с белофиннами было нелёгким. Там рождались будущие асы, которые в годы Великой Отечественной проявили себя в полном блеске, стали Героями Советского Союза.
    Леонида Гальченко Финская война застала уже на Севере, в должности флаг - штурмана 5-го смешанного авиационного полка.
    4 декабря 1939 года звено истребителей старшего лейтенанта Гальченко получило боевую задачу штурмовать колонны войск противника, движущихся на Мурманск. Сразу после взлёта самолёты попали в густую облачность. Но советские лётчики, едва различая друг друга, продолжали полёт к цели. Пробив по расчёту времени облака, они увидели под собой шоссейную дорогу.
    Первым врага обнаружил младший лейтенант А. В. Чирков. Выйдя вперёд, он условными знаками указал командиру группы курс на неприятельскую колонну. Гальченко повёл своё звено в атаку.
    Обработав первую колонну, они обнаружили на подходе новую. Снова наши истребители упали в пике. Атака следовала за атакой... Как позже стало известно, этой штурмовкой финскому полку были нанесены значительные потери...
    За храбрость и находчивость, проявленные в боях с белофинами, Леонид Гальченко был награждён первым орденом Красного Знамени. После окончания "Зимней войны" его назначили командиром эскадрильи 147-го истребительского авиационного полка.
    С началом Великой Отечественной войны вновь на фронте. В составе 145-го полка сражался на самолёте И-16. Для лётчиков Заполярья война началась фактически 17 июня 1941 года, когда нарушение воздушного пространства СССР Германскими ВВС стало постоянным. В конце июня обстановка была уже крайне напряжённой - вражеская авиация рвалась к Мурманску. Леонид быстро открыл счёт своих побед и вскоре стал одним из лучших лётчиков полка.
    Ещё перед войной Гальченко немало полетал в небе Заполярья. Знал там каждую сопку, каждое озерцо. Помогло ли ему это в боях ?   Конечно. Он действовал увереннее, смелее и охотно летал на разведку. Может показаться, что ему везло. Молодые лётчики смотрели на него с восхищением: орденоносцев в полку пока единицы. Крупные черты лица, густые тёмные брови, ясные широко открытые внимательные глаза. Его внешнему облику соответствует и характер: всегда собранный, решительный.
    В начале войны 145-й ИАП в составе 1-й смешанной авиадивизии обеспечивал с воздуха 14-ю общевойсковую армию, действовавшую на Мурманском и Кандалакшском направлениях. Немецкое командование поставило своим войскам задачу прорвать советскую оборону и 4 июля 1941 года захватить Мурманск. Противник планировал также захватить Кандалакшу, перерезать Кировскую железную дорогу и тем самым лишить 14-ю армию и Северный флот сообщений с центром страны.
    Как известно, немецким войскам так и не удалось осуществить этот замысел. Немалая заслуга в этом и наших лётчиков, которые день и ночь бесстрашно сражались с врагом, громили его на земле и в воздухе. Особенно запомнились Гальченко подвиги, совершённые в те дни лейтенантами И. Т. Мисяковым и А. 3. Небольсиным.
    27 июня 1941 года противник попытался нанести массированный бомбовый удар по городу. Для отражения налёта по тревоге были подняты истребители 145-го авиаполка. Завязался ожесточённый воздушный бой, в котором командир звена Иван Мисяков совершил один из первых в Заполярье воздушных таранов. Когда его пулемёты, израсходовав боезапас, умолкли, лётчик настиг вражеский бомбардировщик, сделал "горку" и ударил его сверху. Вражеский самолёт рассыпался в воздухе... За этот подвиг отважного советского лётчика наградили орденом Ленина.
    Примерно тогда же совершил подвиг и Небольсин. Во время выполнения боевого задания в районе Западной Лицы его самолёт был подбит вражеской зениткой и загорелся. Спасти машину было уже невозможно. И тогда Небольсин направил её в центр вражеской автоколонны...
    Два подвига, обессмертивших имена героев, звали лётчиков к новым атакам на врага. Об этом говорили на митингах, прошедших в полках дивизии. О новых свершениях во славу Родины думал каждый защитник северного неба, тщательно готовился к боям.
    Однако, победы над врагом доставались нашим пилотам дорогой ценой: потери в лётном составе росли. Сражаться с хорошо вооружённым противником на стареньких "Ишачках" было неимоверно сложно. К великой радости лётчиков, по распоряжению командующего ВВС Северного флота, 20 июля 1941 года в полк прибыли первые истребители ЛаГГ-3. Несколько перетяжелённыи, вялые в маневре, они отличались от И-16 лучшим вооружением и более высокой скоростью.
    Почти каждому вылету Леонида Гальченко сопутствовал успех. В этом легко убедиться, просмотрев сводку боевых действий. Вот краткие выписки из неё:
    "13 сентября 1941 года. Звено истребителей во главе с Л. Гальченко перехватило группу фашистских бомбардировщиков. Три советских лётчика - капитан Л. Гальченко, старший лейтенант Б. Кузьмин и Лейтенант В. Миронов - сбили по одному "Юнкерсу-87".
    14 сентября эскадрилья во главе с Гальченко произвела бомбёжку и расстреляла на бреющем полёте войска и огневые точки противника у озера Кеккесяур. Советские лётчики сделали 5 заходов над целью и уничтожили много живой силы и склады противника.
    15 сентября пятёрка истребителей под командованием Гольченко вступила в бой с 30 бомбардировщиками противника. 4 вражеские машины были сбиты".
    Однажды звено истребителей, ведомых Гальченко, встретилось с немецкими бомбардировщиками. Большая группа вражеских машин быстро приближалась к нашему переднему краю. Надо было сорвать налёт, не допустить бомбёжки наземных войск. И 3 советских истребителя устремились в атаку. С первого же захода они сбили 3 вражеских самолёта. Остальные, не выдержав стремительного натиска наших лётчиков, повернули обратно.
    А через день 5 истребителей, ведомая Гальченко, встретила 13 вражеских самолётов. И несмотря на то что численное превосходство было на стороне врагов, советские лётчики уничтожили 4 их бомбардировщика, не потеряв ни одного своего самолёта. Это уже был крупный успех.
    О Гальченко часто писали армейская и фронтовая газеты. Вот номер "Часовой Севера" от 13 июля 1941 года. В ней заметка: "Как коммунист Гальченко уничтожил фашистского стервятника". Рассказывается о таком случае. Как-то молодой лётчик младший лейтенант Тумаков, увлекшись погоней за "Мессером", не заметил, что 2 других вражеских самолёта идут в атаку на него самого. Тумакову грозила смертельная опасность. Но тут на помощь ему подоспел капитан Гальченко. Он с ходу сбил одного "Мессера", другой трусливо отвалил.
    В тот же день Гальченко штурмовал колонну моторизованной вражеской пехоты и 3 раза атаковал вражеские войска на переднем крае.
    А в номере за 17 августа 1941 года ещё один материал о воздушном бое, проведённом Л. А. Гальченко. Называется он "Воздушная атака". Корреспондент Бронислав Кежун писал о том, как Леонид Акимович сбил фашистского разведчика.
    В заметке сообщается о бое, который вели советские лётчики с немецкими разведчиками "Хейнкель-111". Капитан Гальченко заметил одного разведчика и погнался за ним. Но вражеский самолёт скрылся в облаках. Зная по опыту, что немецкие лётчики имеют обыкновение возвращаться, наш пилот начал барражировать, ища встречи с противником. Когда вражеский самолёт вынырнул из облака, Гальченко атаковал его. Дважды бил он по "Хейнкелю" из пулемётов. Развертываясь для новой атаки, пилот решил: "Если с третьего захода не подожгу фашиста, буду рубить ему хвост". Но 3-я атака оказалась успешной. Вражеский самолёт задымил, стал пикировать и, оставив в небе чёрный след, врезался в землю. Гальченко почувствовал в кабине запах горящего масла. Пули врага повредили мотор самолёта. Несмотря на полученные повреждения, лётчик благополучно вернулся на свой аэродром.
    А вот корреспонденция политрука В. Шарова, рассказывающая о приёме капитана Л. А. Гальченко в члены партии. В ней политрук, в частности, пишет: "Внимание к молодым пилотам, постоянное желание передать им опыт, поделиться своими мыслями и выводами - отличительная черта командира эскадрильи Леонида Акимовича Гальченко. И поэтому не случайно, что лётчики его эскадрильи Виктор Миронов, Сергей Соколенко и Николай Шелухин уже за несколько месяцев стали закалёнными и стойкими воздушными бойцами".
    Вскоре на северном фланге Советско - Германского фронта развернулись тяжёлые сражения за Мурманск. Не сумев прорваться к городу наземным путем, враг решил усилить удары с воздуха. Прежде всего немецкое командование поспешило вывести из строя Мурманский порт. В результате на подступах к порту завязались крупные воздушные бои, продолжавшиеся несколько дней. Затем, учитывая преобладание в городе деревянных строений, немцы, решили засыпать его зажигательными бомбами. Чтобы не допустить врага к цели, лётчики, руководимые Гальченко, нередко делали по 6 - 7 боевых вылетов за день.
    Однажды, барражируя над Мурманском, Гальченко заметил 4 самолёта противника, приближавшегося к городу. Он, не раздумывая, один бросился навстречу и атаковал вражескую четвёрку. Атака нашего аса была настолько дерзкой и стремительной, что немецкие лётчики растерялись и сочли за лучшее покинуть "поле" боя.
    - Оправдан ли такой риск ? - спросили после боя у Гальченко.
    - Любой на моём месте поступил бы так же, - ответил командир эскадрильи. - В воздухе, кроме меня, никого не было. Нужно было принять неравный бой, чтобы не дать возможности врагу осуществить свой замысел - сбросить смертоносный груз на город.
    В середине сентября немцы двумя полками форсировали реку Западная Лица и, обойдя фланг 14-й стрелковой дивизии, перерезали дорогу Мурманск - Большая Западная Лица. И снова эскадрилья Гальченко демонстрирует мужество и лётное мастерство. Лётчики делали по 5 - 6 вылетов в день, нанося врагу большой урон. При поддержке авиации наземные войска отбросили противника на западный берег реки Западная Лица.
    Леонид Гальченко хорошо помнил начало войны, первые свои боевые вылеты на Мурманском направлении... По аэродрому объявили боевую тревогу. Эскадрилья Гальченко поднялась в воздух одной из первых. Бомбардировщики противника в сопровождении десятка истребителей приближались к аэродрому. Нет, Гальченко не испугался этой армады. Он думал только об одном: не допустить врага к аэродрому, рассеять и сбить его. Выбрав себе цель, он смело ринулся в атаку. Но враг отвернул, нырнул за сопку и стал уходить. Догнать его Гальченко не смог, так как наши "Ишачки" уступали в скорости немецким самолётам. И хотя вместе с товарищами ему удалось рассеять вражеский строй, не допустить бомбежки аэродрома, он не смог сбить ни одного самолёта противника. Было до слёз обидно.
    Гальченко мобилизовал весь свой опыт, тщательно анализировал каждый вылет. Не только свой, но и товарищей по полку. И вот снова воздушный бой. Атакуя вражеский бомбардировщик, Гальченко заметил, что в хвост его истребителю заходит "Мессер".
    - Витя, прикрой ! - крикнул он Миронову.
    Виктор Миронов бросил свой самолёт на "Мессер" и отогнал его. А Гальченко уже перехватил "Юнкерс", заставил его маневрировать, не давая уйти. Он видел намалеванного на бoрту самолёта противника тигра. Сделав боевой разворот, Гильчеико налетел на врага сверху и точно прошил его струёй пуль. Выходя из атаки, увидел, как "Юнкерс" задымил и пошёл вниз.
    Это была первая победа, достигнутая благодаря поддержке и выручке лейтенанта Миронова. С этого момента Гальченко стал особенно ценить своего ведомого, чаще вылетать в паре с ним. Вскоре на всём Карельском фронте заговорили о "дуэте" Гальченко и Миронова. Они много летали, выполняли самые ответственные задания. Счёт сбитых ими самолётов врага рос. Гальченко говорил, что нет у него ведомого лучше и надёжнее Виктора Миронова.
    В одном из боёв, Леонид увидел на борту вражеского самолёта намалёванную голову тигра. "Дело имею с Асом", - подумал он. Бой оказался тяжёлым, но Гальченко сбил врага.
    Вернувшись на аэродром, Гальченко долго ходил у самолёта, будто осматривая полученные им пробоины. Потом подозвал техника эскадрильи, попросил сходить к политруку за красками и кистью. Когда политрук, заинтересовавшийся, зачем лётчику понадобились рисовальные принадлежности, подошёл к самолёту, он увидел, как Гальченко с техником малевали на хвосте самолёта какой - то замысловатый рисунок. Присмотревшись, он различил черты какого - то зверя, смахивающего на кошку, а внизу - маленькую мышку.
    - Что это ? - спросил политрук.
    - Как - что ? - удивился Гальченко. - Разве не видно ?   Кошка.
    - А зачем ?
    - Для устрашения. Они вон всяких рысей да тигров малюют, запугать нас хотят. А у меня будет кошка.
    Так и стал летать Гальченко с кошкой на хвостовой части своего "ЛаГГа"   ( вначале она была белого цвета, но вскоре была перекрашена в чёрный ).
    Чёрная ли кошка тому причина, или всё - таки высокое мастерство, что надёжнее и правдоподобнее, только враги стали бояться Гальченко. Завидев самолёт с чёрной кошкой на хвосте, они старались уклониться от боя и поворачивали вспять. Гальченко использовал это замешательство врага и уверенно бил его. Бывали даже случаи, когда при появлении самолёта Гальченко немцы оповещали своих лётчиков:
    - Внимание, внимание !   В воздухе "чёрная кошка".
    Это означало: будьте осторожны, вас могут сбить.
    У лётчиков эскадрильи стало правилом - не давать спуску врагу. Бить его всегда, при всех обстоятельствах.
    - Наша задача - сбить спесь с врагов, - часто говорил Гальченко товарищам по эскадрилье.
    Однажды группа наших истребителей под командованием Капитана Балашова вылетела на задание. На подходе к цели они встретили 15 немецких бомбардировщиков, следовавших под прикрытием такого же количества истребителей. Враг был уверен в своей силе, надеялся, что никто не помешает ему произвести бомбежку. Но советские лётчики, несмотря на превосходство противника, смело бросились в атаку. В завязавшемся бою они сбили 5 "Юнкерсов" и 2 "Мессера". Но и сами потеряли 3 лётчиков.
    Для полка это была тяжёлая утрата. Когда лётчики эскадрильи, которой командовал капитан Гальченко, узнали об этой потере, их уже нельзя было удержать на аэродроме.
    - Мы отомстим врагу, - заявили они и поднялись в небо.
    Им удалось скрытно подойти к аэродрому противника, который принимал самолёты, возвращавшиеся с задания. Этим воспользовались наши пилоты. Буквально на "хвосте" противника они появились над аэродромом и сбили 2 самолёта, заходивших на посадку. Такой дерзости враг не ожидал. Он даже не успел оказать сопротивление. А наши лётчики, отойдя от аэродрома на малой высоте, снова вернулись и обстреляли из пулемётов заправлявшиеся самолёты. Пули попали в бензозаправщик. Он взорвался, уничтожив при этом 4 стоящих поблизости самолёта.

    Слава о капитане Гальченко и его эскадрилье гремела по всему фронту. Мурманская областная газета "Полярная правда" выпустила в 1942 году сборник "Суровая лирика". Стихотворение "Истребитель" посвящено Леониду Гальченко. Есть такие строки:
    Зуб - за зуб. И око - за око. Каждый враг будет встречен и сбит !
    Так решил наш северный сокол   -   лётчик Гальченко Леонид.
    В другом сборнике тех же лет, выпущенном политическим управлением Карельского фронта, была опубликована "Песня о Леониде Гальченко". Часто писала о нём и армейская газета "Часовой Севера". Однажды в типографию принесли из политотдела армии несколько листовок о лучших воинах армии, сказали, что нужно поскорее их отпечатать, чтобы разослать в войска. Была среди них и листовка о Капитане Гальченко - отважном воздушном бойце. И хотя наборщики устали, так как весь день набирали газетный материал, все же они согласились потрудиться и ночью, чтобы к утру все отпечатать.
    - О, Гальченко ! - сказал один наборщик. - Кто ж его не знает !
    Эта листовка о командире эскадрильи Леониде Гальченко говорила о многом. Вот он на фото: мужественное, волевое лицо воздушного бойца. Таким был он в дни жарких боёв на Карельском фронте. Упрямо сжатые губы, зоркий, устремлённый вперёд взгляд. Чувствуется, что, когда армейский фотокорреспондент снимал пилота, последний был несколько утомлен. Может быть, он только вернулся на свой аэродром, а в воздухе пришлось вести тяжёлый бой с вражескими самолетами. И хотя наш лётчик вышел победителем, ему, конечно, тоже пришлось немало пережить и переволноваться. Возможно, это был тот самый бой, о котором рассказывается в листовке.
    Как - то раз он с ведомым под сильным зенитным огнём сфотографировал вражеский аэродром. Наперехват советским самолётам поднялись немецкие истребители. В районе озера Титовское 6 Ме-109 атаковала пару И-16. Бой был неравный. Врагам удалось сбить самолёт ведомого. Затем они все навалились на самолёт Гальченко. Капитан стал со снижением уходить на свою территорию. А за ним неотступно гнались враги. Солнце светило в глаза лётчику, мешало управлять самолётом и вести наблюдение. Гальченко решил воспользоваться этим. И тут он увидел, что прямо по курсу быстро вырастает отвесная скала. К ней и повёл строй врагов. До встречи с сопкой остались считанные секунды, когда Гальченко круто взмыл вверх. Ближайший "Мессер", не ожидавший такого маневра, не успев отвернуть врезался в скалу. Остальные 6 машин не стали испытывать свою судьбу и ушли восвояси. Убедившись, что враги отстали, Гальченко повёл свой самолёт на аэродром и доставил командованию ценные разведданные.
    Внимание к молодым лётчикам, постоянное желание передать им свой опыт, поделиться мыслями и выводами, как и смелость и отвага в бою, составляли отличительную черту командира эскадрильи Леонида Гальченко. Не случайно молодые лётчики его эскадрильи - Виктор Миронов, Сергей Соколенко, Николай Шелухин, Борис Кузьмин за несколько месяцев войны стали закалёнными и стойкими бойцами. Для Леонида Гальченко характерно постоянное общение с молодёжью.
    Вот Гальченко вернулся из очередного боевого вылета. Он ещё возбуждён, ещё не прошло волнение боя. Вокруг него уже собрались лётчики эскадрильи. И начинается разбор прошедшего боя, его поучительных сторон, его промахов. И каждый раз неизменный вывод о необходимости изучать тактические приёмы противника, знать его способы ведения боя, разгадывать его ухищрения. А перед очередным вылетом опять детальный разговор о том, как вести бой, какие могут быть варианты. Гальченко щедро делился с лётчиками своей эскадрильи накопленным опытом, знаниями тактики противника. И сам он умел слушать, умел учиться у других. Ведь опыт приобретает каждый воздушный боец. И каждый опыт ценен. Не этим ли стремлением как можно шире рассказать о том, что он знает, что приобрёл в боях, ежедневно подвергаясь смертельной опасности, было продиктовано и его желание выступить в армейской печати ?
    В статье "О тактике противника в воздушных боях", написанной совместно с капитаном Тряпичкиным и опубликованной в газете "Часовой Севера" 2 сентября 1941 года, авторы подчёркивают необходимость правильно оценивать обстановку боя, знать ухищрения противника, разгадывать его замыслы. Эту статью с большим интересом читали все лётчики. Oт неё веяло уверенностью в победе, хладнокровием и мужеством.
    После каждого воздушного боя Гальченко разбирал действия лётчиков, анализировал тактические приёмы противника. Если позволяло время и обстановка, наиболее важные задания проигрывались перед полётом. Каждый член экипажа заранее точно знал своё место в боевом порядке и последовательность действий на пути к цели и в воздушном бою.
    В сентябре напряжение воздушных схваток достигло своего наивысшего пика. Вот лишь краткая хроника тех боёв с участием Леонида Гальченко: 13 сентября звено И-16 перехватило группу вражеских бомбардировщиков. Капитан Л. Гальченко, старший лейтенант Б. Кузьмин и лейтенант В. Миронов сбили по Ju-87. Через пару дней, 15 сентября, пятёрка истребителей 145-го ИАП под командованием капитана Гальченко вступила в бой с 30 вражескими бомбардировщиками. В результате было сбито 4 неприятельские машины и отражён налет на порт. Наша группа вернулась без потерь.
    24 сентября Гальченко и Миронов вылетели в район Луостари на свободную охоту. Они долго искали подходящую цель, пока не заметили вражеский аэродром. Решение созрело сразу: атаковать. Лишь только наши самолёты стали приближаться к аэродрому, как заработали вражеские зенитки.
    - Бери зенитки на себя, - скомандовал Гальченко своему напарнику Миронову. - А я тем временем ударю по аэродрому.
    Миронов тут же спикировал на батарею зенитной артиллерии, ударил по ней из всех огневых точек. А в это время Гальченко пронёсся над стоянкой вражеских самолётов и зажёг несколько Ме-109.
    Уже к концу сентября 1941 года командир эскадрильи 145-го истребительного авиаполка капитан Л. А. Гальченко совершил 77 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил лично 7 вражеских самолётов. Лётчики его эскадрильи совершили 860 самолёто - вылетов. За это время ими было проведено 76 воздушных боёв и сбито 16 самолётов противника.
    Леонид Акимович очень не любил рассказывать о своих личных победах, зато долго мог говорить о боевых товарищах, и особенно о своём ведомом - Викторе Петровиче Миронове, который к сентябрю 1941 года совершил 127 боевых вылетов и в 25 воздушных боях уничтожил лично 5 вражеских самолётов.
    В боях на Мурманском и Кандалакшском направлениях Миронов много раз отражал налёты воздушного противника, вместе с другими лётчиками наносил штурмовые удары по вражеским войскам, доставлял ценные сведения о противнике из разведывательных полётов.
    В ноябре 1941 года командиру эскадрильи Леониду Гальченко было присвоено воинское звание "Майор". В полку эту весть восприняли с радостью, как признание больших заслуг ветерана. 29 Января 1942 года газета "Часовой Севера" опубликовала сообщение о награждении майора Л. А. Гальченко орденом Красного Знамени.
    За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 года майор Гальченко Леонид Акимович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
    Одновременно это звание было присвоено и ведомому Гальченко - старшему лейтенанту Миронову Виктору Петровичу.
    В апреле 1942 года 145-й истребительный авиационный полк преобразовали в 19-й Гвардейский. Несомненная заслуга в этом принадлежала таким лётчикам, как Гальченко и П. С. Кутахов, которые вскоре были выдвинуты на должность командира полка.
    609-й истребительный авиационный полк 259-й истребительной авиадивизии, которым Гальченко командовал с осени 1942 года  ( немногим более года ), произвёл 2038 боевых вылетов, в 95 воздушных боях лётчики сбили 60 самолётов противника и 55 уничтожили на земле при штурмовках аэродромов.
    Гальченко, хотя уже и командовал полком, не жалея себя летал наравне с молодыми пилотами. И снова полёты, полёты. Бои, перегрузки... Однажды, после напряжённого боя, не смог вылезти из кабины - отказали ноги, болью сковало сердце. Друзья вынесли его на руках. Но беда не приходит одна: вскоре у него резко упало зрение...
    Госпиталь. Горькие думы. Война, а он не у дел. Как - то приехал Виктор Миронов. "Разрешите летать на вашей машине. Пусть немцы не думают, что наш командир не может подняться в воздух". Леонид разрешил - не хотел обидеть боевого товарища, - но с болью в душе: боялся за его жизнь - за машиной с чёрной кошкой немцы охотились давно... Его опасения подтвердились: самолёт был подбит в воздухе и Виктору пришлось воспользоваться парашютом. Когда Миронов вновь появился в госпитале, Леонид, считавший его погибшим, не сдержался, заплакал от радости, а потом приказал: "Кошку нарисуйте на всех самолётах !.."
    После длительного лечения Леонид Акимович вернулся в родной полк и вскоре вновь продолжил борьбу. В ноябре 1942 года майор Л. А. Гальченко был назначен заместителем командира недавно созданной 258-й истребительной дивизии   ( в составе 195-го и 760-го ИАП ).
    Вся его дальнейшая боевая деятельность была связана с руководством авиачастями и соединениями. Менялись полки и дивизии, но неизменной оставались отвага и высокое боевое мастерство лётчика.
    Одну из последних побед он одержал 22 октября 1944 года в ходе Петсамо - Киркенесской освободительной операции. В районе немецкого аэродрома Сальмиярви шестёрка Ла-5 из 191-го ИАП перехватила 3 Ме-109 и в скоротечном бою сбили все "Мессеры". Один из них записал на свой счёт и Леонид Гальченко.
    Конец войны Гвардии подполковник Л. А. Гальченко встретил уже в должности заместителя командира 324-й истребительной авиационной дивизией. За период своей боевой деятельности он совершил 410 успешных боевых вылетов, провёл 90 воздушных боёв. Его личный боевой счёт вырос до 24 сбитых самолётов, ещё 12 вражеских машин он сбил в групповых воздушных боях.   
    А. И. Бескоровайный, в годы войны бывший журналистом фронтовой газеты "Часовой Севера", в своей книге "По дорогам войны" посвятил Л. А. Гальченко отдельную главу. В заключение он пишет:
    "В архиве мне удалось найти несколько справок. Одна из них свидетельствует, что майор Гальченко Леонид Акимович, 1912 года рождения, русский, член партии, командовал эскадрильей 145-го истребительного авиационного полка. Эскадрилья за год уничтожила 26 самолётов противника, из которых комэск лично сбил 9 и в группе - 12.
    Другая перечисляет заслуги 609-го истребительного авиационного полка, которым Герой Советского Союза Леонид Акимович Гальченко командовал в 1942 - 1943 годах, и 201-й авиационной дивизии, где Гальченко был заместителем командира соединения.
    Третья справка подводит общий итог боевой деятельности славного лётчика: сбил 30 самолётов противника; из них 24 - лично, 12 - в группе".
    За время войны Л. А. Гальченко освоил истребители: И-16, ЛаГГ-3, "Харрикейн", "Киттихаук" и Ла-5.
    После окончания войны, Леонид Акимович ещё долго служил в ВВС, командовал авиационной дивизией, осваивал реактивную технику.
    Из Заполярья Гальченко уехал в Военно - Воздушную академию на подготовительные курсы, а окончив их, был направлен в Академию Генерального штаба.
    К сожалению, болезнь не позволила ему продолжать учёбу. Он уволился в запас в звании полковника и уехал на родину, в Махачкалу. Вёл там большую военно - патриотическую работу среди молодёжи. Он часто посещал школы и предприятия, рассказывал о боевых делах лётчиков. Поддерживал тесную связь с Мурманском, где открыт музей боевой славы лётчиков Заполярья, бывал в Москве на встречах с фронтовыми друзьями.
    В областном краеведческом музее помещён стенд, посвящённый его боевой деятельности. В 1978 году, в числе других гостей, Л. А. Гальченко был приглашён на встречу ветеранов обороны Заполярья, проходившую в Рижском педагогическом училище.

    Кушниров Георгий Ильич

    Родился 6 марта 1923 года в городе Никополе Днепропетровской области.
    В 1941 году окончил Никопольский аэроклуб и за два дня до начала войны поступил в Чугуевскую военно-авиационную школу пилотов. После ее окончания в 1944 году назначен летчиком 609-го истребительно-авиационного полка. С октября 1944 года - летчик 9-го гвардейского истребительно-авиационного полка 1-й воздушной армии. Произвел 124 боевых вылета, провел 19 воздушных боев и сбил 5 самолетов противника.
    После войны продолжил службу в истребительной авиации. В 1958 году окончил Военно-воздушную академию. В дальнейшем служил заместителем командира 906-го истребительного авиационного полка по летной подготовке, старшим инструктором-летчиком в Бакинском округе ПВО, командиром 167-го гвардейского истребительно-авиационного полка, начальником отдела боевой подготовки авиации Бакинского округа ПВО, заместителем командующего авиацией Бакинского округа ПВО. В 1972 году по состоянию здоровья списан с летной работы и стал работать начальником штаба Армавирского высшего авиационного училища летчиков. 20 декабря 1975 года уволился в запас и включился в активную общественную работу - возглавил Киевскую организацию ветеранов войны.
    Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Отечественной войны II степени, тремя орденами Красной Звезды, многими медалями. Заслуженный военный летчик СССР.

    Миронов Виктор Петрович

    Родился 29 сентября 1918 года в деревне Тупичино (ныне Тёмкинский район Смоленской области). В 1920 году остался сиротой, воспитывался родственниками, окончил 7 классов сельской школы. В 1933 году уехал в Москву и поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). С 1934 года работал на Метрострое слесарем и арматурщиком, одновременно учился в школе рабочей молодёжи и на рабфаке 1-го Московского мединститута. В 1935 году принят в Киевский аэроклуб Осоавиахима (г. Москвы). С 1937 года в рядах Красной Армии. В декабре 1938 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Службу начал в Воронеже, с июня 1939 года - младший лётчик 68-го ИАП (Московский военный округ), с августа 1939 года - младший лётчик 38-го ИАП (Ленинградский военный округ).
    Участник Советско-Финляндской войны с ноября 1939 года по март 1940 года в составе 145-го ИАП. Летал на И-15бис, воздушных побед не имел.
    С 22 июня 1941 года лейтенант В. П. Миронов на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира звена 145-го ИАП. Летал на И-16 и ЛаГГ-3. Часто вылетал на задания в паре с Леонидом Гальченко.
    К октябрю 1941 года командир звена 145-го истребительного авиационного полка (1-я смешанная авиационная дивизия, 14-я Армия, Карельский фронт) старший лейтенант В. П. Миронов совершил 127 боевых вылетов (из них: 38 - на штурмовку), провёл 25 воздушных боёв, сбил лично 2 и в составе группы 1 самолёт противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 871).
    С 26 октября 1941 года сражался в составе 609-го ИАП, с января 1943 года - командир эскадрильи. Летал на ЛаГГ-3 и Ла-5. Всего совершил около 200 боевых вылетов, провёл более 30 воздушных боёв, в которых сбил лично 6 и в составе группы 5 самолётов противника.
    16 февраля 1943 года командир эскадрильи 609-го истребительного авиационного полка (259-я истребительная авиационная дивизия, 7-я Воздушная армия, Карельский фронт) капитан В. П. Миронов во время облёта нового Ла-5 сорвался в штопор и врезался в землю. Похоронен в посёлке Шонгуй Мурманской области. В городе Мурманске именем Героя названа улица и школа № 44, в городе Кола Мурманской области - проспект. Его имя носит траулер Архангельского тралового флота. В районном центре Тёмкино открыт раздел музея, посвящённый Герою, а в селе Бекрино местная школа носит его имя.
    Награждён орденами: Ленина (06.06.1942), Красного Знамени (16.01.1942); медалью "За отвагу" (21.05.1940).

    *     *     *
    В годы Великой Отечественной войны советские лётчики в суровых условиях Заполярья совершали боевые вылеты на штурмовку и разведку сил врага, на прикрытие советских войск, военных баз, города Мурманска и Кировской железной дороги. Самоотверженно защищал свою Родину в северном небе и Виктор Петрович Миронов. В любых метеорологических условиях, днём и ночью он вылетал на выполнение боевых заданий командования.
    Виктор Миронов родился в деревне, но многие годы жил в Москве. Окончив ФЗУ, работал в Метрострое и одновременно учился в школе рабочей молодёжи, затем на рабфаке. Здесь его приняли в ряды Ленинского комсомола.
    В Июле 1937 года по специальному набору комсомолец Виктор Миронов был направлен в Борисоглебское военное авиационное училище. Во время Советско - Финляндской войны Лейтенант В. П. Миронов участвовал в боях на Карельском перешейке. Был награждён тогда медалью "За отвагу".
    С первых дней Великой Отечественной войны Миронов воевал на Карельском фронте. Был командиром звена, а затем эскадрильи 145-го истребительного авиационного полка 1-й авиационной дивизии, которая обеспечивала с воздуха 14-ю общевойсковую армию, действовавшую на Мурманском и Кандалакшском направлениях. Летали тогда лётчики полка на самолётах И-16 и ЛаГГ-3.
    В Заполярье враг располагал большим количеством новейших самолётов и отборными кадрами опытных пилотов. Советские Военно - Воздушные Силы имели здесь значительно меньше машин и в основном устаревших типов. Но превосходству противника в силе наши лётчики противопоставили беззаветную отвагу, мужество и возраставшее с каждым днём мастерство.
    Героически сражался с врагом лётчик - истребитель Виктор Миронов. Только за месяц, с 28 Августа по 29 Сентября 1941 года, он совершил 35 боевых вылетов, из них 10 - на разведку глубокого тыла и аэродромов противника, 14 - на штурмовку войск и переправ, 7 - на отражение налётов вражеской авиации и 4 - на сопровождение своих самолётов. В то время враг готовил новый удар на Мурманск. Поэтому для советского командования огромное значение имели сведения о дислокации войск противника.
    В те дни Виктор Миронов часто летал ведомым у известного советского аса Леонида Акимовича Гальченко  ( на фото он в центре, а справа сам В. П. Миронов ).
    7 Сентябри 1941 года, во время разведывательного полёта в районах Салмиярви, Луостари, портов Петсамо  ( Печенга )  и Линахамари, Лейтенант Миронов обнаружил большую автоколонну противника с войсками и боеприпасами, двигавшуюся от Петсамо к Титовке. Установив примерную численность противника и направление его движения, Миронов снизился до бреющего полёта и смело атаковал. Несколько вражеских автомашин с боеприпасами взорвалось. Советское командование в тот же день получило ценные сведения о накоплении немецких войск в районе Титовки.
    Когда на одном из участков фронта врагу удалось вклиниться в расположение советских войск, на помощь им были немедленно направлены наши истребители. В течение двух суток, 22 и 23 Сентября 1941 года, лётчики 1-й авиадивизии непрерывно атаковали вражеские позиции, обстреливая их из пушек и пулемётов. Среди них был и Виктор Миронов. Умело маневрируя самолётом, он точным пулемётным огнём подавил 2 огневые точки противника. Эффективность проведенной им штурмовки тогда же подтвердило командование наземных войск. В результате смелых действий советских лётчиков, своевременно пришедших на помощь пехоте, немецкие войска понесли тяжёлые потери и были отброшены на исходный рубеж.
    В боях лётчик Миронов из месяца в месяц совершенствовал свои тактические приёмы. Он умело использовал сопки и море для маскировки и неожиданного нападения на врага, с большим успехом применял внезапные атаки со стороны солнца.
    24 Сентября 1941 года Виктор Миронов в паре со своим командиром эскадрильи Леонидом Гальченко совершил новый успешный разведывательный полёт в тыл противника. Советские лётчики произвели тщательную разведку районов Титовки, Луостари, Петсамо. Собрав необходимые данные, они попутно совершили налёт на вражеский аэродром в окрестностях Луостари. Маскируясь складками местности, советские истребители снизились до 50 метров и на бреющем полёте подошли к цели. Лейтенант Миронов, расстреляв из пулемётов растерявшуюся прислугу зенитно - артиллерийских установок, обеспечил тем самым Капитану Гальченко атаку стоянок самолётов противника. За успешную разведку и штурмовку Виктору Миронову была объявлена благодарность командования ВВС 14-й армии.
    А через 2 дня командир звена Миронов совместно с лётчиком Ваулиным снова вылетел на разведку в район портов Петсамо и Линахамари. В портах наши лётчики обнаружили высадку на берег и движение войск противника. Установив путь их следования и проведя фотографирование, они начали штурмовку, поливая свинцом вражескую пехоту. Среди неприятельских солдат возникла паника. Спасаясь от огня советских истребителей, они разбегались. Враг потерял несколько десятков человек. Эффективность этой разведки была подтверждена фотоснимками лётчиков и командованием наземных войск.
    Только за 3 первых месяца войны Лейтенант В. П. Миронов совершил 127 успешных боевых вылетов, в том числе: 38 - на штурмовку немецких войск, 27 - на разведку аэродромов и тылов противника, 30 - на отражение налётов вражеской авиации на военные объекты и населённые пункты, 7 - на сопровождение своих самолётов. За это же время Миронов провёл 25 воздушных боёв и сбил лично 5 вражеских самолётов.
    Как - то раз незадолго до Нового года Лейтенант В. П. Миронов вылетел на разведку глубокого тыла противника. Уже темнело. Пролетая вдоль дороги, он обнаружил вражеский аэродром. Зенитки противника открыли огонь по советскому самолёту. Снаряды рвались недалеко от машины. Миронов развернулся и открыл огонь по зенитной батарее, а затем перенёс его на аэродром. Разведав силы противника и выведя из строя несколько самолётов, Миронов благополучно вернулся в своё расположение.
    Весной 1942 года Старший лейтенант В. П. Миронов летал вместе с командиром эскадрильи Майором Л. А. Гальченко. Товарищи знали: если Гальченко готовится к боевому вылету, то и самолёт Миронова уже стоит наготове. В те дни они чаще всего навещали вражеский тыл. Миронов провёл с Гальченко в воздухе немало часов и хорошо понимал командира в полёте по лёгкому покачиванию крыльев. Воздух сблизил, сдружил их.
    Красноармейская газета "Часовой Севера" от 8 Июня 1942 года, рассказывая об одном эпизоде большой боевой жизни двух замечательных лётчиков, писала:
    "Вот обе машины мчатся, прижимаясь к сопкам, туда, где за линией фронта враг чувствует себя в полной безопасности. Ведёт Гальченко... В одном месте сопки расступаются. Внизу на площадке - аэродром противника. "Ястребки" пикируют. Треск пулемётов. Начинают дымиться несколько подожжённых фашистских машин. Гальченко и Миронов это видят, когда делают второй круг. Они подсчитывают свои "трофеи", высматривают, где стоят макеты ложных самолётов, и исчезают так же неожиданно, как и появились. Впереди новая цель - порт. И здесь происходит то же. Вскоре Гальченко и Миронов летят домой, увозя ценные сведения об аэродроме противника и судах в порту".
    Виктор Миронов заслуженно считался в полку результативным и опытным лётчиком, которому командование доверяло самые ответственные задания. В одном из таких боевых вылетов проявились его бесстрашие и высокий профессионализм.
    6 Апреля 1942 года группа истребителей прикрытия в составе 7 "Харрикейнов" 767-го ИАП и 3 "Харрикейнов" 609-го ИАП, возглавляемая Виктором Мироновым на ЛаГГ-3, при сопровождении 7 бомбардировщиков СБ из 80-го БАП и 7 Пе-2 из 608-го БАП подверглась нападению 9 финских истребителей. В завязавшемся воздушном бою финны сбили 5 "Харрикейнов". Лишь одиночный ЛаГГ-3 Капитана Миронова продолжал сопровождать растянувшийся строй бомбардировщиков и отбивать атаки противника. В этом бою Миронову удалось не только помешать вражеским истребителям прицельно вести огонь по нашим бомбардировщикам, но и сбить один "Брюстер". Финским лётчикам удалось поджечь лишь один СБ, все остальные, во многом благодаря Капитану Миронову, благополучно вернулись на свой аэродром.
    За образцовое выполнение боевых заданий командования, успешное ведение воздушной разведки и добытые ценные данные о противнике, нанесение большого урона врагу и проявленные при этом отвгу и геройство 6 Июня 1942 года Старшему лейтенанту Виктору Петровичу Миронову было присвоено звание Героя Советского Союза. Этого звания был удостоен также его боевой друг и командир Майор Гальченко Леонид Акимович.
    В начале Августа группа наших штурмовиков, сопровождаемая истребителями, весь день успешно бомбила боевые порядки пехоты и артиллерию противника. Во время этой операции был совершен успешный налёт на вражеский аэродром.
    Советские самолёты шли на высоте 1500 - 2000 метров. На линии фронта враг открыл сильный огонь из зенитных орудий и пулемётов, пытаясь расстроить боевые порядки штурмовиков. Но наши машины, пробивая кольцо заградительного огня, неуклонно шли по заданному курсу. Внизу показался немецкий аэродром. На южной его стороне стояли 5 бомбардировщиков. "Илы" стремительно пошли в пике и снова взмыли вверх. Раздался взрыв, клубы дыма заволокли аэродром. В это время Миронов обнаружил большой транспортный самолёт Ju-52, стоявший на другой стороне поля. Совершив переворот через крыло, он ринулся вниз на цель. В результате его меткой пушечно - пулемётной очереди вражеский самолёт загорелся.
    На обратном пути советские лётчики заметили замаскированную вражескую колонну с военным грузом. Перейдя на бреющий полёт, они обстреляли немецкие автомашины и подводы из пушек и крупнокалиберных пулемётов. Большая часть колонны была уничтожена.
    Осенью 1941 года Виктор Миронов сражался уже в составе 609-го истребительного авиаполка. Накануне 25-й годовщины Октябрьской революции он дал слово своим боевым товарищам сбить самолёт - корректировщик противника, появлявшийся над позициями наших войск. И уже через несколько дней сдержал своё слово.
    Осенним вечером, как всегда вынырнув из - за облаков, немец повис в воздухе. Неожиданно, отрезая ему пути отхода, словно падая с большой высоты, устремились два советских истребителя. Вражеский самолёт резко свернул в сторону, но это ему не помогло. Очередь крупнокалиберного пулемёта прострочила кабину и мотор корректировщика. Затем ударила пушка. Вражеская машина, теряя высоту и смрадно дымя, упала на деревья и сгорела. Это был 22-й по счёту самолёт, сбитый Мироновым лично и в группе с другими лётчиками.
    К середине Февраля 1943 года Герой Советского Союза Капитан Миронов совершил 350 успешных боевых вылетов, сбил лично 10 и в групповых боях 15 вражеских самолётов.    За время войны освоил следующие типы истребителей: И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3, "Харрикейн", Р-40 "Киттихаук" и Р-39 "Аэрокобра". За отличное выполнение боевых заданий командования он был награждён орденом Красного Знамени и назначен сначала заместителем командира, а затем командиром авиационной эскадрильи.
    Опытный лётчик часто говорил своим боевым товарищам, что драться надо дружно, тактически грамотно, обороняясь, надо нападать. Недаром на фюзеляже своего самолёта Миронов нарисовал стрелу. Его боевой друг Капитан А. Демьяненко писал: "Машина Миронова была послушна любому его желанию. Она летела и вонзалась огнём в самое сердце фашистского стервятника, как стрела. Казалось, Миронов был рождён для воздушных боёв, как птица для полёта".
    16 Февраля 1943 года командир эскадрильи 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии Капитан В. П. Миронов, выполняя тренировочный полёт на новом истребителе Ла-5, в районе аэродрома Шонгуй сорвался в штопор и погиб. Он до последнего дыхания боролся за спасение новой боевой машины...
    Вся эскадрилья переживала утрату любимого командира. Он прожил неполных 25 лет. Боевые друзья запомнили его как искусного лётчика, стремительного и дерзновенного в борьбе с ненавистным врагом.
    Красноармейская газета "Боевой путь" писала в те дни: "Будьте такими, как Виктор Миронов !.."

    Пузанов Николай Васильевич

    Родился в 1921 году. Лётчик - истребитель.
    С Июня 1941 года Лейтенант Н. В. Пузанов на фронтах Великой Отечественной войны. По Сентябрь 1941 года сражался в составе 145-го истребительного авиационного полка, летал на И-16 и ЛаГГ-3; по Май 1945 года в 609-м истребительном авиационном полку, летал на ЛаГГ-3 и Ла-5.
    К концу войны Капитан Н. В. Пузанов сбил 8 самолётов противника лично и 12 - в группе с товарищами.
    Награждён орденами: Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

    Селезнёв Алексей Петрович

    Родился в 1914 году в Поныровском районе Курской области. С 1934 года в рядах Красной Армии. В ноябре 1936 года окончил Качинское военное авиационное училище лётчиков, служил в ВВС Ленинградского военного округа.
    Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в составе 7-го ИАП, летал на И-16. В воздушных боях лейтенант А. П. Селезнёв сбил в паре 1 самолёт противника.
    С июня 1941 года старший лейтенант А. П. Селезнёв на фронтах Великой Отечественной войны в должности старшего адъютанта 131-го ИАП (ВВС Южного фронта), летал на И-16 и ЛаГГ-3. 13 августа 1941 года в воздушном бою ранен в ногу. С сентября 1942 года - командир эскадрильи в 246-м ИАП (236-я ИАД, 5-я Воздушная армия, Закавказский фронт), летал на ЛаГГ-3. С декабря 1942 года по июнь 1943 года воевал в составе неустановленного авиационного полка, где сбил (по наградным документам) 3 самолёта противника лично и 1- в группе. С июня 1943 года - штурман 863-го ИАП (230-я ШАКД, 4-я Воздушная армия), с декабря 1943 года - командир полка, летал на ЛаГГ-3 и Ла-5. С декабря 1944 года - в составе 609-го ИАП, летал на Ла-5.
    К маю 1945 года майор А. П. Селезнёв выполнил около 200 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 8 и в составе группы 3 самолёта противника (в материалах последнего наградного листа говорится о 10 личных и 1 групповой победах).
    Награждён орденами: Красного Знамени (05.11.1941, 24.11.1942), Отечественной войны 1-й степени (29.04.1944).

    Юрилин Николай Васильевич

    Родился в 1918 году. С февраля 1939 года в рядах Красной Армии, призван Ленинградский РВК города Москвы. После окончания военного авиационного училища лётчиков служил в строевых частях ВВС.
    С 22 июня 1941 года лейтенант Н. В. Юрилин в действующей армии. До 1943 года воевал в составе 147-го  ( c 4 апреля 1942 года - 20-го Гвардейского )  истребительного авиационного полка ВВС 14-й армии Карельского фронта, командовал звеном, летал на "Киттихауках". Выполнил 222 боевых вылета, провёл 14 воздушных боёв, в которых сбил лично 1 и в составе группы 14 самолётов противника.
    В 1943 году воевал в составе 609-го истребительного авиационного полка, летал на ЛаГГ-3 и Ла-5. За время боевой работы на 3-м Прибалтийском фронте произвёл 107 боевых вылетов, провёл 9 воздушных боёв, в которых лично сбил 5 самолётов противника. После этого на 3-м Белорусском фронте произвёл 43 боевых вылета и провёл 3 воздушных боя, в которых под его руководством было сбито 3 самолёта противника.
    К маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 609-го истребительного Кёнигсбергский ордена Кутузова авиационного полка Гвардии капитан Н. В. Юрилин выполнил около 375 боевых вылетов. Проведя более 25 воздушных боёв, сбил 6 самолётов противника лично и 16 в группе с товарищами. Штурмовыми ударами уничтожил большое количество живой силы и техники.
    Награждён орденами: Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями.


      Яндекс.Метрика
      © 2015-2024 pomnirod.ru
      Кольцо генеалогических сайтов